Таможенные сборы: сущность, виды, порядок исчисления и уплаты

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:18, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является исследование такого фискального инструмента, как ставки таможенных сборов.
Актуальность данной работы определяется тем, что в условиях функционирования Таможенного союза, возникает необходимость в анализе вопросов администрирования таможенных доходов, которые с одной стороны увеличивают доходную базу федерального бюджета и составляют более 50%, а с другой оказывают экономическую поддержку отечественному производителю. При этом разница в уровне обложения таможенными сборами среди государств – членов Таможенного союза оказывает влияние на размер обеспечения уплаты таможенных пошлин в целом. А в связи с активной работой в части создания единого экономического пространства данный вопрос приобретает особую значимость.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Общие сведения о таможенных сборах………………………………..5
1.1. Понятие таможенные сборы, виды таможенных сборов………………..5
1.2. Правовые основы исчисления и уплаты таможенных сборов…………..6
Глава 2. Характеристика элементов таможенных сборов…………………….
2.1. Таможенные сборы за таможенные операции…………………………….9
2.2. Таможенные сборы за таможенное сопровождение и хранение………..15
2.3. Взыскание и возврат таможенных сборов………………………………...17
Глава 3. Проблемы взимания таможенных сборов в рамках Таможенного Союза……………………………………………………………………………..18
Заключение……………………………………………………………………….28
Список использованных источников…………………………………………...29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая таможенные сборы.docx

— 52.81 Кб (Скачать файл)

Особый интерес представляет механизм установления ставок  таможенных сборов за таможенные операции. Положения ст. VIII Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) предусматривает, что все сборы и платежи любого характера (кроме импортных и экспортных пошлин и налогов, о которых говорится в ст. III ГАТТ) должны быть ограничены по своей величине приблизительной стоимостью оказываемых услуг и не должны представлять собой косвенное покровительство для отечественных товаров или обложения импорта либо экспорта в фискальных целях.

Действующий на данный момент порядок установления ставок таможенных сборов за таможенные операции в Российской Федерации нуждается в пересмотре. Ставки таможенных сборов за таможенные операции установлены в Постановлении Правительства РФ от 28.12.2004 № 863 «О ставках таможенных сборов за таможенное оформление товаров» в зависимости от общей таможенной стоимости товаров и особенностей их перемещения. Размер таможенных сборов за таможенное оформление в РФ зависит от таможенной стоимости товаров, что не соответствует требованиям ВТО о приведении размера сборов в соответствие с уровнем затрат таможенного органа на проведение процедур таможенного оформления. При превышении таможенной стоимости на одну копейку размер таможенного сбора за таможенные операции может увеличиваться более чем в 1,5 раза, что крайне невыгодно для предпринимателей малого и среднего бизнеса. С другой стороны установление максимального размера ставки таможенного сбора удобно для организаций, имеющих многомиллионные внешнеторговые обороты. Данная методика определения ставок таможенных сборов за таможенное оформление является некорректной и в связи с тем, что по одной таможенной декларации может декларироваться один товар, таможенная стоимость которого будет достаточно велика. В то же время по одной таможенной декларации с использованием добавочных листов может быть задекларировано несколько товаров, общая таможенная стоимость которых будет меньше той, что заявлена в первом случае. Материальные же затраты таможенных органов в том и другом случае могут быть количественно равны.

В контексте данного вопроса интересно исследование порядка установления ставок таможенного сбора за таможенное оформления в Республике Беларусь и Республике Казахстан.

Постановлением Правительства Республики Казахстан от 21 января 2011 года № 24 утверждены ставки таможенных сборов, взимаемых таможенными органами. Ставки таможенных сборов за таможенное декларирование установлены в следующих размерах:

  • 60 евро за основной лист декларации на товары;
  • 25 евро за каждый добавочный лист декларации на товары.

Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 года     № 443 «О таможенных сборах» в действующей редакции устанавливает ставки таможенных сборов за таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу Республики Беларусь (кроме товаров для личного пользования), в том числе и за таможенное оформление вне определенных для этого мест и (или) времени работы таможенных органов, в зависимости от кода ТН ВЭД: от 20 до 50 евро за таможенное оформление товаров в определенных для этого местах и во время работы таможенных органов и от 30 до 60 евро вне определенных для этого мест и (или) времени работы таможенных органов21.

Представляется необходимым изменение методики установления ставок таможенных сборов за таможенное оформление, сочетающее в себе достоинства методик трех государств-членов Таможенного союза, то есть необходимо установление фиксированных ставок таможенных сборов за таможенное оформление в зависимости от кода ТН ВЭД товара,  количества товаров, оформляемых по одной декларации, региона, в котором осуществляется таможенное оформление.

Борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей - важное средство против накопления и использования преступностью неправомерных доходов. Многие исследователи считают, что решить задачи борьбы с уклонением от уплаты таможенных платежей можно путем совершенствования законодательства в данной области.

Криминологические исследования показывают, что вхождение в рыночную экономику породило серьезное противоречие между складывающимся способом производства и организационно-хозяйственными решениями, реализующими основные направления экономической политики. Экономическая преступность, уклонение от уплаты таможенных платежей, в частности, является порождением специфической экономической и социально-правовой политики, что характерно для реформируемой экономики. Источник этих недостатков - отсутствие эффективной законодательной базы, необходимой для цивилизованного регулирования рыночных отношений, в совокупности с системой мер политического, социально-экономического, нравственно-этического и идеологического характера.

Своевременным является предложение Министерства финансов РФ, направленное в правительство о создании при судах специальных коллегий по рассмотрению налоговых споров. К ведению коллегий должны быть отнесены споры между налоговыми, таможенными органами, с одной стороны, и физическими и юридическими лицами, - с другой22.

Криминогенным фактором является то, что таможенное право РФ имеет много пробелов и нередко вступает в противоречия с другими отраслями права, содержит внутренние коллизии. Например, при уклонении от уплаты таможенных платежей уголовный закон устанавливает штрафные санкции ниже, чем таможенный закон. По поводу конфискации неправомерных доходов имеются также существенные разногласия. Сами же законы на практике в большинстве случаев не действуют без ведомственных нормативных актов, поясняющих порядок и механизм их применения. В правоотношениях, складывающихся по поводу уплаты таможенных платежей и налогов, ведомственные акты оказываются обладающими большой юридической силой, чем собственно законы о налогах. Должностные лица, занимающиеся на местах взиманием таможенных платежей в силу своего статуса, руководствуются именно подзаконными актами. Известно, что интересы общества в целом и отдельного ведомства могут не совпадать. Различие целей заставляет создателей ведомственных нормативных актов переступать нечеткие рамки таможенного и налогового законодательств, "поправлять" его нормы соответственно понимаемым ими актуальным задачам своего органа.

Анализ законодательства с позиции ценности и силы конкретных норм как средства правового воздействия на экономическое поведение показал его крайнюю неэффективность из-за несогласованности норм, призванных урегулировать одни и те же общественные отношения.

Уклонения от уплаты таможенных платежей совершаются, как правило, при пособничестве сотрудников правоохранительных органов, в том числе служащих таможенной службы, использующих служебное положение в целях совершения преступления. Отсутствие в составе рассмотренной статьи квалифицирующих признаков совершения данного преступления должностным лицом с использованием служебного положения позволяет преступникам уклониться от уплаты таможенных платежей без действенной угрозы понести наказание, которое соответствовало бы реальной общественной опасности данного деяния23.

Уклонение от уплаты таможенных платежей посягает на финансовую систему государства и является видом налоговых преступлений. Поэтому в результате совершения преступлений объекту данных преступлений в случае непоступления в бюджет платежей в запланированном объеме и времени, причиняется один и тот же вред в виде:

- упущенной выгоды;

- невозможности выполнить  государством финансовых обязательств  расходной части бюджета в  связи с полным или частичным  отсутствием денежных средств;

- нанесение ущерба экономической  безопасности государства.

Однако законодатель по-разному криминализирует эти деяния. Во-первых, криминализируя налоговые преступления, законодатель выделяет уклонение физического лица от уплаты налога и уклонение от уплаты налога с организаций, в то время как при уклонения от уплаты таможенных платежей такого разделения не предусмотрено.

Во-вторых, уголовная ответственность за уклонение физического лица от уплаты налога наступает при неуплате налога и (или) страхового взноса в размере, превышающем двести минимальных размеров оплаты труда. Выделен также особо крупный размер - от пятьсот минимальных расчетных показателей. При уклонении от уплаты налога или страхового взноса с организации крупным размером признается сумма, превышающая одну тысячу, особо крупным - пять тысяч минимальных размеров оплаты труда.

При уклонении от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица и с организаций крупным размером признается сумма, превышающая одну тысячу, а особо крупным три тысячи минимальных размеров оплаты труда.

В-третьих, за совершение этих, по сути, идентичных преступлений предусмотрены различные санкции.

Таким образом, позиция законодателя в этих вопросах отличается значительным разнобоем и нелогичностью. Более приемлемым является подход законодателя к вопросу о криминализации налоговых преступлений как более дифференцированный и последовательный. Можно предложить законодателю сформулировать две нормы - за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с физического лица; за уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации.

Также главной особенностью является то, что на современном этапе аналитическая обработка информации по динамике и структуре таможенных платежей ведется лишь на уровне региональных таможенных управлений, анализ производится в Главном научно-исследовательском вычислительном центре при Федеральной таможенной службе РФ. На сегодняшний день отсутствует система факторов взимания таможенных платежей, следовательно, нет четкой методологии статистического анализа таможенных платежей, которая отвечала бы современным требованиям международной статистической отчетности, и в таможнях не ведется аналитическая работа в этом направлении, присутствует только сбор информации и её систематизация. Таким образом, не разработана база для формирования статистической отчетности таможенных органов по взиманию таможенных платежей. Поэтому актуальным аспектом деятельности таможенных органов является совершенствование методологии статистики таможенных платежей24.

Из анализа таможенного законодательства следует, что правонарушения, связанные с уклонением от уплаты таможенных платежей - это совершение действий, направленных на неправомерное освобождение от таможенных платежей или их занижение, либо направленных на необоснованный возврат уплаченных таможенных платежей, а равно неуплата таможенных платежей в установленные сроки при реальной возможности их уплаты, либо обращение в таможенные органы о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей без намерений исполнить взятые на себя обязательства к установленным срокам, или заведомое представление ложных гарантий третьих лиц об обеспечении уплаты таможенных платежей.

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в современных условиях при определении уровня таможенно - тарифного обложения в целом и разработке предложений по установлению конкретных размеров ставок таможенных платежей приоритетными основными задачами, решение которых должно обеспечиваться с помощью тарифа, являются следующие:

1. Обеспечение формирования доходной части федерального бюджета за счет таможенных платежей.

2. Защита отечественного рынка и  создание  возможностей  для развития национального производства.

3. Создание необходимых предпосылок, стимулирующих развитие

конкуренции.

4. Получение торгово-политических уступок от стран - торговых партнеров Российской Федерации.

5. Обеспечение решения социально значимых задач, создание возможностей для смягчения кризисных ситуаций и социальной напряженности.

Очевидно, что при разработке мер таможенно-тарифного регулирования необходим учет всех перечисленных выше факторов.

В международной таможенной практике это - основа таможенных тарифов и статистики, мировой стандарт классификации товаров. На этой основе появится возможность усовершенствовать процедуру взимания   Таможенных   платежей   путем усиления контроля за определением страны происхождения и таможенной стоимости товаров.

Как выяснилось, нормативно – правовая база таможенно–тарифного регулирования в России имеет ряд особенностей, в частности:

- нестабильность и недостаточно  высокий уровень систематизации;

- значительный удельный  вес подзаконных актов, прежде всего издаваемых ГТК РФ;

- должностные лица таможенных  органов наделены значительными  дискреционными полномочиями, реализуемыми  ими по собственному усмотрению.

Поэтому особую актуальность приобретает проблема информирования и консультирования участников внешнеэкономической деятельности по вопросам таможенно – тарифного регулирования.

Обеспечение их информацией о причинах принятого таможенными органами решения, его действия или бездействия и консультирование по вопросам таможенного законодательства представляют собой важную юридическую гарантию защиты лица, выступающего субъектом таможенных правоотношений, от возможных проявлений административного произвола со стороны должностных лиц таможенных органов.

Решить задачи уголовно-правовой борьбы с уклонением от уплаты налогов можно путем совершенствования уголовного законодательства и, что не менее важно, соответствующей правоприменительной практики. Проблема уголовно-правовой охраны финансовой сферы - это проблема дефицита не столько самих уголовно-правовых норм, сколько практики их применения. Применение уголовно-правовой нормы, предусматривающей ответственность за уклонение от уплаты таможенных платежей, в настоящее время вызывает трудности, связанные с тем, что уголовное, административное, таможенное и налоговое законодательство не унифицировано, а деятельность налоговых, таможенных и правоохранительных органов по применению санкций зачастую не согласуется.

Информация о работе Таможенные сборы: сущность, виды, порядок исчисления и уплаты