Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить сущность и содержание понятия тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства.
Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить основные условия эффективности применения данного инструментария;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин..................................................................................5
1.1 Тарифная политика и механизм тарифного регулирования..............................5
1.2 Механизм взимания таможенных пошлин..........................................................9
2 Анализ тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин в Таможенном союзе....................................................................................................15
3 Пути повышения эффективности применения таможенных пошлин для регулирования ВЭД...................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список использованных источников.......................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

Механизм взыскания таможенных пошлин предусматривает возврат  (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм вывозных таможенных пошлин осуществляется в порядке и случаях, установленных законодательством государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание вывозных таможенных пошлин.

Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм ввозных  таможенных пошлин осуществляется в  порядке, установленном законодательством  государства-члена таможенного союза, в котором произведена уплата и (или) взыскание таких таможенных пошлин с учетом особенностей, установленных  международным договором государств-членов таможенного союза. [14]

Таможенный кодекс Республики Беларусь 2007 года предполагает, что такой  возврат возможен, если с момента  уплаты или взыскания прошло менее  трех лет.

Процедура возврата подразумевает, что  плательщик фактически обращается в  таможенный орган с письменным заявлением. В заявлении указывается основание  возврата и сумма, подлежащая возврату. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие сведения. Таможенный орган рассматривает заявление  и в месячный срок осуществляет возврат  или дает письменный мотивированный отказ. Возврат осуществляется на тот же счет, с которого производилась оплата таможенных пошлин. На излишне уплаченные либо взысканные суммы проценты не начисляются. Не востребованные в течение трех лет платежи становятся собственностью бюджета и учитываются таможней по статье «Прочие доходы».

Стоит отметить также, что помимо вышеперечисленных  пошлин для защиты экономических  интересов государств-членов Таможенного  союза могут применяться специальные  пошлины: защитные, антидемпинговые  и компенсационные. Их применение и  исчисление регулируется Соглашением  о применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных  мер по отношению к третьим  странам от 25 января 2008 года, утвержденным Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего  органа Таможенного союза) на уровне глав правительств от 21 мая 2010 года №37. Введению специальной защитной, антидемпинговой или компенсационной меры при импорте товара предшествует расследование.

Специальная защитная мера может быть применена к товару только в том случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт этого товара на единую таможенную территорию Таможенного союза осуществляется в таких возросших количествах и на таких условиях, что это причиняет серьезный ущерб отрасли экономики государств Таможенного союза или создает угрозу причинения такого ущерба. По усмотрению компетентного органа может быть введена предварительная специальная пошлина на срок, не превышающий 200 дней, при условии одновременного продолжения расследования.

Срок действия специальной защитной меры не должен превышать 4 года, за исключением  случая продления срока действия такой меры. Общий срок действия специальной защитной меры, включая  срок действия предварительной специальной  пошлины и срок, на который продлевается действие специальной защитной меры, не должен превышать 8 лет. Специальная  защитная мера не может повторно применяться  
к товару, к которому ранее применялась специальная защитная мера,  
в течение срока, равного сроку действия предыдущей специальной защитной меры.

Антидемпинговая мера может быть применена к товару, являющемуся предметом демпингового импорта, в случае, если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики.

Демпинговая маржа определяется компетентным органом на основе сопоставления:

1) средневзвешенной нормальной  стоимости товара со средневзвешенной  экспортной ценой товара;

2) средневзвешенной нормальной  стоимости товара с экспортными  ценами товара по индивидуальным  сделкам при условии существенных  различий в цене товара в  зависимости от покупателей, регионов  или периода поставки товара;

3) нормальной стоимости товара  по индивидуальным сделкам с  экспортными ценами товара по  индивидуальным сделкам.

Ущерб отрасли экономики государств таможенного союза вследствие демпингового импорта устанавливается на основе результатов анализа объема демпингового импорта, влияния такого импорта  на цены аналогичного товара на рынке  государств таможенного союза и  на производителей аналогичного товара в государствах таможенного союза.

В случае если информация, полученная до завершения расследования, свидетельствует  о наличии демпингового импорта  и обусловленного этим ущерба отрасли  экономики государств таможенного  союза, компетентным органом на основании  доклада, содержащего предварительное  заключение, принимается решение  о применении антидемпинговой меры посредством введения предварительной  антидемпинговой пошлины в целях  предотвращения ущерба отрасли экономики  государств таможенного союза, причиняемого демпинговым импортом в период проведения расследования.

Предварительная антидемпинговая  пошлина не может быть введена  ранее чем через 60 календарных  дней с даты начала расследования. Ставка предварительной антидемпинговой  пошлины должна быть достаточной  для устранения ущерба отрасли экономики, но не выше размера предварительно рассчитанной демпинговой маржи.

Размер антидемпинговой пошлины  должен быть достаточным для устранения ущерба отрасли экономики государств таможенного союза, но не выше размера  рассчитанной демпинговой маржи.

Компенсационная мера может быть применена к импортированному товару, при производстве, экспорте или транспортировке которого использовалась специфическая субсидия экспортирующего иностранного государства, в случае если по результатам расследования, проведенного компетентным органом, установлено, что импорт такого товара на единую таможенную территорию государств таможенного союза причиняет материальный ущерб отрасли экономики, создает угрозу причинения такого ущерба или существенно замедляет создание отрасли экономики.

Компетентным органом может  быть введена предварительная компенсационная  пошлина, которая не может быть введена  ранее, чем через 60 календарных дней с даты начала расследования. Предварительная  компенсационная пошлина вводится в размере, равном предварительно рассчитанной величине специфической субсидии экспортирующего  иностранного государства на единицу  субсидируемого и экспортируемого  товара.

Ставка компенсационной пошлины  не должна превышать размер специфической  субсидии экспортирующего иностранного государства, рассчитанный на единицу  субсидируемого и экспортируемого  товара. [12]

На практике специальные пошлины  применяются достаточно широко.

На сегодняшний день Единый таможенный тариф Таможенного союза уже  претерпел некоторые изменения  со дня, когда был впервые введен. Стоит сказать о его нынешнем состоянии.

В структуре ЕТТ ТС содержится 11 170  кодов ТН ВЭД, для которых установлена ставка ввозной таможенной пошлины, что позволяет характеризовать таможенный тариф как весьма детализированный, отвечающий международным стандартам.

Как и в тарифах многих зарубежных стран, в ЕТТ ТС наиболее распространены адвалорные ставки ввозных пошлин: их доля в общем числе тарифных позиций составляет примерно 80,85 %, тогда как на долю комбинированных и специфических ставок приходится 19,15 %. (Приложение А)

Средняя ставка действующего тарифа составляет 10,5 %.

ТТ ТС содержит десять диапазонных  уровней (0 %, 5 %, 10 %, 15 %,    20 %, 25 %, 30 %, 50 %, 75 %, 80 %). На каждый из которых приходится своя доля. (Приложение Б)

Нулевые ставки таможенных пошлин составляют 14,1 % (1579 товарных позиции). 5 % ставки таможенных пошлин занимают 28,44 % и составляют 3177 товарных позиций. 10 % ставки таможенных пошлин занимают 16,1 % и составляют 1794 товарных позиций. 15 % ставки таможенных пошлин занимают 17,1 % и составляют 1907 товарных позиций. 20 % ставки таможенных пошлин занимают 4,87 % и составляют 544 товарных позиций.    35 % ставки таможенных пошлин занимают 0,26 % и составляют 29 товарных позиций. Специфические и комбинированные ставки таможенных пошлин занимают 19,15 % и составляют 2140 товарных позиций. [4]

Однако следует учитывать, что  с 1 января 2012 года вступает в силу новый  Единый таможенный тариф Таможенного  союза и это повлечет за собой  изменение структуры всех показателей.

 

3 Пути повышения эффективности применения таможенных пошлин для регулирования ВЭД

 

Основными (и рекомендуемыми ВТО) мерами регулирования ВЭД являются тарифные. Они воздействуют на ВЭД косвенно, через цену товара. Существуют и иные факторы, оказывающие влияние на цену:

  • эластичность спроса на товар;
  • возможность производства и потребления отечественных аналогов;
  • наличие равных условий для импорта и реализации товаров всеми участниками ВЭД;
  • эффективность таможенного администрирования (например, в РБ значительное количество товаров ввозится из РФ нелегально. В таких условиях эффективность тарифных мер значительно снижается).

Но основным условием эффективности  таможенной пошлины является ее соответствие разнице цен на отечественный  товар на внутреннем рынке и цене аналогичного товара на мировом рынке. Если пошлина компенсирует эту разницу  цен (или превышает ее) – пошлина  может выполнять защитную функцию.

Многие, аналогичные по потребительским  свойствам, импортные товары производятся в Республике Беларусь или их производство может быть организовано в нашей  стране на экономически выгодных условиях. Но некоторые товары могут попасть  на внутренний рынок только путем  ввоза из других стран. К их числу  относятся отсутствующие в Республике Беларусь природные ресурсы, чай, кофе, тропические фрукты и т.д. Кроме  того, следует принимать во внимание объем потребления конкретного  товара внутренним рынком. При незначительном потреблении его производство в  Республике Беларусь может оказаться  возможным, но экономически нецелесообразным. На товары, имеющие отечественные аналоги, пошлины должны устанавливаться с учетом соотношения между мировыми и национальными издержками на производство товара и ценами на него. Эти соотношения могут значительно отличаться для различных товаров, что предопределяет необходимость дифференциации ставок таможенных пошлин по группам и видам товаров. В отношении массово ввозимых товаров таможенные пошлины могут устанавливаться для конкретных товаров или изделий с учетом их индивидуальных особенностей.

Напомним, что экономической основой  величины импортных таможенных пошлин является соотношение между мировыми и национальными ценами для импортных  и аналогичных отечественных  товаров.

Если таможенные пошлины, установленные  в соответствии с существующим в  данный момент соотношением цен, то они  выравнивают условия конкуренции  и не создают преимуществ для  тех или других товаров. Такие  пошлины выполняют стабилизирующую  функцию.

Ввозные пошлины могут быть установлены  выше разницы между мировыми и  национальными ценами. В этом случае они будут выполнять протекционистскую  функцию, ограничивая допуск на внутренний рынок импортных товаров, а при  высоком уровне таможенной пошлины  – практически запрещать этот ввоз (т.н. запретительные таможенные пошлины).

Если величина таможенной пошлины  значительно меньше указанной разницы  цен, она не будет выполнять защитной функции и пошлина не может  быть эффективным инструментом внешнеторговой политики. Но, как правило, при этом страна не вправе (из – за членства в ВТО или опасности ответных санкций) значительно увеличить  ставки таможенных пошлин. В настоящее  время это явление имеет повсеместный характер.

Таможенные пошлины, установленные  ниже разницы между мировыми и  национальными ценами, создают благоприятные  условия для импорта товаров  и их функцию можно рассматривать  как стимулирующую импорт товаров. Применяя такие ставки таможенных пошлин, государство обостряет конкуренцию  на внутреннем рынке. Как правило, это  сопровождается снижением цен на товары и вынуждает отечественных  производителей выпускать конкурентоспособную  продукцию.

Таможенные пошлины, применяемые  к товарам, не имеющим отечественных  аналогов, могут выполнять функцию  стимулирования их производства (переработки) в стране. Например, стоимость обработанного  и подготовленного к употреблению кофе в несколько раз дороже исходного  сырья – сырых кофейных зерен. При значительном объеме потребления  такого товара внутренним рынком, целесообразно  производить экспорт сырого кофе и его последующую переработку  внутри страны.

И, что естественно, любая пошлина  выполняет фискальную функцию, обеспечивая  доходы бюджета.

На основании вышеизложенного  можно сделать следующие выводы:

  1. Уровень пошлины сам по себе, вне сопоставления с уровнем мировых и национальных цен на товар, не отражает выполняемую пошлиной функцию.
  2. Если на различные товары установлены одинаковые по величине пошлины, то это не означает, что все они выполняют одну функцию.
  3. Размер пошлин следует корректировать с учетом меняющихся условий конкуренции на товары зарубежных и отечественных производителей в соответствии с приоритетами экономической политики государства.
  4. Если в различных странах установлены одинаковые ставки таможенных пошлин, то это не значит, что они выполняют одинаковые функции.
  5. Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, экономика которых менее конкурентоспособна, национальные издержки производства выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах применяются более высокие импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Этим развивающиеся страны защищают свою промышленность от конкуренции экономически развитых стран.
  6. Экспортная (вывозная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства (группы государств). Как правило, экспортная таможенная пошлина применяется государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с богатым запасов природных ресурсов. Экспортные таможенные пошлины применяются в целях монополии на производство или сбыт какого-либо товара, сохранения национальных ресурсов, с тем, чтобы сократить их вывоз до определенного предела. При этом государство перераспределяет в свою пользу часть доходов, получаемых от экспорта природных ресурсов.

Информация о работе Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД