Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 00:26, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – определить сущность и содержание понятия тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности государства.
Задачи, поставленные для достижения цели, можно представить как:
- определить инструменты тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- обозначить основные условия эффективности применения данного инструментария;

Содержание

Введение.......................................................................................................................4
1 Теоретические аспекты формирования тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин..................................................................................5
1.1 Тарифная политика и механизм тарифного регулирования..............................5
1.2 Механизм взимания таможенных пошлин..........................................................9
2 Анализ тарифной политики и механизма взимания таможенных пошлин в Таможенном союзе....................................................................................................15
3 Пути повышения эффективности применения таможенных пошлин для регулирования ВЭД...................................................................................................23
Заключение.................................................................................................................27
Список использованных источников.......................................................................28

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая работа - Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД.docx

— 91.10 Кб (Скачать файл)

 

1.2 Механизм  взимания таможенных пошлин

Как говорилось ранее, основой тарифного регулирования  является применение таможенных пошлин к товарам, перемещаемым через таможенную границу государства.

Таможенная пошлина - обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при импорте или экспорте товара и являющийся условием импорта или экспорта.

Таможенные  пошлины классифицируются по следующим  признакам:

1. По направлению  движения товара:

  • импортные (ввозные);
  • экспортные (вывозные);
  • транзитные;

2. С учетом характера закрепления  (установления):

  • автономные;
  • конвенционные;
  • преференциальные;

3. По экономическому характеру:

  • фискальные;
  • протекционистские;
  • стимулирующие.

Импортная (ввозная) таможенная пошлина взимается с иностранных товаров при их ввозе на таможенную территорию государства (группы государств). Это наиболее распространенный вид таможенных пошлин.

Пошлины на товары, имеющие отечественные  аналоги, должны устанавливаться с  учетом соотношения между мировыми и национальными издержками на производство товара и ценами на него. Эти соотношения  могут различаться для всевозможных товаров, что предопределяет необходимость    дифференциации ставок таможенных пошлин по группам и видам товаров. В  отношении массово ввозимых товаров  таможенные пошлины могут устанавливаться  для конкретных товаров или изделий  с учетом их индивидуальных особенностей.

Уровень ввозных пошлин, как, правило, выше в тех странах, экономика  которых менее конкурентоспособна, национальные издержки производства выше, а качество продукции ниже мирового уровня. В развивающихся странах  применяются более высокие импортные  пошлины, чем в экономически развитых странах. Этим развивающиеся страны защищают свою промышленность от конкуренции  экономически развитых стран.

Экспортная (вывозная) таможенная пошлина взимается с товаров, вывозимых за пределы таможенной территории государства (группы государств). Вывозная пошлина применяется государствами с недостаточно развитой экономикой либо государствами с богатыми запасами природных ресурсов. Данные пошлины применяются в целях монополии на производство и сбыт какого-либо товара, сохранения национальных ресурсов с тем, чтобы сократить их вывоз до определенного предела. При этом государство распределяет в свою пользу часть дохода, полученного от экспорта природных ресурсов.

Тем не менее, экспортные пошлины противоречат природе рыночных отношений, так  как их взимание повышает цену вывозимых  товаров и понижает их конкурентоспособность  на мировом рынке. Это может привести    к отказу в приобретении экспортируемых товаров, что приведет к негативным процессам в национальной экономике. Экспортные пошлины имеют ограниченное применение и ряд стран, ранее  взимавших такой вид пошлин, в  настоящее время отказался от них. Так, например, Конституция США  запрещает использование экспортных пошлин.

Так как основным ограничением применения экспортных таможенных пошлин являются цены мирового рынка на конкретный товар, при определенных условиях могут  складываться благоприятные обстоятельства для пополнения валютных запасов государства.

Транзитные пошлины – взимаются за перемещение товара через территорию государства. В настоящее время практически не применяются. [13, с. 33 - 36]

Автономные пошлины устанавливаются государством вне зависимости от существующих договоров и международных обязательств.

Конвенционные пошлины – пошлины, закрепляемые в рамках договоров и международных обязательств (от слова конвенция – международное соглашение).

В связи с распространением в  международной торговле правового принципа наиболее благоприятствуемой нации (или режима наибольшего благоприятствования - РНБ), который реализуется установлением во взаимной торговле режима наибольшего благоприятствования, конвенционные ставки таможенных пошлин, применяемые в отношении товаров, происходящих из стран, с которыми государство имеет юридически закрепленный принцип РНБ, получили название ставок РНБ. Значение ставок РНБ ниже, чем величина автономных ставок.

В мировой практике данный вид ставок получил наибольшее распространение.

Преференциальные пошлины – пошлины с пониженными ставками, устанавливаемые развитыми государствами в отношении товаров, происходящих из развивающихся и наименее развитых стран, в рамках Общей системы преференций (ОСП). [13, с.38]

Фискальные пошлины обеспечивают максимально возможный приток доходов в государственную казну. В принципе любая пошлина пополняет бюджет и выполняет фискальную функцию. Но есть товары, которые облагаются пошлинами исключительно в фискальных целях. Примером могут служить импортные пошлины на товары, которые в данной стране не производятся (тропические фрукты в РБ).

Протекционистские пошлины устанавливаются для защиты национальной промышленности от более конкурентоспособной иностранной продукции. Они обычно применяются на этапе индустриализации или развития отдельных отраслей.

Уровень ввозных пошлин, как правило, выше в тех странах, в которых  экономика менее конкурентоспособна, национальные издержки производства относительно выше, а качество ниже мирового уровня. В развивающихся странах на промышленные товары применяются более высокие  импортные пошлины, чем в экономически развитых странах. Высокие ввозные  пошлины защищают промышленность развивающихся  стран от конкуренции экономически развитых стран. Длительное их применение моет привести к застою в производстве, т.к. из-за отсутствия иностранной конкуренции  снижается стремление к повышению  производительности труда и техническому развитию.

Пошлина может выполнять стимулирующую функцию в случае, если в страну в большом количестве ввозится импортный товар, облагаемый высокой ставкой. При этом у иностранного или отечественного производителя (инвестора) появляется экономический интерес организовать производство этого товара в стране ввоза. При неизменной цене внутреннего рынка, на первых порах, это позволит ему получать высокую прибыль за счет того, что ранее уплачиваемая в бюджет пошлина будет доставаться ему. [13, с.34]

По видам ставок пошлины бывают:

  • адвалорные - наиболее распространенные, устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товара, например: 10% Является основным видом ставок таможенных пошлин. ВТО рекомендует применять исключительно адвалорные ставки;
  • специфические - устанавливаются в евро на единицу товара в натуральных единицах измерения, например: 1 евро/кг, 3 евро/пару;
  • комбинированные – сочетают оба вышеуказанных вида ставок и бывают двух типов:

1. например, 15% но не менее 2 евро/шт.

2. например, 10% плюс 3 евро/кг (она так же называется смешанной).

Для первого случая при расчете  суммы таможенной пошлины применяется следующее правило:

1) исчисляется сумма таможенной  пошлины с применением адвалорной  составляющей комбинированной ставки  пошлины;

2) исчисляется сумма пошлины  с применением специфической  составляющей комбинированной ставки  пошлины;

3) уплате подлежит наибольшая  из исчисленных сумм таможенных  пошлин по адвалорной и специфической  составляющим.

Адвалорные ставки таможенных пошлин наиболее распространены в мировой  практике. Свои рекомендации по применению исключительно адвалорных ставок пошлин ВТО мотивирует тем, что цена товара, сформированная рынком в условиях свободной  конкуренции является наиболее общей  и интегрированной характеристикой  товара, отражающей его нужность, полезность, востребованность, качество и т.д. и  поэтому именно эту величину (цену) нужно облагать пошлиной.

Эффективному применению адвалорных ставок мешают существующие сложности  с верным определением таможенной стоимости. Импортеры стараются ее занизить, что снижает сумму таможенной пошлины.

С точки зрения ВТО неадвалорные (специфические и комбинированные) ставки обоснованно могут применяться  развивающимися странами в связи  с несовершенством их таможенного  администрирования (невозможности  эффективно контролировать таможенную стоимость товаров). Принципиальное отличие специфической ставки от адвалорной ставки заключается в  отсутствии прямой зависимости от конъюнктуры  мирового рынка, т.е. от роста или  снижения цен. Но на ее применение не влияют возможные махинации с таможенной стоимостью товаров.

Комбинированные ставки могут применяться  для товаров, в отношении которых  возможно объективное колебание  цен в зависимости от уровня качества, престижности марки и т.д. Комбинированная  ставка позволяет эффективно облагать дешевые и дорогие товары, при  этом в отношении дешевого будет  применяться специфическая составляющая ставка, а в отношении дорого –  адвалорная.

В международной практике может  применяться более детальная  классификация. Для оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров, в первую очередь, сельскохозяйственной продукции, имеющей сезонный характер, национальными законодательствами государств могут устанавливаться сезонные пошлины, срок действия которых не превышает 6 месяцев в году.

Они связаны с так называемыми  сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены, циклически меняющиеся по временам года. Цены дифференцируются по сезонам с учетом различий в издержках производства, соотношения спроса и предложения на такие товары. В зависимости от сезона розничные цены изменяются с целью улучшения организации розничного товарооборота и увеличения емкости рынка. Механизм взимания сезонных пошлин предполагает, что в период их действия ставки таможенных пошлин, установленные по данным товарным позициям, в таможенном тарифе не применяются. Полномочия по введению сезонных пошлин закреплены за правительством государства-импортера. [13, с.40 - 41]

Международное право дает государствам объективную возможность защиты от экономического ущерба национальных производителей в результате неожиданных изменений на рынке и экономической экспансии других стран. Поэтому кроме вышеперечисленных могут применяться особые виды таможенных пошлин.

Специальные пошлины применяются как защитная мера, если товары ввозятся в страну в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров или как ответная мера на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы страны-импортера, со стороны других государств или их союзов.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях экспорта на таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране экспорта в момент этого экспорта, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере.

Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию товаров, при производстве или вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям подобных товаров либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров в стране-импортере.

Применению особых видов таможенных пошлин (специальных, антидемпинговых  и компенсационных) предшествует расследование, проводимое в целях доказательства обоснованности их применения и обоснования  величины ставок. Расследование проводится для каждого случая, и размер специальной  пошлины должен быть соотносим с  величиной установленного расследованием демпингового занижения цены, субсидий и выявленного ущерба. [13, с.41 - 42]

В ряде случаев национальными законодательствами может быть предусмотрена тарифная квота - пониженное значение ставки таможенной пошлины в случае, если объем импорта или экспорта товаров не превышает установленного количества (квоты). Когда объем импорта или экспорта превышает величину квоты, начинает применяться повышенная ставка.

Вариантами тарифного квотирования могут выступать представление льготного (преференциального) режима для импорта определенного количества товаров либо импорта товаров из определенной страны (группы стран) по льготной ставке пошлины. Тарифное квотирование является торгово-политическим инструментом комбинированного характера, сочетающего элементы экономического и административного воздействия. Тарифное квотирование активно применяется многими странами, например, в ЕС, а также предусмотрено Соглашением по сельскому хозяйству в рамках ГАТТ/ВТО.

Что касается механизма взимания пошлин, оговоренных выше, то обязанность  по их уплате возлагается на декларанта либо лицо, заинтересованное в перемещении  товаров через таможенную границу  государства. Объектом обложения таможенными пошлинами, налогами являются товары, перемещаемые через таможенную границу. Базой для исчисления таможенных пошлин в зависимости от вида товаров и применяемых видов ставок является таможенная стоимость товаров и (или) их физическая характеристика в натуральном выражении. Таможенные пошлины чаще всего исчисляются плательщиком самостоятельно. Сумма таможенных пошлин, подлежащих уплате и (или) взысканию, определяется путем применения базы для исчисления таможенных пошлин и соответствующего вида ставки таможенных пошлин.

Сроки уплаты таможенных пошлин устанавливаются  законодательством государств-импортеров, так же как и условия изменения  этих сроков. В части уплаты вывозных таможенных пошлин в некоторых государствах предусмотрены авансовые платежи, представляющие собой своеобразный резерв денежных средств, находящийся  у таможенных органов. Зачисление средств  в счет уплаты таможенных пошлин должно быть произведено с письменного  разрешения владельца данных денежных средств. Кроме того государства при взимании платежей используют тарифные преференции (о них упоминалось ранее – общая система преференций) и тарифные льготы (льготы по уплате таможенных платежей).

Информация о работе Таможенные пошлины и условия их эффективного применения для регулирования ВЭД