Таможенные платежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2012 в 10:59, дипломная работа

Краткое описание

Характер и задачи внешнеэкономического, в том числе тарифного регулирования тесно связано с общей экономической обстановкой в стране, с внутренними и внешними условиями ее развития. Тарифное регулирование для России, богатой природными ресурсами, имеющей гигантский потенциал для развития, создаёт мощную корневую систему, которая обеспечивает устойчивый рост экономики России. Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим масштабам и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности.

Таможенный тариф представляет собой наиболее распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования. Таможенно-тарифное регулирование осуществляется посредством установления ставок экспортных и импортных пошлин на товары, и за счет этого, повышая или понижая их, государство регулирует внешнеторговый оборот.

Содержание

Введение

Глава 1. Законодательно-правовое регулирование таможенно-тарифной деятельности

1.1 Основные положения федеральных законов и «О таможенном тарифе» № 5003-I и «О таможенном регулировании в Российской Федерации» № 311-ФЗ

1.2 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на экспортную продукцию

1.3 Динамика таможенных платежей в Российской Федерации на импортную продукцию

Глава 2. Анализ и оценка влияний изменений таможенных платежей на внешнеэкономическую деятельность

2.1 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по экспортным операциям

2.2 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по импортным операциям

2.3 Анализ влияния динамики таможенных тарифов по таможенным платежам

Глава 3. Оценка влияния Единого таможенного тарифа на внешнеэкономическую деятельность стран Таможенного Союза

3.1 Особенности применения Единого таможенного тарифа в условиях Таможенного Союза

3.2 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Российской Федерации

3.3 Анализ влияния Единого таможенного тарифа на динамику внешнеэкономической деятельности Таможенного Союза России, Белоруссии и Казахстана

Заключение

Приложения

Вложенные файлы: 1 файл

таможенные платежи.docx

— 111.40 Кб (Скачать файл)

При вступлении Российской Федерации в ВТО  и неизбежном снижении в связи с этим ставок импортных  таможенных пошлин, а также при  усилении позиций  отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке  в связи с курсом на усиление продовольственной  и технологической  безопасности страны, трудно ожидать, что  снижение ввозных  пошлин будет компенсировано ростом импорта. К  тому же такой рост импорта был бы не в интересах  страны.

Ввозные пошлины оказывают  влияние на уровень  и динамику национальных цен. Широко распространено мнение, что уровень  пошлин оказывает  прямое влияние на уровень национальных цен, что между  ними существует прямая пропорциональная зависимость: снижение пошлин приводит к снижению внутренних цен, а повышение  их к росту цен.

Ввозные пошлины влияют на объемы импорта и  национального производства, на баланс спроса и  предложения. Это  влияние зависит  от ряда факторов и  принимает сложные  формы, что может  быть обусловлено  спецификой производства и реализации товаров. [6]

Благодаря оперативному реагированию на возрастание количества правонарушений в  таможенной сфере, гибкому  изменению тарифной политики, возможно дополнительно пополнить  бюджет и предупредить нарушения таможенных правил. Наряду с  этим, приведенные  примеры наглядно демонстрируют, что  величина таможенных пошлин, устанавливаемых  государством, напрямую зависит от категории  перемещаемых товаров. Интересно, что в  Чили практически  отсутствуют нарушения  в таможенной сфере, так как национальное правительство установило единые ставки ввозных  таможенных пошлин на все товары в размере 11%. [32]

На  категорию товаров, обладающих высокими качественными характеристиками, производимые в стране в достаточном  количестве для полного  удовлетворения спроса, при импорте должны быть установлены  максимальные ставки таможенных пошлин, чтобы поддержать отечественного производителя. В России к таким  товарам относятся  спиртосодержащие изделия, продукты питания, сырье и др. Товары данной группы имеют все условия быть конкурентоспособными на мировом уровне.

Товары, производимые внутри страны в достаточном  количестве, для удовлетворения спроса, но качество которых уступает качеству импортных  аналогов: легковые автомобили, бытовая  техника, отделочные материалы и др. Ставки таможенных пошлин таких товаров  должны быть сбалансированными, допуская иностранную  продукцию на внутренний рынок для здоровой конкуренции с  отечественными производителями. Потребитель обладает правом выбора. Производство этих товаров на определенном уровне необходимо с  точки зрения национальной безопасности страны, однако нельзя не учитывать, что при благоприятных  условиях в будущем  они могут войти  в первую группу.

Товары, не производимые в  стране из-за каких-либо факторов (некоторые  медикаменты, уникальные технологии, тропические  фрукты). Для ввоза  таких товаров  необходимо устранить  тарифные барьеры. Поэтому  ставки таможенных пошлин здесь должны быть минимальными либо оставаться на нулевой отметке. Иными словами, ввоз товаров данной группы должен находиться под  несомненным покровительством государства. [32]

Величина  ставок таможенного  тарифа в целом  не должна быть чрезмерно  высокой, она должна соответствовать  степени защиты национального  рынка продукции (иными  словами, требуется  повысить цену импортного товара до уровня цены отечественного). Любая  ошибка при определении  таможенного тарифа может нанести  непоправимый вред соответствующим  производствам, что  повлечет за собой  резко отрицательные  последствия для  экономики страны в целом. Продуманная  динамика таможенного  тарифа может подготовить  почву для решения  бюджетных задач. Диапазон изменения  пошлин следует устанавливать  с таким расчетом, чтобы вполне определенно  зафиксировать порядок  их величины и в  то же время дать Правительству возможность  реагировать на изменения  конъюнктуры национального  и мирового рынка.

Например, некоторые товары могут не производиться  в стране, и потребность  в них обеспечивается исключительно за счет импорта. Уровень  пошлин и их изменение  влияют на размеры  импорта и соответственно на баланс спроса и  предложения. Но в  большинстве случаев  импортируемый товар  производится также  и на национальных предприятиях внутри страны. Таможенные пошлины влияют на спрос и предложение  двояко: они регулируют масштабы ввоза и  вместе с тем оказывают  влияние на динамику внутреннего производства. При оценке влияния  ввозных пошлин на внутренние цены надо принимать во внимание оба эти фактора.

Уровень пошлин оказывает  влияние и на динамику внутренних издержек производства товаров. Динамика ввозных  пошлин влияет на объем  внутреннего производства, определяя тем  самым влияние  эффекта масштаба производства (единичного, мелко-, средне-, крупномасштабного  или массового) на динамику внутренних издержек. Этот фактор имеет исключительно  важное значение при  оценке влияния пошлин на состояние внутреннего  производства и его  эффективность, от которых, в конечном счете, зависят национальные издержки и цены.

Таможенный  тариф на импорт и  интересы производителей. После введения таможенного  тарифа на импорт в  выигрыше оказываются  производители и  государственный  бюджет, а в проигрыше - потребители. Введение таможенного тарифа на импорт отвечает интересам отечественных  производителей товаров, конкурирующих с  импортом. С одной  стороны, они могут  расширить, продажи, так как импортные  товары становятся дороже и потребители  предъявляют растущий спрос на отечественную  продукцию. С другой стороны подорожание  импортных товаров  позволяет отечественным  производителям также  повысить цены и получить дополнительный выигрыш.

Таможенный  тариф, как упоминалось  выше, приносит дополнительный выигрыш производителям продукции, конкурирующей  с импортом, и, следовательно, защищает их интересы. Однако для того, чтобы объективно оценить уровень  этой защиты, следует  принять во внимание, что различные  производства могут  быть технологически взаимосвязаны. Это  означает, что защищая  таможенным тарифом  одну отрасль, государство  одновременно защищает и связанные с  ней отрасли производства (например, использующие ее продукцию в качестве сырья, полуфабриката для дальнейшей обработки и т. д.). Поэтому фактический уровень таможенной защиты, которой пользуется та или иная отрасль, может существенно отличаться от того номинального тарифа, которым облагается конкурирующий импорт.

В России существует возможность  эффективно использовать рычаги регулирования  импорта для стимулирования отечественного производства. Поэтому ей, не следует  торопиться принимать  на себя обязательства  об отказе от использования  импортных ограничений, тем более в  условиях низкой экономической  конъюнктуры. В настоящих  условиях существует потребность в  задействовании всех возможных рычагов  для преодоления  спада, и в той  мере, в которой  импортные тарифы могут способствовать достижению этой цели, их применение в интересах  национальной экономики  является оправданным.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ВЛИЯНИЙ  ИЗМЕНЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ТАРИФОВ НА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКУЮ  ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

2.1 Анализ влияния  динамики таможенных  тарифов по экспортным  операциям

Для проведения анализа  возьмем такой  сегмент рынка  России, как экспорт  нефти, являющийся на сегодняшний день весьма прогрессирующим. В качестве метода регулирования внешней  торговли нефтью в  России применяется  метод таможенно-тарифного  регулирования. В  связи с этим исследование будет касаться вывоза именно нефти с  территории РФ. В  январе 2011 года основу российского экспорта в страны дальнего зарубежья составили  топливно-энергетические товары, удельный вес  которых в товарной структуре экспорта в эти страны составил 74,8% (в  январе 2010 года - 76,9%). А в товарной структуре  экспорта в страны СНГ в январе 2011 года доля топливно-энергетических товаров составила 74,1% от всего экспорта в эти страны. [23]

Начиная с 2000 г. экспорт нефти  всегда составлял  больше половины всего  экспорта. Правительство  проявляет большой  интерес к контролю над экспортом  нефти. Пронаблюдаем, как государство, используя в основном изменение ставки экспортной пошлины, регулирует внешний  товарооборот в то время, когда речь идет о более чем  половине экспорта страны.

Российские  предприятия-экспортеры нефти обязаны  уплатить экспортную пошлину за нефть, добытую на территории России и вывозящуюся  в зарубежные страны. В России назначение экспортной пошлины  на вывоз нефти  можно характеризовать  и как источник пополнения бюджета, и как метод  регулирования внешнеторгового  оборота. Экспортная пошлина на нефть  пересматривается раз  в два месяца на основании двухмесячного  мониторинга цен  на российское сырье  на мировых рынках. Если говорить о ставке таможенной пошлины, - то это специфическая  ставка; она исчисляется  в установленном  размере за 1000 килограмм (1 тонну), а размер ставки экспортной пошлины  на нефть устанавливает  Правительство РФ.

Рассмотрим  динамику экспортных пошлин на нефть с 2006 года (график 1).

С 1 декабря 2005 года по 31 января 2006 года экспортная пошлина на нефть  действовала на уровне 179,6 долл. за тонну. С 1 февраля  пошлина была снижена  до 160,8 долл. за тонну. С 1 апреля она устанавливается  в размере $186,4 за тонну, в июне повышается до 199,8 долл. за тонну. В августе действует  экспортная пошлина  в размере 216,4 долл./т. В октябре пошлина  устанавливается  в размере $237,6 за тонну. В декабре  пошлина снижается  до отметки 180,7 долл./т. [48]

График 1. Экспортные пошлины  на нефть в 2006 году (долл./т). Источник: постановления  правительства РФ

График 2. Экспорт нефти  в 2006 году (млн. т). Источник: Минпромторг РФ

Посмотрим, какое влияние  оказала динамика пошлин на экспорт  нефти (график 2). Экспортная пошлина в январе-марте  имела тенденцию  к снижению, при  этом в марте экспорт  нефти увеличился на 13% относительно января. С марта по ноябрь экспортная пошлина  на нефть постоянно  растет, в итоге  в ноябре она достигает  самой высокой  ставки для 2006 года. Экспорт в этот период снижается  на 14%, в результате чего физический объем  экспорта нефти в  ноябре достигает  самого низкого значения. В декабре же экспорт  снова увеличивается, в то время как  пошлина на нефть  в этом месяце как  раз снижается. Общий  экспорт нефти  в январе-декабре 2006 г. оценивается в  объеме 249,9 млн. тонн. [26]

Рассмотрим  ситуацию, сложившуюся  в 2007 году.

График 3. Экспортные пошлины  на нефть в 2007 году (долл./т). Источник: постановления  правительства РФ

График 4. Экспорт нефти  в 2007 году (млн. /т.). Источник: Минпромторг РФ

В январе-феврале 2007 года, когда стоимость  нефти упала [приложение 1], экспортные пошлины  в России оставались высокими на уровне 180 долл./т, но правительство  не решилось на резкое снижение. В начале года при высоких  экспортных пошлинах и низкой стоимости  нефти на мировом  рынке нефтяным компаниям  было невыгодно делать упор на экспорт. [48]

В результате процесс  несколько затянулся, и когда нефть  вновь подорожала, уровень пошлины  в России все еще  продолжал снижаться. С начала весны  цена на нефть медленно начала отвоевывать  упущенные позиции, а пошлины, напротив, снижались. В конце I квартала 2007 года экспортная пошлина на нефть  падает на 14% (график 3). В итоге, доходы «нефтянки» возросли. Впрочем, такой  эффект сказывается  не только на доходах  нефтяных компаний. Также экспортная пошлина влияет и  на цены на бензин на внутреннем рынке. В  середине мая межведомственная комиссия по защитным мерам во внешней  торговле и таможенно-тарифной политике приняла  решение о значительном повышении экспортной пошлины на нефть. С 1 июня 2007г. Ставка экспортной пошлины  увеличится до 200,6 долл./т. Повышение экспортных пошлин на нефть ожидалось  давно. Тарифы могли  повыситься еще в  апреле, однако в  конце 2006 года пошлины  были слишком высоки за счет резкого скачка цен на нефть, который  наблюдался с середины прошлого года. С  начала июня и до конца года пошлина  стабильно растет. Это приводит к  скачкам экспорта нефти. С июня по август экспорт падает на 15%, к сентябрю он увеличивается  на 21%, а в октябре  снова снижается  на 16% (график 4). [48]

Значительное увеличение экспортных пошлин в 2007 году не повлияло на общую картину экспорта. Общий  физический объем экспорта российской нефти в 2007 году оценивается в 257,6 млн. тонн (103,7% по отношению к уровню 2006 года). [26]

Проанализируем ситуацию 2008 года.

таможенный тарифный внешнеэкономический регулирование

График 5. Экспортные пошлины на нефть в 2008 году (долл./т). Источник: постановления правительства  РФ

Заметим, что экспортные пошлины (график 5) с января 2008 года сохранили  тенденцию 2007 года к повышению своих  ставок. Ввиду низких цен на нефть  ставка экспортной пошлины каждые два  месяца неуклонно увеличивалась.

В итоге в августе  экспортная пошлина увеличилась  на 80% относительно января, ее ставка превышала 495 долларов. [48]

Нефтяным компаниям  не повезло. Едва правительство установило высочайшую экспортную пошлину на нефть, исходя из рекордных цен на сырье  в мае-июне, как рынки развернулись. Углеводороды стали дешеветь. Такое  несчастливое совпадение сказалось  на рентабельности экспортных операций российских нефтяников. Во второй половине 2008 года экспорт нефти находится на относительно невысоком уровне (график 6).

График 6. Экспорт нефти  в 2008 году (млн. т.). Источник: Минпромторг  РФ

Информация о работе Таможенные платежи