Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2015 в 15:21, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы исследования определяется необходимостью усиления роли таможенно-тарифного регулирования в условиях экономической интеграции.
Объектом данной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование.
Предметом - особенности таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции.
Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие и сущность экономической интеграции и проследить изменение таможенно-тарифного регулирования в зависимости от формы интеграции.

Содержание

Введение
Глава 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования
Таможенно-тарифное регулирование России
Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли
Глава 2. Экономическая интеграция
2.1 Сущность международной экономической интеграции
2.2 Предпосылки международной экономической интеграции
Глава 3. Перспективы развития и повышение эффективности работы таможенного союза
3.1 Стратегия развития ФТС до 2020 года
3.2 Дальнейшая интеграция России в мировую экономику
Заключение
Список используемых источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

Государственное казенное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ АКАДЕМИЯ»

Кафедра таможенных доходов и тарифного регулирования

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенно-тарифное регулирование внешнеэкономической деятельности и таможенная стоимость»

на тему «Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Люберцы

2012

 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение

Глава 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования

    1. Таможенно-тарифное регулирование России
    2. Экономическая сущность таможенно-тарифных мер регулирования внешней торговли

Глава 2. Экономическая интеграция

2.1 Сущность международной экономической  интеграции

2.2 Предпосылки международной экономической  интеграции

Глава 3. Перспективы развития и повышение эффективности работы таможенного союза

3.1 Стратегия развития ФТС до 2020 года

3.2 Дальнейшая интеграция России  в мировую экономику

Заключение

Список используемых источников

 

ВВЕДЕНИЕ

Экономическая интеграция - высшая ступень международного разделения труда; процесс развития глубоких и устойчивых взаимосвязей групп стран, основанный на проведении или согласованной межгосударственной экономики и политики.

Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что в условиях перехода страны к рыночной экономике возникла необходимость в создании адекватного таможенно - тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности, как составной части системы государственного управления этой важной сферой. Включаясь в решение внутренних и внешних хозяйственно-политических задач, таможенное регулирование участвует в структурной перестройке экономики, в интеграции страны в международное разделение труда и в формировании новых международных отношений, характерных для рубежа XXI века.

Радикальная рыночная реформа признала в качестве одной из основных целей создание открытой экономики, полномасштабное вхождение России в мировое хозяйство. Это вызывает необходимость постоянного развития специфического вида государственной и профессиональной деятельности по отлаживанию внешних связей и определяет особое значение таможенного регулирования экономических связей.

Не достаточно эффективно используются таможенно - тарифные механизмы для решения текущих и стратегических задач развития экономики страны.

При формировании таможенного тарифа не всегда учитывается взаимосвязь таможенных пошлин и внутренних налогов, что не обеспечивает оптимальную структуру и уровень налогов в государстве в целом.

Недостаточно используется международное законодательство и практика его изменения для унификации таможенного законодательства Российской Федерации с общепринятыми международными нормами.

Актуальность темы исследования определяется необходимостью усиления роли таможенно-тарифного регулирования в условиях экономической интеграции.

Объектом данной курсовой работы является таможенно-тарифное регулирование.

Предметом - особенности таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции.

Цель данной курсовой работы - раскрыть понятие и сущность экономической интеграции и проследить изменение таможенно-тарифного регулирования в зависимости от формы интеграции.

Задачи:

- ознакомиться с понятием  интеграции и изучить различные  ее формы

- изучить таможенное законодательство  Таможенного союза и разобраться  в механизме осуществления таможенно-тарифного регулирования в странах-членах Таможенного союза

- проследить перспективы  дальнейшей интеграции России  в мировую экономику.

 

ГЛАВА 1. Теоретические основы таможенно-тарифного регулирования

1.1 Таможенно-тарифное регулирование  России

Таможенно-тарифное регулирование в ТС в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза заключается в установлении порядка и правил регулирования таможенного дела в ТС. Таможенное дело представляет собой совокупность средств и методов обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования, а также запретов и ограничений при ввозе товаров на таможенную территорию ТС и вывозе товаров с этой территории.

В Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, затрагивающие внешнюю торговлю товарами (далее – запреты и ограничения_), предусмотренные международными договорами, составляющими договорно-правовую базу Таможенного союза, и принимаемыми в соответствии с указанными договорами актами органов Таможенного союза.

Основным элементом механизма тарифного регулирования служит таможенный тариф, который представляет собой систематизированный перечень ставок, определяющих размер платы по импортным и экспортным товарам, т.е. таможенные пошлины. Таможенные тарифы имеют все страны мира.

Функции таможенного тарифа:

Протекционизм – защита отечественных товаров от иностранной конкуренции.

Фискальная – пополнение госбюджета.

Особое значение имеет фискальная функция, поскольку таможенные пошлины в России составляют одну из важнейших статей доходной части федерального бюджета.

Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России. В соответствии с требованиями развития мирового хозяйства и ВТО назрела необходимость снижения средней ставки таможенного тарифа, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.

Страна имеет тем больше возможностей для маневра в ходе переговоров по согласованию взаимных тарифных уступок, чем больше товарных позиций содержится в ее импортном таможенном тарифе. Развитость товарной номенклатуры является косвенным показателем уровня развития системы внешнеторгового регулирования в стране. Для стран с неразвитой системой регулировния характерны слабо детализированные импортные тарифы. Степень дифференциации тарифа зависит как от применяемой товарной номенклатуры, так и от того, насколько полно она используется.

Необходимость цифровых кодов обусловлены тем, что они используются для определения ставок таможенных пошлин, так как на основе ТН ВЭД составляется таможенный тариф – система ставок. Основополагающей характеристикой ТН ВЭД является «строгое соблюдение правила однозначного отнесения товаров к классификационным группировкам».

Таким образом, таможенный тариф устанавливает соотношение между товарной номенклатурой и ставками таможенной пошлины. Главный вектор таможенного тарифа – создание наиболее приоритетных направлений с в структуре российской экономики. При этом должны быть учтены и максимально сбалансированы интересы государства и общества в соответствии с проблемами, условиями, целями и возможностями, имеющимися в стране.

Использование таможенного тарифа, содержащего оптимальные ставки таможенных пошлин, обладает радом достоинств. Так, если страна может оказывать влияние на мировые цены, оптимальный уровень ставки таможенной пошлины может принести ей существенный выигрыш. Известный экономист П.Х.Линдерт отмечает, что таможенный тариф «всегда выгоден производителям товаров, конкурирующий с импортом, даже если совокупное благосостояние нации при этом снижается. В любом случае введение тарифа – всегда лучший вариант по сравнению с экономической пассивностью.

Таможенная пошлина – обязательный взнос, взимаемый таможенными органами ТС при ввозе товара на таможенную территорию ТС или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза. Таможенная пошлина носит характер косвенного налога. Назначение таможенной пошлины двояко, во первых, таможенная пошлина может рассматриваться как источник пополнения государственного бюджета, поскольку отнесена к федеральным налогам, а во вторых, как способ регулирования ввоза товаров на таможенную территорию ТС вывоза за ее пределы (с целью защиты российских производителей товаров и обеспечения внутреннего рынка необходимой продукцией).

Функциями современного таможенного тарифа могут быть регулирующая и фискальная.

Регулирующая функция таможенных пошлин выполняет широкий спектр экономических мер, от протекционистской защиты внутреннего производителя до либерализации внешнеторговых отношений с целью насыщения внутреннего рынка товарами, пользующимися спросом. Регулирующие воздействие импортных пошлин не ограничивается соответствующим удорожанием импортируемого товара. Кроме того, повышаются цены на товары внутреннего производства до уровня цены импортных товаров, увеличенного на величину взимаемых пошлин.

Регулирующая функция содержит обширное количество экономических, политических и правовых мер, направленных на защиту внутреннего производителя от иностранных и иных организациях. Регулирующая и фискальная функции таможенных пошлин тесно взаимосвязаны между собой. Они должны комплексно учитываться при формировании и изменении тарифа.

В России действуют:

Ввозной (импортный) тариф и ввозные (импортные) пошлины.

Вывозные (экспортные) таможенные пошлины. При взимании вывозных пошлин преобладают специфические пошлины исчисляемые в евро за единицу продукции. Вывозные пошлины в России связаны со следующими обстоятельствами:

пополнением доходной части бюджета;

защитой внутреннего рынка, где рублевые цены на многие экспортные товары намного ниже, чем мировые цены в свободно конвертируемой валюте.

Вывозные пошлины распространяются на всех партнеров по внешней торговле.

Таможенная пошлина отвечает основным налоговым характеристикам:

а) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивает государственно-властным принуждением;

б) таможенная пошлина не представляет собой плату за предоставленные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

в) поступления от таможенных пошлин не могут предназначаться для покрытия конкретных государственных расходов (принцип запрета специализации налога).

С помощью тарифов можно воздействовать на формирование активного сальдо внешнеторгового баланса, на увеличение

3.2 Дальнейшая интеграция  России в мировую экономику

Должна осуществляться выработка механизма взаимодействия с промышленно развитыми, развивающимися странами, международными экономическими организациями, региональными торгово-экономическими блоками и группировками. Очевидно, что все это требует немало времени и усилий.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо Региональное развитие:

1. Установление стабильного  политического режима.

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение  и эффективное использование  иностранных инвестиций путем  создания благоприятного инвестиционного  климата, соответственно требованиям  открытой экономики с российской спецификой.

4. Проведение активной  внешнеторговой политики, сочетающей  экспортноориентированность производства  с импортозамещением.

5. Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического  прогресса.

 

Для относительно равноправного участия в мирохозяйственном обмене нужно радикально изменить характер отношений между правительством и российским бизнесом: с одной стороны, следует отменить привилегии, полученные избранными промышленными и финансовыми группами, а с другой - самим этим крупным российским компаниям и банкам полезно было бы учитывать не только собственные, но и общенациональные интересы. Однако пока это выглядит скорее утопией.

В новом веке нашей стране предстоит устранить деформации ее внешнеэкономических связей, найти себе место в глобальной экономике, используя сильные стороны своего экономического, научно-технического и интеллектуального потенциала.

Ключевую роль при решении этой долговременной задачи призвано сыграть отечественное предпринимательство: на мировых рынках, как известно, конкурируют в основном конкретные фирмы и корпорации. Именно от бизнеса будет, прежде всего, зависеть успех или неуспех технического перевооружения промышленности, освоения прогрессивных технологий, внедрения современного опыта управления. Точно так же обновление внешнеэкономической специализации и укрепление российских позиций на мировых рынках, в конечном счете, будут связаны со способностью отечественных деловых кругов выбирать оптимальную стратегию развития своей фирмы, организовывать маркетинг, тесно взаимодействовать с клиентами, мобилизовывать такие необходимые в условиях конкуренции факторы, как капитал, ресурсы, квалифицированный персонал, информация и др. При этом вряд ли следует навязывать бизнесу сверху конкретные приоритеты будущей международной специализации национальной экономики.

Отечественный бизнес, естественно, заинтересован в том, чтобы при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство его интересы были должным образом защищены. Решить эту задачу сможет только устойчивая и эффективная политическая власть. Как показал мировой опыт, за последние полвека успешные и продолжительные периоды развития были свойственны странам с сильными правительствами.

Сейчас России, видимо, не обойтись без более надежной защиты отечественного производителя. Следует помочь стать на ноги тем предприятиям, секторам и отраслям экономики, которые потенциально способны выдерживать конкуренцию. Конечно же, не имеется в виду возведение непреодолимых тарифных и нетарифных барьеров на пути проникновения иностранных товаров, услуг и капитала на российский рынок. Это неизбежно приведет к консервации технической отсталости и высокой ресурсоемкости отечественного производства, к сохранению непригодных в рыночных условиях форм управления и организации хозяйственной деятельности. Защитные меры, естественно, не должны препятствовать «выбраковке» неэффективных производств, полной или частичной замене импортом отдельных видов отечественной продукции и услуг.

Информация о работе Таможенно-тарифное регулирование в условиях экономической интеграции