Таможенное обжалование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 19:20, курсовая работа

Краткое описание

В сфере механизмов обжалования решений, действий органов государственной власти и их должностных лиц в определенной мере затрагиваются права, свобода и законные интересы физических и юридических лиц, что, несомненно, актуализирует проблему, в процессе которой возрастает интерес к качеству деятельности таможенных органов. Факт необходимости скорейшего совершенствования правового регулирования деятельности таможенных органов, в том числе и в сфере обжалования решений, действий таможенных органов и их должностных лиц является очевидным

Вложенные файлы: 1 файл

введ, главы, закл, литра1-2.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

В сфере механизмов обжалования решений, действий органов государственной власти и их должностных лиц в определенной мере затрагиваются права, свобода и законные интересы физических и юридических лиц, что, несомненно, актуализирует проблему, в процессе которой  возрастает интерес к качеству деятельности таможенных органов. Факт необходимости скорейшего совершенствования правового регулирования деятельности таможенных органов, в том числе и в сфере обжалования решений, действий таможенных органов и их должностных лиц является очевидным. Реализация таможенными органами возложенных на них задач и осуществление функций в сфере таможенного регулирования сопряжены со взаимодействием с участниками внешнеэкономической деятельности, в ходе которого, безусловно, возникают различные конфликтные ситуации. Появление таковых во многом обусловлено имеющимися недостатками действующего законодательства, и прежде всего законодательства об обжаловании в таможенной сфере, а также спецификой деятельности таможенных органов, регулируемой различными отраслями права.

В настоящее время правовыми нормами Российской Федерации установлен альтернативный порядок обжалования решений, действий таможенных органов и их должностных лиц, предоставляющий возможность обращения с жалобами на решения, действия таможенных органов и их должностных лиц либо непосредственно в суд, либо в таможенный орган. Однако имеет место чрезмерная загруженность судов, сложность и затратность судебных процедур, длительность рассмотрения дел в судах, отсутствие механизмов влияния невластных субъектов на качество государственного управления.

В свою очередь таможенные органы выражают стремление более принципиально  подходить к оценке правомерности решений, действий должностных лиц, исключать подмену правовых методов работы административным давлением и произволом, совершенствовать механизмы урегулирования споров.

Необходимо достичь механизма, который позволит упростить и ускорить процедуры обжалования, сократить экономические и временные затраты на обжалование, повысить авторитет таможенных органов, снизить чрезмерные нагрузки на суды.

Введение, развитие, совершенствование такого механизма обжалования решений, действий таможенных органов и их должностных лиц представляется чрезвычайно важным и значимым для современного российского общества.

Предметом реферата послужили  правовые нормы, регламентирующие обжалование решений, действий таможенных органов и их должностных лиц, нормы административного и таможенного законодательства, материалы правоприменительной практики по исследуемой проблеме.

Целью реферата явился комплексный анализ правовых основ обжалования решений, действий таможенных органов Российской Федерации, на основе которого дана общая характеристика системе правового регулирования указанных процедур.

Для достижения названной цели необходимо решение следующих задач:

- сформулировать  определение  понятия, содержания и определения места обжалования в структуре административного процесса;

- исследовать особенности правового регулирования обжалования в таможенных органах;

- установить и охарактеризовать структуру и механизм обжалования решений, действий таможенных органов;

-   рассмотреть порядок, сроки, формы и последствия обжалования;

- рассмотреть  упрощенный порядок обжалования решения, действия должностного лица таможенного органа;

- обосновать необходимость и целесообразность развития в таможенно-правовой сфере именно внесудебного порядка обжалования;

- проанализировать и выявить на основе анализа актуальные проблемы правоприменения обжалования решений, действий таможенных органов.

Только правомерно грамотное обжалование, сформулированное с соблюдением всех требований законодательства, даст возможность положительного решения.

 

1 ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ  ОСНОВЫ ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННОГО ОРГАНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Право на обжалование актов государственных органов, действия или бездействия их должностных лиц относится к основным неотчуждаемым правам и свободам человека и гражданина. Однако гражданин не имеет возможности по собственному усмотрению выбирать способ и процедуру обжалования - они определяются федеральными законами. В равной степени это относится и к организации. Механизм контроля над деятельностью таможенных органов на сегодняшний день еще окончательно не сформирован. Но существующий механизм при правильном и своевременном его применении позволяет более-менее оперативно исправить ошибки, допущенные таможенными органами (их должностными лицами) в процессе осуществления своих прав и обязанностей.    

Административному способу обеспечения конституционных гарантий прав и свобод граждан в сфере таможенных отношений принадлежит важнейшая роль. Это связано с тем, что вся деятельность государственных органов в сфере принятия властных решений, выражающаяся, в частности, в действиях либо бездействии должностных лиц, затрагивает права и законные интересы физических или юридических лиц. Поэтому закон предоставляет право на их обжалование.

Основанием обжалования может служить дефектность принятого решения вследствие некомпетентности или недостаточной компетентности должностного лица, принимавшего решение или совершившего то или иное действие либо бездействие; противоправная деятельность должностного лица вопреки интересам государственной службы; неправильное применение закона (например, не того, который следовало применить) вследствие небрежности или преднамеренных действий. В этих случаях право на обжалование, т.е. требование пересмотра противоправного решения (с точки зрения заявителя), действия (бездействия), является одной из форм защиты прав и интересов гражданина.

Право обжалования решений, действий (бездействия) таможенного органа принадлежит любому лицу, как физическому, так и юридическому, причем независимо от того, является ли оно участником отношений в области таможенного дела или нет. Пункт 2 статьи 19 Конституции РФ гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина. Соответственно, право на обжалование решений, действий (бездействия) таможенного органа или его должностного лица принадлежит всем лицам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, формы собственности, а также других обстоятельств.

Обжалованы могут быть любое решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, или же ему созданы препятствия к их реализации, либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность.

Под решением понимается правовой акт таможенного органа РФ или его должностного лица, содержащий предписание, дозволение или запрет общего либо индивидуального характера (приказ, распоряжение, требование и  т.п.). Таковым является, например, решение об отзыве свидетельства о включении в один из реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела.

Действие - это осуществление  какой-либо деятельности (от имени таможенного  органа РФ или его должностного лица), с которой связано наступление юридических последствий.

Бездействие - невыполнение таможенным органом или его должностным  лицом обязанности по принятию определенного  решения или совершению определенного  действия.

Согласно действующему законодательству таможенными органами являются: федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела; региональные таможенные управления; таможни; таможенные посты.

В соответствии с Федеральным  законом от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ "О  службе в таможенных органах Российской Федерации" должностными лицами таможенных органов РФ являются граждане, занимающие должности в указанных органах, которым в установленном порядке присвоены специальные звания (сотрудники таможенных органов) или квалификационные разряды.

Если предметом обжалования являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица, не являющегося должностным лицом таможенного органа, то принимается решение об отказе в рассмотрении жалобы.

Нормативные документы устанавливают дополнительную гарантию права на обжалование. Отказ (письменный или устный) лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен. То есть, письменное или устное заверение участника ВЭД о том, что он не имеет претензий к должностным лицам таможенных органов, не имеет юридической силы, и таможенные органы не в праве требовать такого заверения от участника внешнеторговой деятельности.

Закон наделяет физических и юридических лиц правом обращаться с жалобой на действия (решения), нарушающие их права и свободы, либо непосредственно в суд, в арбитражный суд, либо в таможенный орган, т.е. предусматривает возможность выбора первоначального пути обжалования. Жалобы организаций и индивидуальных предпринимателей рассматриваются арбитражными судами, а жалобы физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, - судами общей юрисдикции.

В настоящее время  не предусмотрена подача жалобы лицом в вышестоящий таможенный орган в качестве обязательного досудебного порядка урегулирования спора.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется  судебная защита его прав и свобод. Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено, что решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Возможность беспрепятственно обращаться в суд за защитой своих прав, нарушенных неправомерными действиями государственных органов, является одним из основных принципов правового государства.

Таким образом, выбор  между ведомственным и судебным порядком обжалования предоставлен лицу, подающему жалобу.

Достоинства судебной защиты прав заключаются в значительном уменьшении возможности необъективного ведомственного влияния на окончательное решение вопроса, так как в соответствии с принципом разделения властей судебные органы независимы ни от одной из ветвей власти и наделены конституционными гарантиями этой независимости. Отсутствие у суда какой бы то ни было ведомственной заинтересованности, подчинение его только закону, гласность судопроизводства, устное и непосредственное исследование всех обстоятельств дела, состязательность процесса являются существенными правовыми гарантиями, обеспечивающими всесторонность, объективность и полноту рассмотрения спора по существу.

С другой стороны, процессуальная форма, в рамках которой осуществляется правосудие, весьма сложна и нередко  требует квалифицированной юридической  помощи. Для подачи заявления или жалобы в суд необходимо оплатить государственную пошлину. Практика свидетельствует о загруженности судов РФ большим количеством жалоб, в связи с чем судебное разбирательство, как правило, не бывает быстрым. Обращение в вышестоящий таможенный орган или к должностному лицу по поводу обжалования решений (действий) таможенных органов, должностных лиц не требует дополнительных затрат и может быть достаточно эффективным и быстрым.

Преимуществами внесудебного порядка обжалования являются его  простота, оперативность рассмотрения, возможность определить позицию вышестоящего таможенного органа, что при отрицательном результате позволит лицу, подавшему жалобу, подготовиться к судебному рассмотрению спора.

Обжалование осуществляется путем подачи жалобы, т.е. обращения в соответствующие государственные органы или к их должностному лицу по поводу нарушенного права, либо заявления, представляющего собой обращение в связи с реализацией права.

Сказанное в  полной мере относится к деятельности таможенных органов, которые наделены, в рамках своей компетенции, правом принимать решения, а также совершать действия, связанные с реализацией прав и законных интересов российских граждан. Необходимо иметь в виду, что контроль за возникновением, развитием и прекращением таможенных правоотношений, а также рассмотрение обращений, заявлений и жалоб граждан происходит в первую очередь в системе самих таможенных органов.

Институт обжалования  должен служить гарантией соблюдения, восстановления и поддержания законности в процессе осуществления таможенного дела. Общее право, общий порядок административного обжалования регламентированы законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с ними любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если таким решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.

Право подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица предусмотрено на альтернативной основе: как в вышестоящий таможенный орган, так и в суд или арбитражный суд. Это означает, что подача жалобы собственно в таможенный орган не препятствует одновременной или последующей подаче жалобы аналогичного содержания в судебные органы. Данное положение должно обеспечить большие гарантии соблюдения прав и законных интересов российских граждан как участников таможенных правоотношений.

Информация о работе Таможенное обжалование