Таможенное дело в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2012 в 21:57, курсовая работа

Краткое описание

Международное экономическое сотрудничество - объективный процесс развития многообразных экономических связей между государствами. Посредством внешнеэкономических связей осуществляется международное разделение труда, обмен его результатами между разными странами. С целью ускорения экономического развития страны необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена во всех формах.
Важнейшим элементом системы государственног

Вложенные файлы: 1 файл

история тд.docx

— 63.39 Кб (Скачать файл)

После Великой Отечественной  войны работа советских таможен  была подчинена главной задаче –  восстановлению экономики. Как никогда  остро встал вопрос о сохранности  грузов и их скорейшем продвижении  к потребителю.

 Огромную роль в  развитии советской таможенной  системы в послевоенные годы  сыграли демобилизованные офицеры  и солдаты-фронтовики, пришедшие  на работу в таможенные органы  непосредственно из рядов Советской  Армии. В начале 50-х годов в  таможни стали направляться выпускники  ВУЗов, знающих иностранные языки.  Указом Президиума Верховного  Совета СССР от 19 августа 1951 года  для начальствующего состава  таможенных учреждений СССР были  введены персональные звания.

 В 1953 году были утверждены  новые Правила таможенного досмотра и пропуска ручной клади и багажа. Важным процессуальным новшеством стало введение таможенной декларации – специального бланка, которые должны были заполнять при пересечении границы лица, подлежащие таможенному оформлению. Позднее эти правила будут уточняться, совершенствоваться.

В 1961 году Совет Министров  СССР утвердил новый тариф СССР, а с 1 января 1965 года были отменены таможенные пошлины на товары, ввозимые  и  происходящие из развивающих стран  Азии, Африки, Латинской Америки, что  явилось дальнейшим совершенствованием советской таможенно-тарифной политики.[14]

Таможенный Кодекс 1964г.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 года был утвержден  Новый Таможенный Кодекс СССР.

 Таможенный кодекс  СССР 1964 года подтвердил, что управление  таможенным делом в СССР относится  к ведению Министерства внешней  торговли и осуществляется через  входящее в его состав Главное  Таможенное Управление.

 Принципиально важным  явилось указание о том, что  министр внешней торговли издает  приказы и инструкции по таможенному  делу, обязательные для всех организаций  и граждан. В соответствии с  Таможенным кодексом СССР таможенные  органы стали, призваны только  осуществлять контроль за соблюдением государственной монополии внешней торговли и совершать таможенные операции, но и вести борьбу с контрабандой и с нарушениями таможенных правил.[15]

 Отражением связей  советского таможенного права  с международным правом явилось  указание: если международным договором  установлены иные правила, чем  те, которые содержатся в советском  законодательстве по таможенному  делу, то применяются правила  международного договора.

 В сравнении с Таможенным  кодексом СССР 1928 года Таможенный  кодекс СССР 1964 года стал меньше  по объему (в нем 120 статей собранных  в 3 раздела) и точнее по содержанию: в нем воплощены основные черты  таможенного права и более  чем 20 статей содержат отсылки  к правилам, издаваемые различными  министерствами.

 В кодексе четко  определены права и обязанности  таможенных органов, регламентируются  основные вопросы пропуска через  границу СССР всех видов транспортных  средств, грузов, пассажирского багажа  и международных почтовых отправлений,  дана характеристика состава  контрабанды и разработаны основы  порядка оформления дел о контрабанде  и нарушений таможенных правил.

 В 1971 году Указом  Президиума Верховного Совета  СССР была усилена административная  ответственность за контрабанду  валюты и валютных ценностей,  совершенную пассажирами, следующими  через государственную границу СССР: кроме конфискации, применялась и дополнительная санкция – штраф.

 В 1976 году в связи  с Законом СССР «Об охране  и использовании памятников истории  и культуры» Министерство внешней  торговли СССР и Министерство  культуры СССР разработали ряд  мероприятий по недопущению вывоза  таких предметов из СССР без законных оснований.

 Принятие Конституции  СССР 1977 года послужило совершенствованию  ряда таможенно-правовых норм.

 Утверждение Министерством  внешней торговли и Министерством  финансов СССР в конце 19977 года  новых Правил таможенного контроля за вещами лиц, следующих через государственную границу СССР значительно рационализировало и упростило процедуру таможенного оформления багажа и ручной клади, уточнило ряд юридических формулировок таможенных понятий. Был установлен перечень и количество предметов, пропускаемых лицами пересекающих таможенную границу беспошлинно и с оплатой таможенных пошлин.

 Самое непосредственное  влияние на совершенствование  таможенного права оказали Основы  законодательства СССР и союзных  республик об административных  правонарушениях.

Постановлением Совета Министров  СССР от 27 апреля 1981 года был утвержден  новый таможенный тариф СССР, который  регулирует порядок начисления пошлин на ввозимые в СССР товары с учетом огромных масштабов внешней торговли СССР в новых условиях. Значительно  расширены группы товаров и виды имущества, освобождаемого от платы  таможенной пошлиной. Уточнен список предметов, запрещенных к ввозу  в СССР и вывозу из СССР, что имеет  большое значение.

 Важной правовой основой  для деятельности таможенных  органов СССР явился принятый 24 ноября 1982 года Закон о государственной границе СССР. Этот Закон неоднократно подчеркивал роль таможенных органов и закреплял их участие и взаимодействие с пограничными войсками в охране границы, в пресечении незаконного перемещения через границу взрывчатых, отравляющих, радиоактивных, наркотических веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, запрещенных к ввозу вывозу, а также контрабанды.

Реформой таможенного  дела в СССР явилось создание в 1986 году Главного управления государственного таможенного контроля.

К завершению, можно сделать  вывод: в СССР  осуществлялась единая таможенная политика,  являющаяся составной  частью  внешней  и  внутренней  политики   Союза   ССР. Республики   на   основе   принципов   федерализма,  экономической самостоятельности и взаимной ответственности Союза ССР и республик участвуют  в формировании и проведении в жизнь таможенной политики через своих представителей в высших органах государственной власти  и управления  Союза ССР и иным образом в соответствии с настоящим  Кодексом,  Законом СССР   "О   таможенном   тарифе"   и   другими   законодательными актами Союза ССР.     Порядок перемещения через таможенную границу  СССР  товаров  и иных  предметов,  таможенные  обложение,  оформление,  контроль  и другие средства проведения в жизнь таможенной политики  составляют  таможенное дело. Таможенное дело  развивается в  направлении гармонизации   и унификации  с общепринятыми в международной  практике нормами и стандартами   при   активном   участии   СССР   в    международном  сотрудничестве по вопросам таможенного дела.[15]

    1. Важнейшие особенности таможенно-тарифной политики  СССР.

В истории советской таможенной системы 1922 г. имел особое значение, поскольку  активная хозяйственная и внешнеторговая деятельность Советского правительства  сопровождалась разработкой таможенно-тарифной политики и защитой государственной  монополии внешней торговли от нападок  и искажений.[1]

Правительство Советской  России – Совет народных комиссаров (СНК РСФСР), заботясь о защите экономических  интересов на границе, издало ряд  регулирующих таможенные процедуры  постановлений, публиковавшихся в  ведомственном бюллетени «Таможенный вестник». Первым правительственным документом стало постановление от 29 декабря 1917 года (11 января 1918 года)  «О порядке выдачи разрешения на ввоз и вывоз товаров», позволявшее перемещение товаров через границу исключительно с разрешения Отдела внешней торговли Народного Комиссариата торговли и промышленности (НКТиП). Исследователи таможенного дела в те годы придавали тарифной работе важный смысл. Считали, что «таможенной законодательство в своём развитии прошло две стадии: первую – до начала 1922 г., когда полученный в наследие от прошлого старый таможенный аппарат играл лишь вспомогательную роль при НКВТ, и вторую – с введением в 1922 г. тарифа, когда необходимо было сорганизовать таможенный аппарат с уже определившимися его функциями.[19]

До 1922 г. советские таможенные учреждения руководствовались дореволюционным  тарифом 1903 года.  В период военного коммунизма  НКВТ пошлины не взимались, т.к. товары не продавались, а распределялись. 9 марта 1922 г. был издан Декрет ЦИК  РСФСР „О таможенном тарифе и европейской  торговле". В этом документе было определено: пошлину брать в золотой  валюте, в иностранной золотой  монете по довоенному паритету, а бумажных иностранных деньгах с пересчетом в долларах США по установленному курсу.

Рассмотрением законодательных предложений об установлении новых и изменении существующих ставок таможенных пошлин занимался совещательно-координационный Таможенно-тарифный комитет (ТТК) при НКВТ. В его компетенцию входило: составление новых и изменение старых списков запрещенных товаров; вопросы применения тарифа, дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров, конвенций и соглашений, имеющих отношение к таможенно-тарифной сфере. Правовой статус ТТК закреплялся в Таможенном уставе 1924 г. и Таможенном кодексе 1928 г.[14]

В связи с переходом  к НЭПу и возросшей потребностью в развитии внешнеторговых связей возникла острая необходимость в налаживании  таможенного механизма регулирования  внешней торговли, использовании  возможностей тарифной политики в интересах  защиты экономических интересов  государства. Таможенная политика Советской  Республики начала строиться на основе промышленного протекционизма. Новые  взгляды на экономику реанимировали  таможенную службу.

Это диктовалось разрухой в стране, вызванной первой мировой  и гражданской войнами, а также  экономической блокадой империалистических государств. Но чрезмерный протекционизм  задерживал развитие рынка, отрицательно сказывался как на восстановлении и  развитии металлургической и металлообрабатывающей промышленности, так и на искусственном поддержании элементов натуральных отношений в сельском хозяйстве. В основу тарифа были положены фискальные цели. Подчас на товары, которые не производили в стране и были крайне необходимы для восстановления народного хозяйства, устанавливались повышенные пошлины. Это было связано с тем, что тариф создавался наспех. В последующем были внесены дополнения, которые позволили более рационально регулировать внешнюю торговлю в тесной связи с потребностями промышленности и сельского хозяйства и с учетом сложившегося в стране рынка. Стабилизировался и таможенный доход. Значительно были повышены пошлины на предметы роскоши и понижены на все виды металлов и металлические изделия (земледельческие орудия труда, ручные ремесленные инструменты), на писчебумажные товары. Существовала даже идея  установления «таможенного рубля» - особого курса рубля для взимания таможенных сборов.[18]

Подготовку таможенно-пошлинных  вопросов осуществлял учреждённый  декретом СНК от 23 февраля  1922 г. таможенно-тарифный комитет при СНК, на который возлагалась  разработка вопросов о выделении  новых и изменении списка запрещенных  к ввозу-вывозу товаров; рассмотрение вопросов, вносимых таможенным управлением  по применению тарифов к товарам; разрешение жалоб на решения таможенного  управления по вопросам применения тарифа; дача заключений по всем проектам законов, торговых договоров и конвенций, имеющих отношение к таможенно-тарифному делу.[1]

В 1922 г. учреждается первый таможенный тариф РСФСР, в марте  по привозной торговле, а в октябре  по отпускной. Таможенный тариф 1922 г. просуществовал до начала 1924 г. Советское государство, вводя тариф, проводило активную таможенную политику с целью увязки внутренних цен с мировыми. В процессе становления таможенному ведомству, в зависимости от направления  экономической и общей политики, приходилось не раз видоизменять свою структуру как в центре, так и на местах. В результате, местные таможенные органы при национализации всей торговли и промышленности утратили свои фискальные функции и превратились в контрольно-пропускные пункты по приему, хранению и выпуску привозимых из-за границы и выпуску за рубеж государственных грузов. Осуществление новой экономической политики вернуло таможенному ведомству значение крупного государственного налогового аппарата.

Помимо специальных целей  защиты одних отраслей хозяйства  и поощрения развития других, таможенно-тарифная политика (протекционизм) страны преследовала и стратегические задачи предоставления режима наибольшего благоприятствования советским товарам на мировом рынке и укрепления международно-политических интересов страны.

13  марта   1922  г.  вышел  Декрет  Центрального  Исполнительного Комитета «О  внешней торговле», где было  указано, что все ввозимые из-за  границы и вывозимые туда товары  подлежат   обложению   таможенной   пошлиной,   которая устанавливается  СНК и не может изменяться. Изменения возможны только при  заключении торговых договоров  с отдельными странами.

В отличие от других государств социалистическое государство не преследовало целей превратить таможенные пошлины  в источники поступления финансов для казны. За исключением отдельных  периодов (например, декабрь 1922 г. –  январь 1923 г.), когда доля таможенных пошлин в доходах государственного бюджета была высокой (31 – 35%), общий  уровень таможенных пошлин в 1922-1927 гг. был невысок (4,6 – 3,8%). Значительные помехи проведению в жизнь тарифной политики создавались на местах, в  результате неверного понимания  общегосударственной политики и  преувеличенного стремления удовлетворить  с помощью таможенных пошлин местные  интересы и потребности, что приносило  вред в целом общегосударственным  задачам. Факты местнического подхода  к применению таможенных норм требовали  «завершить таможенное объединение  советских республик» проводить  единую таможенную политику, что стало  возможным с образованием СССР.

Информация о работе Таможенное дело в СССР