Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 09:36, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является рассмотрение таможенного дела в Российской Федерации, а так же таможенных документов.
Достижение поставленной цели обеспечивается выполнением следующих задач:
-исследование понятия таможенного дела и его составляющих;
-рассмотрение таможенного декларирования как составной части таможенного дела;
-рассмотрение тенденций и перспектив развития таможенного дела в современной России.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 42.12 Кб (Скачать файл)

В ст. 185 ТК установлены сроки  подачи таможенной декларации. Стандартным  правилом 3.23 Генерального приложения к Киотской конвенции предусмотрено, что установленные национальным законодательством сроки для  подачи декларации на товары должны быть достаточными, чтобы позволить декларанту заполнить декларацию и получить требуемые подтверждающие документы. В соответствии с данным правилом установлены следующие сроки  подачи таможенной декларации:

при ввозе товаров таможенная декларация подается до истечения срока  временного хранения товаров, который  составляет 4 месяца;

при вывозе товаров таможенная декларация подается до их убытия с  таможенной территории Таможенного  союза.

Иные сроки могут быть установлены ТК. Так, в п. 3 ст. 185 ТК установлен срок подачи таможенной декларации в отношении товаров, являвшихся орудием, средством совершения или  предметом административного правонарушения или преступления, в отношении  которых было принято решение  об их возврате и которые подлежат таможенному декларированию. В ст. 186 ТК указан круг лиц, которые могут  выступать в качестведекларанта. Ключевая характеристика декларанта по ТК - предоставленная ему возможность распоряжаться товарами на таможенной территории. В каждом конкретном случае лицо, имеющее право выступать в качестве декларанта, должно определяться в зависимости от основания, на котором возникает право распоряжения товаром. Отправной точкой в этом вопросе служит наличие внешнеэкономической сделки, в связи с которой товар перемещается через таможенную границу. Если товар перемещается через таможенную границу на основании внешнеэкономической сделки, декларантом является лицо государства - члена Таможенного союза, заключившее такую сделку, либо от имени, либо по поручению которого эта сделка заключена (преимущественно это сделки купли-продажи, мены, аренды).

Если товар ввозится на таможенную территорию или вывозится  с этой территории не в рамках внешнеэкономической  сделки, декларантами могут быть:

лицо государства - члена  Таможенного союза, имеющее право  владения, пользования и (или) распоряжения товарами;

иностранные лица (физические лица, перемещающие товары для личного  пользования, лица, пользующиеся таможенными  льготами в соответствии с главой 45 ТК, лицо, имеющее право распоряжаться  товарами не в рамках сделки, одной  из сторон которой выступает лицо государства - члена Таможенного  союза).

Перечень обязанностей декларанта, установленный в ст. 188 ТК, также  не является исчерпывающим.

Согласно стандартному правилу 3.8 Генерального приложения к Киотской конвенции декларант несет ответственность  перед таможенной службой за достоверность  сведений, указанных в декларации на товары, и уплату пошлин и налогов. Положения ст. 189 ТК об ответственности  декларанта соответствуют правилу  Конвенции. Так, декларант несет  ответственность за неисполнение обязанностей, в числе которых упомянута  обязанность уплатить таможенные платежи, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, в том числе при принятии таможенными органами решения о выпуске товаров с использованием системы управления рисками. Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза.

В соответствии со ст. 190 ТК таможенная декларация подается декларантом или  таможенным представителем таможенному  органу, правомочному в соответствии с законодательством государств - членов Таможенного союза регистрировать таможенные декларации. Данное положение должно обеспечить возможность подать декларацию на товары любому таможенному органу на территории Таможенного союза, но п. 1 ст. 368 переходных положений ТК установлен порядок таможенного декларирования товаров по принципу резидентства.

Факт подачи таможенной декларации и представления необходимых  документов, подтверждающих заявленные в декларации сведения, фиксируется  в день их получения таможенным органом. В течение двух часов с момента  подачи декларации сотрудник таможенного  органа проверяет наличие либо отсутствие оснований для отказа в регистрации  таможенной декларации, предусмотренных  п. 4 ст. 190 ТК.

Обязанности лица подать таможенную декларацию соответствует обязанность  таможенного органа зарегистрировать эту декларацию. При этом наступление  юридических последствий декларирования товаров, предусмотренных ТК, связано  не с моментом подачи лицом таможенной декларации, а с моментом ее регистрации  таможенным органом. Именно с момента  регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим  о фактах, имеющих юридическое  значение. Таможенная декларация, не зарегистрированная таможенным органом, считается для  таможенных целей не поданной. Это  означает, что товары, на которые  она подавалась, рассматриваются  как незадекларированные таможенному  органу. 
По итогам проведенного исследования следует отметить, что регламентация таможенного декларирования претерпела значительные изменения, которые затронули понятийный аппарат, сроки подачи деклараций, формы декларирования, виды деклараций, порядок регистрации документов и предъявления товаров и т.д. Кроме этого, многие вопросы требуют дальнейшего регулирования и на наднациональном уровне, и на национальном уровне государств - членов Таможенного союза.  
Рассмотренные основные нововведения в правовом регулировании института таможенного декларирования затрагивают как интересы лиц, перемещающих товары, так и таможенных органов. С одной стороны, новые положения призваны обеспечить ускоренный порядок таможенного декларирования, что выгодно как предпринимателям, так и таможенным органам в связи с существенным снижением временных затрат на прохождение и проведение таможенных формальностей. В то же время недостаточность правового регулирования в силу большого количества отсылочных норм в ТК затрудняет изучение и применение прогрессивных положений ТК всеми участников таможенных правоотношений. Более того, определение порядка осуществления основных таможенных операций на уровне государств - членов Таможенного союза может внести еще больше неясностей в силу отсутствия единообразия правового регулирования. (14)

 

3. Тенденции и  перспективы развития таможенного  дела и таможенной политики  в современной России

 

В настоящее время, в связи  с образованием Таможенного союза  государств Российской Федерации, Республик  Казахстан и Беларусь, основные тенденции  и перспективы развития таможенного  дела в России могут рассматриваться  исключительно через призму развития правоотношений в данном союзе.

Свободное перемещение товаров, услуг и рабочей силы, снятие ограничений  во взаимной торговле и отмена таможенных пошлин. Это ли не стимул для каждой из национальных экономик! Кроме того, все стороны будут использовать единые меры регулирования торговли с третьими странами.

Мировая экономическая конъюнктура  остается стабильно непростой. Кризисное  явление в ней будет сказываться  еще долго. Таким образом, региональный ТС - это еще и гарантированный  рынок сбыта товаров и услуг  для каждого государства-участника, позволяющий компенсировать глобальное снижение спроса на мировых рынках [12].

Выгоды здесь очевидны для всех стран-участников, включая, естественно, Россию, чьи экспортно - ориентированные предприятия понесли большие убытки в результате кризиса. За таможенным союзом идут программы формирования единого транспортного, энергетического, информационного пространства - иными словами, общего рынка.

Экономический смысл интеграции состоит в объединении национальных экономик в один воспроизводственный  комплекс. Это предполагает не только устранение межгосударственных таможенных и прочих барьеров, но и согласование между заинтересованными странами конечных целей социально-экономического развития и выработку согласованных  направлений структурной, инновационной, внешнеэкономической и социальной политики.

Расчеты, проведенные учеными  РАН по совмещенной модели межотраслевых  балансов государств - участников Таможенного  союза, наглядно демонстрируют, что  интеграционный эффект позволяет преодолеть тенденцию к снижению темпов экономического роста. По оценкам РАН, суммарный  интеграционный эффект, измеряемый дополнительным производством валового внутреннего  продукта, к 2015 году составит примерно 400 миллиардов долларов. Россия за счет интеграционного фактора получит  дополнительно 16,8 процента от современного уровня ВВП, Беларусь - 16,1, Казахстан - 14,7 процента [12].

Механизмы Таможенного союза  позволят создать эффективную систему  международной кооперации путем  восстановления научно-технического и  производственного потенциалов  предприятий, выпускающих продукцию  с высокой добавленной стоимостью.

Создание таможенного  союза является важным и ответственным  шагом на пути к улучшению экономических  отношений между странами. В первую очередь было осуществлено введение единых таможенных тарифов по более чем 11 000 товаров, отменены таможенные пошлины и сняты экономические ограничения. Такой шаг, по мнениям экспертов, позволит увеличить ВВП стран - участниц таможенного союза на 15% в течение 5 лет. К тому же, образовавшийся таможенный союз будет способствовать облегчению создания кооперационных цепочек. Устранение многих экономических барьеров между государствами и свободное движение товаров повлечет за собой рост конкуренции, а, как известно, конкуренция способствует улучшению качества вырабатываемой продукции и снижению цен [12].

Образование таможенного  союза между Россией, Белоруссией  и Казахстаном с целью облегчения торговли между ними является лишь первым шагом на пути вступления союза  во Всемирную торговую организацию. Если таможенный союз добьется поставленной цели, то страны-участницы будут  иметь возможность отстаивать свои права на мировом рынке.

На пути развития таможенного  союза России, Белоруссии и Казахстана возникают некоторые трудности  и даже риски, на устранение которых  необходимо отвести особое внимание. Наиболее серьезный риск, связанный  с образованием таможенного союза - это неисполнение плана по сбору  платежей. В данном случае таможенным органам необходимо соблюдать все  новые правила и требования таможенного  кодекса, чтоб план сборов был выполнен в полном объеме [12].

Безусловно, создание таможенного  союза повлияет и на простых предпринимателей. Не исключено, что в течение определенного  периода может обостриться ситуация на таможнях. В первую очередь, это  будет связано с неразберихой при предоставлении документов. Таможенный кодекс таможенного союза отличается от таможенных кодексов России, Белоруссии и Казахстана, а значит, и меняются требования к оформлению различных  таможенных бумаг и документов. Проблемы в бюрократической сфере, конечно  же, отойдут со временем на задний план, ведь в функции таможни входит разъяснение и обеспечение новой  информацией участников внешнеэкономической  деятельности. Но до тех пор взаимоотношения  экономических агентов и таможенных служащих действительно будут представлять собой неразбериху.

К актуальным вопросам регулирования  внешнеэкономической деятельности относятся вопросы, касающиеся выхода нового таможенного законодательства. Таможенный кодекс таможенного союза - это новый законодательный акт, который регулирует экономические  отношения между странами-участницами, контролирует деятельность таможенных органов и позволяет решать вопросы  судебного характера. Это, в свою очередь, обязывает экономических  лиц, имеющих отношения с таможней, изучить требования и предписания  таможенного кодекса.

В рамках Союзного государства  в скором времени будет создан единый реестр органов по сертификации и испытательным лабораториям, единая форма сертификации, единый реестр выдачи сертификатов и деклараций товара на основе межгосударственных стандартов. Кроме того, будет создана единая информационная система, где будет  содержаться не только информация обо  всех видах зарегистрированных сертификатов и деклараций, но и о случаях  обнаружения опасной продукции  по аналогии с тем, как это работает в ЕС. Вершиной всей этой системы  должно стать введение единого знака  обращения продукции на рынке  Союзного государства [12].

В рамках Таможенного союза  планируется ввести международные  правовые регламенты, т.е. надгосударственные правовые регламенты, определяющие параметры  экономического взаимодействия трех стран - РФ, Белоруссии и Казахстана. Необходимо также определить объем делегируемых Экономическому суду полномочий для  разрешения споров между хозяйствующими субъектами стран и организационный  порядок их рассмотрения.

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе было рассмотрено таможенное дело и  таможенное декларирование в Российской Федерации.

Таможенное дело в широком  понимании - это теория и практика регулирования перемещения товаров  через таможенные границы государств.

Практика таможенного  дела включает в себя деятельность институтов государственной власти по формированию и реализации таможенной политики.

Общее руководство таможенным делом в Российской Федерации, в  соответствии со ст. З ФЗ «О таможенном регулировании в РФ», осуществляет Правительство Российской Федерации. Непосредственную реализацию задач в области таможенного дела обеспечивает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (в настоящее время Федеральная таможенная служба Российской Федерации - далее - ФТС РФ).

Итак, таможенное дело представляет собой сферу деятельности государственных  органов, осуществляющих таможенную политику страны, регулирование отношений, связанных  с порядком перемещения через  таможенную границу Российской Федерации  товаров и транспортных средств, взиманием таможенных платежей, проведением  таможенного контроля.

На территории России действует  единое таможенное законодательство, регулируемое нормами федерального уровня. Кроме этого таможенное дело тесно связано с международными отношениями. Гармонизация и унификация с общепринятыми международными нормами и практикой - основное направление  развития таможенного дела России на современном этапе.

За реализацию таможенного  законодательства отвечают таможенные органы, которые представляют собой  государственные органы, регулирующие правоотношения, возникающие, изменяющиеся и прекращающиеся в сфере таможенного  дела. В ведении таможенных органов  находится организация и осуществление  таможенного дела в стране. Без  эффективной деятельности данных органов  исполнительной власти немыслима активизация  внешнеторговых связей российской экономики. Важнейшей целью таможенных органов  является максимальное содействие международным  экономическим отношениям и как  следствие ускорение товарооборота. При этом полная либерализация внешней  торговли в силу ряда объективных  факторов в настоящее время невозможна, казна государства не готова к  отмене экономических барьеров на торговых путях. Поэтому функция пополнения федерального бюджета для таможенных органов, бесспорно, является разумной, так как несущие опоры каждого  государства - это налоги, сборы и  таможенные платежи (в большинстве  стран федеральные ведомства  доходов объединены).

Информация о работе Таможенное дело: понятие, цели, содержание и структура