История таможенного дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 01:38, доклад

Краткое описание

Россия придерживалась политики, направленной на достижение бездефицитного госбюджета. В него неоднократно вносились изменения, общую направленность которых можно выразить следующими словами – от фискально-запретительной к фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министром финансов был Е.Ф.Канкрин, Россия придерживалась политики направленной на достижение бездефицитного госбюджета.

Вложенные файлы: 1 файл

История таможенного дела.doc

— 65.50 Кб (Скачать файл)

 

     Россия придерживалась  политики, направленной на достижение  бездефицитного госбюджета. В него  неоднократно вносились изменения,  общую направленность которых  можно выразить следующими словами  – от фискально-запретительной  к фискально-протекционистской таможенной политике. Во всяком случае, до тех пор, пока министром финансов был Е.Ф.Канкрин, Россия придерживалась политики направленной на достижение бездефицитного госбюджета.     

 Таким образом, объективный  ход развития российского государства  показал, что таможенная политика тесно связана с внутренней и внешней политикой государства. Охранительная таможенная политика способствовала развитию торговли, покровительствовала развитию промышленного производства. Почти на 30лет (1822-1850 годы) торгово-промышленный курс, порывал с фритредерскими тенденциями в интересах отечественного хозяйства.     

 На протяжении более  100 лет таможенная служба находилась  в ведении Министерства финансов. Это нашло отражение и в  характере обмундирования чинов  таможенного ведомства, и в ведомственной символике.     

 Поскольку таможенное  управление не подчинялось Губернским  властям, Министерство финансов  в 1834 году предложило ввести  для таможенных чинов цвета  мундиров, установленных для Министерства  финансов.    

 Одновременно происходили серьезные изменения в организации таможенной службы.     

14 декабря 1819 года был  принят новый таможенный устав  по Европейской торговле, состоящий  из 726 параграфов (статей). Согласно  ему все Российские таможни  по Европейской границе (морские  и сухопутные) были разделены на 4 класса. В отличие от прежних таможенных уставов, новый имел специальный раздел «о последствиях утайки таможенных пошлин и привоза запрещенных товаров». 2 сентября 1827 года состоялось утверждение рисунка первого таможенного флага. Его прообразом стал военно-морской (Андреевский) флаг. Изменен был только цвет поля, вместо голубого оно стало светло-зеленым.     

 После ухода Е.Ф.Канкрина  с поста Министра финансов  в стране возникло движение  за отмену вывозных и снижения  ввозных пошлин. К пересмотру таможенной политики вынуждал особенно начавшийся американский экспорт, обостривший конкуренцию на мировом рынке сельхозпродуктов. Также экономический либерализм и фритредерство снова  входили в моду. В записке председателя особого комитета графа Орлова  в 1845 году прозвучала острая критика действующего тарифа стесняющего импорт и препятствовавшего экспорту Российских товаров. Опираясь на выводы этой записки, министры финансов и иностранных дел внесли императору Николаю I представление о пересмотре тарифа. Новый тариф, по их мнению, должен отличаться многофункциональностью, обеспечивая благоразумную охрану внутреннего производства, способствуя повышению уровня потребления импортируемых товаров и увеличению таможенных доходов. 13 октября 1850 года состоялось утверждение нового таможенного тарифа. Он пробил первую брешь в запретительной системе внешней торговле, которая господствовала с 1822 года, и положила начало умеренно протекционистскому этапу таможенной политике, продолжавшемуся до 1877 года.     

 В последующие годы  правительство, озабоченное поисками  путей увеличения таможенного  дохода, продолжало курс на смягчение  запретительной системы. К этому  его побуждали неутешительные  итоги Крымской войны (1853-1856 годы), а также начавшиеся буржуазные реформы.     

 Период 1857-1868 годов был  отмечен реформами таможенного  дела. Реформатор Александр II превратил в 1865 году таможню в самостоятельное звено, выделив ее из Департамента внешней торговли Министерства финансов России. Департаменту таможенных сборов были переданы функции управления таможенными учреждениями. Продолжалось понижение пошлин как ввозных, так и вывозных, увеличился ввоз хлопка, железа и изделий из него, машинного оборудования.     

 В августе 1856 года  было принято решение о пересмотре тарифа 1850 года и учреждение особого комитета для создания нового тарифа. В комитете с удовлетворением было отмечено, что ни одна отрасль отечественной промышленности не пострадало от введения тарифа 1850 года.     

 В новом тарифе предлагалось сохранить баланс различных интересов: внешней торговле и государственного казначейства, промышленности и потребителей. Обсуждение вопросов тарифной политике в проекте нового таможенного тарифа протекало в острой полемике между сторонниками свободной торговле и приверженцами протекционистских взглядов. Влияние протекционистского лобби обусловило осторожность, постепенность правительственных мер в области  таможенно-тарифного регулирования. По этой причине новый таможенный тариф (его утвердил Александр II 25 апреля 1857 года) представлял собой еще одну уступку в пользу системы свободной торговли.     

 Действительно тариф  1857 года ограждал основную массу  русских промышленников от иностранной  конкуренции. Любые попытки иностранцев  убедить их в преимуществах низких ввозных пошлин на товары массового спроса (англичане) или сырья и полуфабрикатов (германия) успеха не имело. В тоже время призывы фритредеров, ратовавших за свободную конкуренцию, как необходимое условие выхода на мировой уровень промышленного производства, не оставались в Росси без внимания.     

 В 1857 году был утвержден  и новый таможенный устав, согласно  которому все таможни в зависимости  от объема совершаемых ими  операций подразделялись на три  класса. Устав 1857 года предъявлял  особые требования к таможенным служащим. Начальниками таможенных округов, управляющими и членами таможен могли назначаться только те лица, которые имели уже выслугу лет по таможенной части, соответствующий опыт, а также были «в верности испытаны и доверия достойны».     

 Кроме того, в уставе  подчеркивалась самостоятельность  таможенных учреждений: «Никакое  начальство, ни гражданское ни  военное не входит ни в какия  непосредственныя распоряжения  по таможенной части». Устав также  запретил таможенным чиновникам  требовать и принимать подарки в любой форме.     

 В период с 1857 по 1868 годы отличался все тем же  неуклонным стремлением  к обновлению таможенной политики в духе проводившихся либеральных реформ. Продолжалось понижение ввозных пошлин по целому виду товаров. Главным мотивом понижения ввозных таможенных пошлин на сырьевой импорт были интересы железнодорожного строительства, машиностроения, текстильной промышленности, финансовой стабилизации, безопасности страны.     

 Так в своем представлении  в Госсовет 21 мая 1859 года  Министр финансов А.М.Княжевич взывал к безотлагательной государственной поддержке «начавшегося у нас машиностроения, особенно важного не только для снабжения отечественной промышленности усовершенствованными орудиями и уменьшения отлива за границу денег на покупку машин и судов, но и для обеспечения самому государству возможности приобретать различные механизмы на русских заводах.     

 В 1865 году состоялся  очередной пересмотр тарифа. Изменения  1865 года были направлены на  сокращение числа статей тарифа посредством соединения некоторых из них, на ликвидацию статей, приносивших казне незначительный доход, а также на общее понижение пошлинного обложения ввозимых товаров.     

 В 1867 году была учреждена  новая комиссия под председательством  сенатора Г.Неболсина. Отправной точкой работы тарифной комиссии стала записка вице директора  Департамента таможенных сборов (до 1864 года – Департамента внешней торговли) Министерство финансов И.Н.Колесова, предложившего значительное понижение пошлин.     

 Новый тариф был утвержден 3 июня 1868 года. Отвечая в целом принципом свободной торговли, он имел при этом ряд важных особенностей.

Понижение ввозимых пошлин затронуло в основном сырьевые и  потребительские товары с целью  поощрения их ввоза, противодействия  контрабанде и увеличения таможенного дохода.     

 Таможенный тариф отменил  пошлину по 16 статьям, по 152 статьям  уменьшил, по 35 – увеличил ставки . В целом его действие оказало  благотворное влияние на развитие  промышленности и увеличение  доходов казны. С 1868 по 1878 годы доходы удвоились с 41 до 80 млн. руб .    

 С первыми признаками  кризиса 1873 года, ухудшением платежного  баланса и финансового состояния  страны правительственная политика  стала быстро отходить от либеральной  доктрины. Либеральная политика  была закономерна на этапе промышленного переворота и перехода от феодально-крепостнического во многом натурального хозяйства к рыночному, капиталистическому, индустриальному. В условиях же утверждавшегося полнокровного товарно-денежного хозяйства, когда страна не могла развиваться без собственной угольно-металлургической базы, либеральные начала в таможенной политике должны были уступить место протекционистским. К этому подводило и потребность в частных иностранных инвестициях производственного назначения. Их масштабное привлечение в Россию было невозможно без существенной корректировки прежнего курса. Наконец военно-политическая необходимость заставляла правительство оказывать поддержку отдельным отраслям и производством военно-стратегического значения.     

 Пассивный внешнеторговый баланс России 1875 года (превышение импорта над экспортом) составлял 150 млн. руб. Для выравнивания баланса требовалось усилить протекционистские меры.     

 Политика протекционизма, в частности таможенного, должна  была придать экономике России новый импульс, способствуя при этом крупному росту национального отечественного промышленного производства. Такую таможенную политику правительства полностью поддерживали российские промышленники и купечество, заявившие правительству: «Совершенно убеждены в идеальной истине начал свободной торговли, но именно это глубокое убеждение заставляет думать, что ради этого великого начала каждый народ должен идти к свободному соперничеству в торговле и промышленности осторожно шаг за шагом» .     

 С 1 января 1877 года был введен новый порядок уплаты таможенных пошлин – золотом, что привело к повышению пошлин на 50%.     

 Таможенный тариф 1891 года носил еще более протекционистский  характер. В соответствии с ним  не облагались пошлинами только  товары, которые вообще не ввозились в страну (например, домашний скот, лен, дрова, камень и др.), на все остальные товары ставки пошлин увеличивались в 10 и более раз. Эти меры оказались эффективными, что привело к увеличению доходов от таможенного обложения .    

 С каждым годом увеличивался германский экспорт в Россию, кроме того, на российский рынок поступали в значительном количестве товары из Австро-Венгрии и других европейских государств.    

 С воцарением на  престоле в 1881 году Александра  III в России складывается тяжелое социально-экономическое положение. Страна, измотанная войной, переживает ряд неурожайных годов. Это было «тяжелейшее пореформенное десятилетие и тягчайший период в жизни русского крестьянства. Основная масса крестьян обнищала, следом ухудшилось положение в промышленности, образовался застой и сокращение производства» . С 1881 года начинается кризис промышленности, захвативший и банковские отношения. «Кредитная система находилась в состоянии застоя, денежную сферу поразила инфляция и эмиссия, ухудшился валютный курс рубля» .     

 Александр III был убежденным защитником национальной промышленности и во время своего правления решительно вводил систему таможенного покровительства. Поворот в таможенной политике России стал необратимым. В последующее десятилетие ставки тарифа пересматривались почти каждый год и всякий раз в сторону увеличения.     

 С 1 января 1881 года были  повышены сборы за право торгово-промышленной  деятельности и усилено таможенное  обложение. Пошлины повышались  несоразмерно и исходили в основном из интересов казны, а не промышленности. Законом от 3 июля 1885 года устанавливается дополнительный таможенный сбор в размере 20% с каждого рубля золотом по 168 статьям экспорта . За счет усиления протекционистских тенденций торговый баланс страны не только выровнялся, но и стал активным.    

 При Министре финансов  И.А.Вышнеградском (1887-1892) была осуществлена  разработка нового таможенного  тарифа. Представляя  его проект в Госсовет, Вышнеградский подчеркивал: «Опыт указал на необходимость произвести целый ряд изменений в тарифе 1868 года с  целью как фискальной, так и главнейшей покровительственной, а также для достижения более важного для нас международного торгового баланса».   

 Официально провозглашались  принципы таможенной политики  России на обозримую перспективу первостепенная важность защиты промышленных интересов перед фискальным; равномерное покровительство всем нуждающимся отраслям промышленности. К участию в разработке нового тарифа привлекались ученые, специалисты во главе с Д.И.Менделеевым.    

 Новый тариф признавался  своего рода образцовым творением  государственного попечительства  о национальном труде в протекционистском  направлении.     

 Тариф был принят 11 июня 1881 года. С его принятием  произошло распространение мер  таможенно-тарифного регулирования на ряд товаров, которые до этого ввозились свободно и подлежали сравнительно невысокому обложению. Он отличался от прежних тарифов тем, что в нем был отражен принцип полного покровительства русской промышленности на всех стадиях производства, начиная от добычи сырья и заканчивая изготовлением готовых изделий. Этому тарифу было присвоено название толкового. В нем прослеживалось достижение «не какого-нибудь абстракта, а только правильного направления нашей таможенной политики» . Итак, эти мероприятия предпринимались в соответствии с главной целью царствования Александра III: ускорение развития России и защита национальной промышленности.    

 Введение тарифа 1891 года  с неизбежностью обострило проблему  контрабандного ввоза.     

 Именно поэтому в 1892 году был принят новый таможенный устав, обновивший соответствующий законодательство: были определены различные проявления контрабанды и соответствующие правовые санкции. Основная ответственность при этом возлагалась на владельца товара. Несостоятельным контрабандистам денежное взыскание могло быть заменено тюремным заключением. На западной сухопутной границе России в дополнении в дополнение к пограничной и таможенной страже создавалось специальная и  «корчемная стража»  из вооруженных стражников и объездчиков с целью пресечения контрабанды заграничных напитков посредством устройств засад, досмотра обозов, транспортов .     

 К началу  90-х годов в стране сформировалась  разветвление систем таможенных платежей, различавшихся в зависимости от источника поступления: внешние пошлины (ввозные и отпускные) складочные и канцелярские сборы, сборы за наложение таможенных клейм, за бандероли, штрафные деньги, и т.д. Тариф 1891 года рассматривался правительством России в качестве минимального .     

Информация о работе История таможенного дела