Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить понятия и структуру Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Изучить проблемы перехода от таможенного союза к единому экономическому пространству.
3. Выявить дальнейшие пути развития единого экономического пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 6
1.1 Понятие и структура ТС 6
1.2 Понятие и структура ЕЭП 9
1.3 Сопоставительный анализ ТС и ЕЭП 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕЭП 15
2.1 Современные проблемы перехода от ТС к ЕЭП 15
2.2 Пути развития ЕЭП 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………30

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tamozhennomu_menedzhmentu.docx

— 82.74 Кб (Скачать файл)

Единое экономическое пространство является следующей ступенью интеграционного процесса после таможенного союза. Таким образом ЕЭП ныне является «союзом в союзе», в дальнейшей перспективе перерастания в «единый союз». В ныне существующем ЕЭП действуют многие нормы таможенного союза, но с добавлением других норм, рассчитанных на более тесное сотрудничество в рамках ЕЭП.

Формирование Евразийской экономической комиссии стало одним из шагов на пути трансформации Таможенного союза и ЕврАзЭс в Евразийский союз.

Таким образом, таможенный союз Беларуси, Казахстана и России строится на экономической и территориальной платформе ЕрАзЭС, имеет с ним общие органы управления, частично правовую базу и параллельное членство этих трех стран в обеих организациях. Создание таможенного союза не является конечной целью стран ЕврАзЭС, он представляет собой только одну из форм интеграции на пути к модели единого экономического пространства. Предполагается также, что в будущем в него войдут и другие государства-члены ЕврАзЭС. В свою очередь, Единое экономическое пространство предполагает интеграцию не только в экономической, таможенной, но и в политической сфере.

Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП и ТС являются международные договоры и решения органов управления интеграционными объединениями, заключаемые, и принимаемые с учетом интересов и законодательств государств-участников, и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

В соответствии с Концепцией, являющейся неотъемлемой частью Соглашения, Единое экономическое пространство формируется постепенно, путём повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права. Направления, механизмы, мероприятия по интеграции определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения, ответственность за отход от согласованных решений.

Для подготовки международно-правовых документов, регулирующих формирование и функционирование ЕЭП, учреждена совместная Группа высокого уровня с представительством.8

К настоящему времени уже разработано 93 проекта правовых документов по формированию ЕЭП как следующей ступени экономического сотрудничества в рамках таможенного союза.

Главами государств - участников ЕЭП принято решение о подготовке единого модифицированного международно-правового документа по формированию ЕЭП. Таким образом, Единое экономическое пространство отличается от других интеграционных пространств с участием Республики Беларусь тем, что здесь впервые принято решение о пакетном, всестороннем и полном оформлении международно-правовой базы интеграционного объединения - Таможенного союза на первом этапе, Единого экономического пространства на втором.

Республика Беларусь является разработчиком пакета документов по налоговой, бюджетной и денежно-кредитной политике, валютному регулированию и контролю, макроэкономическим показателям. Особое внимание в рамках ЕЭП уделяется косвенному налогообложению. Объясняется это тем, что косвенные налоги (НДС и акцизы) являются одним из действенных механизмов, оказывающих влияние на внешнеторговую деятельность государств. Они в значительной степени влияют на формирование цены как экспортируемых, так и импортируемых товаров. При применении косвенных налогов по принципу страны назначения, товары облагаются налогом на добавленную стоимость и акцизами при их ввозе, а при вывозе товаров - косвенные налоги в цену не включаются, соответственно товар является более конкурентоспособным.

Во всех государствах-участниках ЕЭП проводится работа по сокращению до минимума действующих налоговых льгот. В рамках ЕЭП разработан Перечень налоговых льгот и преференций, применяемых в государствах-участниках Единого экономического пространства, аналога которому нет ни в рамках Союзного государства, ни в рамках ЕврАзЭС. Перечень не является международным договором, а используется в качестве аналитического материала при подготовке проекта Соглашения об основных направлениях налоговой политики государств-участников Единого экономического пространства, разработанного в целях создания равных условий налогообложения, обеспечивающих устойчивое развитие и наращивание экономических потенциалов. Проектом предусмотрено, что основополагающими элементами согласованной налоговой политики будут являться: перечень основных налогов, принципы и правила налогообложения по основным налогам, подходы к определению и исполнению налогового обязательства на территории ЕЭП.

На современном этапе продолжается формирование правовой базы таможенного союза Беларуси, Казахстана и России для обеспечения свободного перемещения товаров по территории стран-участниц, создания благоприятных условий торговли с третьими странами, развития взаимной экономической интеграции.9

Для зачисления ввозных таможенных пошлин используется единый счет уполномоченного органа государства-участника таможенного союза на основании Соглашения об установлении и применении в таможенном союзе порядка зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие) от 20 мая 2010 года (далее - Соглашение о порядке зачисления ввозных пошлин). Данное Соглашение вступает в силу с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором депозитарий получит последнее письменное уведомление по дипломатическим каналам о выполнении сторонами внутригосударственных процедур.

Для регулирования вопросов взаимного признания таможенными органами документов, подтверждающих принятие обеспечения уплаты таможенных пошлин, принято Соглашение о некоторых вопросах предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перевозимых в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, особенностях взыскания таможенных пошлин, налогов и порядке перечисления взысканных сумм в отношении таких товаров от 21 мая 2010 года.10

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕЭП

2.1. Современные проблемы перехода от ТС к ЕЭП

Переход от ТС к ЕЭП очень сложный и трудоемкий процесс, заключающийся в формировании единой экономики для всех стран-участниц. Единая экономика в некотором роде подразумевает использование единой валюты на всей территории ЕЭП, но в нашем случае существует три валюты трех государств-участниц соответственно. И как же объединить экономики стран не переходя к единой валюте? В настоящее время при осуществлении таможенных операций и уплате пошлин решено использовать валюту той страны, в которой производятся вышеуказанные процедуры. Например, если товар из Германии (ЕС) перемещается на территорию России (ЕЭП), также в дальнейшем оформляется на этой территории, то соответственно пошлины будут уплачиваться в российских рублях.

Особое значение имеет изменение законодательной базы при переходе от ТС к ЕЭП. При дальнейшем формировании и развитии ЕЭП Таможенный кодекс таможенного союза в ныне существующей форме должен быть кардинально переработан под экономическое взаимодействие стран-участниц на новом уровне.

Одной из основных проблем остается особая позиция Украины по ключевым вопросам интеграции в рамках ЕЭП. Новая политическая элита Украины до сих пор сомневается, совместимо ли ЕЭП с "европейским выбором страны". Для Украины преимущества евроинтеграции очевидны. Взятый курс на форсированное вступление в европейские политические и экономические структуры вряд ли может быть принципиально скорректирован в ближайшие годы. Украина сегодня имеет более тесные связи с Европейским союзом, чем со странами СНГ и более активно развивает с ним торгово-экономические связи. Кроме объективных факторов, определяющих европейский выбор Украины, действует и ряд сильных субъективных факторов, этнопсихологического характера.

При разработке документов ЕЭП изначально Украина выступала за создание только зоны свободной торговли без изъятий и ограничений, полагая, что достичь этого можно без унификации правовой базы, в том числе во внешнеэкономической сфере, сфере регулирования инвестиций, конкурентной политики и субсидирования, защиты интеллектуальной собственности и др. Поэтому ряд документов, которые подписывали страны-участницы имели оговорки с украинской стороны. Это касается, прежде всего, Соглашения о формировании единого экономического пространства и подписания двух пакетов документов из 15 и 29 соглашений, утвержденных президентами стран-участниц и направленных на углубление интеграционных процессов по формированию ЕЭП.

Одной из серьезных проблем является проблема координации позиций и экономических взглядов стран ЕЭП в отношении ВТО. Ведь после вступления в ВТО России необходимо соблюдая законодательство данной организации, также развивать ЕЭП.

Вступление России в ВТО означает закрепление (связывание) режима внешней торговли. Другие государства остаются свободными от данных обязательств.

Импульс интеграционным процессам и активизации торгово-экономического сотрудничества в странах СНГ может дать реализация идеи создания Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. Чтобы создать такое пространство, надо сблизить хозяйственное, внешнеторговое и таможенное законодательство, механизмы ценообразования и налогообложения. Состыковать принципы приватизации и валютного регулирования. Унифицировать стандарты производства товаров и услуг, взаимно признать сертификаты их качества. Важно также иметь сопоставимые уровни инфляции и дефицита государственных бюджетов, внешних долгов и ставок рефинансирования, а также схожую социальную политику.

Если в рамках формирования Единого экономического пространства приступить к реализации механизмов, обеспечивающих свободу передвижения товаров, капитала, услуг и рабочей силы, то это позволит многократно увеличить объем торгово-экономических отношений и создать условия для более эффективного использования инвестиций в экономику стран-участниц. Следует подчеркнуть, что создание такого пространства не противоречит, а наоборот, наполняет реальным содержанием политику России по отношению к Европейскому союзу.

2.2. Пути развития ЕЭП

С территориальной точки зрения Единое экономическое пространство развиваясь может включать в свой состав различные государства, которые изъявят желание присоединиться, но необходимой составляющей является то, что данное государство должно быть примерно на одинаковом уровне экономического развития, что и страны-участницы. При несоответствии уровней экономик присоединение очень трудоемко, либо вовсе невозможно.

Подписание договора о создании Экономического союза, да и просто потребности хозяйственного оборота требуют поднять платежно-расчетные отношения между бывшими республиками СССР на новый уровень. В повестку дня вошло создание платежного союза.

В марте - апреле 1994 г. Банк России по поручению правительства разработал концепцию платежного союза и проект двустороннего соглашения о мерах по обеспечению взаимной конвертируемости национальных валют. Совет глав правительств СНГ одобрил концепцию и поручил подготовить на ее базе проект соглашения.11

Под платежным союзом понимается в данном случае добровольное объединение государств в целях обеспечения бесперебойных платежей на основе взаимной конвертируемости национальных валют.

Общие принципы платежного союза (в рамках Экономического союза государств, использующих национальные валюты), изложенные в ст. 16 Договора об экономическом союзе, включают в себя:

- взаимное признание национальных  валют и осуществление их официальных  котировок;

- осуществление платежей  в национальных валютах с использованием  многостороннего клиринга через  Межгосударственный банк;

- введение механизма согласованного  взаимного кредитования дефицитов  платежных балансов;

- взаимную конвертируемость  национальных валют по текущем операциям.

В качестве основных принципов построения платежного союза предложены следующие:

- участники торговых сделок  самостоятельно определяют формы  расчетов, валюту цены контракта  и валюту платежа, причем в  расчетах могут использоваться  национальные валюты участников  платежного союза, а также другие  валюты;

- при создании соответствующих  предпосылок может быть создана  коллективная валюта;

- правительства и центральные (национальные) банки участников  принимают меры внешнеторгового  и валютного регулирования, способствующие  развитию на территории их  государств полноценного валютного  рынка, на котором осуществляются  операции купли-продажи национальной  валюты за национальные валюты  других участников платежного  союза и за иные валюты;

- государства - участники  обеспечивают для резидентов  возможность приобретения иностранной  валюты в обмен на национальную  для осуществления текущих операций, а для независимых нерезидентов  возможность владеть национальной  валютой и использовать ее  для оплаты приобретения товаров и услуг как в данном государстве, так и для расчетов с третьими странами;

- обменный курс национальных  валют определяется на основе  спроса и предложения на валютных  биржах либо на межбанковском  валютном рынке;

- государства - участники  применяют согласованный режим  использования остатков средств  на банковских счетах, принадлежащих  нерезидентам, определяет порядок  расчетов по операциям неторгового  характера (прежде всего социальным  платежам).

Однако целостность концепции платежного союза и его механизмов еще не разработано. Идет поиск подходов к этой проблеме.

Информация о работе Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления