Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2014 в 21:30, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа Таможенного союза и Единого экономического пространства. Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:
1. Изучить понятия и структуру Таможенного союза и Единого экономического пространства.
2. Изучить проблемы перехода от таможенного союза к единому экономическому пространству.
3. Выявить дальнейшие пути развития единого экономического пространства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА 6
1.1 Понятие и структура ТС 6
1.2 Понятие и структура ЕЭП 9
1.3 Сопоставительный анализ ТС и ЕЭП 11
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЕЭП 15
2.1 Современные проблемы перехода от ТС к ЕЭП 15
2.2 Пути развития ЕЭП 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………30

Вложенные файлы: 1 файл

Kursovaya_po_tamozhennomu_menedzhmentu.docx

— 82.74 Кб (Скачать файл)


 

 

 

Федеральная таможенная служба

Государственное  казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал 

Российской таможенной академии

 

Кафедра управления

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Таможенный менеджмент»

 

на тему: «Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления»

 

 

 

Выполнил: М. П. Симоновский,

студент 3-го курса  
очной формы обучения  
факультета таможенного дела, 
группа 3512 
Подпись______________________

 

 

Научный руководитель:

А.А. Селезнев, к.э.н, доцент

Подпись______________________

 

 

Санкт-Петербург

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Данную курсовую работу хотелось бы начать с объяснения сущности первого этапа межгосударственной интеграции, с самого понятия таможенного союза. Итак, что есть таможенный союз? «Существует экономическая теория таможенного союза, впервые разработанная в XIX век юристом, философом, экономистом Фридрихом фон Листом. Издательством 'Европа' была выпущена его книга 'Национальная экономика'. Лист спорит с Риккардо и Смитом, либеральными экономистами. Согласно Смиту и Риккардо, если две страны снимают между собой таможенные барьеры и полностью освобождают внешнюю торговлю, то это приводит к уравновешиванию экономического уровня жизни обеих стран. Лист сказал, что на практике это не так, поскольку когда мы видим подобного рода снятие ограничений с разделения труда, самый тяжелый и мало оплачиваемый труд перемещается в неразвитую страну, а дивиденды получает развитая. При снятии всяких таможенных барьеров получается диспропорциональное развитие экономик: богатые богатеют, бедные беднеют. Но если государство, которое отстает в экономическом развитии, вообще никак не участвует во внешней торговле, оно также деградирует. Лист предложил третий путь: не интеграция и не изоляция, когда стране нельзя открываться полностью, но нельзя и не открываться. Это называлось таможенным союзом. Таким образом, философия таможенного союза состоит в том, чтобы объединить между собой максимальное количество экономик стран со сходным уровнем развития, с общими культурными и историческими ценностями, и таким широким фронтом вступать во внешнюю торговлю, очень разумно контролируя то, что проходит через границы таможенного союза. То есть, полное освобождение экономики и, в том числе, торговли, транспортных тарифов внутри таможенного союза и установка фильтра у его границы. Это означает некую глобализацию, то есть открытость во внешней торговле, но не полную, а относительную.»1

Многие государства мира активно вырабатывают взаимоприемлемые схемы развития глобального процесса интеграции, включающие как создание новых центров политического и экономического влияния, так и модели регионального взаимодействия и сотрудничества.

Еще Советский Союз, задолго до создания Европейского союза, отвечал критериям регионального интеграционного объединения. В бывшем СССР существовали: зона свободной торговли; таможенный союз; единое экономическое пространство с четырьмя степенями свободы (движение товаров, капитала, услуг и рабочей силы). Кроме того, фактически были единые рынки, наднациональные органы управления, макроэкономическая, внешнеэкономическая, налоговая, социально-экономическая политика, валюта.

Однако развал Советского Союза привел к распаду многих экономических связей складывающихся в течение длительного времени.

Но в середине 1990-х гг. была предпринята попытка придать новый импульс интеграционным процессам на постсоветском пространстве. В 1995 г. было заключено соглашение о Таможенном союзе России, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Данное интеграционное объединение просуществовало недолго и в 2000 г. было преобразовано в Евразийское экономическое сообщество. При подготовке пакета документов о его создании были обозначены этапы и конечная цель: Таможенный союз и Единое экономическое пространство.

Объектом исследования является структура и понятие Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Предметом исследования является сравнение системы управления Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Целью данной курсовой работы является проведение сравнительного анализа Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Исходя из поставленной цели, решались следующие задачи:

  1. Изучить понятия и структуру Таможенного союза и Единого экономического пространства.
  2. Изучить проблемы перехода от таможенного союза к единому экономическому пространству.
  3. Выявить дальнейшие пути развития единого экономического пространства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

1.1. Понятие и структура ТС

Итак, рассмотрим само понятие таможенный союз. Таможенный Союз – это соглашение стран-участниц об упразднении таможенных пошлин и границ между ними и введении единого таможенного тарифа для других государств. Прежде всего стоит сказать, что такой шаг, как формированию таможенного союза должен быть вызван определенными причинами в экономической сфере государств, формирующих данное интеграционное объединение. Первой и соответственно основной причиной может служить грядущий рост экономики стран–участниц после формирования ТС. Россия от создания Таможенного союза может получить прибыль в размере около $400 млрд, а Белоруссия и Казахстан — по $16 млрд к 2015 году. Полное использование потенциала Таможенного союза может привести к сокращению сроков перевозки грузов из Китая в Европу примерно в 4 раза. По расчётам учёных Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и может дать дополнительно до 15 % роста ВВП стран-участниц к 2015 году.2

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Белоруссии, Казахстана и России, а также находящиеся за пределами территорий государств — членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства — члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.

В таможенном союзе (в нынешней его форме) при экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта. При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами. Так же при оказании работ и услуг на территории РФ, налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основным органом управления ТС является Высший евразийский экономический совет. Данный орган управления определяется как Межгосударственный совет ЕврАзЭС в составе представителей стран-участниц Таможенного союза и Единого экономического пространства. В совет входят главы государств и правительств Таможенного союза. Высший совет собирается на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимаются консенсусом. Принятые решения становятся обязательными для выполнения во всех государствах-участниках. Совет определяет состав и полномочия прочих регулирующих структур Таможенного союза.3

Так же в системе управления ТС существует постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, таковым является Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК). Основной задачей комиссии является обеспечение условий функционирования и развития союза. Евразийская экономическая комиссия функционирует с 1 января 2012 года и унаследовала полномочия Комиссии таможенного союза в сферах таможенно-тарифного регулирования, таможенного администрирования и технического регулирования. ЕЭК имеет два уровня управления: Совет ЕЭК и Коллегия ЕЭК.4 Совет Комиссии осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии. В Совет Комиссии входят по одному представителю от каждой страны, являющемуся заместителем главы правительства. Председательство осуществляется поочередно в течение одного года в порядке русского алфавита по наименованию страны. Совет Комиссии принимает решения консенсусом. Коллегия Комиссии является исполнительным органом Комиссии. Коллегия Комиссии состоит из 9 членов (по 3 члена от каждой страны-участницы), один из которых решением Высшего совета назначается председателем Коллегии. ЕЭК функционирует на основе Договоров от 18 ноября 2011 года «О Евразийской экономической комиссии» и решением Высшего совета «О регламенте работы Евразийской экономической комиссии».5

Официальные лица государств-участников Таможенного союза неоднократно заявляли о том, что рассматривают эту организацию как открытую для вступления других стран, прежде всего, входящих в ЕврАзЭС и СНГ. 5 февраля 2013 года министр экономики и внешней торговли Сирии заявил, что правительство Сирии в ближайшее время намерено подать заявку о вступлении в Таможенный союз, но в связи с нынешними массовыми антиправительственными волнениями руководство Сирии отложило подачу данной заявки до того момента, когда страна решит свои внутренние проблемы.

Создание Таможенного союза и достаточно быстрое его оформление поначалу вызвало негативную реакцию ВТО, также высказывались опасения по поводу того, что правила ТС не смогут соответствовать правилам ВТО, а следовательно переговоры единый Таможенный союз вынужден будет начинать заново. Однако России удалось отстоять свои интересы, отклонив претензии Финляндии по пошлинам на лес и изделия из дерева, а также требования стран Европы относительно пошлин на автомобили и комплектующие. За Россией остались права достаточно медленного снижения пошлин и относительно крупных субсидий во множество секторов экономики в течение 5-7 лет. Беларусь и Казахстан ведут переговоры о вступлении в ВТО самостоятельно. По словам главы российской делегации Максима Медведкова «Казахстан вскоре после вступления России в ВТО, также станет членом этой организации». В то же время переговоры Белоруссии идут очень медленно и могут завершиться достаточно нескоро.6

    1. . Понятие и структура ЕЭП

Следующим этапом интеграции стало создание Единого экономического пространства. Единое экономическое пространство (ЕЭП) - интеграционное объединение государств Таможенного союза - Белоруссии, Казахстана, России. Теоретически этот проект может быть расширен вплоть до создания единого экономического пространства, включающего и Европейский союз. ЕЭП заработало на территории России, Белоруссии и Казахстана с 1 января 2012 года. В полной мере интеграционные соглашения ЕЭП начали работать с июля 2012 года.

Базовый принцип включает четыре свобод:

· Свобода торговли товарами

· Свобода торговли услугами

· Свобода передвижения финансового капитала

· Свобода передвижения человеческого капитала.

Для вступления в Единое экономическое пространство страна должна ратифицировать следующие  документы:

· Соглашение о согласованной макроэкономической политике

· Соглашение о единых принципах регулирования деятельности субъектов естественных монополий

· Соглашение об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, транспортировки газа

· Соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования

Таким образом единое экономическое пространство можно определять как продолжение более тесного экономического сотрудничества в рамках таможенного союза.

Целью формирования ЕЭП является создание условий для стабильного и эффективного развития экономик государств-участников и повышения уровня жизни населения. Основными принципами функционирования ЕЭП являются обеспечение свободы перемещения товаров, услуг, финансового и человеческого капитала через границы государств-участников. Принцип свободного движения товаров предусматривает устранение изъятий из режима свободной торговли и снятие ограничений во взаимной торговле на основе унификации таможенных тарифов, формирования общего таможенного тарифа, установленного на основе согласованной государствами-участниками методики, мер нетарифного регулирования, применения инструментов регулирования торговли товарами с третьими странами. Механизмы применения во взаимной торговле антидемпинговых, компенсационных, специальных и защитных мер будут заменяться едиными правилами в области конкуренции и субсидий.7

ЕЭП формируется постепенно, путем повышения уровня интеграции, через синхронизацию осуществляемых государствами-участниками преобразований в экономике, совместных мер по проведению согласованной экономической политики, гармонизацию и унификацию законодательства в сфере экономики, торговли и по другим направлениям, с учётом общепризнанных норм и принципов международного права, а также опыта и законодательства Евросоюза. Направления интеграции и мероприятия по их реализации определяются на основе соответствующих международных договоров и решений органов ЕЭП, предусматривающих обязательность их выполнения для каждого из государств-участников в полном объёме, а также механизм их реализации и ответственности за невыполнение согласованных решений. Формирование и деятельность ЕЭП осуществляется с учётом норм и правил ВТО. Координация процессов формирования ЕЭП осуществляется соответствующими органами, создаваемыми на основе отдельных международных договоров. Структура органов формируется с учётом уровней интеграции. Правовой основой формирования и деятельности ЕЭП являются международные договоры и решения органов ЕЭП, заключаемые и принимаемые с учётом интересов и законодательств государств-участников и в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.

1.3. Сопоставительный анализ ТС и ЕЭП

Информация о работе Сравнительный анализ Таможенного союза и Единого экономического пространства: особенности формирования системы управления