Во многом аналогичный подход 
к судебно-экспертной деятельности и в 
Налоговом кодексе Российской Федерации 
(НК РФ). Законодатель предоставляет право 
налоговым органам привлекать экспертов 
для проведения налогового контроля (п. 
12 ст. 31 НК РФ). В необходимых случаях для 
участия в проведении конкретных действий 
по осуществлению налогового контроля 
может быть привлечен эксперт, в том числе 
при проведении выездных налоговых проверок11. Экспертиза назначается в 
случае, если для разъяснения возникающих 
вопросов требуются специальные знания 
в науке, искусстве, технике или ремесле 
(ст. 95 НК РФ).
Таким образом, судебно-экспертная 
деятельность в Российской Федерации 
базируется, прежде всего, на положениях 
Конституции, которая составляет первичную 
нормативную базу для всей системы действующего 
законодательства и иных нормативно-правовых 
актов Российской Федерации. Ни одна действующая 
норма права, независимо от того, где она 
закреплена - в законах Российской Федерации, 
указах Президента Российской Федерации 
или постановлениях Правительства, не 
может противоречить Конституции РФ. В 
случаях несоответствия нормы права Конституции 
РФ эта норма признается неконституционной 
и утрачивает силу. Равным образом не могут 
противоречить Конституции РФ действия 
и решения должностных лиц, государственных 
органов, граждан и их объединений.
Конституция РФ допускает ограничение 
прав граждан только федеральным законом 
в той мере, в какой это необходимо в целях 
защиты основ конституционного строя, 
нравственности, здоровья, прав и законных 
интересов других лиц, обеспечения обороны 
страны и безопасности государства (ст. 
55).
 
Глава 2. Органы, осуществляющие 
судебно-экспертную деятельность их виды 
и полномочия
К органам, осуществляющим судебно-экспертную 
деятельность относятся: судебно-экспертные 
учреждения Министерства юстиции РФ, судебно-экспертные учреждения 
Министерства здравоохранения и социального 
развития Российской Федерации, экспертно-криминалистической 
службы МВД России, а также  судебно-экспертные 
учреждения Министерства обороны, Федеральной 
службы безопасности, Федеральной таможенной 
службы, Федеральной службы по контролю 
за оборотом наркотиков12.
В настоящее время система судебно-экспертных 
учреждений (СЭУ) Министерства юстиции 
включает в себя Российский Федеральный 
центр судебных экспертиз при Минюсте 
России (РФЦСЭ), региональные центры (РЦСЭ): 
Северо-Западный, Воронежский, Дальневосточный, 
Приволжский, Средневолжский, Сибирский, 
Уральский, Южный, а также центральные 
лаборатории судебных экспертиз (ЦЛСЭ) 
и лаборатории судебных экспертиз (ЛСЭ) 
Минюста России: Алтайская, Архангельская, 
Башкирская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, 
Вологодская, Дагестанская, Забайкальская, 
Ивановская, Иркутская, Калининградская, 
Калужская, Кемеровская, Кировская, Краснодарская, 
Красноярская, Курская, Мордовская, Московская, 
Мурманская, Омская, Орловская, Пензенская, 
Пермская, Приморская, Рязанская, Самарская, 
Саратовская, Сахалинская, Ставропольская, 
Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, 
Ульяновская, Челябинская, Читинская, 
Чувашская, Якутская, Ярославская. В ряде 
областных городов, в которых нет ЛСЭ, 
организованы отделения судебных экспертиз 
и экспертные группы13.
РЦСЭ и ЦЛСЭ имеют основную 
и дополнительную зоны обслуживания. В 
пределах основной зоны выполняются все 
роды и виды судебных экспертиз, в дополнительной 
зоне - только те, которые не производятся 
в зональной (не центральной) ЛСЭ.
Главным направлением деятельности 
всех экспертных учреждений Минюста является 
проведение судебных экспертиз и экспертных 
исследований по заданиям судов, органов 
прокуратуры, внутренних дел, безопасности, 
таможенных органов, налоговых инспекций, 
нотариата, органов социальной защиты, 
а также органов и должностных лиц, рассматривающих 
дела об административных правонарушениях.
Деятельность судебно-экспертных 
учреждений (СЭУ) Министерства юстиции 
Российской Федерации осуществляется 
на основе процессуального законодательства 
РФ, ФЗ ГСЭД и в соответствии с Инструкцией 
по организации производства судебных 
экспертиз в государственных судебно-экспертных 
учреждениях системы Министерства юстиции 
Российской Федерации.
Специалисты СЭУ ежегодно решают 
сотни тысяч экспертных задач. Наряду 
с этим некоторые региональные ЦЛСЭ и 
ЛСЭ постоянно участвуют в научно-исследовательской 
работе, организуемой РФЦСЭ, и тем самым 
способствуют совершенствованию научно-методической 
базы в области судебной экспертизы.
Региональные центры судебных 
экспертиз выступают, кроме того, в качестве 
экспертных учреждений для выполнения 
судебных экспертиз по новым родам и видам, 
а также редко встречающимся в следственной 
и судебной практике видам исследований. 
В этих случаях они обслуживают весь регион, 
закрепленный за лабораториями, входящими 
в зону их деятельности.
РФЦСЭ при Минюсте России является 
ведущим экспертным учреждением в системе 
судебно-экспертных учреждений Министерства 
юстиции14. За годы существования в РФЦСЭ 
накоплен значительный опыт по организации 
и проведению научных и экспертных исследований. 
В нем осуществляется подготовка кадров 
высшей квалификации в области судебной 
экспертизы.
Для каждого СЭУ установлена 
зона обслуживания следственных органов 
и судов. Каждому экспертному учреждению 
определен перечень родов и видов судебных 
экспертиз, обязательных для производства.
В малочисленных СЭУ, имеющих 
статус отделения или группы, проводятся 
в основном традиционные криминалистические 
экспертизы, а также судебные автотехнические 
и судебно-бухгалтерские экспертизы. Более 
крупные и развитые ЛСЭ, располагающие 
необходимыми специалистами и соответствующей 
приборной базой, выполняют до 15 родов 
и видов экспертиз.
В настоящее время РФЦСЭ проводит 
первичные экспертизы для судебно-следственных 
органов Москвы, Московской области, а 
также выполняет экспертизы для Брянской, 
Владимирской, Ивановской, Калужской, 
Рязанской, Тамбовской, Тульской, Ярославской 
областей, если в их территориальных ЛСЭ 
отсутствуют соответствующие специалисты. 
РФЦСЭ выполняет наиболее сложные и повторные 
экспертизы по заданию любого следственного 
органа или суда Российской Федерации. 
Всего в центре проводится 22 рода судебных 
экспертиз по 53 экспертным специальностям15.
В целях обеспечения единого 
научно-методического подхода к производству 
судебных экспертиз в государственных 
судебно-экспертных учреждениях Минюста 
России приказом Министерства юстиции 
Российской Федерации от 20.12.2002 утверждены 
перечень родов (видов) экспертиз, выполняемых 
в судебно-экспертных учреждениях Министерства 
юстиции Российской Федерации и перечень 
экспертных специальностей, по которым 
предоставляется право самостоятельного 
производства судебных экспертиз в государственных 
судебно-экспертных учреждениях Министерства 
юстиции Российской Федерации.
Центр обеспечивает экспертные 
учреждения всех ведомств, а также правоохранительные 
органы, суды, юридические вузы методическими 
и информационными изданиями, переводами 
иностранной литературы по вопросам судебной 
экспертизы.
Также РФЦСЭ осуществляет16:
  - оценочную деятельность;
 
  - выполняет научно-исследовательские 
  и опытно-конструкторские работы, дает 
  консультации;
 
  - занимается обучением и повышением 
  квалификации специалистов, не являющихся 
  работниками СЭУ Минюста России;
 
  - рецензирует заключения, выполняемые 
  в других экспертных учреждениях;
 
  - проводит экспертные исследования 
  по поручениям судебных приставов - исполнителей, 
  а также обращениям граждан и юридических 
  лиц;
 
  - выполняет по договорам с юридическими 
  и физическими лицами платные несудебные 
  экспертизы;
 
  - осуществляет организационно-методическое 
  руководство деятельностью региональных 
  СЭУ по апробации и внедрению новых научно-исследовательских 
  разработок, автоматизированных систем 
  и программных комплексов для решения 
  экспертных задач, изучает результативность 
  их использования в экспертной практике.
 
Важным направлением работы 
РФЦСЭ является подготовка и повышение 
квалификации экспертных кадров, организация 
стажировок специалистов СЭУ, рецензирование 
их заключений, проведение аттестации 
экспертных кадров.
РФЦСЭ организует конференции, 
научно-практические семинары и школы 
по актуальным проблемам теории и практики 
судебной экспертизы.
В Российской Федерации судебно-медицинская 
экспертиза является государственной 
и входит в систему органов здравоохранения. 
К ее компетенции относятся17:
  - экспертиза трупов в случаях 
  насильственной смерти;
 
  - судебно-медицинское исследование 
  трупов при подозрении на применение насилия 
  или других обстоятельств, обусловливающих 
  необходимость исследования трупа в судебно-медицинском 
  порядке;
 
  - экспертиза потерпевших, подозреваемых, 
  обвиняемых и других лиц, а также судебно-медицинское 
  освидетельствование граждан для определения 
  характера и тяжести телесных повреждений, 
  возраста и разрешения иных вопросов, 
  требующих познаний в области судебной 
  медицины;
 
  - экспертиза вещественных доказательств;
 
  - экспертиза по материалам уголовных 
  и гражданских дел.
 
Головным учреждением, осуществляющим 
научное и методическое руководство государственными 
судебно-медицинскими экспертными учреждениями, 
является Российский центр судебно-медицинской 
экспертизы, основными направлениями 
деятельности которого являются:
  - разработка наиболее актуальных 
  вопросов судебной медицины и судебной 
  химии (токсикологии);
 
  - организация, координация и 
  планирование научно-исследовательских 
  работ в Российской Федерации, внедрение 
  научных результатов в судебно-медицинскую 
  практику;
 
  - подготовка высококвалифицированных 
  научных кадров, участие в подготовке 
  кадров судебно-медицинских экспертов 
  и в их последипломном образовании;
 
  - производство наиболее сложных, 
  повторных, комиссионных и комплексных 
  судебно-медицинских экспертиз, а также 
  некоторых контрольных и дополнительных 
  исследований.
 
К участию в производстве судебно-медицинских 
экспертиз могут привлекаться профессора, 
доценты, преподаватели кафедр и курсов 
судебной медицины медицинских институтов 
и университетов, специалисты учреждений 
здравоохранения. Проводимые профессорско-преподавательским 
составом кафедр в процессе учебных практических 
занятий экспертные вскрытия трупов и 
судебно-медицинские освидетельствования 
потерпевших, обвиняемых и других лиц 
сопровождаются необходимыми лабораторными 
исследованиями. 
Для работы в качестве судебно-медицинских 
экспертов привлекаются лица с высшим 
медицинским, биологическим, фармацевтическим, 
химическим образованием, прошедшие подготовку 
по той или иной судебно-медицинской специальности 
и получившие право самостоятельного 
производства экспертиз. 
В системе органов здравоохранения РФ 
осуществляются также судебно-психиатрические 
экспертизы. Согласно Основам законодательства 
Российской Федерации об охране здоровья 
граждан судебно-психиатрическая экспертиза 
производится в предназначенных для этой 
цели учреждениях государственной системы 
здравоохранения18.
Основным звеном государственной 
судебно-психиатрической экспертной системы 
в Российской Федерации являются судебно-психиатрические 
экспертные комиссии (СПЭК). Они организуются 
на правах структурных подразделений 
психиатрических учреждений общего профиля 
- психоневрологических диспансеров и 
психиатрических (психоневрологических) 
больниц. СПЭК проводят судебно-психиатрические 
экспертизы на регулярной основе по правилам 
производства судебных экспертиз в экспертном 
учреждении.
СПЭК подразделяются на амбулаторные 
и стационарные. Персональный состав комиссии 
(не менее трех специалистов) утверждается 
ежегодно органом здравоохранения субъекта 
РФ. Стационарные судебно-психиатрические 
экспертизы обвиняемых и подсудимых проводятся 
в судебно-психиатрических отделениях 
или палатах психиатрических (психоневрологических) 
стационаров, а экспертизы потерпевших, 
свидетелей и других лиц - в общих отделениях 
психиатрических больниц.
В ряде случаев создаются "смешанные" 
судебно-психиатрические экспертные учреждения, 
правомочные проводить как амбулаторные, 
так и стационарные исследования.
Для реализации функции судебно-экспертных 
учреждений в системе органов внутренних 
дел созданы экспертно-криминалистические 
подразделения (ЭКП). Они организованы 
во всех республиканских, краевых, областных 
центрах, городах областного значения, 
в городах, населенных пунктах районного 
значения, а также в управлениях (отделах) 
внутренних дел на железнодорожном, водном, 
воздушном транспорте, в закрытых административно-территориальных 
образованиях19.
В экспертно-криминалистических 
подразделениях выполняются судебные 
экспертизы по уголовным делам и делам 
об административных правонарушениях, 
подследственных органам внутренних дел: 
дактилоскопические, трасологические, 
почерковедческие, судебно-бухгалтерские 
технические исследования документов, 
автороведческие, лингвистические, фоноскопические, 
видеотехнические, баллистические, портретные, 
холодного оружия, веществ, материалов 
и изделий, биологические, пищевых продуктов, 
почвенно-ботанических объектов, автотранспортные, 
пожарно-технические и взрывотехнические 
и др.
 Наряду с производством 
судебных экспертиз сотрудники 
экспертно-криминалистических подразделений 
выступают в качестве специалистов 
в уголовном процессе, принимая 
участие в проведении следственных 
действий, и прежде всего в 
осмотрах мест происшествий.
Экспертно-криминалистические 
подразделения оказывают практическую 
и методическую помощь следственным, оперативным 
подразделениям, органам дознания в организации 
использования криминалистических средств 
и методов, обеспечении их сотрудников 
информацией о возможностях экспертно-криминалистических 
подразделений в борьбе с преступностью. 
Высшим организационно-методическим уровнем 
экспертно-криминалистической службы 
является Экспертно-криминалистический 
центр (ЭКЦ) МВД России. Средним уровнем 
территориальных подразделений является 
экспертно-криминалистические центры 
в самостоятельном субъекте Российской 
Федерации - области или республике; к 
первичному или низшему звену относятся 
отделы, отделения, группы в районных (городских) 
отделах внутренних дел. 
Основными задачами Экспертно-криминалистического 
центра МВД России являются20:
  - организационно-методическое 
  руководство экспертно-криминалистическими 
  подразделениями министерств внутренних 
  дел республик, управлений (главных управлений) 
  внутренних дел краев, областей, автономных 
  образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
 
  - непосредственное использование 
  сотрудниками Центра специальных познаний 
  в деятельности органов внутренних дел 
  по предупреждению, раскрытию и расследованию 
  преступлений;
 
  - организация, проведение и координация 
  прикладных научных исследований;
 
  - совершенствование правового 
  регулирования деятельности экспертно-криминалистических 
  подразделений органов внутренних дел.