Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 14:35, дипломная работа
Предмет исследования – основы управления и организация деятельности таможенных органов.
Цель исследования – провести анализ деятельности Биробиджанской таможни и выявить основные проблемы и перспективы ее развития.
Введение	3
1  Теоретические основы управления в таможенных органах	5
1.1  Основы управления в таможенных органах	5
1.2  Процесс управления в системе таможенных органов	28
1.3  Организационные структуры управления в системе таможенных органов	40
2  Анализ деятельности Биробиджанской таможни	53
2.1  Общая характеристика Биробиджанской таможни	53
2.2  Организационно- управленческий анализ учреждения	54
2.3  Финансово-экономический анализ объекта исследования	61
2.4  Анализ кадрового потенциала	65
2.5  SWOT – анализ объекта исследования	67
3 Основные проблемы и перспективы развития Биробиджанской таможни	73
Заключение 	77
Список литературы	80
Приложение	83
Основными мотивами увольнения сотрудников Биробиджанской таможни являются не продление контракта.
Из числа принятых в 2010 году уволен 1 сотрудник по собственному желанию из за вынужденного мотива состояния здоровья.
Процент текучести кадров в таможне в 2010 году составил 5,7%, меньше на 0,1 % по сравнению с 2009 годом. В 2009 году коэффициент текучести был равен 5,6%.
Так же в Биробиджанской таможне существует кадровый резерв, который создается на 2 года. В резерв кадров на выдвижение на руководящие должности включены должностные лица профессионально подготовленные, зарекомендовавшие себя с положительной стороны, деловые и моральные качества которых соответствуют требованиям, предъявляемым к руководящему составу таможенных органов.
В 2010 году было проведено 2 конкурса на замещение вакантных должностей государственной гражданской службы, из них 2 были признаны состоявшимися. По результатам конкурсов принято на государственную гражданскую службу 2 человека. Кроме того, было проведено 2 конкурсов на включение в кадровый резерв на должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста.
Изучив исходные данные 
и проанализировав численность 
персонала, его структуру, динамику, использование рабочего времени, текучести 
кадров можно сделать вывод о том, что 
стабильность персонала в Биробиджанской 
таможне высокая (низкий показатель текучести), 
т.к. коэффициент текучести равен 5,7% (система 
показателей, характеризующих трудовой 
потенциал организации представлена в 
Приложении Б).                           
Чем ниже показатели текучести, тем выше стабильность персонала. Поэтому нужно рассчитывать не только показатели текучести кадров, но и показать причины, по которым люди покидают организацию, что мы и сделали в данной главе.
2.5 SWOT – анализ объекта исследования
Результаты применения SWOT – анализа Биробиджанской таможни приведены в таблице 2.
Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, использованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или, наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у предприятия дополнительную сильную сторону, в том случае, если конкуренты не устранили эту же угрозу.
Для успешного применения SWOT – анализа окружения предприятия, важно уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для предприятия является учет в стратегии ее поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Рассмотрим сильные и слабые стороны, а так же возможности и угрозы Биробиджанской таможни в таблице 2.
Таблица 2- Выявление сильных и слабых сторон, возможностей и угроз Биробиджанской таможни
Сильные стороны  | 
  Слабые стороны  | 
1. Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота. 2. Повышение, с каждым 
  годом, перечислений в  3. Наличие квалифицированного персонала. 4. Увеличение участников 
  внешнеэкономической   | 
  1. Нарушение таможенного законодательства. 2. Контрабандный ввоз товаров. 3.  Незаконное перемещение 
  товаров и транспортных  4. Коррупция со стороны сотрудников таможни.  | 
Возможности  | 
  Угрозы  | 
1. Установление эффективного контроля над внешнеторговыми операциями. 2. Расширение практики применения интернет - декларирования. 3. Развитие таможенной 
  инфраструктуры и партнерских 
  отношений с бизнес –  4. Усиление борьбы 
  с правонарушениями и   | 
  1. Повышение таможенных пошлин. 2.   Увеличение числа 
  преступлений в сфере  3.  Временной барьер 
  для развития таможенной   | 
Вторым шагом будет метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (см. Таблицу 3).
Таблица 3- Матрица возможностей
Результаты деятельности предприятия  | ||||
Сильное влияние  | 
  Умеренное влияние  | 
  Малое влияние  | ||
Вероятность использования возможностей  | 
  Высокая вероятность  | 
  Установление эффективного контроля  | 
  Развитие таможенной инфраструктуры  | 
  Поле «ВМ»  | 
Средняя вероятность  | 
  Расширение интернет - декларирования  | 
  Усиление борьбы с правонарушениями  | 
  Поле «СМ»  | |
Низкая вероятность  | 
  Поле «НС»  | 
  Поле «НУ»  | 
  Поле «НМ»  | |
Анализируя, матрицу возможностей мы видим, что существует высокая вероятность установления эффективного контроля, над внешнеторговыми операциями и развития таможенной инфраструктуры. Данные возможности попали на поле «BC» и поле «ВУ», соответственно, то есть имеют большое значение для предприятия, поэтому их необходимо обязательно использовать. Возможности, которые попали на поле «СС» и «СУ», необходимо рассмотреть и использовать, хотя вероятность использования несколько ниже предыдущей возможности, т. к. расширение сферы таможенной деятельности, процесс достаточно долгий и требующий финансирования. Но, применив в своей деятельности возможность, биробиджанская таможня сможет увеличить внешнеторговый оборот, тем самым поступления в государственную казну.
Похожая матрица составляется для оценки угроз (см. Таблицу 4).
Таблица 4- Матрица угроз
Влияние угроз на деятельность предприятия  | |||||
Разрушение  | 
  Критич. состояние  | 
  Тяжелое состояние  | 
  Легкое состояние  | ||
Вероятность реализации угроз  | 
  Высокая вероятность  | 
  Увелич. числа преступл.  | 
  Повыш. таможен. пошлин  | ||
Средняя вероятность  | 
  Времен. барьер  | ||||
Низкая вероятность  | 
  |||||
Угроза, которая находится в поле «ВТ», должна находиться в поле зрения высшего руководства и быть устраненной в первостепенном порядке.
Угроза, попавшая на поле «СЛ» требует внимательного и ответственного подхода руководителя, поскольку в настоящее время развитие таможенной инфраструктуры является важным элементом в деятельности таможенных органов.
Угроза, которая попала 
в поле «ВЛ» тоже требует ответственного 
подхода, так как необходимо прослеживать, 
какое влияние оказывает 
Рассмотрев результаты использования матрицы SWOT в Биробиджанской таможне, построим общую матрицу влияния сильных и слабых сторон на возможности и опасности (см. Таблицу 5).
Таблица 5- Воздействие сильных и слабых сторон Биробиджанской таможни на рыночные возможности и опасности
Сильные стороны | 
  Возможности | 
  Угрозы  | ||||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  Итого  | 
  1  | 
  2  | 
  
   
 
 3  | 
  Итого 
 
 
  | ||||
1.Увеличение с каждым годом внешнеторгового оборота.  | 
  +3  | 
  +3  | 
  +3  | 
  +3  | 
  +12  | 
  +2  | 
  +2  | 
  
   
 +2  | 
  
   
 +6  | |||
2. Повышение, с каждым годом, перечислений в федеральный бюджет.  | 
  +3  | 
  +3  | 
  +2  | 
  +3  | 
  +10  | 
  +2  | 
  +2  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +5  | |||
3. Наличие квалифицированного персонала.  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +2  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +5  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +3  | 
  
   
 
 +1  | 
  
   
 
 +3  | |||
4. Увеличение участников 
  внешнеэкономической   | 
  
   
 
 
 +3  | 
  
   
 
 
 +3  | 
  
   
 
 
 +3  | 
  
   
 
 
 +1  | 
  
   
 
 
 +10  | 
  
   
 
 
 +1  | 
  
   
 
 
 +2  | 
  
   
 
 
 +3  | 
  
   
 
 
 +6  | |||
Слабые стороны  | 
  ||||||||||||
1. Нарушение таможенного законодательства.  | 
  -1  | 
  -2  | 
  -3  | 
  -2  | 
  -7  | 
  -1  | 
  -1  | 
  
   
 -1  | 
  
   
 -4  | |||
Продолжение таблицы 4  | ||||||||||||
2. Контрабандный ввоз товаров.  | 
  -2  | 
  -1  | 
  -3  | 
  -2  | 
  -7  | 
  -1  | 
  -2  | 
  
   
 -1  | 
  
   
 -4  | |||
3. Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через границу  | 
  -1  | 
  0  | 
  -1  | 
  -2  | 
  -3  | 
  0  | 
  -3  | 
  
   
 
 
 
 0  | 
  
   
 
 
 
 -3  | |||
4. Коррупция со стороны сотрудников таможни.  | 
  -1  | 
  -2  | 
  -2  | 
  -2  | 
  -6  | 
  0  | 
  -2  | 
  
   
 
 0  | 
  
   
 
 -3  | |||
Итого:  | 
  5  | 
  5  | 
  4  | 
  0  | 
  14  | 
  4  | 
  1  | 
  5  | 
  10  | |||
Матрица влияния строится на основе экспертного метода. Используется следующая шкала оценок:
- 3 сильное негативное влияние
- 2 среднее негативное влияние
- 1 слабое негативное влияние
0 отсутствие влияния
+ 1 слабое позитивное влияние
+ 2 среднее позитивное влияние
+ 3 сильное позитивное влияние
В соответствии с данными таблицы 1 можно определить тенденции развития таможни по использованию реальных возможностей для увеличения внешнеторгового оборота и тем самым повышения денежных поступлений в бюджет.
3 Основные 
проблемы и перспективы 
Исходя из проведенного SWOT – анализа, в качестве основных проблемных вопросов в деятельности Биробиджанской таможни, можно выделить следующие:
С целью регулирования и устранения проблем, руководство таможни и таможенных постов должны осуществлять ряд мероприятий, а именно:
В соответствии с проведенным SWOT – анализом Биробиджанской таможни можно определить тенденции развития таможни по использованию реальных возможностей для увеличения внешнеторгового оборота и тем самым повышения денежных поступлений в бюджет.
2010 год стал очередным 
этапом поступательного 
Перед Биробиджанской таможней в 2010 году были определены следующие приоритетные задачи развития:
Безусловно, будущее таможни - за передовыми информационными технологиями, благодаря которым не только многократно повышается эффективность таможенного администрирования, сокращается время и упрощаются таможенные процедуры, повышается товарооборот с зарубежными странами, но и растет процент выявления и пресечения фактов правонарушений со стороны недобросовестных участников в сфере внешнеторговых отношений.
Одной из важнейших задач, поставленных в 2010 году перед таможенными органами ДВТУ, являлось внедрение новой системы электронного декларирования, основанной на интернет-технологиях.
В целях развития практики электронного декларирования Биробиджанской таможней проведен ряд мероприятий, которые дали ощутимые результаты. По итогам работы за третий квартал 2010 года доля поданных с использованием сети Интернет таможенных деклараций на товары, выпущенных в электронной форме составлял 11,9 %, а в 4 квартале 42,2% (см. Рисунок 3).