Организационная структура Таможенных органов РФ и направление ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 21:27, курсовая работа

Краткое описание

В соответствии с названием темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ставится цель исследования: изучить организационную структуру таможенных органов Российской Федерации и направления ее развития
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
Раскрыть понятие организационная структура
Изучить организационную структуру таможенных органов РФ
Рассмотреть направления развития организационной структуры таможенных органов

Содержание

1. Организационная структура - определение, основные типы
2. Организационная структура таможенных органов РФ
2.1 Требования к организационным структурам в системе таможенных органов, типы
2.2 Виды структурных подразделений ФТС РФ, основные направления деятельности и полномочия
2.3 Основные типы организационных структур управления в таможенных органах
2.4 Организационная структура Сибирского таможенного управления и Красноярской таможни
3. Направления развития организационной структуры таможенных органов
3.1 Изменение принципов подчиненности, функций и задач, территориальной организации и размещения таможенных органов
3.2 Принципы распределения компетенции между таможенными органами
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

крс.docx

— 56.84 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

1. Организационная структура  - определение, основные типы

2. Организационная структура  таможенных органов РФ

2.1 Требования к организационным  структурам в системе таможенных  органов, типы

2.2 Виды структурных подразделений  ФТС РФ, основные направления  деятельности и полномочия

2.3 Основные типы организационных  структур управления в таможенных  органах

2.4 Организационная структура  Сибирского таможенного управления  и Красноярской таможни

3. Направления развития  организационной структуры таможенных  органов

3.1 Изменение принципов  подчиненности, функций и задач,  территориальной организации и  размещения таможенных органов

3.2 Принципы распределения  компетенции между таможенными  органами

Заключение

Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Развитие системы  таможенных органов России тесно  связано с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с установления четких взаимосвязей между отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную  совокупность элементов иерархической системы управления и их взаимоотношений друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого.

При анализе организационных  структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения.

К звеньям управления в  системе таможенных органов относятся: ГТК России, управления и самостоятельные  отделы ГТК России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты  и отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти  звенья управления находятся на соответствующих  уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе  управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит  из четырех уровней: ГТК России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут  рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ГТК России - РТУ;

2) РТУ - таможня;

3) начальник таможни - отделы таможни;

4) отдел таможни - отдел таможни;

5) таможня - таможенный пост;

6) таможенный пост - таможенный пост;

7) таможня - таможня;

8) ГТК России - таможня.

В центре таких взаимоотношений – таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

В соответствии с названием  темы курсовой работы и вышеизложенным обоснованием ставится цель исследования: изучить организационную структуру  таможенных органов Российской Федерации  и направления ее развития

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих  задач:

Раскрыть понятие организационная  структура

Изучить организационную  структуру таможенных органов РФ

Рассмотреть направления  развития организационной структуры  таможенных органов

Объектом настоящего исследования является развитие системы таможенных органов управление.

Предметом исследования является организационная структура таможенных органов РФ.

В литературе по теме настоящей  работы имеется немало научных исследований. Среди них труды таких ученых, как Габричидзе, Б.Н. Смирнов, Э.А. Федорова, и др.

 

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ

 

Организационная структура - это совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы менеджмента, разработкой и реализацией управленческих решений по выполнению бизнес-плана, инновационного проекта[2, c. 310].

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная  структура создает некоторый  каркас, который является основой  для формирования отдельных административных функций. Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации.

Структура организации определяет также структуру подцелей, которая  служит критерием выбора при подготовке решений в различных частях организации. Она устанавливает ответственность  подразделений организации за тщательное исследование отдельных элементов  внешнего окружения и за передачу к соответствующим точкам информации о событиях, требующих особого  внимания.

С понятием структуры организации  тесно связано понятие об иерархических  взаимосвязях. Все большее количество организаций имеют иерархическую  природу. Почти каждая организация - церковь, университет или предприятие - состоит из подразделений, которые  делятся на более мелкие организационные  единицы, дробящиеся в свою очередь  на еще более мелкие части. В классической теории организации понятию иерархической  структуры соответствует так  называемый принцип лестницы. Этот принцип предполагает деление власти и ответственности по вертикали  иерархии и распределение обязанностей между подразделениями. Иерархия представляет собой, по-видимому, общую закономерность природы. Принцип иерархической  структуры - является также главным  принципом общей теории систем.

Основой классической теории организации является принцип узаконивания власти за некоторым центральным  источником власти. Власть - это способность  заставить исполнять свои решения  подчиненных; основой власти является формальное положение руководителя и руководство с помощью поощрений  и взысканий, которые сопутствуют  этому формальному положению. Власть связана не с личными качествами руководителя, а с его положением в организации.

Власть служит средством  интеграции деятельности отдельных  элементов организации и их ориентации на достижение общей цели. Она дает основу для проведения централизованного  управления и контроля за результатами деятельности организации.

Традиционное представление  об административной власти по-прежнему занимает значительное место в специальной  литературе по проблемам управления. Однако применение этих взглядов ограничивается другими концепциями. Примером является принцип признания авторитета, который  гласит, что степень распространения  власти определяется готовностью подчиненного признать директивы и приказания руководителя. (Авторитет- это характер связи в формальной организации, благодаря которому то или иное лицо или член организации может влиять на те действия в организации, в которых он заинтересован). Этот принцип признания авторитета стал важным элементом модели “человеческих отношений”. Не мало важное значение в работе предприятия имеет принцип объема контроля, или сфера наблюдения, связан с числом подчиненных, действия которых может эффективно контролировать один начальник. Эта концепция тесно примыкает к концепции иерархической структуры организации и ее деления на отделы. Принцип объема контроля подразумевает необходимость координации начальником деятельности своих подчиненных. Понятие объема контроля подчеркивает необходимость установления таких отношений между начальником и подчиненным, которые позволяют проводить систематическую интеграцию деятельности подчиненных.

В классической теории организации  линейная структура организации  является носителем и непосредственным источником административной власти, а функции центральных служб  заключаются в том, чтобы помогать и советовать линейным подразделениям. Согласно традиционному взгляду  центральные службы способствуют расширению возможностей руководителя. Благодаря  использованию таких специальных  центральных служб, подчиненных  и докладывающих непосредственно  начальнику, можно увеличить объем  контроля этого начальника, не опасаясь сократить возможности координации  им действий подчиненных.

Однако с развитием  специализации и усложнением  предприятий это представление  о центральных службах претерпело серьезные изменения. Они стали  играть значительно более важную роль, обеспечивая руководству сервис, информацию и даже управление другими  подразделениями организации. С  увеличением роли центральных служб  прежние четкие и простые взаимоотношения  между линейными и центральными службами стали невозможными.

Рассмотренные принципы структуры, иерархии, административной власти, специализации, объема контроля и взаимоотношений  линейных и центральных служб  в значительной мере вытекают из традиционной теории организации, где главное  внимание уделялось наиболее эффективному распределению работы по группам. Принимая за исходный пункт общие цели организации, эта теория стремилась определить отдельные  задачи, которые необходимо решить для достижения общих целей[9].

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РФ

Таможенное дело непосредственно  осуществляют таможенные органы РФ, являющиеся правоохранительными органами и  составляющие единую систему, в которую  входят[5, c. 485]:

ФТС РФ;

региональные таможенные управления РФ;

таможни РФ;

таможенные посты РФ.

Развитие системы таможенных органов России тесно связано  с решением управленческих проблем, ибо управление всегда начинается с  установления четких взаимосвязей между  отдельными звеньями той или другой организации, распределения между ними прав и ответственности. Организационное оформление этих вопросов предполагает разработку оптимальной организационной структуры управления таможенными органами.

Под организационной структурой управления чаще всего понимают упорядоченную  совокупность элементов иерархической  системы управления и их взаимоотношений  друг с другом, обеспечивающих развитие этих элементов как единого целого. При анализе организационных  структур управления в них, как правило, выделяются следующие элементы: звенья управления, уровни управления и взаимоотношения

К звеньям управления в  системе таможенных органов относятся: ФТС России, управления и самостоятельные  отделы ФТС России, РТУ, отделы РТУ, таможни, отделы таможен, таможенные посты  и отдельные специалисты, выполняющие  соответствующие профессиональные или управленческие функции. Эти  звенья управления находятся на соответствующих  уровнях иерархии управления.

Под уровнем управления понимается совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе  управления организацией.

Структура управления в единой системе таможенных органов состоит  из четырех уровней: ФТС России, РТУ, таможни, таможенные посты.

При этом чаще всего могут  рассматриваться следующие каналы управленческих взаимоотношений:

1) ФТС России - РТУ;

2) РТУ - таможня;

3) начальник таможни - отделы таможни;

4) отдел таможни - отдел  таможни;

5) таможня - таможенный  пост;

6) таможенный пост - таможенный  пост;

7) таможня - таможня;

8) ФТС России - таможня.

В центре таких взаимоотношений - таможня с ее начальником, отделами и таможенными постами. Это не случайно, ибо здесь решаются основные вопросы таможенной деятельности.

В рамках структуры управления протекает управленческий процесс, между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно - права и ответственность за их выполнение. С этих позиций организационную структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в которой происходит процесс управления, направленный на достижение поставленных целей[10].

 

 

2.1. Требования  к организационным структурам  в системе таможенных органов,  типы

 

Анализ сложившихся в  системе таможенных органов организационных  структур управления позволяет сформировать следующие требования к ним.

1. Простота и экономичность.  Очевидно, что чрезмерно сложная  организационная структура усложняет  работу органов управления, ведет  к увеличению расходов на его  содержание. Поэтому новые структурные  подразделения в таможенных органах  создаются в тех случаях, когда  эффективность реализации ими  какой-либо служебной функции  заведомо будет более высокой  по сравнению с эффективностью  осуществления этой функции сотрудниками, работающими в других подразделениях. Так, создание в таможнях отделов  по борьбе с контрабандой наркотиков  призвано повысить эффективность  деятельности таможен в этом  плане по сравнению с тем  периодом, когда она осуществлялась  сотрудниками различных служб  и подразделений[14, c. 26].

Информация о работе Организационная структура Таможенных органов РФ и направление ее развития