Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 10:17, курсовая работа

Краткое описание

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются следующие моменты:
снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
создание общей системы преференций.

Вложенные файлы: 1 файл

kursovik.doc

— 257.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Основой деятельности таможенных органов является организация таможенного  контроля над перемещением товаров  и транспортных средств через  таможенную границу. Это значит, что  перемещение должно происходить  в соответствии с ТК ТС. Соблюдение ТК ТС является одним из необходимых условий процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного Союза.

Под перемещением через  таможенную границу товаров и  транспортных средств понимается совершение действий по ввозу на таможенную территорию Таможенного союза или вывозу с этой территории товаров и транспортных средств любым способом.

Порядок и основные принципы перемещения товаров и транспортных средств установлены Таможенным Кодексом ТС, а также рядом других нормативно-правовых актов. Важность процесса перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу невозможно переоценить, так как на нем строится система взимания таможенных платежей, институты таможенного оформления и таможенного контроля, позволяющие обеспечить как экономическую, так и государственную безопасность стран-членов Таможенного Союза.

Целью данной курсовой работы является изучение таможенного контроля в Таможенном союзе.

С 1 июля 2010 г. на территории РФ введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза, нормы которого имеют прямое действие. В его основу заложены положения Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция 1973 г.). Таможенный Союз (Custom union) – тип международной интеграции, предполагающий согласованную отмену странами-участницами союза национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих стран; образование единой таможенной территории.

В соглашении о создании таможенного союза оговариваются  следующие моменты:

  • снятие внутренних таможенных границ между странами-членами союза;
  • перенос таможенного контроля на внешний периметр союза;
  • устранение таможенных процедур во взаимной торговле товарами национального производства;
  • унификацию форм и методов сбора внешнеторговой статистики;
  • согласование форм и методов предоставления льгот участникам внешнеэкономической деятельности;
  • введение общей для всех стран-участниц таможенного союза системы тарифного и нетарифного регулирования при торговле с третьими странами;
  • создание общей системы преференций.

 
Следует отметить, что таможенные законодательства стран-участниц Таможенного  союза, в силу исторических обстоятельств, во многом схожи между собой, хотя имеются и некоторые особенности. Предварительный ана лиз одного из проектов ТК ТС позволяет сделать вывод о том, что данный документ внес значительное количество изменений в порядок таможенного регулирования и таможенного контроля стран-участниц.

Несомненно, Россия, Белоруссия и Казахстан накопили значительный опыт таможенного регулирования и таможенного контроля, который принимался во внимание при подготовке проекта ТК ТС. Учитывая сжатые сроки подготовки и принятия ТК ТС и сложность интеграционного процесса, можно предположить, что после вступления кодекса в силу импортеры/экспортеры, а равно и таможенные органы стран-участниц союза столкнутся с практическими трудностями при таможенном оформлении товаров. Проблемы могут быть обусловлены неясностью нового таможенного законодательства, возможными противоречиями с иными отраслями национального законодательства (например, налоговым законодательством), отсутствием практических механизмов реализации отдельных положений законодательства и т.д. Определенные сложности могут возникнуть и в результате изменения системы управления таможенными процессами. Вместо национальных таможенных органов и правительств полномочия по регулированию в таможенной сфере перейдут к Комиссии Таможенного союза.

В целом, российские импортеры и экспортеры должны проанализировать возможное влияние ТК ТС и интеграционных процессов в рамках Таможенного союза на их деятельность и подготовиться к соответствующим изменениям. Следует также изучить возможные преимущества, которые дает Таможенный союз в области таможенного регулирования и контроля. Конечно, такой подход требует времени и ресурсов, однако он позволит участникам внешнеэкономической деятельности избежать ошибок, минимизировать риски и извлечь наибольшие выгоды из новых возможностей.

 

Глава 1. Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации

 

1.1 Развитие таможенного дела на современном этапе.

Глубокий кризис и  последующий крах партийно-советской  системы управления экономикой и  социальными процессами и стремительный  переход России, в особенности после августовских событий 1991 года, к глубоким политическим и социально-экономическим преобразованиям повлекли за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, а, значит, и таможенного дела.

Началом создания таможенной службы и других таможенно-правовых институтов России можно считать  распоряжение Президента РСФСР от 25 августа 1991 года «О деятельности таможенной службы на территории РСФСР».

Затем Указом Президента РСФСР от 25 октября 1991 года был создан центральный таможенный орган России - Государственный таможенный комитет.

Важным шагом в определении  правового статуса ГТК РСФСР  был Указ Президента от 28 ноября 1991 года «О реорганизации центральных  органов государственного управления РСФСР», в соответствии с которым таможенное ведомство включалось в российскую структуру и, следовательно, отделялось от системы таможенных органов СССР.

По указу Президента России «О системе центральных органов  федеральной исполнительной власти»  от 30 сентября 1992 года ГТК вместе с другими российскими ведомствами образовал систему органов межотраслевого регулирования.

С подписанием в декабре 1991 года Минского соглашения, прекратил  свое существование СССР. Все таможенные органы, действовавшие на таможенной территории, должны были перейти под полную юрисдикцию России. Появилась необходимость разработать статус центрального таможенного органа.

26 декабря 1991 года российское  Правительство во исполнение  Указа Президента от 25 октября  1991 года приняло постановление № 65 «Вопросы Государственного таможенного комитета РСФСР». Этим постановлением регламентировался комплекс вопросов по организации таможенного дела и таможенной службы. Было утверждено Положение о ГТК РСФСР. В положении были конкретизированы правовой статус ГТК, его задачи, функции и порядок деятельности.

Непременным условием существованием целостного государства является единство внутреннего рынка, свободное от всяких ограничений перемещение  внутри страны товаров, капиталов.

Президент издал Указ «О едином экономическом пространстве РСФСР» от 12 декабря 1991 года, в котором органам власти и управления предписано обеспечить на территории России свободное перемещение товаров, капиталов и рабочей силы.

Принцип свободного перемещения  товаров на территории России был еще раз подтвержден Указом Президента «О свободе торговли» от 29 января 1992 года. Данным указом запрещено также произвольное задержание и изъятие перевозимых грузов по решению местных органов.

Тем самым пресечены  попытки установления своеобразных таможенных границ внутри государства, раздробления единой таможенной территории России. У единого государства должна быть единая внешняя таможенная граница.

Указом Президента «О либерализации внешнеэкономической  деятельности на территории РСФСР» от 15 ноября 1991 годя правительству было предложено в качестве первоочередных мер утвердить Положение о лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров в 1992 году, а также представить предложения по порядку налогообложения экспортно-импортных операций и размерам ставок соответствующего налога и таможенных тарифов.

Почти одновременно с  началом организации системы  нетарифного регулирования внешнеэкономических  связей появились первые документы, касающиеся таможенных пошлин на экспортные и импортные товары. Постановления Правительства России от 31 декабря 1991 года № 91 «О введении экспортного товара на отдельные товары, вывозимые с территории РФ», и от 15 января 1992 года «О таможенных пошлинах на импортные товары» носили временный характер и действовали до введения общего таможенного тарифа.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 января 1992 года № 42 «Об изменении ставок экспортного  тарифа РФ» были преобразованы ранее  установленные ставки этого тарифа. В частности, предусмотрена более  четкая и удобная для пользования редакция экспортного тарифа. Вторым из упомянутых постановлений Правительство России отменило действующий с 1981 года Таможенный тариф СССР.

Завершающей вехой этого  периода и началом качественно  нового этапа развития таможенного законодательства России явилось принятие Таможенного кодекса РФ и Закона «О таможенном тарифе» 1993 года, а также многочисленных иных правовых актов, развивающих, дополняющих и конкретизирующих указанные законы. Начался современный период развития таможенного дела и формирование таможенного права в РФ.

Принципиальное значение имеют два Указа Президента РФ от 6 марта 1995 года «О признании утратившими  силу и об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот» и «Об основных принципах осуществления внешнеторговой деятельности в РФ».

С этими указами тесно  связан Федеральный закон от 13 марта 1995 года «О некоторых вопросах предоставления льгот участникам внешнеэкономической  деятельности», отменяющий все ранее  предоставленные участникам внешнеэкономической деятельности льготы в том числе в виде бюджетных ассигнований на уплату таможенных пошлин и других платежей, по обложению ввозными и вывозными таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость и акцизами на товары, за исключением предоставленных в соответствии с законом «О таможенном тарифе», законами РФ «О налоге на добавленную стоимость», «Об акцизах» и Таможенным кодексом.

Особый политико-экономический  резонанс вызвал Указ президента РФ «О признании утратившими силу и  об отмене решений Президента РФ в части предоставления таможенных льгот».

В 1992-1993 годах многие предприятия, организации и регионы получили право беспошлинного вывоза за рубеж  сырья и стратегических товаров, что привело к серьезным потерям  доходов и к другим отрицательным последствиям. Этот Указ Президента призван упорядочить регулирование внешнеэкономической деятельности, создать равные экономические условия ее участникам.

заключение

В послереволюционной России и в дальнейшем в Союзе ССР  статус таможенной службы, как и других таможенных институтов, функции, полномочия, организационная структура не оставались неизменными, они приспосабливались, видоизменялись в соответствии с внутренними и внешними экономическими интересами и потребностями государства.

Новая государственная власть, пришедшая к управлению страной в результате Октябрьского переворота в России, скептически отнеслась к дореволюционной системе таможенных органов, так же как и к концепции таможенного дела. Реализация ленинской идеи государственной монополии внешней торговли по существу заблокировала широкое применение таможенно-тарифного регулирования и сделала систему таможенного контроля чисто вспомогательным инструментом регулирования внешней торговли. В период военного коммунизма неоднократно прелагалось закрыть таможенные учреждения.

Переход в начале 20-х  годов к НЭПу реанимировал утраченные функции таможенных органов и  обусловил интенсивное структурное  развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 годы формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом. Структура таможенных органов, сложившаяся во второй половине 30-х годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 года, с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

В период внешнеэкономической реформы (1986-1991 годы) начинается новый этап развития таможенной системы, особенности которого связаны с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Логическое завершение данного этапа - принятие в 1991 году нового Таможенного кодекса и Закона СССР «О таможенном тарифе». Несмотря на известный радикализм этих законодательных актов, создать принципиально новую таможенную систему на практике так и не удалось.

Становилась все более  очевидной необходимость разработки крупных законодательных актов, которые создали бы новую и  стабильную нормативную базу для  развития и совершенствования всего таможенного дела и правотворчества в этой жизненно важной и сложной сфере.

Характеризуя в целом  данный, в значительной мере необходимый  период, предшествовавший принятию в 1993 году двух основополагающих законов - Таможенного кодекса РФ и Закона РФ «О таможенном тарифе», необходимо подчеркнуть: во-первых, в период после принятия в 1991 году Таможенного кодекса СССР и Закона СССР «О таможенном тарифе» и вплоть до середины 1993 года в России таможенное дело во многом регулировалось названными выше союзными законами в части. Не противоречащей новому российскому таможенному законодательству. Во-вторых, в этот период многие аспекты таможенного дела в РФ регламентировались соответствующими нормативными указами Президента и постановлениями Правительства, приказами, положениями и инструкциями ГТК. Некоторые из актов подчас были недолговечными, непоследовательными и противоречивыми, но «вакуума» в правовом регулировании таможенного дела не было, шел постепенный и сложный, но в то же время целенаправленный процесс формирования основ российского таможенного права.

Информация о работе Общая характеристика таможенного дела в Российской Федерации