Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 18:21, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить механизм применения ОСП в Европейском Союзе, посредством анализа опыта ЕЭС и ЕС.
Задачами данной работы являются:
1) Изучение информации, касающейся создания и развития общей системы преференций.
2) Изучение принципов определения страны происхождения товаров в Европейском Союзе.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Создание и развитие системы преференций. Общая система преференций…………………………………….………………………….…4
Глава 2. Определение страны происхождения товаров..….…………..…..19
2.1. Непреференциальное происхождение……………………………..19
2.2. Преференциальное происхождение………...……….……………...24
Глава 3. Анализ опыта таможенного регулирования в ЕС……...………..27
Заключение………………….…………………………………………….37
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

kursach.docx

— 65.93 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра «Таможенное  дело»

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

По дисциплине «Таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешнеэкономической  деятельности»

 

Тема:  «Механизм применения общей  системы преференций в Европейском  союзе»

 

 

 

 

 

Выполнил: студент гр.

.

 

 

Руководитель работы:                              

 

 

 

 

 

Минск 2012

 

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Создание и развитие системы преференций. Общая система преференций…………………………………….………………………….…4

Глава 2. Определение страны происхождения товаров..….…………..…..19

2.1. Непреференциальное  происхождение……………………………..19

2.2. Преференциальное происхождение………...……….……………...24

Глава 3. Анализ  опыта таможенного регулирования в ЕС……...………..27

Заключение………………….…………………………………………….37

Список  использованной литературы……………………………………38

 

 

Введение

За последние годы система таможенного регулирования претерпела много изменений, и продолжает развиваться. Немалую роль в развитии таможенного регулирования играет предоставление преференций развивающимся и наименее развитым странам. Помимо оказания помощи менее развитым странам, преференции также благоприятно влияют на мировую экономику и экономику предоставителя преференций. Изучение преференций на примере общей системы преференций (ОСП) Европейского Союза поможет понять механизм её применения, факторы, влияющие на ее развитие и применение во всем мире.

Цель данной работы – изучить механизм применения ОСП в Европейском Союзе, посредством анализа опыта ЕЭС и ЕС.

Структура работы включает три раздела: возникновение и развитие ОСП, определение страны происхождения товаров в ЕС и анализ опыта таможенного регулирования в ЕС.

Объект исследования работы – экономические отношения государств-членов Европейского Союза и развивающихся и наименее развитых стран.

Предмет исследования работы – система преференций Европейского Союза.

Задачами данной работы являются:

  1. Изучение информации, касающейся создания и развития общей системы преференций.
  2. Изучение принципов определения страны происхождения товаров в Европейском Союзе.
  3. Анализ опыта таможенного регулирования в Европейском Союзе.

 

  1. Создание и развитие системы преференций. Общая система преференций.

Первоначально инициатива создания системы  по представлению преференциального  режима экспортным товарам развивающихся  стран исходила от «Группы 77», которая  нашла свое международно-правовое закрепление  в Алжирской хартии, принятой Совещанием на уровне министров стран «Группы 77» 24 октября 1967г. [3]

Вопрос о принятии проекта такой  преференциальной системы был впервые  рассмотрен в 1968 г. на второй сессии ЮНКТАД. Обсуждение вопроса происходило  в обстановке острых дискуссий развивающихся  и социалистических стран, с одной  стороны, и промышленно развитых государств — с другой.

Расхождение позиций было вызвано  различным подходом развивающихся  и развитых стран к вопросу  о тех принципах, на основе которых  должна будет строиться сама эта  общая система преференций.

Так, развивающиеся страны отстаивали точку зрения, согласно которой развитые страны должны принять на себя обязательства  по предоставлению развивающимся странам  таможенных преференций (в виде полной отмены таможенных пошлин) на все виды их экспортных торговых изделий, включая  обработанное сельскохозяйственное и  промышленное сырье. Эти преференции  развивающиеся страны предлагали принять  в виде единой системы, которая не предусматривала бы права развитых стран требовать от них каких  бы то ни было ответных уступок или  права ставить при этом какие-либо условия.

Промышленно развитые страны выступали  с возражениями против предоставления развивающимся странам таких  преференций в виде «единой» системы. Они требовали принятия такой  схемы, при которой каждое промышленно  развитое государство само определяло бы свою специфическую автономную систему  предоставления таких преференций  с каждой из развивающихся стран  на двусторонней основе. Наряду с этим промышленно развитые государства требовали предоставления права на введение ими в такие схемы различных оговорок, ограничений и исключений в целях интересов той страны, которая предоставляет преференции, а также право страны, предоставляющей преференции, в каждом отдельном случае самой определять тот круг товаров, на которые она будет распространять таможенные преференции.

Эти полярные точки зрения и явились  предметом острых дискуссий в  ходе второй сессии ЮНКТАД при обсуждении редакции тех принципов, которые  должны были лечь в основу будущей  системы предоставления преференциального  режима экспортным товарам из развивающихся  стран.

По результатам этих дискуссий  Специальный комитет ЮНКТАД по преференциям согласовал и принял следующие принципы для установления общей системы  преференций:

а) соглашение о введении Общей  системы преференций должно предусматривать  неограниченный и беспошлинный доступ всех готовых изделий и полуфабрикатов из всех развивающихся стран на рынки  всех развитых стран;

б) развитыми странами могут применяться  «защитительные оговорки», что дает им право предоставлять специальный  режим менее развитым из развивающихся  стран;

в) готовые изделия и полуфабрикаты, на которые распространяется система  преференций, должны включать все обработанные и полуобработанные сырьевые товары из всех развивающихся стран;

г) все развитые страны обязаны  предоставить такие преференции  всем развивающимся странам;

д) форма действия защитительных  оговорок, объективные критерии, которыми должны руководствоваться развитые страны, применяя защитительные оговорки, и процедура, которой следует  придерживаться в таких случаях, должны быть согласованы в международном  плане. Однако такие меры должны быть временными по своему характеру и  подлежать рассмотрению в ходе международных консультаций, утверждению и пересмотру;

е) система преференций должна обеспечить менее развитым из развивающихся  стран получение от нее своей  доли преимуществ. Защитительные оговорки, ограничивающие или исключающие  экспорт отдельных товаров, не должны применяться к менее конкурентоспособным  товарам из менее развитых стран;

ж) новая система общих преференций  должна обеспечить, по крайней мере, равнозначные преимущества для развивающихся  стран, пользующихся преференциями  в некоторых развитых странах, с  тем чтобы позволить им временно прекратить действие их преференций  на готовые изделия и полуфабрикаты. [4]

Практическая реализация промышленно  развитыми государствами проектов преференциальных схем началась лишь в 70-е годы. Большинство стран Запада крайне медленно вводило эту систему и включало в свое законодательство множество оговорок. США, например, ввели эту систему лишь в 1976 г.[5]

Европейское экономическое сообщество начало применять Общую систему  преференций с 1 июля 1971 г. Срок ее действия был ограничен десятилетним периодом, а затем был продлен еще на десять лет. ОСП функционируют в сообществе на основе ежегодно пересматриваемых схем, утверждаемых Советом ЕС. При этом после консультаций со странами-членами в нее в автономном порядке вносятся отдельные изменения.

Отказавшись от обратных преференций (торговые преференции, которые предоставлялись развивающимися странами тем развитым странам, которые, в свою очередь, предоставили преференции соответствующим развивающимся странам), страны-члены ЕЭС тем не менее добились для себя существенных выгод. Государства — члены Общего рынка получили право практически беспрепятственного доступа к африканскому сырью.

В сложившейся ситуации развивающиеся  страны, опираясь на взаимную поддержку, продолжали добиваться от развитых стран улучшения условий экспорта труда собственной промышленной продукции. Свои требования к правительствам этим держав они изложили на Конференции «Группы 77» в 1976 г. Разработанные на их основе предложения по реорганизации международной торговли готовыми изделиями и полуфабрикатами были представлены ими на рассмотрение IV сессии ЮНКТАД. Сессия приняла четыре резолюции, содержащие своего рода интегрированную программу, рассчитанную на активизацию вывоза промышленных товаров из освободившихся стран на рынки промышленно развитых государств и озаглавленную «Система взаимозависимых и взаимодополняющих мер по расширению и диверсификации экспорта готовых изделий и полуфабрикатов развивающихся стран»

Программой была намечена разработка и проведение в жизнь через  механизм ЮНКТАД конкретных мероприятий  по ликвидации и предотвращению любых  форм ограничений, налагаемых на вывоз  из развивающихся стран промышленной продукции; не распространять на освободившиеся страны новых импортных ограничений  на ввоз готовых изделий и полуфабрикатов; уменьшить конкуренцию промышленным товарам, выпускаемым в развивающихся  странах, и таким образом стимулировать  их производство и экспорт.

Решено было также продлить срок действия системы общих преференций  еще на десять лет.[6]

Несмотря на принятые резолюции, положение  с предоставлением товарам развивающихся  стран режима преференций носило малоэффективный характер. Это было связано с тем, что хотя системы  охватывали большинство всех промышленных товаров действовавшей в то время  Брюссельской таможенной номенклатуры, тем не менее они не охватывали текстильные изделия, нефтепродукты  и изделия из кожи, а ведь на долю этих исключенных товаров приходилась  основная часть облагаемого в то время таможенными пошлинами экспорта развивающихся стран. По данным ЮНКТАД, на долю исключенных товаров в то время приходилось свыше 60% облагаемого таможенными пошлинами импорта всеми предоставлявшими таможенные преференции странами. Следовательно, менее 40% текущего импорта товаров, облагавшегося таможенными пошлинами, имели право на общие преференции. [7]

Для повышения эффективности действия ОСП необходимо было расширить номенклатуру товаров, с тем чтобы она включала если не весь, то, по крайней мере, основную часть текущего экспорта развивающихся  стран; необходимо было добиться расширения преференциального беспошлинного  ввоза и ослабить, а еще лучше  — устранить ограничения на преференциальный импорт, с тем чтобы обеспечить дальнейшее постоянное и динамичное расширение преференциального импорта  из развивающихся стран.

Вот почему развивающиеся страны не прекращали прилагать свои совместные усилия, добиваясь пересмотра Общей  системы преференций в целях  улучшения ее функционирования, отказа от политики количественных ограничений  на товарный экспорт из их стран.

Наиболее существенный пересмотр  основных положений ОСП был осуществлен  в 1980 и 1985 гг. Эти изменения касались в основном механизма действия самой  Общей системы и осуществлялись в двух направлениях. С одной стороны, они осуществлялись под влиянием давления развивающихся стран, требовавших  увеличения льготного характера  ОСП, с другой — в условиях усиления экономических трудностей стран  — членов ЕЭС — структурной  перестройки их хозяйства.

В результате пересмотра ОСП 1980 г. эта  система была расширена, в частности, за счет предоставления специальных  преференций для отдельных групп  стран (для наиболее отсталых развивающихся  стран). Однако вслед за этим в 80-х  годах началась новая волна отхода развитых капиталистических государств от преференциальных схем ОСП, во-первых, за счет ликвидации преференциального режима для наиболее развитых из развивающихся стран путем отмены таможенных преференций по конкретным товарам для определенных государств; во-вторых, путем установления индивидуальных тарифных квот по так называемым «чувствительным» товарам для тех стран, экспорт которых наиболее конкурентоспособен. Этим была обусловлена необходимость пересмотра Общей системы преференций в 1985 г.

В настоящее время ОСП предоставляется  дифференцированно различным группам  стран-бенефициаров. Такой подход был  введен после 1985 г. для якобы более  равномерного распределения среди  развивающихся стран таможенных льгот, вытекающих из применения общих  таможенных преференций, а фактически — для ограничения доступа  на рынки развитых стран товаров  из тех государств, которые стали  оказывать реальную конкуренцию  товарам местных производителей. Среди бенефициаров имеются страны, которые уже пользуются специальными преференциями в рамках специальных  соглашений или двусторонних соглашений с ЕЭС. Специальными соглашениями охватываются африканская, карибская и тихоокеанская  группы государств (АКТ), торговля которых  с ЕЭС регулируется Ломейскими конвенциями. Двусторонними соглашениями охватываются средиземноморские страны и Югославия. Все эти страны считаются конкретно  поименованными бенефициарами, а в  число фактических бенефициаров входят также все страны Латинской  Америки, большинство стран Азии и Румыния. Облагаемый пошлинами  импорт в ЕЭС в 1987 г. исчислялся 51 млрд дол, США. Основная часть состояла из промышленных товаров, включенных в  главы 25—99 Номенклатуры Совета таможенного  сотрудничества (НСТС). [8]

Информация о работе Механизм применения общей системы преференций в Европейском союзе