Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 16:41, дипломная работа

Краткое описание

Целью написания дипломной работы явилась разработка основных направлений оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов.
Для реализации сформулированной цели перед нами поставлены следующие задачи: выяснить и определить роль и значение договора в оформлении международной торговой сделке, рассмотреть понятие международной торговой сделки и свойственных ей внешнеторговых рисков, изучить теоретические аспекты формирования условий внешнеторговых договоров,, на практическом материале рассмотреть договорную работу и проанализировать исполнение контрактов, выяснить необходимые условия для работы фирмы на внешнем рынке, рассмотреть практику заключения и проанализировать содержание контрактов АО «Ресола», определить эффективность внешнеторговых контрактов, разработать основные направления оптимизации существенных моментов внешнеторговых контрактов, рассмотреть отдельные вопросы совершенствования преддоговорной работы, выяснить зависимость эффективности контрактов от качества их оформления, рассмотреть и сформулировать условия, формирующие вступление контракта в силу и его действие.

Вложенные файлы: 1 файл

Международная торговая сделка и основные внешнеторговые.doc

— 648.50 Кб (Скачать файл)

• указания во избежание  инцидентов при транспортировке  опасных товаров;

• страну изготовления товара.

Порядок сдачи и приемки  товара.

Приемка товара - это принятие товара покупателем, которое сопровождается проверкой соответствия качества, количества и комплектности товара его характеристике и техническим условиям, указанным в договоре.

В контракте стороны  устанавливают порядок сдачи - приемки, а именно:

• вид сдачи-приемки;

• место и сроки  сдачи-приемки;

• способы сдачи-приемки  товара по количеству;

• способы сдачи-приемки  товара по качеству.

По видам приемка  может быть предварительной и  окончательной.

Цель предварительной  приемки состоит в инспектировании  процесса производства товара, испытании  товара, осмотре товара на предприятии  продавца для установления соответствия его количества и качества условиям договора, а также для установления правильности упаковки и маркировки товара. В результате предварительной приемки покупатель может забраковать товар в случае обнаружения недостатков или потребовать устранения таких недостатков.

При окончательной приемке  устанавливается фактическое выполнение поставки в установленном месте  и в надлежащий срок. Результаты такой приемки являются обязательными  для обеих сторон и кладутся в  основу для расчета по сделке и предъявления претензий.

Место фактической сдачи-приемки  товара точно устанавливается в  договоре рядом с наименованием  базисного условия поставки. Если необходимо, в контракте определяется место предварительной и окончательной  приемки.

Срок сдачи товара определяется сроком поставки, установленном в контракте. Срок приемки товара по количеству и по качеству, как правило, не совпадает.

Проверку по количеству покупатель обычно обязан произвести немедленно по прибытии товара. Для  качественной приемки устанавливаются более длительные сроки.

Вопрос о том, кем  производится сдача-приемка товара, оговаривается в контракте. Приемка  может осуществляться сторонами  или их представителями совместно: указанной в контракте компетентной организацией в стране экспортера, выдающей сертификат о качестве; указанной в контракте незаинтересованной контролирующей организацией, назначенной по согласию сторон.

Если стороны в договоре избрали систему приемки в  присутствии обеих сторон и если покупатель или продавец не явится, то приемка товара может производиться в отсутствие неявившейся стороны, но с обязательным присутствием третьего незаинтересованного лица, назначенного сторонами. При этом расходы по приемке, связанные с участием третьего лица, относятся на счет неявившейся стороны.

В контракте купли-продажи  может быть сделана оговорка о  том, что с согласия покупателя продавец имеет право поставить товар  без приемки. Иногда в контракте  специально оговаривается, что после  сдачи-приемки товара и до даты, предусмотренной  договором для вывоза этого товара, продавец обязан обеспечить сохранность товара.

К участию в приемке  товара по количеству и качеству и  составлению актов экспертизы, на основании которых покупатель может  предъявить претензию продавцу или  перевозчику, привлекаются эксперты Бюро товарных экспертиз из Торгово - промышленных палат или их региональных отделений, аварийные комиссары страховых компаний или компетентные представители незаинтересованных организаций (торгового отдела местных органов власти пли других организаций, не входящих в ту же систему, что и грузополучатель (покупатель)).

Рекламации и санкции.

Претензии, предъявляемые  одним контрагентом сделки другому  контрагенту в связи с неисполнении или ненадлежащим исполнением условий  контракта, называются рекламациями.

«Рекламация включает в  себя извещение о нарушении или  очевидной возможности нарушения  договора, доказательства этого нарушения, требования устранить совершенное  или предотвратить возможное  нарушение, возместить ущерб и уплатипь штраф, предусмотренный в контракте или законе, а также доказательства, которые обосновывают предъявленные требования»[22. с. 15 ].

В контракте устанавливаются  порядок предъявления рекламаций; сроки, в течение которых рекламации могут быть заявлены; права и обязанности  сторон в связи с предъявлением рекламаций, способы урегулирования рекламаций.

Рекламация обычно посылается заказным письмом с приложением  всех необходимых показательных  документов, например, актов экспертизы, рекламационных актов, составленных с  участием представителя незаинтересованной компетентной организации, актов аварийных комиссаров, а также коносаментов, спецификаций, сертификатов о качестве, а при внутритарных недостачах - упаковочных листов.

В указанных документах обязательно делается ссылка на номер контракта и транспортного документа. Датой предъявления рекламации с считается дата почтового штемпеля места отправления.

Сроки предъявления рекламации, устанавливаемые в контракте, зависят  прежде всего от характера поставляемого  товара, а также от соотношения сил контрагентов. Обычно, чем больше преимуществ у покупателя перед продавцом в их взаимоотношениях, тем более продолжителен срок предъявления рекламации. Очень часто в контрактах устанавливаются разные сроки для предъявления рекламаций по качеству и количеству. Обычно срок предъявлены рекламаций по качеству более продолжительный, чем по количеству, так как скрытые дефекты в товаре трудно обнаружить сразу. По истечении указанного в контракте срока рекламации не принимаются.

Предъявление покупателем  рекламации не может служить основанием для отказа как от поставки, так и от приемки последующих партий по тому же контракту.

В контракте может  быть специально установлено, что покупатель обязан: поместить товар на свой склад обособленно от других товаров  в одном месте и сообщить продавцу местонахождение товара и сроки готовности товара к осмотру; составить акт экспертизы по всем обнаруженным дефектам согласно действующим правилам в стране покупателя (если предметом рекламации является качество, покупатель может представить продавцу по его просьбе вместе с актом экспертизы образцы забракованного товара); представить продавцу правильно оформленную рекламацию в срок, указанный в договоре.

Продавцу предоставляется  право проверить на месте путем  осмотра товара обоснованность претензии покупателя. Через определенное число дней после получения извещения покупателя о готовности товара к осмотру он должен прислать своего представителя для осмотра или поручить его осуществление незаинтересованной компетентной организации в стране импортера.

Продавец обязан рассмотреть  рекламацию и сообщить по ней свое решение (подтвердить согласие или  отказаться от удовлетворения) без  промедления, но не позднее срока, установленного в контракте. Если в течение этого  срока продавец не даст ответа по существу претензии, то она считается признанной продавцом, и покупатель имеет право обратиться в арбитраж с отнесением расходов по арбитражному делу на счет продавца.

Стороны могут предусмотреть  в договоре гарантию, которую продавец должен предоставить покупателю на спорную и выплаченную сумму за товар. Расходы, связанные с выдачей такой гарантии, оплачиваются продавцом, если рекламация признана обоснованной, и покупателем, если она признана необоснованной.

«Урегулирование рекламации может быть проведено одним из следующих способов:

• восполнением недогруза  отдельной партией или при  последующих поставках;

• путем возврата товара и уплатой его стоимости наличными;

• исправлением дефектов в товаре за счет продавца,

• заменой товара другим, соответствующим условием контракта все транспортные и другие расходы, связанные с возвратом товара и его заменой, оплачиваются продавцом);

• предоставлением скидки с цены товара или путем уценки всей партии товара пропорционально  проценту дефектного товара. Эту скидку в международной торговле принято называть рефакцией.

При поставке товара более  высокого качества, чем предусмотрено  условиями договора, покупатель уплачивает продавцу надбавку за повышенное качество, которая называется бонификацией. Размеры  рефакции и бонификации обычно устанавливаются в контракте или арбитражем,

• обязательством зачесть  установленную сумму за товар  при расчетах по последующим поставкам  по тому же контракту или последующей  сделке»[22. с. 45].

При продаже товаров, обладающих индивидуальными признаками, обычно в контракт включается условие о замене товара в случае предъявления рекламации. В торговле сырьевыми, продовольственными товарами применяется, как правило, предоставление скидок с цены товара или уценка стоимости всей партии товаров.

Кроме способов урегулирования претензий в связи с отклонением  качества и количества поставленного  товара от договорного, стороны оговаривают  в контракте также и санкции, которые могут быть применены  к сторонам в случае нарушения  сроков поставки или сроков и условий платежа.

За просрочку поставки, если она не вызвана форс-мажорными  обстоятельствами, продавец обязан уплатить неустойку - конвенциональный штраф. Обычно конвенциональный штраф предусматривается в тех случаях, когда покупатель оплачивает товар полностью или частично авансом. Размер конвенционального штрафа фиксируется в контракте в виде процента от стоимости непоставленного товара или в виде определенной твердой суммы.

Если продавец не уплачивает штраф, несмотря на предупреждение покупателя, последний имеет все основания для обращения в арбитраж.

Штрафные санкции в  отношении нарушения сроков оплаты тоже применяются в виде начисления процентов на неуплаченную вовремя  сумму.

Кроме штрафов, стороны  могут оговорить в контракте  порядок возмещения убытков, понесенных одной из сторон из-за нарушения другой стороной своих обязательств. Иногда штрафы и возмещение убытков могут быть в контракте предусмотрены одновременно, иногда в виде санкций к нарушителю могут быть предъявлены требования либо уплатить штраф, либо возместить убытки. Здесь нужно учесть, что законодательство некоторых стран, в частности США и Великобритании, не признает конвенциональных штрафов, поэтому нарушитель, если контракт подчиняется материальному праву этих стран, будет обязан только возместить убытки.

Арбитраж.

В процессе исполнения контракта  между сторонами погмогут возникнуть споры и разногласия, которые  не удается решить путем переговоров. Эти споры могут возникнуть в  связи с неисполнением или  ненадлежащим исполнением сторонами  своих обязательств по контракту (сроки, качество, расчеты) или с различным толкованием сторонами условий контракта при его исполнении.

В большинстве стран  споры, возникающие в ходе исполнения внешнеторговых контрактов, расматриваются в арбитражном порядке в международных коммерческих судах.

«Международный коммерческий арбитраж регулируется не только национальным законодательством, но и международными двусторонними и многосторонними  соглашениями. Одними из важных многосторонних договоров по вопросам арбитажа являются Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений, подписанная более, чем 80 странами в 1958 году в Нью-Йорке, и Европейская Конвенция о внешнеторговом арбитраже от 1961 года»[15. c. 33].

Международный коммерческий арбитраж существует в двух формах: постоянно действующий арбитраж (институционный), включающий в себя арбитражные суды, коллегии арбитров, арбитражные комиссии, функционирующие при торговых палатах, ассоциации, биржах, и арбитраж, специально образуемый для рассмотрения отдельных споров - арбитраж ad hoc (изолированный, случайный).

Международный коммерческий арбитраж, в зависимости от характера  споров, делится на общий арбитраж, рассматривающий все споры по внешнеэкономическим сделкам, и  специализированный арбитраж. К специализированному арбитражу относятся арбитражи, рассматривающие морские споры (арбитраж при комитете Ллойда в Лондоне, Морская арбитражная палата в Париже, Японский морской арбитраж в Токио, Морской третейский суд в Гамбурге), а также арбитражи, рассматривающие споры, связанные с торговлей конкретными товарами (арбитраж Лондонской ассоциации по торговле зерновыми, арбитражный суд при Федерации по торговле шерстью в Гдыне, арбитраж при Комитете по торговле зерновыми в Роттердаме, арбитраж при Бирже по торговле кожей и кожаными изделиями в Генуе, арбитраж при Нидерландской ассоциации по торговле кофе).

Международные коммерческие арбитражные суды приобретают компетенцию  на рассмотрение споров только на основании  письменного соглашения спорящих сторон. Арбитражное соглашение может относиться к уже возникшему спору, в этом случае такое соглашение называется третейской записью. Соглашение в отношении споров, могущих возникнуть в будущем, называется арбитражной оговоркой.

В арбитражном соглашении стороны должны договориться о следующем:

• какие предметы спора  выносятся на рассмотрение арбитража;

• в каком арбитраже  будет рассматриваться спор и  будет ли использоваться регламент  этого суда;

• материальное право  какой страны будет использовано;

• в каком месте  и на каком языке будет производиться разбирательство;

• количество арбитров и  порядок их выбора.

Если одна из сторон считает, что ее права нарушены, она предъявляет  претензию виновной стороне. В случае неудовлетворения претензии и возникновения  спора между сторонами, сторона, желающая урегулирования спора, может подать избранный сторонами арбитражный суд заявку на примирение. Примирение производится мировым посредником, назначаемым арбитражным судом. Если процесс примирения не приводит к соглашению между сторонами, сторона, права которой нарушены, подает в арбитражный суд исковое заявление. В исковом заявлении указываются цена иска, требования истца, излагаются обстоятельства, лежащие в основе исковых требований, предоставляются документы, подтверждающие обоснованность иска и оспариваемых сумм.

Информация о работе Международная торговая сделка и основные внешнеторговые риски