История таможни

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2014 в 12:07, реферат

Краткое описание

Точкой отсчета зарождения таможенного дела на Руси принято считать договоры с Византией, заключенные князем Олегом в 907, 911 годах, в которых закреплены такие элементы таможенного дела, как взимание пошлин и порядок таможенного обложения. До заключения договоров таможенная политика Русского государства носила случайный, эпизодический характер, сводилась к вывозу дани, находилась в ведении князя и приближенных к немногочисленной группе состоятельных граждан.

Вложенные файлы: 1 файл

История таможки.docx

— 54.49 Кб (Скачать файл)

Хлеб, дорогие меха, персидский шелк, а также некоторые другие товары правительство объявило заповедными и запретило торговать ими частным лицам, сосредоточив в своих руках всю выгоду от продажи этих товаров. Не разрешался ввоз в Россию табака, потребление которого строго преследовалось, а также хлебных вин, бывших предметом государственной монополии. В период царствования Алексея Михайловича было сделано очень много для развития таможенного дела в России благодаря серии последовательно проведенных экономических и правовых реформ.

Первым важным шагом в этом направлении стало принятие Торгового устава 1653 года. Прежде всего, данным документом вместо многочисленных и разнообразных российских таможенных сборов (а их насчитывалось к тому времени порядка нескольких десятков) вводится единая рублевая пошлина, равная 5% с рубля цены товара. Исключение составляла лишь соль, для которой пошлина устанавливалась в размере 10% от цены, а также особые сборы взимались с рыбы и пушнины. Во-вторых, внешние таможенные пошлины были отграничены от внутренних. И, наконец, третий момент заключался в отмене льгот и привилегий для иностранных торговцев, которые уравнивались в правах с русскими купцами. На основе Торгового устава в апреле 1654 г. была составлена уставная грамота, запрещавшая взимать проезжие пошлины во владениях светских и духовных феодалов. Отменялось большинство мелких пошлин, сопровождавших торговые операции. Сохранялись только амбарные пошлины, сборы с взвешивания и обмеривания товаров (аршинные пошлины и т.п.). Вводимая уставной грамотой 1653 года система пошлин вполне соответствовала достигнутому уровню развития торговли. Величина таможенного сбора прямо зависела от товарооборота (а не от пересечения границ чьих-либо владений, проезда по мостам, обмеривания товаров и др.). Взимание торговой пошлины в зависимости от цены товара позволяло всегда учесть колебания курса рубля, а падение его стоимости и рост цен не вели к реальному уменьшению таможенных сборов. Новая система упрощала процедуру сбора торговых пошлин и отчетность по ним. Это было выгодно как государственным налоговым органам, так и крупному купечеству. Во-первых, богатые купцы несли службу в качестве таможенных голов, руководили сбором пошлин и были больше всех заинтересованы в упрощении его процедуры. Во-вторых, они вели торговлю по всей стране, переезжали с товарами из города в город, и им была выгодна ликвидация всех местных таможенных особенностей, отмена различий между местными и проезжими торговыми людьми. С подобными просьбами крупные купцы неоднократно обращались к правительству до принятия Таможенной уставной грамоты.   

Первым законодательным актом, регулирующим вопросы внешней торговли и таможенного дела, стал Новоторговый устав 1667 г. «Пошлины с продажи иностранцами товаров во внутренних городах сохранялись те же, что и в Грамоте 1653 года (2 алтына с рубля), а проезжие пошлины повышались до гривны с рубля (10%). Таким образом, в общей сложности пошлина для иноземцев, проникающих на внутренний рынок, достигла 13% с цены товара. Русские торговые люди платили лишь обычную рублевую пошлину в 10 денег (5%). Правительство стремилось защитить монополию казны на продажу крепких напитков населению и повышало цены на ввоз и без того дорогих иностранных вин.»[4] В 51-й статье Новоторгового устава говорится: «А вина и розных питей перед прежним гораздо много привозят и оного много не нужно надобно: потому что на Государевых кружечных дворах чинятся оттого убытки и недоборы большие». Следовательно, таможенные пошлины становятся уже не только источником пополнения казны, но и инструментом экономической политики , средством защиты отечественной коммерции, обеспечения определенных финансовых интересов государства. «Новоторговый устав (1667) – был введен в России царем Алексеем Михайловичем, представлял собой первый русский таможенный тариф, который устанавливал повышенные пошлины на ввозимые предметы роскоши и заморские вина и запрещал вывоз из страны драгоценных металлов и изделий из них. Новоторговый устав выразил негативное отношение к торговле иностранцев, злоупотреблявших реализацией в России низкокачественных и контрабандных товаров: пошлина на товары иноземцев была увеличена в 4 раза., а торговать иностранцам разрешалось только с пограничными городами – Архангельском, Новгородом, Псковом и некоторыми другими в целях развития инициативы русских оптовиков-скупщиков. Иностранцам под угрозой конфискации запрещалась розничная торговля и обмен друг с другом помимо таможни. Только в исключительных случаях – при наличии специальной жалованной грамоты о торгах – иностранные купцы имели право следовать с товарами в Москву. Привилегии в торговле иностранными товарами в России имели лишь индийские, греческие, бухарские купцы, которым разрешался даже вывоз валюты.»[5]

В конце XVII в. взимание таможенных пошлин и сборов осуществляли Приказ Большой казны, Большая таможня, Посольская новая таможня, Мытная изба, Конюшенный приказ, Номерная изба, таможенные избы в уездах. «За каждое нарушение обрядностей со стороны купца (неимение или неполнота грузовых документов, объявка товара слишком низкой ценой и т.п.) они наказывались отбиранием товаров на Государя (т.е.конфискацией)»[6]. Возникновение Иркутской таможни относится к 1682 г., хотя таможенное оформление велось со времени основания острога (1661 г.). В 1672 г. Была построена таможенная изба. Сборами ведали таможенный голова и подьячие. Таможенные головы первоначально назначались из служилых людей, но вскоре их заменили выборные посадские люди. В их обязанность входили сбор таможенных пошлин и закупка товаров для казенных нужд. В штате таможни, кроме таможенного головы, находились также целовальники для осмотра товаров и сбора пошлин, подьячие для делопроизводства, а также служилые люди, истопники и сторожа. Таможенная деятельность определялась уставной грамотой и наказной таможенной памятью. Уставная таможенная грамота определяла состав действующих в городе пошлин и величину размера каждой из них. В наказной таможенной памяти разъяснялась организация сбора таможенных пошлин, определялись права и обязанности между головой и воеводой.Таможенным головам предписывалось производить самую тщательную сверку предъявленных товаров с указанием их количества в проезжих грамотах. Все замеченные расхождения фиксировались в таможенных книгах. Помимо этого, в таможенных книгах подробно записывалось, откуда и сколько пришло товара, взята ли пошлина и сколько, и куда товар ушел, кто его хозяин, как пополнилась казна.  

XVIII(РИС 17) При Петре I принимались значительные меры  для политического и хозяйственного  развития России. Централизованное  управление таможнями осуществляла  Коммерц-коллегия, созданная в результате  замены приказной системы на  коллежскую. Благодаря реформе, проведенной графом Винниусом, была введена система штрафов за контрабанду – конфискация товаров в пользу государства, а не в пользу откупающего эту таможню. За сокрытие товара на таможне – штраф и конфискация орудия правонарушения, также могли запретить и вовсе ездить с товаром в Россию. Система досмотра теперь еще и была подкреплена клеймом или печатью, то есть на товары, прошедший контроль ставился знак.

За подделку этого знака предусматривался штраф и конфискация товара. . В результате принятых мер, доходы государства возросли с 3 миллионов рублей в 1710 году до 10 миллионов к 1725г. Таким образом, к середине 18 века уже сформировалась основа той нармативно-правовой базы, на которую и по сей день опираются все нормативно-правовые акты нашей страны.

Особой статьей дохода была русско-китайская торговля. Сибирский приказ обладал монопольным правом на покупку золота и драгоценных камней, ввозимых из Китая. Чтобы предотвратить беспошлинный ввоз и вывоз товаров через Сибирь, Виниус распорядился ставить на товары с уплаченной пошлиной особое клеймо. Товары без клейма отбирались в казну, а владельцы жестоко наказывались.Основной упор во внешней торговле делался на морские перевозки. Половина всех товаров, ввозимых через порты тогдашней России, приходилось на Санкт-Петербург. Там, по данным середины XVIII века, существовали Таможня Первоначальная, Внутренняя и Мелочная, Портовая Таможня (Главная складочная) или Корабельная, Таможня Портовая в Кронштадте ( фактически и первое торговое судно в ноябре появилось именно в строящемся Кронштадте, а оттуда уже препровождено в Петербург), Внутренняя Таможня и Таможня ан Заставе. 

На службе в Петербургской и Кронштадской таможнях состояло 179 человек.В первой половине XVII века в России продолжала существовать откупная система и, более того, правительство после принятия нового протекционного Таможенного тарифа 1757 года решило надзор за границей поручить частному лицу. В 1758 году все таможни, кроме остейских и расположенных по азиатской границе, были отданы в откупное содержание купцу Шемякину (в прошлом известному вору Ивану Осипову, по прозвищу Каин) с товарищами сроком на 6 лет. Это мероприятие правительства закончилось неудачей. Компания не смогла уплатить договоренную сумму. Шемякин был отправлен под суд.

В 1762 году Екатерина II подписала указ об окончательном приеме таможен в казенное ведение. Надзор за ними осуществляла Главная над таможенными сборами канцелярия, а с1789 года – таможенные экспедиции казенных палат.

В период 1790-1822 гг. на таможенную систему сильное воздействие оказали политические отношения России с европейскими державами. В связи с началом Французской антимонархической революции Россия договаривается с Англией, Австрией и Пруссией не поставлять во Францию хлеб и сырье и не ввозить французскую мануфактуру. Затем манифестом 1793 г. Екатерина II запретила вывоз во Францию российских товаров вообще и ввоз из Франции всяких товаров. В 1797 г.  

Император Павел I разрешил ввоз в Россию некоторых товаров, но в 1800 г. в целях развития отечественного производства был вновь подтвержден запрет ввоза в Россию шелковых и бумажных тканей, стекла, фарфора, фаянса и др. В том же году был издан указ о запрещении ввоза в Россию иностранных книг и нот – впервые столь явно проявилась и охранительная функция русской таможни как барьера против революционных влияний.Конец XVII – начало XVIII в. явился периодом расцвета первой Иркутской таможни. Прежде всего, это было связано с заключением Нерчинского русско-китайского мирного договора, который нормализовал отношения с Китаем и способствовал развитию русско-китайской караванной торговли. Торговля с Китаем оказалась для государства очень выгодным делом. Только ввозных таможенных пошлин по начислениям Иркутской таможни торговые люди каравана Ивана Саватеева заплатили на огромную сумму – 56 640 рублей.По реформе Петра I с 1715 г. руководителя Иркутской таможни стал назначать сибирский генерал-губернатор.В 1728 г. в Кяхте открылась таможня, которая, став новым центром русско-китайской караванной торговли, постепенно закрепила за собой статус главной сибирской таможни.Однако Иркутская таможня все же во многом сохранила свои позиции. По мнению исследователя истории таможенного дела Ю. Г. Кисловского в XVIII в.: «В системе таможенных органов Иркутская таможня занимала ведущее место». Это было связано с тем, что в это время Иркутск превратился во всесибирский торговый центр: здесь дважды в год – зимой и весной – проходили ярмарки, на которые привозилось множество товаров отовсюду.   

XIX век

 Дальнейшее развитие промышленного производства и в целом экономики вызывают необходимость принятия в 1831 году новой редакции Таможенного устава, который изменяется в 1857 году. Согласно этого документа (См. Свод законов Российской империи. Т.6 Уставы таможенные.

Свод учреждений и Уставов таможенных. СПб., 1857. С.1.) сложилась новая таможенная структура: таможни и таможенные заставы располагались по внешней сухопутной и морской границе империи и царства Польского. В зависимости от объема операций таможни делились на первого класса (Архангельская , Санкт – Петербургская, Московская и др.), второго (Евпаторийская и др.) и малые – третьего класса – Николаевская, Мариупольская и др. Все дореволюционные (до 1917 г.) таможенные уставы 1819, 1857, 1892 гг., а также 1906 г. провозглашали принцип неотвратимости наказания за контрабанду: товары подлежали конфискации с одновременным взысканием с их провозивших пошлин в увеличенных размерах( Рисунок 26)В 1819 г. были приняты Таможенный устав по европейской торговле и новый таможенный тариф - самый либеральный из всех предыдущих, а также всех последующих таможенных тарифов. (Рисунок 27)Однако молодая российская промышленность не была готова к свободной конкуренции с европейскими товарами, поэтому уже в 1822 г. Россия принимает протекционистский тариф с целью исправить допущенные ошибки в своей внешнеторговой политике.Последующие таможенные тарифы 1850, 1857 и 1868 гг. можно охарактеризовать как умеренно-протекционистские. Либеральная внешнеторговая политика Российского государства того времени проявилась в создании зон свободной торговли в Одессе, Камчатской области, портах Приамурья и острова Сахалин.

В годы Первой мировой войны деятельность российских таможенных органов была парализована, большинство таможен было закрыто. Ко времени Октябрьской революции 1917 г. таможенная служба была практически разрушена. К сожалению, о деятельности Иркутской таможни в XVIII в. сохранилось еще меньше сведений, чем о XVII в. причиной этого, по всей видимости, стал крупнейший иркутский пожар 1879 г., уничтоживший таможенный архив. Можно лишь предположить, что в связи с развернутой ярмарочной торговлей масштабы деятельности иркутских таможенников были значительными.В 1792 г. по непонятным причинам Иркутская таможня была закрыта, и ее деятельность прервалась почти на 70 лет.В 1861 г. Иркутская таможня возобновила свою работу. Сразу после своего восстановления она заняла одно из ведущих мест в мире и получила первый класс так называемой «складочной таможни», который имели лишь 10 из более чем 250 таможен страны. Примечательным является тот факт, что Иркутская таможня не вошла ни в один из созданных в то время таможенных округов; она напрямую подчинялась Департаменту таможенных сборов, в котором было создано специальное Азиатское отделение. Главные предметы вывоза во внутренние губернии: пушнина и чай, из губерний ввозятся сукна, шерстяные, шелковые, полотняные и металлические изделия, иностранные и колониальные товары.  

Чаи и меха следуют из Иркутска на Ирбитскую, Нижегородские ярмарки до Томска на подводах, а от Томска до Тюмени на пароходах. Главным товарораспределительным пунктом края являлся Иркутск. В 1879 году в Иркутск было привезено товара на сумму 14 500 000 рублей, в том числе с Нижегородской ярмарки на 6 430 000 рублей. Почти половина товаров, привезенных в Иркутск, отправлялась потом в Забайкалье и Приленский край.В конце XIX века наблюдалось уменьшение оборотов Иркутской торговли, причиной тому явилось увеличение ввоза товаров в Приамурский край и Забайкальскую область морским путем, а затем по Амуру; на торговых оборотах отразились изменения в торговле с Китаем через Кяхту, по причине открытия Суэцкого канала, что облегчило и ускорило обсен товарами между Китаем, Англией и США, увеличился объем ввоза товаров через китайские порты Кантон, Амой, Фучуфу, Шанхай. С этого времени Кяхта перестает быть основным пунктом российской торговли с Китаем, теперь китайский (кантонский) чай начинает поступать в Россию и морским путем – через Одессу. Морская торговля значительно ускоряла и удешевляла перевозку чая. Также в западных сухопутных таможнях учащались случаи контрабанды.

 Данные обстоятельства приводили к тому, что обороты кяхтинской таможни стали заметно падать, но все-таки до проведения железной дороги ее удельный вес был еще значительным. Торговля с Монголией проводилась через Кяхту, а также через Южную границу Иркутской губернии. «Товары, следовавщие в Монголию с запада, отправлялись из Иркутска или станции Култук по Тункинскому тракту и дальше на Улясутай (Монголия)всего через сибирские пограничные пункты вывозилось товаров в Монголию на 3 миллиона рублей, а из Монголии на 10 миллионов рублей ежегодно» (Ф. А. Кудрявцев, Г. А. Вендрих. Иркутск. Очерки по истории города. Иркутск,1958) (Рисунок 30)

Конец XIX-начало XX В мае 1912 года была проведена последняя реорганизация в истории таможенной службы в царской России.Функционирование таможенных органов было возобновлено новой революционной властью только в начале 1918 г. Декретом от 29 июня 1918 г. Департамент таможенных сборов был переименован в Главное управление таможенного контроля, которое переходило в непосредственное подчинение Наркомата торговли и промышленности (НКТиП), последний в 1920 г. был преобразован в Народный комиссариат внешней торговли (НКВТ).В советский период Российского государства в 1917 - 1922 годах по вопросам таможенного регулирования издаются отдельные нормативные акты, вводится государственная монополия на внешнюю торговлю.

В 1924 году принимается первый Таможенный устав СССР. В этой связи в своей монографии «Теория таможенного дела» (М., 1927. С.92) А.И. Потяев констатирует, что Советское государство не ограничивается установлением таможенных пошлин, а определяет какие группы товаров не могут быть ввозимы или вывозимы из страны с учетом потребностей национальной промышленности и намеченными планами восстановления экономики. В рассматриваемый период, несмотря на введение государственной монополии на проведение внешнеторговых операций, происходит развитие таможенного законодательства, что вызывает принятие новых редакций Таможенного кодекса СССР в 1928, 1964, 1991 годах.

Информация о работе История таможни