История таможенной политики и таможенного дела в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Сентября 2013 в 13:30, реферат

Краткое описание

Формирование нового Российского государства и системы исполнительской власти повлекло за собой обновление механизма правового регулирования и управления внешнеэкономической деятельностью, соответственно, всей таможенной системы - таможенного дела и таможенной службы. Путем разумных протекционистских мер таможенная служба оберегает национальную промышленность.
В новых рыночных условиях, когда российская экономика стала " открытой ", а государственные границы " прозрачными " или во многих местах " размытыми ", гораздо более сложной и масштабной, чем раньше, стала проблема экономической безопасности Российской Федерации. В ее обеспечении зоной ответственности таможенной службы является сфера внешнеэкономической деятельности государства

Содержание

Введение 3
Начальный этап развития таможенного дела в СССР. 4
Таможенное законодательство СССР в 20-е годы. 6
Разработка таможенно-тарифной политики Советского государства. 6
Организация таможенных учреждений. 8
Таможенное законодательство Советского государства в 30 - 60- е годы. 12
Таможенная политика СССР в 80-е годы. 14
Министров СССР. 16
Заключение 20
Литература 21

Вложенные файлы: 1 файл

История таможенного дела и таможенной политики России.docx

— 41.74 Кб (Скачать файл)

Во главе каждого местного таможенного учреждения стоял управляющий, который осуществлял надзор, руководство  своей таможней и другими учреждениями, входящими в состав района деятельности данной таможни. 
Рабочим органом в таможнях являлось техническое совещание.

 В соответствии  с Положением о технических совещаниях (утверждено приказом НКВТ от 5 мая 1925 г.) его работой руководил управляющий, в состав совещания входили помощники управляющего и инспекторы. Оно было консультативным органом, а персональную ответственность за всю деятельность таможенного учреждения нес управляющий. При железных дорогах создавались таможенные агентства. Для рассмотрения споров между таможенными и транспортными организация ми на железных дорогах и в портах организовывались согласительные комиссии.

Порядок приема на службу сотрудников Главного таможенного  управления и его местных органов  определялся трудовым законодательством  и правилами о государственной  службе. Таможенный устав определял  виды деятельности, которыми не могли заниматься таможенные служащие. На основании ст.27 Устава они не имели права участвовать в организациях, выполнявших работу по погрузке, выгрузке, приему и подготовке грузов, пассажирского багажа и почтовых посылок, а также в каких-либо мероприятиях коммерческого характера лично или через подставных лиц; принимать на себя доверенности и поручения по таможенным делам от посторонних лиц, покупать товары на таможенных аукционах.

Таможенный  устав 1924 г. устанавливал сложную четырехзвенную систему управления таможенным делом (НКВТ — ГТУ — уполномоченные НКВТ, отделения ГТУ — районные таможенные инспекторские управления — таможни и таможенные посты). Поскольку таможни первого разряда контролировали деятельность всех таможенных учреждений, входящих в их район, то фактически получалась пятизвенная система управления.

Принятый  в 1928 г. Таможенный кодекс СССР не внес значительных

изменений в организацию  таможенного управления, но более  подробно, чем Устав, определял компетенцию  ГТУ. В развитии таможенного дела в СССР в это время видна  тенденция к постепенному упрощению  системы таможенных органов. В частности, Таможенный кодекс 1928 г. не предусматривал на территории СССР районных таможенных инспекторских управлений.

        Таким образом, переход в начале 20-х годов к нэпу реанимировал утраченные функции таможенных органов и обусловил интенсивное структурное развитие таможенной системы. Именно с 1922 по 1928 г. (особенно в 1924—1925 гг.) формировалась сложная, многоступенчатая система управления таможенным делом, адекватная тем разнообразным задачам и функциям, которые выполняли таможенные учреждения того времени.

 

 

 

 

Таможенное законодательство Советского государства               в 30 - 60- е годы.

          На рубеже 20—30-х годов в СССР доминирует командно-бюрократический стиль управления. Внешнеторговая политика опять основывается на принципе государственной монополии, а таможенные органы постепенно утрачивают свои наиболее существенные функции и перестают выполнять, роль фискальных учреждений. Система управления таможенным делом постепенно упрощается.

В период с 1929 по 1932 г. все более отчетливой становится тенденция к отказу от экономической  модели управления и доминированию  административно- командных методов  регулирования общественных отношений. Этот процесс затронул и внешнеэкономическую  деятельность, в том числе и  организацию таможенного дела. Значительно  сократился оборот международного пассажирского  сообщения, резко уменьшился состав участников внешнеторговых связей.

Таможенное  дело в целом и таможенный контроль в частности перестали играть важную роль в регулировании экспортно-импортных  операций. В 1932—1934 гг. был упорядочен ускоренный пропуск через границу  грузов общественного сектора и  централизованный расчет по таможенным пошлинам за эти грузы, в связи, с чем сократилось число таможенных служащих. Например, аппарат сотрудников Московской, Ленинградской и Одесской таможен, насчитывавший по 800—1000 человек, был сокращен в каждой из них в 6—8 раз. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1964 г. был утвержден новый Таможенный кодекс. По сравнению с Таможенным кодексом СССР 1928 г. он был значительно меньше по объему (120 статей, сгруппированных в три раздела). Управлению таможенным делом был посвящен первый раздел Кодекса, содержащий всего семь статей. Управление таможенным делом на территории 
СССР было отнесено к ведению Министерства внешней торговли и осуществлялось через входящее в его состав Главное таможенное управление (ст. 1 Кодекса).

Среди функций  таможенных учреждений выделялись контроль, за соблюдением государственной монополии внешней торговли, совершение таможенных операций и борьба с контрабандой. К моменту принятия Таможенного кодекса 1964 г. существенные изменения претерпела структура самого ГТУ. Оно состояло из отделов: оперативно- инспекторского, по борьбе с контрабандой, таможенного права и международных связей, кадров, финансирования, бухгалтерского учета и контроля. В системе ГТУ уже не существовало структурного подразделения, непосредственно занимавшегося вопросами тарифно-пошлинного регулирования. Устанавливалась двухзвенная система управления таможенным делом: местные таможенные учреждения (таможни и таможенные посты) подчинялись непосредственно ГТУ. Создание, реорганизация и ликвидация таможен и таможенных постов производилась Министерством внешней торговли (МВТ).

Принятые  после 1964 г. нормативные акты по таможенному  делу не внесли существенных изменений в таможенное управление. Структура таможенных органов, сложившаяся де-факто во второй половине 30- х. годов и получившая юридическое закрепление в Таможенном кодексе 1964 г., с очень незначительными изменениями сохранялась вплоть до середины 80-х годов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таможенная политика СССР в 80-е годы.

 

В период внешнеэкономической  реформы (1986—1991 гг.) начинается новый  этап развития таможенной системы, особенности  которого связаны     с попыткой трансформировать таможенные службы государства-монополиста в новую управленческую структуру, ориентированную на функционирование в условиях свободного рынка и демократического режима. Наиболее радикальный этап реформы системы таможенных органов приходится на начало 1986 г., когда ГТУ МВТ было преобразовано в Главное управление государственного таможенного контроля при Совете Министров СССР (ГУГТК при СМ СССР) — самостоятельный орган государственного управления со статусом союзного ведомства. Именно с этого момента началась перестройка системы управления таможенным делом, так как в первые за всю историю Советского государства таможенная служба выделялась организационно. Этот этап развития системы управления таможенным делом имеет ряд особенностей.

Во-первых, с 1986 по 1989 г., несмотря на то, что таможенная служба стала самостоятельной отраслью государственного управления, функции  таможенных органов фактически остались прежними, так как почти не изменился  порядок экспортно-импортных операций. Как и раньше, главной задачей  таможен был контроль, за соблюдением государственной монополии внешней торговли. Правовой аспект развития заключался главным образом в принятии ряда нормативных актов, определяющих правовой статус и порядок деятельности органов таможенной системы (Положение о ГУГТК при СМ СССР, Инструкция о порядке подготовки нормативных актов ГУГТК при СМ СССР). В организационном плане происходило структурное переустройство органов управления таможенным делом: отделы, входившие в состав ГТУ МВТ, были преобразованы в управление ГУГТК; увеличилась сеть местных таможенных учреждений.

Постановление Совета Министров СССР от 28 февраля 1989 г. № 191 юридически закрепило отход  от принципа государственной монополии  внешней торговли и поставило  задачу формирования новой таможенной политики, современного механизма таможенного  контроля. Это обусловило изменения  в функциональной направленности таможенных органов в последующий период.

Во-вторых, и  после 1989 г., когда перешли к новым  формам управления внешней торговлей  и функции таможенных органов  стали постепенно меняться, из-за недостаточно радикальной и последовательной реформы внутреннего хозяйства  новый механизм регулирования внешнеэкономических  связей на практике не действовал. Поэтому  новые юридически закрепленные функции  таможенных органов имели декларативный  характер и, в частности, функции, связанные  с институтом таможенно-тарифного  регулирования.

В-третьих, отсутствовала  законодательная база для перестройки  системы управления таможенным делом. Таможенный кодекс 1964 г., принятый по стандартам командно-бюрократической системы, не только перестал соответствовать  существующим реалиям, но и противоречил принимаемым министерствами и ведомствами  подзаконным актам. 
Развитие таможенного дела вплоть до принятия в 1991 г. нового Таможенного кодекса и Закона СССР о таможенном тарифе определялось подзаконным нормотворчеством — постановлениями Совета Министров СССР и ведомственными актами. Общее руководство таможенными вопросами осуществлял высший исполнительно-распорядительный орган — Совет Министров, который определял также основные направления дальнейшего развития таможенной системы. 
Координацией деятельности таможенного ведомства с другими управленческими структурами, а также непосредственным оперативным руководством таможенным делом занималась Государственная внешнеэкономическая комиссия Совета

Министров СССР.

 

Во главе  таможенной системы стояло Главное  управление государственного таможенного  контроля при совете Министров СССР — центральный таможенный орган. Положение о нем, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 13 июля 1987 г. № 775, определяло функции и порядок  его деятельности. ГУГТК отвечало за таможенный контроль, борьбу с контрабандой и нарушениями таможенных правил, за эффективное применение таможенного  тарифа.  

ГУГТК был  обязан: разрабатывать предложения  и принимать меры по совершенствованию  государственного таможенного контроля; устанавливать в соответствии с  Таможенным кодексом и иными актами законодательства порядок пропуска через государственную границу  предметов, их декларирования и досмотра, личного досмотра лиц, следующих  через государственную границу, порядок совершения иных таможенных операций; разрабатывать и проводить  мероприятия по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил; участвовать в разработке таможенного  тарифа на товары; утверждать ставки таможенных пошлин на предметы личного потребления. ГУГТК имело право: участвовать  в разработке предложений о создании на государственной границе пунктов  пропуска, через которые осуществляется автомобильное, морское, речное, воздушное  и иное сообщение; разрешать ввоз и вывоз имущества, не являющегося  предметом операций по внешней торговле; создавать, реорганизовывать и ликвидировать  таможенные учреждения в установленном порядке и др.

Основными структурными единицами ГУГТК при СМ СССР были управления и отделы. В составе  центрального аппарата действовали: Управление организации таможенного контроля, Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил, Техническое управление, Управление кадров и учебных заведений, Управление таможенного права, Управление таможенной политики и внешних связей, Экономическое  управление, Отдел контроля за печатными  и аудиовизуальными материалами. ГУГТК  имел и множество административно- хозяйственных подразделений (Управление делами, Управление материально- технического снабжения и социального развития, Управление эксплуатации контрольно-пропускных пунктов). Такая сложная организация  центрального аппарата явилась результатом  определенного структурного развития. Например,

Отдел таможенного права  и международных связей был преобразован в 
Управление таможенного права и международного сотрудничества, из которого затем выделились два самостоятельных управления — Управление таможенного права и Управление таможенной политики и внешних связей. Введение в практику таможенного контроля новых современных технических средств обусловило появление Технического управления. Управление по борьбе с контрабандой и нарушениями таможенных правил при разработке международных соглашений по борьбе с контрабандой в силу своей компетентности в указанных вопросах во многом могло влиять на определение конкретных направлений сотрудничества в этой сфере.

Статус таможен  определялся рядом актов. Основным нормативным актом, регулирующим деятельность местных таможенных учреждений, являлось Положение о таможнях и таможенных постах, утвержденное приказом ГТУ  МВТ от 9 сентября 1982 г.

В структуру  местных таможенных учреждений могли  входить отделы: оперативный, пассажирский, почтово-грузовой, дипломатических  грузов, контроля за грузами иностранных  выставок, контроля за грузами советских  выставок, контроля за грузами инофирм, технических средств контроля, по борьбе с контрабандой, оперативно-технического обеспечения и др.

Таможни и  таможенные посты по их дислокации делились на пограничные и внутренние. По специфике деятельности местные  таможенные учреждения можно было подразделить на сухопутные, воздушные, морские (речные). Зоны деятельности таможен были неодинаковы  по размерам, поэтому и число таможенных постов, входивших в ту или иную таможню, было различным. Например, Иркутская и Керченская таможни вообще не имели таможенных постов.

В составе  Чопской таможни, в зону деятельности которой входили три пограничных  района Закарпатской области, действовали  пять таможенных постов (Батеево, Звонковский, Лужайка, Тисса, Косинский). Увеличение числа международных перевозок и рост объема международного пассажирского сообщения обусловили в 1987—1990 гг. значительный рост числа местных таможенных учреждений. Только с марта по август 1989 г. число таможен увеличилось с 87 до 95.

В это время  ясно наметился переход от чисто  территориального принципа построения местных таможенных учреждений к  созданию сети таможен по федеративному  принципу. Ряд крупных таможен, зоны, деятельности которых почти полностью совпадали с территориями союзных республик, были переименованы в республиканские. Так, Тбилисская таможня была преобразована в Грузинскую республиканскую. В Таджикистане, Узбекистане, Казахстане, Азербайджане, Армении, Латвии, Литве, Эстонии также учреждались республиканские таможни. Интересно, что в республиканскую была преобразована Дальневосточная таможня, зона деятельности которой ограничивалась Приморским краем. ,

Информация о работе История таможенной политики и таможенного дела в СССР