Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

В работе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Содержание

Введение
1.Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ
1.1 Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции
1.2 Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ
1.3 Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции
2.1 Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции
2.2 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных
3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрафакт.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

С письменного разрешения таможенного органа правообладатель  и декларант (их представители) могут  брать под таможенным контролем  пробы и образцы товаров, в  отношении которых принято решение  о приостановлении выпуска, проводить  их исследование, а также осматривать, фотографировать или иным образом  фиксировать такие товары.

 

3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом

В целях борьбы с контрафактом по нашему мнению, необходимо ужесточение  мер ответственности в сфере  нарушения авторских прав на законодательном  уровне. Некоторые шаги в этом направлении  уже сделаны: в апреле 2007 года Минэкономразвития  Российской Федерации подготовило  четыре законодательные инициативы, направленные на борьбу с контрафактной  продукцией:

- введение института самостоятельной  ответственности за дорелизный выпуск продукции как квалифицирующего признака, отягчающего ответственность за правонарушение;

- введение ответственности  за съемку фильмов в кинотеатрах;

- усовершенствование механизма определения размера поставок контрафактной продукции;

- введение самостоятельной  ответственности за фактическую  розничную продажу контрафактной  продукции.

Разработка данных законодательных  инициатив Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации  во многом объясняется планами России по вступлению в ВТО. Но данные меры объективно необходимы. В настоящее  время статьи УК РФ, устанавливающие  ответственность за нарушение авторских  и смежных прав, а также изобретательских и патентных прав (ст. 146, 147), не вполне отвечают жизненным реалиям. Результат - практически полная безнаказанность  лиц, занимающихся интеллектуальным пиратством.

Кроме того, необходима разработка четких методических рекомендаций для  правоохранительных органов по проведению плановых и внеплановых проверок рынков соответствующей продукции, возбуждению и расследованию уголовных дел по факту нарушения авторских и смежных прав, а также прав изобретателей. Конкретизация и выработка единой методики необходимы и в сфере расследования административных правонарушений.

В качестве подкрепления в  борьбе с фальсификатом необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут  хоть малейшие подозрения в том, что  перед ними продукция сомнительного  происхождения.

Сейчас таможенный орган, руководствуясь ст. 397 Таможенного кодекса  РФ, может по заявлению правообладателя  приостановить максимум на 20 рабочих  дней выпуск товаров, если есть достаточные  основания полагать, что они контрафактные. Депутаты Государственной думы предложили дополнить ТК РФ статьей 399.1, которая  позволяет работникам таможенной службы тормозить товар на границе без  заявления правообладателя, а делать это по принципу "ex officio" (действие по собственной инициативе и по служебному долгу).

Другими словами, таможенники  будут вправе самостоятельно решать, является ли подозрительный, на их взгляд, товар, который не числится в таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности, подделкой или нет. Для приостановки выпуска товара и для последующего проведения проверок достаточно только одного подозрения на незаконное использование объектов интеллектуальной собственности и наличие признаков контрафактности.

Задерживать товары разрешается  на 7 рабочих дней. Срок этот, однако, может быть продлен, но не более чем  еще на 10 рабочих дней и только в том случае, если об этом в письменном обращении, направленном таможенным органам, попросил правообладатель. Последний  при этом должен успеть одновременно подать заявление о принятии мер, связанных с приостановлением допуска  таких товаров на российский рынок. Нерасторопность правообладателя  может сыграть на руку контрафактчикам. Поправки говорят, что если правообладатель не успел или не смог подать указанное выше заявление, то товар, получив "зеленый свет", выпускается для свободного обращения. Конечно, если нет претензий со стороны таможни.

О том, что товар завис  на таможне, декларант узнает на следующий  день - поправки обязывают таможенников незамедлительно уведомлять о своем решении приостановить выпуск товаров и декларанта, и правообладателя. По просьбе последнего, кстати, решение таможенников может быть отменено. О том, в какие сроки в этом случае таможенники должны снять запрет на выпуск задержанного товара, в поправках не говорится ни слова. Получается, что в ситуации, когда, например, из-за чрезмерной подозрительности сотрудника таможенной службы или по наводке конкурента товар задержали, и, как потом выяснится, безосновательно, незамедлительно отпускать его таможня не обязана.

Но самое интересное - это неурегулированность вопроса о возмещении ущерба за приостановление таможенниками товаров, если впоследствии окажется, что контрафактными они не являются.

Сейчас, как указано в  ст. 397 ТК РФ, ответственность за имущественный  вред, причиненный декларанту, собственнику, получателю товаров и другим лицам, несет правообладатель, который  выступил инициатором такого приостановления. Согласно поправкам получается, что  потребовать возмещения убытков  и упущенной выгоды от таможенников, которые решили тормознуть вполне добропорядочную  партию товаров, пусть даже и не 7 рабочих дней, а всего лишь на один, не получится. Оснований для  подобных требований нет, ведь в данном случае работники таможенной службы действовали в рамках предоставленных  им законом полномочий, а значит, статьи ГК РФ о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) госорганов, не работают.

Мнения по поводу предлагаемых поправок в Таможенный кодекс и новых  полномочий таможенников разделились. Одни, полностью поддерживая законопроект, предлагают даже увеличить срок ареста подозреваемого товара. Другие, напротив, особого оптимизма не испытывают и обвиняют законопроект в коррупционности. Вместо того чтобы стоять на страже защиты прав интеллектуальной собственности  и закрывать подделкам доступ на рынок, говорят противники проекта, недобросовестные таможенники будут  стоять на страже интересов собственного кошелька. Что мешает им усыпить  свою бдительность и служебный долг вместе с ней, закрыть глаза на эти самые "признаки контрафактности" и не получить прибавку к семейному бюджету? Или, наоборот, вдруг впасть в состояние параноидальной подозрительности с той же целью?

Несмотря на то, что российское законодательство в целом соответствует  международному праву в части  наличия норм, направленных на защиту интеллектуальной собственности, в нем есть ряд существенных пробелов, которые затрудняют борьбу с контрафактом.

В отсутствие на сегодняшний  день специального регулирования механизм привлечения к ответственности  производителей и торговцев контрафактом реализуется через нормы уголовного законодательства, направленные на пресечение незаконного предпринимательства  и незаконного использования  товарного знака. Чтобы борьба с  контрафактной продукцией была наиболее эффективной, необходимо объединить и  систематизировать усилия государства  и правообладателей. Очень важно  также привлекать внимание и повышать бдительность потребителей, особенно в части приобретения ими лекарственных  средств через Интернет.

Система противодействия  контрафакту должна включать в себя законодательные, правоприменительные, организационные и образовательные  меры, а также формирование общественного  мнения. Необходимо приложить максимальные усилия по созданию обстановки непримиримости и общественного порицания фактов продажи и покупки контрафактной  продукции.

 

Заключение

 

В 2008 году таможенниками  Сибири выявлено более 384 тысяч единиц контрафактных товаров. Обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности  и пресечь незаконный оборот через  таможенную границу объектов интеллектуальной собственности - одна из функций сибирских  таможенников, которую они выполняют  в соответствии с требованиями Таможенного  кодекса РФ. Так, за 3 года - в течение 2006-2008 годов, выявлено 949 667 единиц контрафактных  товаров, из них: в 2006 году - 140 075 единиц товаров, в 2007 - 425 338, а в 2008 - 384 254.

Важная роль для предотвращения ввоза контрафакта отводится  тесному взаимодействию таможенных органов с правообладателями  и их уполномоченными представителями, так как именно они обладают полной информацией о ввозимой ими продукции  на территорию России. Постоянно растущий список товарных знаков, вносимых в  таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, и ежегодно увеличивающееся  количество выявленных контрафактных  товаров, внесенных в него, являются подтверждением необходимости данного  сотрудничества.

В первой главе проведены  теоретические исследования механизма  борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу  России. Однако в первую очередь  обозначены современные подходы  к понятию и классификации  контрафактной продукции.

При этом отмечается, что  понятие контрафактной продукции  впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения  товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых  незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени  смешения обозначение, являются контрафактными».

При выявлении проблем, связанных  с ввозом контрафакта указывается, что вред, наносимый контрафактной  и фальсифицированной продукцией, можно  разделить на несколько групп:

  • ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
  • ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
  • ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
  • ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

Основным фактором для  масштабных фальсификаций в отечественной  экономике является наличие в  ее структуре огромного теневого сектора, который по объемам производства вполне заслуживает названия параллельной экономики.

Рассматривая механизмы  борьбы с контрафактом, приходим к  выводу о том, что в российском законодательстве существует комплекс правовых механизмов защиты прав на средства индивидуализации, включая административную и уголовную ответственность  за незаконное использование чужого товарного знака но, эффективно бороться с оборотом контрафактной продукции  в России производителям и правообладателям не удается в силу следующих причин: длительности судебного разбирательства, трудностей сбора доказательств, незначительности присуждаемых в арбитражном порядке сумм штрафов, возникающих трудностей с их реальным получением, больших судебных издержек, малоэффективной работы правоохранительных органов.

Во второй главе проведены  исследования в аспекте мер, принимаемых  таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции, а также проанализирована деятельность Алтайской таможни в решении  проблем ввоза контрафактной  продукции.

В первую очередь, сотрудники Алтайской таможни осуществляют отслеживание контрафакта при непосредственном пересечении границы. Этому способствуют определенные виды таможенного контроля как осмотр и, если необходимо, досмотр  товаров с признаками контрафакта.

Кроме этого, при выявлении  фактов реализации в Алтайском крае продукции с признаками контрафактности: проводятся оперативные мероприятия, таможенные ревизии, правообладателям известных компаний направляются запросы о законности использования товарных знаков на товарах, реализуемых в торговых точках города Барнаула, других городов и районов края.

Следует особо выделить, что деятельность таможенных органов  в РФ по защите интеллектуальной собственности  предусматривает работу по двум направлениям:

1. Применение процедуры,  регламентированной главой 38 Таможенного  кодекса РФ, связанной с применением  мер по приостановлению выпуска  товара.

2. Правоохранительная деятельность  таможни, основанная на привлечении  нарушителей к административной  ответственности.

В соответствии с главой 38 ТК РФ таможенный орган принимает  следующие меры по защите интеллектуальной собственности:

  1. включает сведения об объекте интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности.
  2. осуществляет мониторинг товаров, находящихся под таможенным контролем, на предмет выявления контрафактных товаров.
  3. приостанавливает выпуск товаров при наличии подозрений в их контрафактности.
  4. предоставляет информацию правообладателю, которая может понадобиться ему для защиты своих прав.

Применение мер по приостановлению  выпуска товаров базируется на введении специального института деятельности таможни, а именно — введении таможенного  реестра объектов интеллектуальной собственности. Реестр задуман как  инструмент более эффективного отслеживания перемещения контрафактных товаров  через границу Российской Федерации.

В третьей главе предлагаются конкретные предложения по пресечению ввоза контрафактных товаров.

В частности, в качестве подкрепления в борьбе с фальсификатом необходимо, чтобы таможенные органы получили дополнительные полномочия задерживать товар по своему усмотрению, если возникнут  хоть малейшие подозрения в том, что  перед ними продукция сомнительного  происхождения.

Информация о работе Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции