Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Июля 2013 в 23:38, реферат

Краткое описание

В работе проведены теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ввозе через таможенную границу России. Однако в первую очередь обозначены современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции.
При этом отмечается, что понятие контрафактной продукции впервые законодательно было определено в ст. 4 Закона РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», согласно которому «товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».

Содержание

Введение
1.Теоретические исследования механизма борьбы с контрафактной продукцией при ее ввозе на территорию РФ
1.1 Современные подходы к понятию и классификации контрафактной продукции
1.2 Актуальные проблемы ввоза контрафактной продукции на территорию РФ
1.3 Механизм борьбы с ввозом контрафактной продукции на международном уровне
2. Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции
2.1 Анализ деятельности таможенной службы в пресечении ввоза на территорию России контрафактной продукции
2.2 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных
3.Мероприятия по ужесточению мер борьбы с контрафактом
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

контрафакт.docx

— 93.93 Кб (Скачать файл)

Вред, наносимый контрафактной  и фальсифицированной продукцией, можно  разделить на несколько групп:

  1. ущерб экономике государства в виде не поступления налоговых и иных платежей в бюджеты государства и государственные внебюджетные фонды;
  2. ущерб престижу страны, подрыв инвестиционного климата;
  3. ущерб владельцам авторских прав на продукцию и прав на товарные знаки;
  4. ущерб здоровью потребителей контрафактной и фальсифицированной продукции.

По нашему мнению основными  причинами сложившейся ситуации являются:

  • несовершенство законодательной и нормативной базы, обеспечивающей функционирование защиты рынка;
  • свободный допуск значительного количества хозяйствующих субъектов к деятельности, связанной с производством и реализацией продукции;
  • вовлечение большого числа недобросовестных лиц, ориентированных на быстрое извлечение прибыли в ущерб качеству реализуемых товаров;
  • отсутствие действенного механизма, препятствующего поступлению в розничную сеть большого объёма контрафактных товаров и товаров, не прошедших подтверждения соответствия установленным требованиям.

1.3 Механизм борьбы  с ввозом контрафактной продукции  на международном уровне

 

Сложившаяся ситуация на международном  рынке свидетельствует о глобальности проблемы контрафакта и пиратства, которую нельзя решить в отдельно взятой стране. Борьба с контрафактом и пиратством должна быть ужесточена на уровне правительств, которые должны более строго следить за соблюдением  законов по охране интеллектуальной собственности.

Международное право оставляет  за страной разработку собственных  обеспечительных мер по защите торговых знаков, по защите рынка от проникновения  фальсифицированной продукции. В то же время, во многих развитых странах  мира законодательство предусматривает  более жесткие меры по пресечению производства и распространения  контрафактной продукции, чем в  РФ. Так за продажу и сбыт фальсифицированной и контрафактной продукции законодательство предусматривает уголовную ответственность, а также штрафы от 1 млн. евро и  выше.

К сожалению, многие правообладатели  неохотно идут на сотрудничество с  таможенными органами, что, на наш  взгляд, обусловлено рядом факторов такими как, нежеланием нести расходы, неосведомленностью, желанием скрыть факты подделок продукции, участием в незаконных схемах производства или  ввоза товаров. Прежде всего, это  касается компаний, торгующих бытовой  техникой, парфюмерией, фармацевтической продукцией, одеждой и обувью, оптическими носителями информации.

Значительную роль в этом играет и пока довольно низкая правовая грамотность участников предпринимательской  деятельности. Эффективность защиты прав интеллектуальной собственности  во многом зависит от активности самих  правообладателей. Правообладателям следует  активно отстаивать свои права и  использовать существующие способы  их защиты.

Но они, как показывает практика, не всегда имеют представление  о средствах, которые могут быть использованы для борьбы с контрафактной  и фальсифицированной продукцией.

Таким образом, обобщая вышеизложенное можно сделать о том, что разработка собственных обеспечительных мер  по защите торговых знаков, по защите рынка  РФ от проникновения фальсифицированной продукции возможно только на основе изучения и применения международных  норм и правил в области защиты интеллектуальной собственности.

2. Исследование  практических мер принимаемых  таможенными органами в пресечении  ввоза контрафактной продукции

2.1 Анализ деятельности  таможенной службы в пресечении  ввоза на территорию России  контрафактной продукции

Руководство Федеральной  таможенной службы России всецело разделяет  озабоченность ВТО глобальными  масштабами проблемы контрафакта, нацеливая  таможенные органы Российской Федерации  на усиление мер по обеспечению защиты прав интеллектуальной собственности. Необходимость защиты прав интеллектуальной собственности многие ассоциируют  только с процессами вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО). Безусловно, это важный аспект, требующий приведения российского  законодательства в соответствие с  международными стандартами в области  обеспечения защиты интеллектуальной собственности (ИС) и принятия эффективных  правоприменительных мер по противодействию  распространения контрафактных  товаров.

В 2007 году таможенные органы 126 раз приостанавливали выпуск товаров, основываясь на поданных правообладателями  товарных знаков заявлениях. В апреле-июне и октябре-декабре 2007 года подразделениями  ФТС России проведены две специальные операции, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации контрафактной продукции. По их результатам заведено 130 дел об административных правонарушениях, возбуждено 2 уголовных дела, переданы по подследственности материалы, по которым возбуждено 12 уголовных дел, задержано товаров, являющихся непосредственными объектами таможенных правонарушений, на сумму свыше 38 млн. рублей в количестве более 3 млн. единиц.

Правом распространения  товара с фирменным логотипом  по закону обладает исключительно официальный  дистрибьютор компании-правообладателя. На практике таможня имеет дело с  торговцами, с которыми никаких договоров, дающих право на использование ими  зарегистрированного товарного  знака, соответствующими компаниями не заключалось. Ложные фирменные этикетки и ярлыки вводят в заблуждение  покупателей. Сегодня контрафактным  может быть признан даже товар, изготовленный  на заводе правообладателя, но ввозимый на российскую территорию не уполномоченным на это импортером.

Таможенная служба в своей  работе сталкивается с двумя основными  способами контрафакта:

  1. первый – когда товар просто имитирует оригинал и не отвечает качественным характеристикам и требованиям безопасности. В этом случае возможной мерой борьбы является контроль качества товара при его ввозе на территорию РФ, его сертификация и лицензирование;
  2. во втором случае на территорию РФ ввозится товар, отвечающий качественным характеристикам и требованиям безопасности. И хотя по качеству товар не хуже настоящего, право на допуск в торговый оборот по российскому законодательству имеет только владелец товарного знака. После того, как таможня получила право возбуждать дела об административных правонарушениях по ст.ст.14.10 и 7.12 КоАП РФ, таможенные органы получили возможность защищать права владельцев товарных знаков.

Срок принятия мер, связанных  с приостановлением выпуска товаров, определяется правообладателем самостоятельно, но он не должен быть более пяти лет. Этот срок не может превышать срок действия исключительных прав на объект интеллектуальной собственности, внесенный  в реестр, и он может быть продлен по заявлению правообладателя, например, в случае продления срока действия регистрации товарного знака.

В случае выявления таможенным органом товаров, обладающих признаками контрафактности, указанными правообладателем в своем заявлении, во время таможенного оформления и таможенного контроля, выпуск таких товаров приостанавливается на срок 10 рабочих дней. Таможенным органом, принимающим решение о приостановлении выпуска товаров, является таможенный пост, в структуре которого имеется функциональное подразделение тарифного и нетарифного регулирования либо должностное лицо, определенное приказом начальника таможни, в функциональные обязанности которого входит осуществление таможенного контроля за перемещением товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. В случае отсутствия на таможенном посту указанного функционального подразделения или уполномоченного должностного лица решение о приостановлении выпуска товаров принимается на уровне таможни.

Срок приостановления  выпуска товаров может быть продлен  по запросу правообладателя, если он обратился в уполномоченные органы за защитой своих прав, например, с иском в арбитражный суд.

В течение указанного срока  правообладатель может брать  пробы и образцы товаров, находящихся  под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, проводить их исследование, осматривать, фотографировать  или иным способом фиксировать такие  товары, а также получать дополнительную информацию, которая ему требуется  для доказательства нарушения его  прав (например, информация об отправителе, производителе товара).

Таким образом, пресечение ввоза  на территорию России контрафактных  товаров - это широкомасштабная и  планомерная долгосрочная работа для  таможенных органов, которая будет  осуществляться обстоятельно и активно, в тесном взаимодействии с другими  правоохранительными и государственными органами, с привлечением правообладателей, их ассоциаций и объединений.

2.2 Меры, принимаемые таможенными органами при выявлении товаров, обладающих признаками контрафактных

Таможенные органы принимают  меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, на основании письменного  заявления правообладателя или  его представителя.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными  органами при перемещении товаров  через таможенную границу или  совершении иных действий с товарами, находящимися под таможенным контролем.

В соответствии со статьей 360 ТК РФ товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации, считаются  находящимися под таможенным контролем  с момента пересечения таможенной границы при их прибытии на таможенную территорию Российской Федерации и  до момента:

- выпуска для свободного  обращения;

- уничтожения;

- отказа в пользу государства;

- обращения товаров в  федеральную собственность либо  распоряжения ими иным способом  в соответствии с таможенным  законодательством Российской Федерации;

- фактического вывоза  товаров и транспортных средств с таможенной территории Российской Федерации.

Российские товары и транспортные средства считаются находящимися под  таможенным контролем при их вывозе с таможенной территории Российской Федерации с момента принятия таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, и  до пересечения таможенной границы.

Меры, связанные с приостановлением выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, принимаются таможенными  органами вне зависимости от вида заявленного таможенного режима либо иной таможенной процедуры, под  которую помещаются товары.

Необходимо заметить, что  меры, связанные с приостановлением таможенными органами выпуска товаров, обладающих признаками контрафактных, не препятствуют правообладателю прибегать  к любым средствам защиты своих прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В целях обеспечения защиты прав интеллектуальной собственности  могут применяться методы анализа  рисков для определения товаров, документов и лиц, подлежащих проверке, а также степень такой проверки.

Уведомления о приостановлении  выпуска товаров вручаются декларанту и правообладателю (его представителю) не позднее следующего дня после  дня принятия решения о приостановлении  выпуска товаров.

Уведомление должно содержать  следующие данные:

1) декларанту:

- описание товара, в отношении  которого принято решение о  приостановлении выпуска, с указанием представленных на товар документов, достаточных для их идентификации, с указанием объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;

- выявленные признаки  контрафактности;

- срок, на который принято  решение о приостановлении выпуска  товаров и дату его принятия;

- наименование (фамилия,  имя, отчество) и адрес правообладателя  (его представителя);

2) правообладателю (его  представителю):

- наименование таможенного  органа, принявшего решение о  приостановлении выпуска товаров,  его почтовый адрес, номера  телефонов, факсов, телекса, адрес  электронной почты и т.п.;

- наименование (фамилия,  имя, отчество) и адрес декларанта  товаров;

- место нахождения товаров,  выпуск которых приостановлен,  с указанием адреса;

- описание товара, в отношении  которого принято решение о  приостановлении выпуска с указанием  наименования объекта интеллектуальной собственности, включенного в Реестр, признаки контрафактности которого содержит товар;

- выявленные признаки  контрафактности;

- срок, на который принято  решение о приостановлении выпуска  товаров и дату его принятия.

В случае невозможности вручения уведомлений они направляются по почте заказным письмом, курьером или  передаются любым иным способом, позволяющим  оперативно информировать правообладателя (его представителя), декларанта и  определить дату получения ими уведомления. В этом случае к копиям уведомлений, остающихся на хранении в таможенном органе, прилагаются документы, подтверждающие факт почтового отправления или  иного способа их передачи декларанту и правообладателю (его представителю).

Информация о работе Исследование практических мер принимаемых таможенными органами в пресечении ввоза контрафактной продукции