Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 15:26, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе будет изучено понятие таможенной пошлины, её виды, функции, особенности, а также последствия их введения. Кроме того, следует выявить экономическую роль и сущность ввозной таможенной пошлины.
К рассмотрению так же представлен вопрос о понятии механизма принятия решений в экономике. Рассматривается трансформация механизма принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин в России с 1995 года по наше время.
Кроме того, в работе изучены результаты вступления России в ВТО, как это отразилось на таможенных пошлинах. По этому поводу существует множество мнений и высказываний как частных лиц, так и экономистов, политиков. Результаты вступления России в ВТО до сих пор анализируются и делаются выводы по различным направлениям внешнеэкономической деятельности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Сущность ввозных таможенных пошлин…………………………………...5
2. Механизмы принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин…………………………………………………………………………..12
3. Субъекты принятия решений и регламентация их действий...…………….17
Заключение……………………………………………………………………….24
Список использованных источников…………………………………………...25

Вложенные файлы: 1 файл

Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин.docx

— 96.30 Кб (Скачать файл)

В сегменте фруктов снижается ввозная  пошлина на яблоки, а также лимоны и лаймы, из овощей - на помидоры и огурцы. Например, пошлина на ввоз огурцов уменьшается до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм - такая ставка будет действовать в течение всего года. Ранее в период с 16 мая по 31 октября пошлина составляла 15%, но не менее 0,12 евро за килограмм, и лишь с 1 ноября по 15 мая она опускалась до 15%, но не менее 0,08 евро за килограмм.

Согласно обязательствам перед  ВТО, Россия оставит неизменной запретительную пошлину на импорт спирта, но снизит пошлину на импорт большей части крепких напитков в течение трех лет с 2 евро за литр продукции до 1,5 евро. Также значительно снизится пошлина на минеральную воду, пиво, вина, шампанское, вермуты.

На готовые продукты из рыбы пошлины  уменьшатся лишь в перспективе и  то незначительно - с 15% до 12,5-12% за один-три  года. Что касается рыбного сырья, то на многие его виды пошлины опустятся  с нынешних 10% до 6-8%, в отдельных случаях до 3-5%.

В соответствии с соглашением по ВТО предусматривается и постепенное  снижение пошлин на большую часть  текстильной продукции, включая  одежду. Например, с четверга ввозная пошлина на пальто, плащи, куртки и аналогичные изделия уменьшается до 10%, но не менее 3 евро за килограмм с 10%, но не менее 5 евро; на костюмы, в том числе из шерстяной ткани, брюки, платья - до 10%, но не менее 2,5 евро за килограмм с 10%, но не менее 4 евро. Ввоз рубашек и женских блузок будет облагаться пошлиной в 10%, но не менее 2 евро за килограмм вместо 10%, но не менее 3 евро. Процентная ставка на детскую одежду остается на уровне 10%, но планка снижается до 1,5 евро с 2 евро за килограмм. Предполагается также снижение к 2014 году пошлин на большинство разновидностей натурального меха - с 10% до 5%, а на большинство предметов одежды из меха - к 2015 году - с 20% до 10%. Однако с 23 августа они пока не меняются.

Согласно обязательствам российской стороны, с даты вступления в ВТО пошлины на бытовую технику и электронику остаются неизменными, однако по некоторым позициям будут постепенно снижаться в дальнейшем, начиная с 2013 года. Так, с 1 января 2013 года обнулится пошлина на сотовые телефоны с текущих 5%. Пошлины на компьютеры, как стационарные, так и лэптопы, снизятся с 10% до 9% к 2015 году. На DVD-проигрыватели пошлины снизятся к 2016 году с 15% до 8%, на LCD-мониторы с 20% до нуля к 2015 году, на микроволновые печи - с 20% до 10% к 2017 году, на пылесосы с 15% до 9% к 2015 году. Операторы телекоммуникационной связи не ожидают существенных изменений стоимости оборудования, так как сейчас таможенные пошлины составляют всего 5-10% и будут постепенно отменены к 2013-2015 годам. Для некоторых видов оборудования таможенные пошлины уже нулевые.

К 2014-2015 годам предусматривается  снижение пошлин на фармацевтическую продукцию, однако именно с 23 августа  произойдет лишь незначительное снижение пошлин по отдельным позициям. Также  в течение нескольких лет постепенно будет снижена пошлина на парфюмерию, косметику и гигиенические средства. Например, пошлина на шампуни, зубную пасту, лосьоны, духи и туалетную  воду к 2016 году снизится с 15% до 6,5%, аналогичным  образом снизятся пошлины на декоративную косметику, но только к 2017 году.

Присоединение России к ВТО коснулось  российского машиностроения некритично. Таможенные ставки на импорт железнодорожной  техники, судов и летательных  аппаратов практически не изменились и остались на прежнем уровне.

В частности, гражданские самолеты вместимостью более 50 мест облагаются пошлиной в размере 20%, а вот вместимостью более 300 мест - пошлиной не облагаются. При этом ставка на грузовые морские  суда останется на уровне 5%, на яхты массой более 100 килограмм - 20%, на буксиры - 5%, на суда-рефрижераторы - 5%.

Изменения также пока не касаются железнодорожного подвижного состава. Ставка на железнодорожные локомотивы и дизель-электрические локомотивы останется на уровне 10%, ставка на вагоны-цистерны и крытые вагоны также составит 10%.

Наибольшие изменения таможенного  регулирования коснулись автопрома. После вступления России в ВТО  пошлины на новые легковые автомобили снизятся до 25% с 30%, и эта ставка будет  действовать в течение трех лет  с даты присоединения. Начиная с четвертого года до седьмого года она будет снижаться с 25% до 15% примерно равными долями. При этом на подержанные автомобили старше семи лет остаются запретительные пошлины, а на автомобили возрастом между тремя и семью годами пошлины снижаются до уровня 20% также за семь лет. Частично снижены пошлины на тракторы и грузовые автомобили, в среднем до 15% с 20-25% на определенные виды данных транспортных средств.

Для того чтобы компенсировать потери иностранным автопроизводителям, которые  открыли производства в России, власти РФ с 1 сентября 2012 года вводят в действие утилизационный сбор. Данные сборы  предполагается взимать при ввозе  новых, а также бывших в употреблении автомобилей. Нагрузка по утилизации полностью  ляжет на производителей и импортеров, то есть будет закладываться в  стоимость машин, и суммарно с  новыми пониженными импортными пошлинами  будет идентична их прежнему уровню.

Таможенный тариф на ввоз изделий  из черных металлов остается прежними - 5-20% для различной номенклатуры.

Для рынка химической продукции  вступление в ВТО в подавляющем  большинстве случае не будет иметь  значимых последствий, в целом ставка пошлины снизится с 10 до 5-6,5%.

По оценкам участников рынка, в  результате постепенного снижения импортных  пошлин на рынке химической продукции  РФ вероятно усиление конкурентной борьбы в сфере малотоннажных химикатов, в первую очередь с производителями  из КНР.

Сокращение торговых барьеров после присоединения РФ к ВТО снизит стоимость жизни россиян за счет удешевления как импортных, так и отечественных товаров, - подешевеют не только готовые импортируемые товары и услуги, но и отечественная продукция, прежде всего та, в производстве которой используются импортные компоненты.

В результате либерализации тарифов  от снижения цен и притока более  качественных товаров, по оценкам министерства, получат выгоду потребители таких  товаров, как рыба, фрукты, овощи, орехи  из тропических стран, кондитерские изделия (шоколад), цветы, качественные вина и крепкие напитки, рис, лекарства, текстиль, одежда, обувь, строительные материалы, ювелирные изделия, мебель, электроника и электротехника, медицинские приборы и оборудование, косметика, парфюмерия, моющие средства, автомобили.

  С 23 августа Россия вступила в ВТО. В связи с этим событием многие СМИ поспешили обрадовать население публикациями о снижении ввозных пошлин на иномарки. К сожалению, все эти добрые вести немного преувеличены — ситуация с таможенными сборами для обычных граждан практически не изменилась.

Подержанные машины в Россию можно ввозить двумя способами  — с таможенной очисткой на физическое либо на юридическое лицо. В обоих случаях пошлина рассчитывается по разному, и конкретный автомобиль выгоднее ввозить тем или иным способом в зависимости от его возраста, объема, мощности и пр. До последнего повышения пошлин в начале 2009 года соотношение «юрики/физики» было примерно 50/50, после повышения пошлин практически все автомобили стало выгоднее ввозить на физлицо. Впрочем, обычного покупателя эта внутренняя кухня не тревожит, ее берут на себя посредники в привозе авто под заказ. Клиенту же важна конечная цена.

В этой части положительных  изменений нет абсолютно. Таможенные ставки остались прежними, лишь с 1 сентября добавился утилизационный сбор. Его ставки для физлиц пока фиксированы: на новые транспортные средства 3000 руб., на б/у —5000 р.

Сразу отметим, что для  подавляющего большинства ввозимых б/у автомобилей растаможка на физическое лицо по-прежнему является самой доступной, несмотря на вступление в ВТО.

Законодательство требует  тщательного анализа и доработок. В настоящее время оно находится в стадии развития. Многие вопросы еще не урегулированы.

 

Заключение

Рассмотрев определение, виды, функции, особенности ввозных  таможенных пошлин, а также последствия  их введения можно выделить экономическую роль – ввозная таможенная пошлина создает стоимостной барьер, повышая цену ввозимого товара; в свою очередь, государство, применяя таможенные пошлины, стимулирует развитие определенных отраслей, создавая  для них благоприятные условия.

Поэтому экономическая сущность таможенной пошлины состоит в  том, что она ликвидирует разницу  между среднемировыми и национальными  издержками производства. И чем выше эта разница, тем выше таможенная пошлина в стране импортере.

В нашем случае под механизмом принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин будем  понимать последовательные действия субъектов  принятия решений, которые определяют порядок изменения ставок ввозных  таможенных пошлин.

Рассмотрев трансформацию органов, занимавшихся изменением ставок ввозных  таможенных пошлин можно отметить, что такое существенное развитие обусловлено интеграцией России в мировую экономику.

Однако, несмотря на это, остается важным тот факт, что по-прежнему изменение  ставок ввозных таможенных пошлин как в России, так и в мире является прерогативой правительства.

В связи со вступлением  России в ВТО отмечается снижение средневзвешенной ставки ввозной таможенной пошлины с 9,5% до 7,36%. Понижение пошлин более, чем на 2% в среднем коснулось в основном отдельных товаров, по которым уровень тарифной защиты был повышен в 2007-2011 гг. в рамках антикризисных мер, а также на некоторые виды оборудования, запчастей и комплектующих.

В целом, следует сказать, что в России ведется работа над  совершенствованием таможенного законодательства и максимального его приближения к стандартам развитых стран.

Список использованных источников

  1. Договор «О Евразийской Экономической комиссии» от 18.11.2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs-union.com/документы/договор-о-еэк
  2. Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138653
  3. Положение «О консультативном комитете по торговле» от 07.03.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tks.ru/files/other/p6_1.pdf
  4. Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"
  5. Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808
  6. Финансовый механизм/ Энциклопедический словарь экономики и права М., 2009
  7. Хозяйственный механизм/ Экономический словарь . М., 2008

 

 

1 Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808

2 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138653

3 Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 18 "О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации"

4 Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808

5 Таможенный кодекс Таможенного союза [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=100808

6 Закон РФ от 21.05.1993 N 5003-1 «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=138653

7 Договор «О Евразийской Экономической комиссии» от 18.11.2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs-union.com/документы/договор-о-еэк

8 Положение «О консультативном комитете по торговле» от 07.03.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.tks.ru/files/other/p6_1.pdf

 


Информация о работе Исследование механизмов принятия решений по изменению ставок ввозных таможенных пошлин