Государственное управление таможенным делом в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 14:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является целостно-логическое исследование сущности и структуры и организации государственного управления таможенным делом.
При написании работы автор поставил перед собой следующие задачи:
- выяснить, что же такое Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы;
- охарактеризовать основные функции и полномочия таможенных органов;
- рассмотреть структуру Федеральной таможенной службы и выявить направления и порядок взаимодействия таможенных органов и ФСБ России.

Содержание

Введение
Глава I. Организационно-правовые основы таможенного дела в России
1.1 Таможенное дело в Российской Федерации и его правовые основы
1.2 Функции и полномочия таможенных органов
Глава II. Структура и деятельность Федеральной Таможенной службы РФ
2.1 Структура Федеральной таможенной службы
2.2 Взаимодействие Федеральной таможенной службы и Федеральной службы безопасности России
Заключение
Список нормативных актов и использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

купсач.docx

— 52.34 Кб (Скачать файл)

1.3 подлежит  обжалованию в арбитражном суде;

1.4 не  должен противоречить ТК РФ  и другим актам таможенного  законодательства;

1.5 должен  быть ясным (недвусмысленным).2

Следует отметить, что помимо общих правил, закрепленных Таможенным Кодексом, важное значение для правового регулирования таможенного дела имеет установленный Правительством Российской Федерации порядок перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности. Ряд вопросов, связанных с реализацией таможенной политики, решается в нормативно-правовых актах ФТС России, обязательных для исполнения всеми министерствами, ведомствами, предприятиями, организациями, должностными лицами и гражданами. Например, Приказ ГТК РФ N 1444 «О перечне документов и сведений, необходимых для декларирования и таможенного контроля ядерных материалов и радиоактивных веществ».3

Таким образом, можно выделить три основных направления в содержании таможенного Законодательства:

а) организация и ведение таможенного режима (контроль, другие таможенные операции);

б) организация государственного управления таможенным делом;

в) организация и регулирование деятельности личного состава - государственной службы в таможенных органах.

Все эти вопросы в настоящее время относятся к компетенции высших органов государственной власти - согласно ст. 71 Конституции п."ж" таможенное регулирование отнесено к ведению Российской Федерации, без участия в этом деле ее субъектов Российской Федерации.

Мы рассмотрели понятия: таможенное дело и таможенное право, его соотношение с административным правом, назвали источники таможенного права.

 

1.2 Функции и полномочия таможенных  органов

 

Функции таможенных органов представляют собой основные направления деятельности таможенных органов. С этой точки зрения особую роль играет значение таможенных органов с позиций экономического развития РФ и ростом товарооборота между Россией и зарубежными странами. Роль таможенных органов во внешнеполитической деятельности РФ обуславливает особый “набор” функций таможенных органов, но в то же время взаимосвязь с выполнение важнейших социально-экономических и внешнеполитических программ не ограничивает многообразия функций таможенных органов.

Таможенные органы Российской Федерации являются федеральными органами исполнительной власти, звеньями системы государственного управления. Таможенные органы отнесены к числу органов исполнительной власти в соответствии с утвержденной указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. структурой федеральных органов исполнительной власти. 4 Исходя из понимания исполнительной власти как деятельности, состоящей в практической организации и реализации норм и положений Конституции, федеральных законов и иных норм и положений Конституции, федеральных законов и иных правовых актов, можно сказать, что таможенные органы как органы исполнительной власти осуществляют исполнительную и распорядительную деятельность в сфере таможенного дела.

Исполнительная деятельность этих органов состоит в повседневной практической организации и осуществлении таможенного дела.

Таможенные органы, используя разнообразные формы и методы, осуществляют свои функции и полномочия в области организации перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств; взимания таможенных платежей; таможенного оформления и контроля и т.д. Эти направления - основные в деятельности таможенных органов.

Заметим, что в этих сферах деятельности таможенные органы выступают в качестве административно-исполнительных органов.

Таможенные органы осуществляют как распорядительную, так и исполнительно-организационную деятельность. Оба этих вида деятельности тесно взаимосвязаны и в совокупности составляют единое целое. При этом распорядительная деятельность таможенных органов имеет свои особенности, важнейшей из которых является ее нормативный характер.

Она проявляется в принятии таможенными органами соответствующих правовых актов. Исполнительная (организационно-исполнительная) деятельность может осуществляться в иных формах. Это, в частности, рабочие совещания сотрудников управлений, отделов и секторов таможенных органов; встречи по обмену опытом и в процессе переподготовки таможенных кадров; научно-методические, практические конференции и семинары работников таможенных органов.

Важной отличительной чертой таможенных органов является то, что действующим законодательством они отнесены к числу правоохранительных органов. Такая их характеристика требует дополнительных пояснений. В широком смысле слова любой государственный орган можно считать правоохранительным. Однако существует и является общепринятым более узкое понимание термина "правоохранительные органы": к ним обычно причисляют судебные и прокурорские органы, адвокатуру, нотариат, органы внутренних дел и др.5

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов во многом обусловлен самой структурой таможенного дела, а также тем, что все основные задачи и полномочия в сфере таможенного дела таможенные органы осуществляют с учетом интересов страны, укрепления, ее экономического суверенитета и экономической безопасности.

Поскольку и общие, и конкретные задачи и функции таможенных органов определяются в таможенном законодательстве, стержнем которого является ТК, уместно в этом случае сослаться на его преамбулу: "Кодекс направлен на защиту экономического суверенитета и экономической безопасности Российской Федерации... обеспечение защиты прав граждан, хозяйствующих субъектов и государственных органов и соблюдение ими обязанностей в области таможенного дела". Под государственными органами понимается в данном случае широкий круг государственных органов (а не только таможенные органы), несущих согласно законодательству обязанности в области таможенного дела. Можно сделать вывод, что само таможенное дело и таможенные органы изначально в силу специфической природы и структуры таможенного дела являются правоохранительными по своему характеру и в большинстве случаев выступают именно в таком качестве.

Правоохранительный характер деятельности таможенных органов имеет и более конкретные специфические проявления, которые отчетливо видны при анализе структуры таможенного дела, а также ряда отдельных полномочий этих органов.6 Комплексный характер таможенного дела предопределяет наличие в нем неоднородных элементов, в том числе правоохранительных, и соответствующую деятельность таможенных органов. В соответствии с этими статьями таможенные органы являются органами дознания по делам о контрабанде и по ряду других преступлений в сфере таможенного дела (ст.151, 157 УПК РФ), в случаях, определенных ТК, эти органы осуществляют оперативно-розыскную деятельность.

В кодексе установлены две цели осуществления таможенными органами оперативно-розыскной деятельности:

1) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие  преступлений, производство неотложных  следственных действий и дознания  по которым отнесено уголовно-процессуальным  законодательством РФ к ведению  таможенных органов (ст.151, 157 УПК РФ), выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

2) обеспечение  собственной безопасности.

Для достижения этих целей таможенные органы вправе осуществлять оперативно-розыскные мероприятия, перечень которых закреплен в ст.6 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" и является исчерпывающим: опрос; наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи; оперативное внедрение; контролируемая поставка; оперативный эксперимент. Основной объем работ в связи с производством по делам о нарушениях таможенных правил и их рассмотрением возложен на таможенные органы и их должностных лиц.

Ввиду особой управляющей, консолидирующей и организующей роли, специфического характера задач и функций, выполняемых ФТС России, ведущего значения данного центрального органа в реализации ТК и выделения его места в самом Кодексе, а также практической организации его таможенной деятельности проанализируем более подробно его правовой статус, состав, структуру и принципиальные вопросы применения положений и норм ТК. К сожалению, в самом Кодексе статус и функции Федеральной таможенной службы России сформулированы весьма схематично и сжато: по существу отсутствует развернутая характеристика правовой и функциональной организации ФТС.

Федеральная таможенная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Федеральная таможенная служба находится в ведении Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации.

На сегодняшний день Федеральная таможенная служба осуществляет следующие функции:7

обеспечивает ведение и опубликование Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, подготовку, утверждение и опубликование решений по вопросам, связанным с толкованием Товарной номенклатуры;

выдает квалификационные аттестаты специалистов по таможенному оформлению;

осуществляет метрологическое обеспечение деятельности таможенных органов.

Федеральная таможенная служба осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

1.осуществляет  взимание таможенных пошлин, налогов, антидемпинговых, специальных и компенсационных пошлин, таможенных сборов, контролирует правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимает меры по их принудительному взысканию;

2.обеспечивает  соблюдение установленных в соответствии  с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и международными договорами Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации;

3. осуществляет  обеспечение единообразного применения таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации;

4. осуществляет  таможенное оформление и таможенный  контроль;

5. принимает  решения о классификации товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и обеспечивает опубликование таких решений;

6. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту прав интеллектуальной собственности;

7. принимает  в установленном порядке предварительные  решения о классификации товара в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, о происхождении товара из конкретной страны (стране происхождения товара);

8. осуществляет:

8.1. ведение реестров лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;

8.2. ведение  реестра банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

8.3. ведение таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности;

8.4. аннулирование  квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению;

8.5. выдачу  лицензий на учреждение свободного  склада;

9. ведет  таможенную статистику внешней торговли и специальную таможенную статистику;

10.информирует и консультирует на безвозмездной основе по вопросам таможенного дела участников внешнеэкономической деятельности;

11. осуществляет  в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации;

12. осуществляет  производство по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

13.осуществляет  дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

14. осуществляет  в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-разыскную деятельность;

15. осуществляет  в установленном порядке разработку  и создание используемых таможенными органами информационных систем, информационных технологий и средств их обеспечения;

16. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

17. обеспечивает  в пределах своей компетенции  защиту сведений, составляющих государственную тайну;

18. рассматривает жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц;

19. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

20. обеспечивает мобилизационную подготовку Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

21. организует профессиональную подготовку должностных лиц таможенных органов, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;

22. осуществляет  в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Службы;

Информация о работе Государственное управление таможенным делом в России