Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Особую роль в регулировании международной торговли занимает организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами этой международной организации является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3
1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4
2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11
Заключение…………………………………………………………....19
Список нормативно-правовых актов и литературы……..……….20

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

Общие преимущества от членства в  ГАТТ можно суммировать следующим  образом:

- создание более благоприятных  условий доступа на мировые  рынки товаров и услуг на  основе предсказуемости и стабильности  развития торговых отношений  со странами-членами ГАТТ, включая  транспарентность их внешнеэкономической  политики;

- доступ к механизму ГАТТ  по разрешению споров, обеспечивающему  защиту национальных интересов,  если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение  дискриминации;

- возможность реализации своих  текущих и стратегических торгово-экономических  интересов путем эффективного  участия в МТП при выработке  новых правил международной торговли.

 

3. Раунды торговых переговоров  в рамках ГАТТ

 

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно  снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому  очередному шагу по либерализации международной  торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием  раундов, в ходе которых происходило  согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Поскольку все наиболее серьезные  прорывы в либерализации международной  торговли были достигнуты в ходе именно таких раундов под эгидой ГАТТ, то их рассматривают как основные этапы развития самого ГАТТ, да и  международной торговли в целом (см. табл. 1).

Крупнейшие прорывы в области  либерализации международной торговли были достигнуты в результате проведения серии многосторонних торговых переговоров  или торговых раундов под эгидой ГАТТ. Наиболее значимые из них:

раунд Диллона, 1960 - 1961 гг.;

раунд Кеннеди, 1964 - 1967 гг.;

Токийский раунд, 1973 - 1979 гг.;

Уругвайский раунд, 1986-1993 гг.

В течение первых 3 десятилетий  существования ГАТТ его деятельность была сосредоточена на либерализации  международной торговли путем взаимного  снижения уровня таможенно-тарифной защиты. Первоначально переговоры проходили  между странами-производителями одного товара, а затем распространялись и на другие государства посредством понятия "наиболее благоприятственной нации".

Начиная с шестой встречи (Кеннеди-раунд), переговоры уже никогда не ограничивались лишь одной продукцией, а приняли  более широкий характер: совокупность таможенных пошлин сокращалась отныне в одинаковом процентном отношении. Это снижение растянулось во времени  и происходило путем постепенного "сглаживания" и взаимных уступок. Раунд Кеннеди закончился достижением  согласия о новом антидемпинговом  соглашении ГАТТ.

В результате средневзвешенный уровень  импортных таможенных тарифов промышленно  развитых стран снизился с 40—60 % в  конце 40-х годов до 8—10% к началу 70-х годов. Это, в свою очередь, стало  важным фактором стимулирования экономического роста и международной торговли в послевоенные годы: за период 1950—1975 годов мировой экспорт в текущих  ценах увеличился в 14,5 раза. В 70-е  годы развивающиеся страны, представленные так называемой Группой 77, выступили  с концепцией нового международного экономического порядка (НМЭП). Суть концепции  — требования стран установить более  справедливый порядок во внешней  торговле, в валютно-финансовой сфере, сфере движения капитала и рабочей  силы, который в конце концов определил  бы некоторые предпочтения и льготы в меж­дународных экономических  отношениях. С этой целью развивающиеся  государства требовали от мирового сообщества подтвердить суверенитет  в отношении природных ресурсов и территорий, ликвидировать «ножницы цен» на сырье и промышленную продукцию, списать внешние долги, ускорить промышленное развитие, ликвидировать  голод, нищету, отсталость путем обязательных перечислений до 1% ВНП промышленно развитых стран в пользу развивающихся и т.д.

По завершении переговоров на Токийском  раунде в ноябре 1979 г. был принят крупный пакет тарифных уступок, а также заключен ряд новых соглашений по нетарифным мерам и усовершенствованию правовых рамок ГАТТ. В результате этого сокращения средневзвешенный тариф (изменение среднего тарифа по отношению к фактическим торговым потокам) на готовую продукцию на девяти крупнейших мировых промышленных рынках снизился с 7 до 4,7%, т.е. таможенные сборы уменьшились на 34%. Для сравнения: средний уровень таможенных сборов на момент создания ГАТТ в конце 40-х годов составил около 40%.

В каждой из этих областей участники  Токийского раунда согласились принять  Кодекс поведения стран-членов ГАТТ. В частности, вступившие в силу Соглашение о промышленных стандартах предусматривает, что отношение к ввозимым товарам  будет такое же, как и к товарам  отечественного производства. Соглашение о правительственных закупках призывает  избегать дискриминации при рассмотрении заявок иностранных фирм на получение  большинства крупных контрактов. Соглашение, или Кодекс поведения, в  отношении субсидий и компенсационных  пошлин признает внутренние субсидии в качестве допустимого инструмента  политики, применение которого, однако, не должно оказывать отрицательного воздействия на другие страны.

Запрещается субсидирование экспорта, за единственным исключением, касающимся сельскохозяйственной продукции. Это  же Соглашение предусматривает также  процедуры применения компенсационных  пошлин против другой страны, если первая считает, что отечественные фирмы понесли неоправданные убытки из-за субсидий правительства другой страны.

Кодекс лицензирования обязывает  участников значительно упростить  порядок лицензирования и не допускать  дискриминации как зарубежных, так  и отечественных фирм.

Кодекс таможенной оценки предусматривает  проведение соответствующих оценок на основе цены СИФ  или ФОБ - стоимость  счетафактуры с включением или без  включения транспортных и страховых  расходов; при этом запрещается применение некоторых методов оценки, например на основе продажной цены товара в  стране-импортере.

Уругвайский раунд -  это самые  крупные торговые переговоры в 80-90-е  годы. Тремя основными органами этого  раунда были: комитет по торговым переговорам; переговорная группа по товарам; переговорная группа по услугам.

О важности Уругвайского раунда можно  судить всего лишь по перечню основных вопросов, обсуждавшихся в ходе заседаний:

-дальнейшее сокращение тарифов;

-нетарифные меры;

-тропические товары (в стоимостном выражении составляли сумму по рядка 20 млрд. долл.);

-продукция, производимая на базе природных ресурсов;

-текстиль и одежда;

-сельское хозяйство;

-статьи ГАТТ;

-защитные оговорки;

-субсидии и компенсационные меры;

-урегулирование споров.

По этим важнейшим вопросам удалось  принять соответствующие соглашения. Особенно трудными оказались переговоры по вопросам, связанным с обязательствами  по сокращению государственной финансовой помощи и ограничений на доступ к  рынкам в области сельского хозяйства (т.е. в вопросах государственного регулирования).

В ходе Уругвай-раунда были приняты  решения, существенно расширившие  сферу многостороннего межправительственного  регулирования. Было заключено 28 соглашений (по истечении переходного периода, под действие норм ГАТТ будет возвращена торговля текстилем и одеждой, еще  в 50-е годы выведенная за их рамки  по настоянию развитых стран, заключено  соглашение о торговле с/х продукцией).

Среди других важных решений "уругвайского" раунда — Генеральное соглашение по международной торговле услугами (ГАТС). Услуги - связь, программное обеспечение, ремонт и обслуживание ЭВМ, лизинг, юридическое, сбытовое и финансовое обслуживание. Приняты также соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности и мерам инвестиционной политики. Одновременно с уменьшением  величины таможенных пошлин были достигнуты определенные успехи в унификации правил и условий их применения (например, в качестве базы для расчета таможенной пошлины решено использовать цену накладной  на товар, а ранее США применяли  внутренние цены, что приводило к  завышению величины пошлин.)

Перед Уругвайским раундом многосторонних торговых переговоров,  продолжавшемся почти семь лет, были поставлены самые  сложные задачи из которые когда-либо приходилось решать в ходе проводимых ранее в рамках ГАТТ раундов переговоров  по либерализации торговли. Особый характер этих задач заключался в  попытке распространить компетенцию  ГАТТ на ряд совершенно новых областей - торговлю услугами, коммерческие аспекты прав интеллектуальной собственности (КАПИС) и инвестиционные меры в области торговли (ИМТ), а также в усилиях по включению в систему ГАТТ ряда традиционных, но спорных вопросов - торговля сельскохозяйственной продукцией и текстильными изделиями. Хотя участники этих переговоров совершенно определенно заявили о том, что берут на себя обязательства по укреплению многосторонней торговой системы, все последние годы продемонстрировали сложность превращения этих обязательств в конкретные действия.

Важным результатом "уругвайского" раунда является создание на базе ГАТТ Всемирной  торговой организации (ВТО), которая начала действовать с 1 января 1995 года. Окончательные результаты Уругвайского раунда были сведены в  документ, состоящий из двух частей - заключительного акта и графиков постепенного снижения барьеров (на пути доступа на рынок и в области  услуг). После этого планировалось  провести обсуждение и окончательную  доработку текста проекта заключительного  акта на многостороннем уровне без  его последующего пересмотра.

Вместе с тем ряд участников представили неофициальные предложения  с целью внесения значительных изменений  в ПЗА. На заседании КТН в январе 1993 г. большинство участников высказали мнение, что ПЗА по-прежнему является единственной жизненной основой для оперативного и сбалансированного завершения Уругвайского раунда, несмотря на то, что по некоторым кардинальным вопросам необходимо принять ряд политических решений. Понадобилось еще два года для того, чтобы в январе 1995 г. объявить о завершении Уругвайского раунда торговых переговоров. Оценивая результаты Уругвайского раунда, нельзя не видеть, что, хотя и удалось договориться об уменьшении, а в ряде случаев и полном снятии таможенных барьеров по различным видам товаров, значительная часть торгово-экономических проблем осталась нерешенной. Тем не менее решен Уругвайского раунда были основой развития всей мировой торговли в 90-е годы.

Таблица 1.

Раунды торговых переговоров 

Время проведения

Место проведения

Основные обсуждаемые вопросы

Число стран участниц

1947

Женева

Снижение таможенных тарифов, принятие ГАТТ

23

1949

Эннеси

Снижение таможенных тарифов

31

1951

Торки

Снижение таможенных тарифов

38

1956

           Женева

Снижение таможенных тарифов

26

1960–1961

Женева («раунд Диллона»

Снижение таможенных тарифов

26

1964–1967

Женева («раунд Кеннеди»)

Тарифы и антидемпинговые меры

62

1973–1979

Токио, Женева («токийский раунд»)

Тарифы, нетарифные барьеры, рамочные соглашения, Кодекс по таможенной оценке, Кодекс о субсидиях и Антидемпинговый Кодекс

102

1986–1994

Монтевидео, Женева («уругвайский раунд»)

Тарифы, нетарифные барьеры, правила, услуги, интеллектуальная собственность, урегулирование споров, текстильные  изделия, сельскохозяйственная продукция, создание ВТО, и т.д.

123


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Принцип наибольшего благоприятствования  в настоящее время является важнейшим  правовым условием международных экономических  договоров и играет большую роль в регулировании отношений между  государствами.

Эффективность действия принципа наибольшего  благоприятствования находится  в прямой зависимости от состояния  международных экономических отношений; и наоборот, чем шире и неукоснительнее  применяется данный принцип, тем  результативнее эти отношения развиваются. Значение режима наибольшего благоприятствования  в области международной торговли настолько велико, что без его  установления и соблюдения практически  невозможны нормальные торговые отношения  между соответствующими странами.

В течение почти полувека основные юридические положения ГАТТ оставались неизменными с 1948. На этой стабильной основе продолжались попытки обоюдно  снизить таможенные тарифы. В основном они увенчивались успехом, но каждому  очередному шагу по либерализации международной  торговли предшествовали многосторонние переговоры, известные под названием  раундов, в ходе которых происходило  согласование позиций стран-участниц ГАТТ. Все наиболее серьезные прорывы  в либерализации международной  торговли были достигнуты в ходе раундов  переговоров под эгидой ГАТТ.

Членство в ГАТТ постепенно становится столь значимым, что неучастие  в ее работе по своим последствиям может, видимо, сравниться с неучастием в деятельности такой международной  организации, как ООН. Подавляющая  часть мировой торговли (более 90%) приходится на страны-члены этой организации.

 

Список нормативно-правовых актов и литературы

1. Васильев Ю.А. “Роль ГАТТ  в международно экономической  интеграции”, Экономика и коммерция,  М. - 1995г.

2. Дюмулен И., Торгово-политическая  система ГАТТ: принципы, правовые  нормы и правила.Внешняя торговля - М., 1993г..

3. Магомедова А.И., Хасанова Е.З.  ГАТТ: правовая природа и структура.  Вестник Санкт-Петербургского Гос.  Университета, Спб., 1992г.

4. Полуэктов А., Многосторонняя  система ГАТТ: до и после “уругвайского”  раунда. Внешняя торговля - М., 1994г.

5. Чернышев С.В., Механизм регулирования  международной торговли: нормы и  правила ГАТТ. Сборник научных  трудов, М. - 1991г.


Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)