Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 16:07, реферат

Краткое описание

Особую роль в регулировании международной торговли занимает организация Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которая действовала с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная торговая организация (ВТО). Членами этой международной организации является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.Реальное развитие международной торговли все более отчетливо проявляет, что глобализация и интернационализация мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце уходящего столетия, все более интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное размывание грани между пограничным и внутренним регулированием международного экономического обмена

Содержание

Введение…………………………………………………………….….3
1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4
2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8
3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11
Заключение…………………………………………………………....19
Список нормативно-правовых актов и литературы……..……….20

Вложенные файлы: 1 файл

2.docx

— 38.19 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального образования

«ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

 

Институт экономики отраслей, бизнеса  и администрирования

Кафедра  экономики отраслей и  рынков

 

Контрольная работа

 

по предмету: «Международные конвенции и соглашения по торговле».

 

На тему: «Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)».

 

 

 

 

Выполнила: студентка

                                                                        Проверил: 

 

 

 

                    

 

 

                                        Челябинск 2012

                   

 

                   

                   

СОДЕРЖАНИЕ

                   Введение…………………………………………………………….….3

1. Деятельность и история развития ГАТТ……….…………………..4

2. Основные цели и принципы деятельности ГАТТ………………..8

3. Раунды торговых переговоров в рамках ГАТТ …………….........11

Заключение…………………………………………………………....19

Список нормативно-правовых актов  и литературы……..……….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Особую роль в регулировании  международной торговли занимает организация  Генеральное соглашение о тарифах  и торговле (ГАТТ), которая действовала  с 1947 по 1994г., когда ее заменила Всемирная  торговая организация (ВТО). Членами  этой международной организации  является большинство стран мира: в 1999г. в ней на разных уровнях  состояли 160 стран. Сфера деятельности ГАТТ охватывала более 4/5 мировой торговли.

Реальное развитие международной  торговли все более отчетливо  проявляет, что глобализация и интернационализация  мировых экономических процессов, резко усилившаяся в конце  уходящего столетия, все более  интенсифицирующаяся и преходящая в новое тысячелетие, одним из своих последствий имеет постепенное  размывание грани между пограничным  и внутренним регулированием международного экономического обмена. Одним из результатов  этого становится постепенный перенос  центра тяжести регулирования международной  торговли с режима наибольшего благоприятствования  на национальный режим. Этот процесс  уже обозначился в рамках  BТO/ГАТТ. Одновременно развивается своеобразная унификация правил и норм регулирования  международного обмена товарами и услугами.

Важная особенность, заложенная в  «конструкцию» ГАТТ, - это возможность  его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных  форм в соответствии с изменяющимися  условиями внешнеэкономических  связей. В этом заключается одна из причин жизнестойкости данного Соглашения, объясняющая, почему ГАТТ целиком (но в  пересмотренном виде) инкорпорирован в механизм созданной (несколько  лет назад) на его основе Всемирной  торговой организации (ВТО).

    1. Деятельность и история развития ГАТТ

Для того чтобы в полной мере представить  современную ситуацию, сложившуюся  в сфере международных торговых отношений,  а также оценить  достигнутое в ходе многосторонних торговых переговоров, необходимо хотя бы кратко обратиться к истокам многосторонней торговой системы ГАТТ.

“Великая депрессия” 1929-1933 годов  наглядно показала назревшую необходимость  координации вопросов макроэкономической политики на многостороннем уровне. Специалисты  справедливо полагают, что отсутствие в предвоенные годы международных  институтов, которые определили бы “правила игры” в международной  торговле и валютно-финансовой сфере, с наступлением тяжелых времен подтолкнуло  отдельные страны к сепаратным действиям, значительно усугубив мировой экономический  кризис.

Уже в 1944 г. на валютно-финансовой конференции ООН в Бреттон-Вудсе (США) для решения задач стабилизации международной валютной сферы, выравнивания платежных балансов и финансового содействия в развитии экономики были созданы Международный Валютный Фонд (МВФ) и Всемирный Банк.

Послевоенный период отмечен усилиями, направленными на создание универсальной  Международной Торговой Организации (МТО), которая наряду с МВФ и  Всемирным банком должна была стать  третьим “столпом” в создавшейся  системе. В функции МТО входило  бы регулирование на многостороннем уровне социально-экономических проблем, включая вопросы торговой политики, экономического развития, занятости, ограничительной  деловой практики, инвестиций, международных  товарных соглашений. Эти проблемы обсуждались на конференциях в Лондоне  и Женеве в 1946-1947 годах. На женевской  конференции (август - октябрь 1947 года) в ходе работы над Уставом МТО - так называемой Гаванской хартией - 23 страны, представленные на конференции, в том числе США, Канада, Великобритания, Франция, Индия, Бразилия, другие, менее развитые страны, начали переговоры о взаимном снижении довоенного уровня таможенных тарифов, серьезно сдерживающих развитие международных экономических связей.

Первоначально текст Соглашения состоял  из трех разделов. Раздел I, состоящий  из двух статей, содержал в себе основные положения о режиме наибольшего  благоприятствования (наиболее благоприятствуемой нации) и списки взаимных уступок. Раздел II был посвящен торговой политике и  представлял собой своеобразный кодекс правил международной торговли. Раздел III содержал положения о таможенных союзах, зонах свободной торговли и о применении Соглашения в их отношении. В 1965 году текст ГАТТ был  дополнен Разделом IV “Торговля и  развитие”, который был внесен в  Соглашение по требованию развивающихся  стран.

В то время, когда ГАТТ было лишь протоколом о результатах первого раунда тарифных переговоров, проводившихся  в рамках обсуждения Устава МТО, и  временным сводом правил, действующих, как предполагалось, до вступления в силу Гаванской Хартии, вопрос о каких бы то ни было учредительских проблемах и статусе не стоял  на повестке дня. Несмотря на то, что  Генеральное Соглашение содержало  в себе основные положения, во многом схожие с положениями раздела  Устава МТО, посвященного вопросам торговой политики, постоянным институтом должна была стать МТО. Устав МТО включал  в себя детально разработанные положения  о конференциях МТО, исполнительном органе, комиссиях, Генеральном директоре  и об оплачиваемом персонале. Кроме  того, Устав предусматривал продуманную  процедуру разрешения споров. Что  же касается Генерального Соглашения, то оно не обладало тогда учредительными положениями ни в отношении постоянных органов, ни в отношении урегулирования разногласий.

Но когда стало ясно, что усилия по созданию МТО не увенчаются успехом (что и подтвердилось отказом  США в 1950 ратифицировать Гаванскую  хартию), в рамках ГАТТ были созданы  практически все предусмотренные  Уставом органы и разработан механизм разрешения споров.

Высшим органом ГАТТ была определена Сессия Договаривающихся Сторон. Собирались Сессии, как, правило, ежегодно, каждая страна-участница имела на них  один голос, однако решения обычно принимались  на основе консенсуса, а не путем  голосования. Первая Сессия была созвана  в марте 1948 года Генеральным Секретарем ООН; в дальнейшем же, с 1949 года, право  созывать Сессии, руководить их работой  получил Председатель (Ответственный  Секретарь) Сессии Договаривающихся Сторон, избираемый странами-участницами.

Сессия Договаривающихся Сторон осуществляет нормотворческие функции. Высший орган  ГАТТ обладает исключительной компетенцией давать авторитетные толкования положений  Соглашения. В компетенцию этого  органа входит также предоставление странам-участницам права “временно  и в исключительных случаях” приостанавливать то или иное обязательство по Генеральному Соглашению. Сессия Договаривающихся Сторон обладают исключительными полномочиями выносить решения о проблемах, возникающих  между странами-участницами, о соответствии их торговой политики нормам ГАТТ. В  сферу компетенции высшего органа ГАТТ вошло также утверждение  бюджета ГАТТ.

В 1954 году была окончательно оформлена  и преобразована в Секретариат  Временная Комиссия МТО, действовавшая  с марта 1948 года и осуществлявшая организационно-техническое обслуживание деятельности ГАТТ. Состоящий в первые годы из трех-четырех специалистов Секретариат со временем превратился в крупный орган, имеющий структурные подразделения (юридический, экономический отделы, аналитические подразделения и др.). На секретариат была возложена подготовительная работа, распространение среди стран-участниц всей необходимой информации, изучение и прогнозирование экономического развития и торговой политики стран-участниц.

В 1951 году был создан Межсессионный  Комитет, в функции которого входило  обсуждение и составление повестки дня Сессии, рассмотрение срочных  и непредвиденных вопросов, проведение консультаций по платежно-балансовым проблемам. В связи с растущей нагрузкой в 1958 году третья функция  Межсессионного Комитета была передана специально созданному Комитету по платежному балансу. Однако, несмотря на существование  Межсессионного Комитета, определенный межсессионный “вакуум” в ГАТТ в тот период еще сохранялся. Поэтому, в соответствии с решением Договаривающихся Сторон от 4 июня 1960 года, вместо Межсессионного Комитета был создан Совет Представителей ГАТТ.

Совет стал оперативно-представительным органом, который собирался около  девяти раз в год в период между  Сессиями для решения неотложных задач и выполнения всей текущей  работы. Совет состоял из представителей всех стран-участниц Соглашения, а его  председатель избирался на 1 год  на Сессии Договаривающихся Сторон. Среди  полномочий Совета следует выделить следующие: определение состава  повестки дня для Сессии Договаривающихся Сторон, учреждение вспомогательных  органов и определение условий  их деятельности, наблюдение и контроль за работой различных комитетов, групп и других вспомогательных  органов.

Особое значение имеет жюри экспертов, также входящее в организационную  структуру ГАТТ, основная задача которого - осуществление профессионального  наблюдения за процессом разрешения споров в ГАТТ.

В 1965 году вместо существовавшей до этого  должности Ответственного Секретаря  была учреждена новая должность  Генерального Директора ГАТТ. Генеральный  директор стоит во главе Секретариата и руководит работой этого  органа.

Таким образом, Генеральное соглашение по торговле и тарифам, являясь многосторонним межправительственным договором, как  международно-правовой инструмент включает первоначальный текст Соглашения вместе с приложениями и списками тарифных уступок; многочисленные протоколы  и решения договаривающихся сторон, изменяющие, дополняющие и уточняющие первоначальный текст Соглашения; кроме  того, ряд соглашений, появившихся  в 1979 году в итоге многосторонних торговых переговоров “токийского” раунда, интерпретируют его отдельные  статьи, распространяют действие положений  ГАТТ на новые области или конкретизируют их. Большую роль в развитии правовой системы ГАТТ играет практика прецедентов.

Наконец, следует отметить одну из важнейших тенденций развития ГАТТ - ее институционализацию, создание разветвленной  сети постоянных органов, что в значительной мере способствовало превращению ГАТТ, несмотря на первоначально временный  статус, в действенный многосторонний механизм регулирования международной  торговли.

                        2.Основные цели и принципы деятельности ГАТТ

 

Основная цель деятельности ГАТТ, является  — содействие развитию и либерализации международных  торговых отношений путем: ликвидации таможенных ограничений; устранения всех форм дискриминации в международной торговле с целью повышения уровня жизни, обеспечения полной занятости; повышения реальных доходов и спроса, более эффективного использования сырья, роста производства и торгового обмена. Исходной посылкой, на которой строится договорная система ГАТТ, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Достижение этих целей обеспечивается соблюдением ряда принципов и норм, лежащих в основе Генерального соглашения:

- недискриминация в торговле, которая  обеспечивается взаимным предоставлением,  с одной стороны, режима наибольшего  благоприятствования в отношении  экспортных, импортных и транзитных  операций и связанных с ними  таможенных пошлин и сборов, а  с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным  и отечественным товарам в  отношении внутренних налогов  и сборов, а также правил, регулирующих  внутреннюю торговлю;

- использование преимущественно  тарифных средств защиты национального  рынка, а не количественных  ограничений или аналогичных  мер;

- прогрессивное снижение таможенных  тарифов в ходе периодически  проводимых раундов многосторонних  торговых переговоров (МТП) и  их юридически оформляемое закрепление  на согласованном уровне;

- взаимность в предоставлении  торгово-политических уступок;

- разрешение торговых споров  путем проведения консультаций  и переговоров, а в случае  невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в  специально создаваемых третейских  группах, решения которых обязательны  для договаривающихся сторон  ГАТТ.

Для реализации основных принципов  ГАТТ был создан организационный  механизм — секретариат, который  разместился в Женеве. Деятельность этого органа осуществлялась в рамках конференций — сессий. Как правило, сессии начинались со встреч высокопоставленных чиновников, после которых проходили  переговоры, получившие название торговых раундов. За время существования  ГАТТ (до 1994г.) таких раундов состоялось восемь.

Важнейшими функциями ГАТТ являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся  государствам по вопросам, касающимся компетенции ГАТТ; сотрудничество с  международными специализированными  организациями.

Информация о работе Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТТ)