Вопросы косвенного налогообложения в таможенном деле Республики Казахстан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 04:43, дипломная работа

Краткое описание

Налогообложение в целом и косвенные налоги, как предмет, рассматриваемый в данной работе – это средства государственного регулирования в сфере внутриполитических и международных экономических отношений. Развитию этих средств способствует рост влияния транснациональных компаний на мировую экономику, всеобщий процесс интернационализации экономической жизни в развитых странах, интеграция экономик одних стран, в экономику других стран, заключение многосторонних соглашений в сфере таможенного дела и налогообложения, глобализация экономики в целом.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………4
1 Сущность налогов. Экономическое и юридическое содержание косвенных налогов……………………………………….6
1.1 Экономическая природа НДС и акциза……………………………………….6
1.2 Юридическая основа косвенных налогов…………………………………...10
1.3 Международно-правовое регулирование косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан………………………………………..13

2 Специфика взыскания косвенных налогов во внешнеэкономической деятельности Республики Казахстан……………………………………………………………………….19
Особенности взимания НДС при осуществлении внешнеэкономической
деятельности………………………………………………………………………..19
2.2 Взимание акцизов при таможенном оформлении…………………………..33
2.3 Косвенное налогообложение при различных таможенных режимах……...42
3 Развитие политики и совершенсвование косвенного налогообложения в сфере внешнеторговых отношений…..51
Рассмотрение практики взыскания косвенных налогов в зарубежных
странах………………………………………………………………………………51
3.2 Аспекты преобразования косвенного налогообложения во внешней торговле Республики Казахстан……………………………………………………………...59
Заключение……………………………………………………………………..64
Список использованных источников………………………………68

Вложенные файлы: 1 файл

Копия (2) Дипл. налоги.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

В связи с изложенным, нельзя не согласиться с мнением Б. Аймакова, который пишет, что «систематизация порядка налогообложения, стабильность  существующих налогов и наличие единого закона, регулирующего налоговые правоотношения в государстве, дают возможность налогоплательщику знать сколько и когда он должен платить в бюджет государства».

Ранее действовавший Закон «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» не вполне соответствовал реалиям настоящего времени. Во-первых, он был ориентирован на фискальные интересы государства и на ведомственные интересы Налогового Комитета Республики Казахстан - Закон закрепил утяжеленную налоговую систему. Входящую  в противоречие с общеэкономическими интересами общества, одновременно закрепив необыкновенно широкие односторонне- властные полномочия налоговой службы, что дает основу для ее административного произвола. Во-вторых, был крайне некачественно составлен текст, и язык изложения утяжелен и маловнятен. Все это делало Закон непонятным даже для специалистов. А что можно сказать про рядовых налогоплательщиков, которым, собственно, он и адресован?! Собственно поэтому в него поначалу вносилось множество изменений и дополнений, а впоследствии он был заменен на ныне действующий правовой акт.

В целом положения по НДС и акцизам, которые представлены в налоговом  кодексе, сохранили свою преемственность. Но если начать детальный анализ, то сразу видны их отличия – появилась системность и последовательность в изложении.

Налогообложение внешней торговли – прерогатива таможенного законодательства.

Статьей 19 таможенного кодекса  предусмотрено, что одной из основных задач  таможенных органов Республики Казахстан ставится взимание таможенных платежей и налогов. Для реализации этой задачи издается множество подзаконных актов, регулирующих деятельность таможенных органов РК в сфере косвенного налогообложения внешней торговли.

Интересно положение принятых в 1991 году законов «О НДС»  и «Об  акцизе». Эти законы, содержащие основные элементы налогов: круг плательщиков, объект обложения, ставку налога, мертвым грузом лежат среди других нормативных актов, содержат в себе положения, зачастую противоречащие положениям законодательных актов.

В круг законодательства, составляющего  правовую основу косвенного налогообложения внешней торговли РК, входят и акты Правительства. Например, Постановлением Правительства устанавливаются ставки акцизов на подакцизные товары, нормы провоза физическими лицами подакцизных товаров, которые не подлежат обложению акцизами. Постановлением Правительства вводятся меры по усилению контроля за поступлением средств в бюджет и т.д.

 

 

1.3 Международно-правовое регулирование косвенного налогообложения во внешней торговле  Республики Казахстан

 

 

Суть международно-правового регулирования косвенного налогообложения внешней торговли заключается в определении способа (принципа) взимания косвенных налогов. В мировой практике существует два принципа взимания НДС и акциза – по месту производства и по месту  потребления. Первый принцип применяется, как правило, при налогообложении внутреннего производства и потребления, второй – во внешней торговле. Большинство стран, стимулируя свой экспорт (что, в конечном счете, способствует росту производства), освобождают его от всех косвенных налогов. При этом производителю, экспортирующему товар, производится возврат или зачет сумм налога, ранее уплаченных по приобретенным товарно-материальным ресурсам, используемым в производстве экспортируемого товара.

Как известно,  практика взимания НДС  по международным стандартам основана на правиле международного соглашения о торговле услугами ВТО: «все, что  ввозится в страну для потребления, этим налогом облагается, все, что вывозится из страны – не облагается, так как налоги будут уплачены в стране, куда товар или услуга ввезены» [8,с.64].

В СССР с 1985 года внутри страны НДС  взимался по принципу производства, в  торговле с внешним миром применяется принцип места назначения.

После распада СССР, в марте  1992 года, странами СНГ было подписано  Соглашение «О согласованных принципах налоговой политики», в котором Стороны обязались проводить согласованную налоговую политику на основе унифицированных принципов и правил налогообложения (ст.1), в области НДС применять единую ставку и унифицированный порядок исчисления и уплаты (ст.2), а также взимать акцизы по согласованному перечню товаров, размеру ставок и унифицированному порядку исчисления и уплаты налога. Доходы от акцизов зачислялись по данному договору в бюджеты установивших их государств (ст.3). Таким образом, согласно этому Соглашению принцип внутреннего налогообложения НДС был перенесен на внешнюю торговлю между собой, т.е. экспорт в стране СНГ облагался НДС, как и при внутреннем производстве, а при импорте из этих стран не облагался НДС, т.к. был уже взят в стране-производителе. При  этом НДС и акциз как и при внутреннем производстве, так и при экспорте стран СНГ поступал в бюджет страны-экспортера.

К системе взимания косвенных налогов  по международным стандартам Казахстан  стал фактически переходить с 1 января 1993 года, когда согласно изменениям в Законе «О НДС» и «Об акцизах», товары, экспортируемые за пределы СНГ, освобождались от НДС и акцизов. Таким образом, со странами дальнего зарубежья косвенное налогообложение внешней торговли стало осуществляться по международному стандарту, а со странами СНГ – нет.

13 ноября страны СНГ подписали  Решение о необходимости согласования  взимания НДС при расчете за  реализуемые на территории государств-участников  СНГ товаров, в котором установили  ставку НДС в размере 20 %.

 Принятый в 1992 году странами СНГ принцип взимания косвенных налогов по месту происхождения имел ряд серьезных недостатков:

  • взаимная торговля стран СНГ ставилась в худшие условия, чем торговля со странами дальнего зарубежья, поскольку при экспорте в страны дальнего зарубежья товар продается без НДС и производитель имеет право на зачет или возврат ранее уплаченных сумм налога, а при экспорте в СНГ товар продается по цене, включающей НДС, т.е. в условиях ограничения оборотных средств у производителя, ему становится более выгодным торговать со странами дальнего зарубежья, чтобы не отвлекать свои средства на уплату налога в бюджет. Это стало одной из главных причин многократного снижения взаимной торговли и разрушения хозяйственных связей внутри СНГ;
  • этот принцип должен предусматривать компенсацию потерь бюджетов в связи с возвратом налогов ранее уплаченных в других странах СНГ. К  примеру, одна республика СНГ, ввозя сырье и материалы из другой страны СНГ, производит продукцию, которую затем экспортирует в страны дальнего зарубежья, освобождая ее от уплаты НДС и акцизов. При этом ранее уплаченный НДС подлежит возврату производителю экспортированного товара. Таким образом, из бюджета возвращается налог на сырье и материалы, уплаченные ранее не только на территории республики, но и в других странах СНГ, т.е. необходима компенсация этих сумм. Но так как Соглашением СНГ это не предусматривалось, никто никому ничего не компенсировал. Все бюджеты теряли и продолжают терять. И больше всего от этого страдают страны с высокой долей переработки;
  • применение принципа места происхождения во внешней торговле предполагает проведение согласованной налоговой политики на межгосударственном уровне, чтобы не было ценовых перекосов на внутреннем рынке любой страны, один и тот же налог должен иметь одинаковую его ставку при импорте и внутреннем производстве. То есть при применении этого принципа страны, его применяющие, должны согласовывать также и ставки налогов и налоговые льготы на соответствующий перечень товаров. Хотя проведение согласованной политики и было продекларировано в Соглашении стран СНГ от 13 марта 1992 года, на деле оно трудно осуществимо, т.к. экономики стран СНГ, имеют разную направленность, структуру и практически никакого согласования просто нет. В результате страны СНГ применяют разные ставки НДС и различные льготы по его уплате.

Общее неудовлетворение стран СНГ  этим принципом нарастало. В 1994 году Украина первой в СНГ перешла  в одностороннем порядке на международный  принцип взимания косвенных налогов  по стране назначения. Затем в рамках СНГ был разработан проект  Соглашения по переходу на международный принцип взимания НДС во взаимной торговле, который был одобрен министрами финансов стран СНГ, в городе Ереване 12-13 октября 1996 года, но, в связи с особым мнением Российской Федерации, так и не был подписан.

В конце 1996 года Казахстан, неся потери бюджета в связи с компенсацией своим хозяйствующим субъектам  налогов по материально-сырьевым ресурсам, ранее уплаченных на территории  других стран СНГ, перестал принимать  к зачету налог, уплаченный нерезидентами. Этот шаг был также продиктован тем, что принцип взимания косвенных налогов не предусматривал компенсации потерь бюджетов сторон.

Одновременно с этим Казахстан  предложил всем странам СНГ подписать  на двусторонней основе Соглашения по переходу на международный принцип взимания косвенных налогов «по стране назначения», которые бы исключили перекосы в системе налогообложения, возникшие с введением Указа Президента РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» 1995 года [9, с.14].

Основным оппонентом кардинального  и быстрого изменения существующего  принципа взимания косвенных налогов  выступала Россия, что явилось  причиной снижения взаимной торговли в 1997 году. Главный аргумент России заключается в том, что выигрывают от этого в основном соседи. В России импортируется куда меньше товаров, чем экспортируется. Получается, что бюджет может не досчитаться немалых сумм. Следующий аргумент состоит в том, что при «прозрачности» границ между странами СНГ, собираемость этого налога при переходе на международный принцип резко снизится, т.е. некоторые производители будут стараться заявить товары к экспорту, не уплачивая НДС и акцизы, а фактически будут реализовывать его в пределах таможенной территории России. Тем самым увеличится «псевдоэкспорт» и поступления в бюджет от НДС с производимых товаров снизятся. Это опасение имеет под собой почву.

Однако эту проблему можно решить путем осуществления совместного  статистического контроля перемещаемых  через границу товаров, введением  обязательного налогового декларирования товаров, организации обмена информацией налоговых и таможенных служб о перемещении товаров во взаимном обороте и уплате НДС в стране-импортере, что и будет служить основанием снятия с контроля в стране-экспорте, введением единой сопроводительной документации в отношении внешнеторговых сделок.

Что касается  акцизов, то согласованная  политика их взимания – важнейший  инструмент ВЭД, содействия отечественным  товаропроизводителям со стороны государства, пополнения доходов его бюджета.

В соответствии с соглашением ЕврАзЭС, прежде всего, должны быть унифицированы косвенные налоги, имеющие эквивалентное действие. При этом  надо иметь в виду, что акцизная политика затрудняет реализацию режима свободной торговли в той мере, в какой нарушает правила конкуренции, дискриминируя товары, ввозимые из других стран.

На основании действующих в  государствах-участниках Таможенного  Союза законодательных актов, которыми регулируются вопросы, связанные с  уплатой акцизов, проведено сравнение  национальных систем установления и применения акцизов. Указанное сравнение позволяет констатировать следующее:

  1. Во всех  странах ЕврАзЭС действуют различные по количеству позиций и наименованиям перечни подакцизных товаров.
  2. Различны и уровни акцизных ставок в странах ЕврАзЭС на аналогичные товары.
  3. Вместе с тем в России и Беларуси проводятся внутригосударственные процедуры, связанные с вступлением в силу Порядка взимания косвенных налогов на отдельные виды товаров. Этот документ, утвержденный решением Исполкома Союза России и Беларуси 24 июля 1997 года, устанавливает единый перечень подакцизных товаров и ставок на них.
  4. В Казахстане и Киргизии ставки акцизов на подакцизные товары национального производства ниже, чем на аналогичные импортируемые товары. Тем самым складываются дискриминационные в сравнении с отечественной продукцией условия для импорта, применяемые по отношению к странам ЕврАзЭС.
  5. В странах последнего отмечаются существенные различия в методах исчисления акцизов (в налогооблагаемой базе импортируемых подакцизных товаров, в формах зачета сумм акцизных сборов).

Сказанное свидетельствует о том, что, несмотря на заключенные международно-правовые акты, не удалось в полной мере согласовать  подходы государств по вопросам единой акцизной политики. Необходимо продолжать работу по согласованию единого в пределах теперь уже ЕврАзЭС перечня подакцизных товаров, а также уровня базовых ставок на них, предельных их расхождений и сроков постепенного сближения, необходимо, как представляется, принять за основу список подакцизных сборов на них, содержащихся в порядке взимания косвенных налогов на отдельные виды товаров. В целях дальнейшей унификации применяемых торговыми партнерами в рамках ЕврАзЭС перечня подакцизных товаров и ставок акцизных сборов на них должны быть установлены отмеченные предельные расхождения по ставкам акцизов; нельзя упускать из виду, что расхождения в ставках акцизов в условиях упрощенного порядка таможенного контроля используют импортеры, ввозящие подакцизную продукцию из третьих стран.

Информация о работе Вопросы косвенного налогообложения в таможенном деле Республики Казахстан