Внешнеторговая политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:13, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы состоит в изучение основных свойств внешнеторговой политики нашей страны.
Для достижения цели я решила следующие задачи:
изучить и виды сущность внешнеторговой политики государства;
рассмотреть механизм регулирования внешнеторговой политики;
изучить государственное регулирование внешнеэкономических связей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...……3
Глава 1. Внешнеторговая политика и её виды………………………………….….5
1.1 Сущность внешнеторговой политики и её виды…………………………....5
1.2 Свободная торговля………………………………………………………...…6
1.3 Протекционизм……………………………………………………………….7
Глава 2. Механизм регулирование внешнеторговой политики в России……………………………………………………………………………….10
2.1. Тарифные регулирования внешнеторговой политики. Таможенные тарифы………………………………………………………….………………...…10
2.2. Фактический уровень таможенной защиты………………………….……11
Глава 3. Внешнеторговая политика России………………………………………18
3.1. Внешнеэкономические связи России………………………………..…….18
3.2. Единство регулирования экспорта и импорта…………………………….20
3.3 Россия и ВТО………………………………………………………………..26
Заключение…………………………………………………………………………39
Список литературы…………………………………………………………………41

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Жени.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Наиболее распространенным экономическим инструментом ограничения торговли является таможенная пошлина на импорт. При её введении отечественная цена импортного товара устанавливается на уровне выше мировой, что затрагивает интересы покупателей, отечественных производителей аналогичных товаров и непосредственно интересы государства.

2.2. Фактический уровень таможенной защиты.

Ввиду того, что отрасли  производства технологически взаимосвязаны, фактический уровень вводимого  тарифа на импорт конкретного товара может значительно отличаться от номинального. В связи с этим вводимый тариф будет защищать не только отечественных производителей конкретного товара, но и другие технологически связаннее с данным товаром национальные производства.  Таможенные тарифы строятся таким образом, что уровень обложения повышается с увеличением степени обработки импортируемого товара.

Фактический уровень таможенной защиты может быть определен по формуле:

,

где t – номинальный  уровень таможенной пошлины на импорт конечного продукта;

– доля стоимости импортированного сырья в цене конечного продукта в условиях отсутствия таможенного тарифа;

  – номинальный тариф на импортное сырье.

Из формулы следует, что уровень защиты повышается не только по мере увеличения разницы в величинах пошлин на конечную продукцию. Но и по мере понижения степени обработки, то есть уменьшения добавленной стоимости.  Такая практика является особенно дискриминационной по отношению к развивающимся странам, которые стремятся повысить степень обработки вывозимого сырья и тем самым « облагородить» свой экспорт.

Транзитные пошлины  взимаются с товаров, пересекающих территорию страны транзитом. Применение их сдерживает товарные потоки.  Подобные пошлины рассматриваются как  нежелательные, нарушение нормальное функционирование между народных связей.

В зависимости от метода установления уровня таможенных пошлин они подразделяются на специфические  и адвалорные.

Специфические пошлины  взимаются в виде фиксированной  суммы с единицы измерения. Рассчитывается по формуле:

Где: Рвнут – внутренняя цена импортного товара;

Рим – цена импорта ( таможенная стоимость товара)

Тс – ставка специфической  пошлины.

Специальные пошлины  используются в основном для обложения  сырьевых товаров.

Адвалорная пошлина устанавливается в виде процента от таможенной стоимости товара и равна:

Где: Р внут – это  внутренняя цена импортного товара,

Р им – это цена импорта ( таможенная стоимость товара),

Тад – ставка адвалорной пошлины.

Использования адвалорной пошлины требуется проведения таможенной оценки товара с целью определения  его реальной стоимости.

Таможенная стоимость  товара  включает в себя его цену и расходы по транспортировке и страхованию.

Адвалорные   пошлины  на машины и оборудование более удобны, так как им свойственна большая дифференциация и высокая подвижность цен.  Сейчас  около 70-80 % всех таможенных пошлин приходится на долю адвалорных.             

Торгующие страны могут находиться  в различных договорно-политических отношениях. В зависимости от этого могут устанавливаться пошлины, взимаемые с поставляемого товара.  Они бывают преференциальными (особо льготными), договорными (льготными) и генеральными, т.е. максимальными.

Право использования  преференциальных пошлин во взаимной торговле получают страны, входящие в экономические интеграционные группировки. Ставки этих пошлин минимальны, а в ряде случаев товар вводится беспошлинно.

Договор, по которому принимается  решение о предоставлении договорных , или минимальных, пошлин, называется договором о «режиме наибольшего благоприятствования».

Генеральная (максимальная) пошлина в 2-5 раз выше всех остальных, и ее применение фактически дискриминирует товары, ввозимые из конкретной страны.

Хотя таможенные тарифы и являются важнейшими инструментом внешнеторговой политики, но их роль постепенно ослабевает. Это объясняется тем, что возрастающая интернационализация производства способствует большей открытости национальных экономик развитий стран. Однако степень воздействия государства на международную торговлю возросла в результате расширения нетарифных методов регулирования.

Существует более 50 различных  способов нетарифного ограничения  внешней торговле, которые используют различные страны.

При всем многообразии нетарифных методов их можно условно разделить на две большие группы: экономические и административные. Первые, подобно пошлинам таможенного тарифа, действуют через рыночный механизм, удорожая либо импортные, либо экспортные товары. Вторые непосредственно ограничивают доступ импортных товаров и поставку отечественных  товаров за границу.

Экономические методы регулирования. К методам экономического характера относят различные налоги и сборы, особые виды таможенных пошлин, меры валютного регулирования, субсидии и другие.

Практически во всех странах применяется пограничное налогообложение товаров. Его целью является в первую очередь создание одинакового налогового режима для одних и тех же товаров иностранного и отечественного производства. К таким мерам относится применение акцизного сбора, других уравнительных налогов и сборов, в том числе лицензионного сбора, сбора за регистрацию.

К мерам валютного и финансового характера относятся различные ограничения на расходования иностранной валюты: множественность валютных курсов, налоги при операциях с иностранной валютой, беспроцентный залог. Под множественностью валютных курсов подразумевается установление дифференцированного курса пересчета национальной валюты в иностранную в зависимости от рода сделки, партнера или товара. В ряде развивающихся государств налоги при операциях с иностранной валютой составляют 50-60% от стоимости ввозимых товаров.

Государство для защиты своих производителей не только ограничивает импорт, но и поощряет в форме  субсидий отечественных экспортеров. Экспортные субсидии могут быть в формах прямых дотации, льготного налогообложения, льготного кредита. 3

В развитых странах широкое  применение находят антидемпинговые  меры в форме взимания с импортных  товаров дополнительных высоких пошлин.

 Демпинг определяется как продажа товара по ценам ниже издержек производства. Международные организации определяют демпинг как продажу товаров по цене ниже мировой или ниже внутренней. Выявление демпинга выступает причиной наложение карательной антидемпинговой пошлины, которая несколько раз превышает обычную.

Главным недостатком  ценовых или стоимостных методов  регулирования остается их косвенное  воздействие на национальную экономику. Часто иностранные экспортеры идут на их выплату за счет понижения  собственной прибыли. При импорте товара с низкой эластичностью экономические барьеры могут и не повлиять на уровень импорта. Это приводит к более широкому использованию методов административного регулирования внешней торговли.

Административные методы регулирования. Из всех нетарифных административных барьеров наибольшее распространение получила квота. Квота представляет собой ограничение производства продукции, разрешенной к ввозу в страну или вывозу из страны, которое действует в течении некоторого периода.

В мировой практике используются индивидуальные, тарифные, глобальные и другие виды квот.

Индивидуальные квоты  предполагают распределение общего количества разрешенных к импорту  товаров по странам-поставщикам . различают пропорциональную квоту, которая определяется по доле каждой страны в импорте за базовый период, и двухстороннюю квоту, предоставляемую в обмен на встречные торговые уступки или политические обязательства другой страны.

Тарифные квоты предусматривают  поставку определенного количестве товара в обычном режиме, а для поставки сверх этого количества устанавливается более жесткий тариф. Например, Япония установила тарифные квоты на мясной скот, сыр, кукурузу,  солод,  первичный спирт.

Глобальные квоты устанавливают  размер общего количества импорта товара на определенный период без  распределения его между странами-поставщиками, что позволяет избирательно подходить к выбору страны-поставщика.

Рассматривая действие импортной квоты и таможенного  тарифа, можно отметить, что их воздействие  на уровень благосостоянии страны в целом идентично. Однако главное отличие их в том, что при введении импортной квоты происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как при введении тарифа рыночный механизм лишь корректируется.

Одним из сравнительно новых видов нетарифных мер стало добровольное самоограничение экспорта, практикуемое развитыми странами для сдерживания импорта. Хотя внешне такая форма ограничения торговли представляется добровольной, она является результатом давлением страны-импортера. «Добровольное» самоограничение экспорта осуществляется, как правило, под угрозой применение жестких протекционистских санкций, в результате которых страна-экспортер может потерять большую часть национального рынка.

В целом общие масштабы применения нетарифных мер развитыми странами  увеличились с 60-х по 90-е годы почти вдвое. Сейчас в этих странах с помощью не тарифных методов регулируется примерно 1\5 импорта. В частности, промышленно развитие страны этими методами регулируют ввоз более 60% одежды, 50% черных металлов, 40% пряжи, тканей и продовольствия, 20% обуви.4

 

Глава 3. Внешнеторговая политика России.

 

3.1  Внешнеэкономические связи России.

 

Одной из отличительных  особенностей мирового хозяйства является интенсивное развитие международных экономических отношений (МЭО). Происходит расширение и углубление экономических отношений между странами, группами стран, экономическими группировками, отдельными фирмами и организациями. Совершенствуется и перестраивается механизм реализации МЭО. Эти процессы проявляются в углублении международного разделения труда, интернационализации финансово-экономических связей, глобализации мирового хозяйства, увеличении открытости национальных экономик, их взаимно дополнении и сближении, развитии и укреплении региональных международных структур.

Характерно, что все  эти процессы взаимодействия, сближения, сотрудничества носят противоречивый, диалектический характер. Диалектика международных экономических отношений состоит в том, что стремление к экономической независимости, укреплению национальных хозяйств отдельных стран приводит в итоге ко все большей интернационализации мирового хозяйства, открытости национальных экономик, углублению международного разделения труда.

Для преодоления разрыва, отделяющего Россию от мировых лидеров, облегчения бремени и сокращения времени перехода к рыночной экономике, интеграции в мировое хозяйство необходимо:

1. Установление стабильного  политического режима.

2. Развитие и совершенствование  рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям.

3. Всемерное привлечение  и эффективное использование  иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой.

4. Проведение активной  внешнеторговой политики, сочетающей экспертно ориентированность производства с импорта замещением.

5. Стимулирование экономического  развития по пути научно-технического  прогресса.

По мнению многих специалистов, Россия обладает рядом специфических черт, преимуществ, Позволяющих интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе международных экономических отношений.

К этим чертам относят:

1. Развитую научно-техническую  базу.

2. Высокую степень  обеспеченности сырьем и энергоресурсами, их относительную дешевизну.

3. Высокий кадровый  потенциал, в особенности в  сфере точных наук, инженерно-технической области. Формируется и новое поколение российских предпринимателей, управленцев, других

квалифицированных специалистов.

4. Достаточно высокий  показатель «индекса человеческого развития». Он учитывает ВВП на душу населения, ожидаемую продолжительность жизни и уровень образования.5

Обеспечение экономической  безопасности заключается в сведении к минимуму всего того ущерба, который  может быть нанесен российской экономике в результате действия факторов мировой хозяйственной конъюнктуры, международной конкуренции, неэффективными действиями российских экономических субъектов на мировых рынках.

 

 

3.2 Единство регулирования экспорта и импорта.

 

В целях регулирования операций по импорту и экспорту, в том числе для защиты внутреннего рынка РФ и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике РФ, устанавливаются импортные и экспортные таможенные пошлины. Экспорт из РФ и импорт в РФ осуществляется без количественных ограничений. Количественные ограничения экспорта и импорта могут вводиться в исключительных случаях Правительством РФ в целях:

  • обеспечения национальной безопасности страны;
  • выполнения международных обязательств РФ с учетом состояния на внутреннем товарном рынке;
  • защиты внутреннего рынка страны.

Постановления Правительства РФ о введении количественных ограничений экспорта и импорта  принимаются и официально опубликовываются не позднее, чем за три месяца до введения этих ограничений в действие.

Распределение квот и выдача лицензии при установлении количественных ограничений осуществляются, как правило, путем проведения конкурса или проведения операций по экспорту и (или) импорту до суммарного исполнения квот.

Запреты и ограничения  экспорта и (или) импорта товара (работ, услуг) могут устанавливаться исходя из национальных интересов, включающих:

  • соблюдение общественной морали и правопорядка;
  • охрану жизни и здоровья людей, охрану животного и растительного мира и окружающей среды в целом;
  • сохранение культурного наследия народов РФ;
  • защиту культурных ценностей от незаконного ввоза, вывоза и передачи прав собственности на них;
  • необходимость предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов, если меры, связанные с этим, проводятся одновременно с ограничениями соответствующего внутреннего производства и потребления;
  • обеспечение национальной безопасности РФ;
  • защиту внешнего финансового положения и поддержание платежного баланса РФ;
  • выполнение международных обязательств РФ.

Информация о работе Внешнеторговая политика