Валютный контроль и валютное регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Объектом исследования выступает валютный контроль. Предметом исследования – валютный контроль РФ, осуществляемый таможенными органами.
Задачами исследования выступает изучение:
- понятия, целей и принципов валютного контроля;
- органов, осуществляющих валютный контроль;
- осуществления валютного контроля при экспорте товаров;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Валютный контроль: основное содержание…………………………………..5
Понятие, цели и принципы валютного контроля…………………………5
Органы, осуществляющие валютный контроль…………………………13
Механизм валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………19
Осуществление валютного контроля при экспорте товаров……………19
Валютный контроль импортных операций………………………………24
Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций……………………………………………………………………28
Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль курсовая.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

Импортная операция предполагает, как правило, предварительную оплату товара, что выражается в списании со своего счета, открытого в уполномоченном банке, денежных средств. Для того чтобы обеспечить последующее поступление в страну товаров, в соответствии со ст. 16 Закона применяется такая мера, как резервирование, т.е. предварительное внесение резидентом или не нерезидентом, инициирующим проведение валютной операции, на специальный счет в уполномоченном банке денежной суммы заранее установленного размера на соответствующий срок. Таким образом, государство пытается сделать малопривлекательными для участников валютных отношений те валютные операции, которые невыгодны ему. Возврат суммы резервирования производится при выполнении субъектом внешнеэкономической деятельности обязательства по ввозу товаров на территорию России. Порядок резервирования при осуществлении валютных операций устанавливается Центральным банком Российской Федерации.

При импорте товаров велика вероятность оттока валютных средств  за пределы таможенной территории Российской Федерации. Поэтому в расчетных  отношениях при предоставлении резидентами  нерезидентам коммерческих кредитов на срок более 180 календарных дней в  виде предварительной оплаты в связи  с осуществлением внешнеторговой деятельности резидент обязан резервировать на срок до исполнения нерезидентом обязательств, но не более 15 календарных дней, сумму  осуществленной предварительной оплаты за вычетом суммы полученного  резидентом от нерезидента встречного предоставления.

При невозможности ввоза  товаров на территорию России субъект  внешнеэкономической деятельности должен обеспечить возврат денежных средств, отправленных за границу. В противном случае он привлекается к административной ответственности по ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях. Возврат в Российскую Федерацию денежных средств за не ввезенные на таможенную территорию России товары должен быть осуществлен в сумме фактически уплаченных нерезидентам денежных средств, т.е. без вычета банковских расходов и комиссий. Вместе с тем, если товары ввезены в Россию с нарушением срока, предусмотренного внешнеторговым договором, но в срок, установленный договором для возврата денежных средств, событие правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях, отсутствует. Если ввоз товаров состоялся позднее указанных сроков, то невозвращение в эти сроки ранее перечисленных денежных средств за данные товары свидетельствует о наличии признаков данного административного правонарушения.

Вина импортера-резидента  в совершении данного правонарушения отсутствует, если до истечения контрактного срока импортируемые товары до ввоза  на таможенную территорию Российской Федерации в момент, когда риски  несла российская сторона, оказались  уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие действия непреодолимой  силы, недостачи, произошедшей в силу естественного износа или убыли  при нормальных условиях транспортировки  и хранения, либо товары выбыли из владения российской стороны вследствие неправомерных  действий органов или должностных  лиц иностранного государства, либо возврат переведенной в оплату товаров  суммы денежных средств оказался невозможным вследствие действия непреодолимой  силы или неправомерных действий органов или должностных лиц  иностранного государства.

Таким образом, валютный контроль при импорте применяется при  помещении товаров под следующие  таможенные режимы: выпуск для внутреннего  потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка  на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

 

2.3 Особенности  валютного контроля при осуществлении  бартерных операций

 

Встречная торговля признается международной практикой и используется различными государствами при осуществлении  внешнеэкономической деятельности. Содержание встречной торговли состоит  в обмене товарами между партнерами. При этом, как правило, денежные средства через границу не перемещаются, хотя товар имеет стоимостную оценку.

Наиболее распространенной формой встречной торговли является бартер, под которым традиционно  понимают обмен одного товара на другой, равный по стоимости. Валютный контроль за бартерными операциями отличается спецификой. В области таможенного дела бартер – это прямой обмен товарами, работами, услугами, производящийся между двумя государствами. К бартерным не относятся сделки, предусматривающие использование при осуществлении денежных или иных платежных средств. Иными словами, бартерные сделки не опосредуются валютными расчетами. Заключение договора такого рода обусловливается главным образом нехваткой иностранной валюты, колебаниями валютных курсов, нестабильностью национальной денежной единицы. Существенное условие договора о товарообменных операциях – оценка товаров (услуг), необходимая для эквивалентности (равнозначности) обмена.

В развитии встречной торговли чаще всего заинтересованы предприниматели  из развивающихся стран. Для них  характерно стремление включить в список поставляемых товаров ту продукцию, которую они не могут выгодно  реализовать на внутреннем рынке. Встречная  торговля может быть также использована в качестве механизма финансирования в тех случаях, когда выручка, полученная от экспорта товаров в рамках соглашения по встречной торговле, предназначается для финансирования централизованного импорта. Экономическое развитие любой страны первоначально основывается на глобальных поставках продукции, ввозимой из-за рубежа. Эта практика особенно характерна для развивающихся стран, сталкивающихся с проблемой нехватки иностранной конвертируемой валюты для оплаты импорта товаров.

Указом Президента РФ от 18 августа 1996г. № 1209 «О государственном  регулировании внешнеторговых бартерных  сделок» бартерные операции отнесены к разновидности договора мены. Данным нормативным актом установлены  обязательные требования к оформлению товарообменных (бартерных) контрактов. Они совершаются в простой  письменной форме путем заключения двустороннего договора мены, который  должен соответствовать следующим  параметрам:

- договор должен иметь дату и номер;

- договор должен быть оформлен в виде одного документа (за исключением бартерных сделок, заключаемых в счет выполнения международных соглашений, - в этом случае допускается оформление договора в виде нескольких документов, в которых должны содержаться сведения, позволяющие отнести договор к конкретному соглашению, а также установить взаимосвязь этих документов в целях определения условий исполнения бартерной сделки);

- в договоре должны быть определены:

а) номенклатура, количество, качество, цена товара по каждой товарной позиции, сроки и условия экспорта, импорта товаров;

б) перечень работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, их стоимость, сроки выполнения работ, момент предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

в) перечень документов, предоставляемых российскому лицу для подтверждения факта выполнения работ, предоставления услуг и прав на результаты интеллектуальной деятельности;

г) порядок удовлетворения претензий в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения сторонами условий договора.

Полномочия таможенных органов  в данной области правоотношений осуществляются в процессе непосредственного  проведения таможенного оформления и таможенного контроля и ограничиваются следующим:

- обеспечение контроля  за выполнением российскими лицами  требований законодательства в  части регулирования бартерных  сделок;

- осуществление автоматизированного  учета и контроля бартерных  сделок на основе паспортов  и информации таможенных органов  Российской Федерации о перемещении  через таможенную границу России  товаров в счет исполнения  бартерных сделок;

- проведение проверок  таможенными органами Российской  Федерации предполагаемых фактов  неисполнения норм действующего  законодательства и применение  мер воздействия к нарушителям;

- обмен информацией с  иными органами и агентами  валютного контроля.

Согласно ст. 44 Федерального закона от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» внешняя торговля товарами с использованием бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими договорами предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами. Если же обмен неравноценен, то одна из сторон обязана оплатить другой стороне разницу в стоимости перемещаемых товаров.

Базовым документом валютного  контроля при осуществлении товарообменных операций является паспорт бартерной  сделки, основанный на сведениях внешнеторгового  контракта. Он подписывается Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации. Бартерный характер сделки выражается в том, что экспортер берет на себя обязательство закупить товаров на сумму, эквивалентную стоимости его собственных поставок. Следует отметить, что ст. 45 Федерального закона от 08.12.2003г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» допускает и такое совершение товарообменных операций, при которых возможна частичная оплата товара. При этом, если внешнеторговая бартерная сделка осуществляется с частичным использованием денежных и (или) иных платежных средств, в паспорте сделки указываются сведения о платежах с использованием таких средств. Таможенные органы проверяют соответствие данных, содержащихся в паспорте сделки, условиям, заявленной в декларации на товары, внешнеторговом контракте и иных документах. Выпуск товаров не может быть произведен при установлении следующих обстоятельств:

- несоответствие сведений, содержащихся в представленных  документах, сведениям, указанным  в паспорте сделки;

- представление договора  мены, оформленного с нарушением  требований, установленных действующим  законодательством;

- представление паспорта  сделки и иных документов, используемых  при осуществлении контроля за  исполнением бартерных сделок, оформленных  с нарушениями установленных  требований.

Ввоз товаров на территорию страны долен быть осуществлен в  срок, установленный законодательством  Российской Федерации для осуществления  текущих валютных операций и исчисляемый  с даты фактического пересечения  экспортируемыми товарами российской таможенной границы. Превышение этого  срока допускается при условии  получения разрешения, выдаваемого  в порядке, определенном Правительством России.

При изменении условий  договора, устанавливающих обмен  товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, на условия, предусматривающие осуществление  расчетов в денежных или иных платежных средствах, российские лица обязаны обеспечивать возврат этих средств  в сумме, эквивалентной стоимости экспортированных товаров, на свои счета в уполномоченных банках.

Федеральная таможенная служба формирует общий массив сведений  о перемещении через таможенную границу товаров, работ, услуг в счет исполнения условий бартерных договоров, обеспечивает централизованную обработку информации, полученной от таможенных органов на местах, проводит ее анализ. В бухгалтерском учете бартерная операция отражается как экспортная и импортная операции. Производится зачет взаимных требований поставщика и покупателя.

В чем же состоят особенности  валютного контроля при совершении внешнеторговых бартерных операций? Во-первых, обязательным условием бартерного договора является равнозначность экспортируемых и импортируемых предметов сделки. Деятельность таможенных органов в этой связи нацелена на проверку соблюдения эквивалентности ввоза товаров, работ, услуг взамен фактического вывоза товаров, работ, услуг. В идеале валюта и валютные и валютные ценности через таможенную границу перемещаться не должны. Во-вторых, в механизме осуществления валютного контроля за бартерными операциями в качестве активных субъектов выступают лишь таможенные органы. Отсутствие в таких правоотношениях денежных средств предопределяют невозможность участия в них уполномоченных банков. В-третьих, невыполнение сторонами бартерного договора требований законодательства (в частности, неэквивалентность обмена) превращает данный вид контроля в валютный контроль за экспортом или импортом. Такая трансформация предполагает возврат денежных средств на счета в уполномоченных банках. Если же при этом будут выявлены нарушения законодательных норм, субъекты внешнеэкономической деятельности привлекаются к ответственности.

Итак, в современных условиях система валютного контроля является необходимой и оправданной. Она  дает возможность решить такие задачи, как укрепление валютно-финансового положения страны, поддержание на высоком  уровне ее платежеспособности и кредитоспособности, обеспечение поступления валюты из-за рубежа по внешнеэкономическому обороту, противодействие бегству капитала за границу, привлечение иностранного капитала, укрепление национальной валюты. Дальнейшие позитивные преобразования в экономике помогут решить проблему либерализации валютного контроля, расширения свободы внешнеэкономических связей.  

 

 2.4 Воздействие государственного валютного контроля на экономику России

 

В данном параграфе будут рассмотрены такие основные направления воздействия механизма государственного валютного контроля, как:

- воздействие на макроэкономическую ситуацию;

- влияние на поведение хозяйствующих субъектов;

- социальные последствия применения государственного валютного контроля.

Механизм воздействия  системы государственного валютного  контроля на макроэкономическую ситуацию является близкой аналогией воздействию  на последнюю количественных ограничений  импорта (квотирования). Последствия  для национальной экономики в  целом валютного контроля можно  представить как последствия  введения импортных квот, которые  распространены также и на предоставление кредитов за границу. Говорить о том, что импортная квота также  негативна, как и импортный тариф  не приходится, то же самое и с  валютным контролем: валютные ограничения  имеют отрицательный эффект, похожий  на действие единого налога на все  международные сделки.

Что касается влияния использования  государством валютного контроля на поведение отдельных хозяйствующих  субъектов, то можно отметить то, что  в условиях жесткого государственного валютного контроля предприятия  и организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, либо прекращают развивать данное направление, либо идут на нарушения государственного валютного законодательства. Это происходит вследствие снижения нормы прибыли из-за роста издержек обращения, снижения конкурентоспособности импортных товаров из-за повышения цен, отказа иностранных партнеров сотрудничать с отечественными фирмами из-за задержки платежей, вызванных прохождением административных процедурами государственного валютного контроля.

Относительно социальных последствий можно отметить, что  на практике различные режимы валютного  контроля сопровождается большими социальными  издержками. Чтобы получить право  покупать иностранную валюту, хозяйствующие  субъекты должны пройти процедуру подачи заявки и тем самым доказать, что  покупка валюты попадает в статью разрешенных категорий сделок. Так, импорт необходимых материалов для  предприятий, без которых они  работали бы не в полную мощность, относится  к разряду приоритетных при получении  права на покупку иностранной  валюты в отличие от импорта дополнительных предметов потребления или вкладов  на депозиты в иностранных частных  банках.

Информация о работе Валютный контроль и валютное регулирование РФ