Валютный контроль и валютное регулирование РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2013 в 12:06, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является валютный контроль, осуществляемый таможенными органами РФ, как составная часть экономической безопасности страны. Объектом исследования выступает валютный контроль. Предметом исследования – валютный контроль РФ, осуществляемый таможенными органами.
Задачами исследования выступает изучение:
- понятия, целей и принципов валютного контроля;
- органов, осуществляющих валютный контроль;
- осуществления валютного контроля при экспорте товаров;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1 Валютный контроль: основное содержание…………………………………..5
Понятие, цели и принципы валютного контроля…………………………5
Органы, осуществляющие валютный контроль…………………………13
Механизм валютного контроля в сфере внешнеэкономической деятельности в России………………………………………………………19
Осуществление валютного контроля при экспорте товаров……………19
Валютный контроль импортных операций………………………………24
Особенности валютного контроля при осуществлении бартерных операций……………………………………………………………………28
Воздействие государственного валютного контроля на экономику России………………………………………………………………………33
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...41

Вложенные файлы: 1 файл

Валютный контроль курсовая.docx

— 67.49 Кб (Скачать файл)

- перевод нерезидентом  валюты РФ, внутренних и внешних  ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Таким образом, органами валютного контроля являются Центральный банк Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 МЕХАНИЗМ ВАЛЮТНОГО  КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

 

2.1 Осуществление валютного контроля при экспорте товаров

 

Валютный контроль за экспортом  товаров действует в России с 1994г. На основании Федерального закона от 10.12.2003г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» он был введен совместной Инструкцией ГТК России и ЦБ России «О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров». Инструкция вступила в действие с 1 марта 1994г., и ее положения коснулись всей номенклатуры товаров с расчетами в иностранной валюте независимо от даты заключения контрактов.

Необходимость введения данного  института была продиктована рядом  факторов, среди которых утечка капитала за границу, «долларизация» и развитие теневого сектора экономики. В 1992-1993гг. потери России от незаконченных валютных операций составили 15-20 млрд долл. США в год. При этом большая часть нарушений пришлась на сокрытие валютной выручки от экспорта.

Механизм валютного контроля при экспорте товаров предполагает активное взаимодействие трех категорий  субъектов:

- юридического лица-экспортера;

- уполномоченного банка;

- таможенного органа.

При этом валютный контроль основан на сопоставлении информации об общей фактической стоимости  по экспортному контракту, дате перемещения груза, сроках оплаты. Такие сведения передаются экспортером в таможенный орган и уполномоченный банк.

Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической деятельности на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.

Основной документ валютного  контроля – паспорт экспортной сделки. Информация, содержащаяся в нем, должна полностью соответствовать условиям внешнеторгового контракта. С подписанием  паспорта сделки экспортер принимает  на себя ответственность за полное соответствие сведений, приведенных  в паспорте сделки, условиям контракта, на основании которого был составлен  паспорт, а также за зачисление в  полном объеме и в установленные  сроки выручки от экспорта товаров  по внешнеторговому контракту. Паспорт  сделки не оформляется, если сумма по внешнеторговому контракту не превышает  в эквиваленте 5000 долл. США.

На каждый внешнеторговый контракт оформляется один паспорт  сделки в двух экземплярах, который  содержит реквизиты уполномоченного  банка, экспортера, иностранного контрагента; условия контракта. Паспорт сделки подписывается лицом, имеющим право первой подписи по учету экспортера в банке, и скрепляется печатью. От имени банка паспорт сделки подписывается одним из его ответственных лиц, обладающих необходимыми полномочиями. Такой факт подписания данного документа означает, что «банк принял внешнеторговый контракт, на который был составлен паспорт, на расчетное обслуживание и изъявил согласие на осуществление контроля за поступлением валютной выручки от экспорта товаров по данному контракту». Один экземпляр находится у экспортера, а другой – остается в уполномоченном банке и служит основанием для открытия досье по паспорту сделки.

Досье представляет собой  совокупность документов, необходимых  для валютного контроля. Его формирует  банк.

Помимо паспорта сделки, в досье включаются обосновывающие документы: справки о валютных операциях, о расчетах через счета за рубежом, о поступлении валюты Российской Федерации; документы, подтверждающие исполнение обязательств иным способом; заявление и иные документы. Вместе с тем уполномоченный банк ведет в электронном виде базу данных по валютным операциям с отражением в ней такой информации, как: номер счета субъекта внешнеэкономической деятельности, дата совершения валютной операции и сумма по ней, номер паспорта сделки и др. На него возложен учет валютных операций и контроль за их проведением.

При осуществлении функций  валютного контроля должностные  лица таможенных органов осуществляют:

- проверку наличия документов, необходимых для целей валютного контроля;

- проверку соответствия условий внешнеэкономических договоров (сделок) и иных документов, на основании которых производится таможенное оформление, требованиям валютного законодательства Российской Федерации и правовым актам, а также законодательства в области регулирования внешнеторговых бартерных сделок;

- проверку соблюдения порядка оформления паспорта сделки, представленного при таможенном оформлении;

- проверку соответствия сведений, заявленных в таможенной декларации, информации, содержащейся в документах, представленных для осуществления валютного контроля.

На данном этапе таможенными  органами могут быть выявлены сведения о предлагаемых нарушениях валютного  законодательства, в том числе  не входящих в компетенцию таможенных органов. Данная стадия имеет место  только в случае совершения неправомерных  действий субъектами внешнеэкономической  деятельности и связана с институтом административной ответственности. Лица, допустившие нарушения положений валютного законодательства, отвечают за них на основании норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При совершении экспортной операции агенты валютного контроля обращают внимание и на срок поступления  валютной выручки. Следует отметить, что ранее такой срок составлял 90 дней с даты фактического их вывоза. В настоящее время субъект  внешнеэкономической деятельности может предусмотреть во внешнеторговом контракте и более длительный срок возврата денежных средств. Однако при этом он должен обеспечить поступление  валютной выручки в течение этого  периода времени. А таможенный орган  подтверждает дату фактического вывоза товаров за границу. В некоторых  случаях при отсрочке платежа  применяется такое валютное ограничение, как резервирование, т.е. предварительное  внесение резидентом и нерезидентом, инициирующим проведение валютной операции, на специальный счет в уполномоченном банке денежной суммы заранее  установленного размера на установленный срок.

Итак, валютная выручка в  срок, заявленный экспортером, в полном объеме должна быть зачислена на его  валютный счет в уполномоченном банке. После этого не позднее, через  семь рабочих дней часть валютной выручки подлежит обязательной продаже  на внутреннем рынке. Согласно ст. 21 Закона этот размер не может превышать 30%. В  настоящее время он равен 0%.

Законодателем установлены  и случаи, когда субъекты внешнеэкономической  деятельности имеют право не зачислять  на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранную или российскую валюту:

- при зачислении валютной выручки на счета юридических лиц – резидентов или третьих лиц в банках за пределами территории Российской Федерации – в целях исполнения обязательств юридических лиц – резидентов по кредитным договорам и договорам займа с организациями-нерезидентами, являющимися агентами правительств иностранных государств, а также по кредитным договорам и договорам займа, заключенным с резидентами государств-членов Организации экономического сотрудничества и развития или Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием «грязных» денег на срок выше двух лет;

- при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов резидентов, связанных с сооружением резидентами объектов на территориях иностранных государств, - на период строительства, по окончании которого оставшиеся средства подлежат переводу на счета резидентов, открытые в уполномоченных банках;

- при использовании иностранной валюты, получаемой резидентами от проведения выставок, спортивных, культурных и иных аналогичных мероприятий за пределами территории Российской Федерации, для покрытия расходов по их проведению – на период проведения этих мероприятий;

- при проведении зачета встречных требований по обязательствам между осуществляющими рыбный промысел за пределами таможенной территории Российской Федерации резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами российской таможенной территории услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям), а также между транспортными организациями – резидентами и нерезидентами, оказывающими за пределами таможенной территории Российской Федерации услуги указанным резидентам по заключенным с ними агентским договорам (соглашениям);

- при проведении зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров перестрахования или договоров по оказанию услуг, связанных с заключением и исполнением договоров перестрахования, между нерезидентом и резидентом, являющимися страховыми организациями или страховыми брокерами.

Институт валютного контроля в таможенных правоотношениях не может обойтись без обсуждения такой  проблемы, как либерализация его системы. Установление жесткой схемы деятельности предприятий-экспортеров в известной мере ограничивает свободу внешнеторговых связей. С 1 января 2007г. была запланирована отмена обязательной части продажи валютной выручки, что позволит субъектам внешнеэкономической деятельности получить более широкие возможности для расширения экспортно-импортных операций. Однако снижение норматива продажи обязательной части валютной выручки до 0% произошло уже в мае 2006г. Будущее российского валютного рынка, безусловно, зависит от того, насколько взвешенной и сбалансированной является финансовая и денежно-кредитная политика государства, насколько она будет обеспечивать доверие к российскому рублю как внутри страны, так и за ее пределами.

Таким образом, целью валютного  контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия выручки: денежных средств в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Итак, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки  от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической  деятельности на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке.

 

           2.2 Валютный контроль при импорте товаров

 

Валютный контроль при  осуществлении импортных операций в целом осуществляется по такой  же схеме, как и экспортный валютный контроль. Модель деятельности предприятия-импортера  выглядит так: заключение импортного внешнеторгового  контракта – перечисление денежных средств в счет оплаты – ввоз товара в страну.

Валютный контроль при  применении режима выпуска для внутреннего  потребления преследует цель возведения барьеров на пути утечки капитала за рубеж, которая негативно воздействует на денежно-кредитную систему России. Масштабность валютного контроля при ввозе товаров на территорию Росси очевидна, так как число предприятий-импортеров значительно превосходит количество субъектов внешнеэкономической деятельности, занимающихся экспортом грузов.

Валютный контроль при  импорте применяется при помещении  товаров под следующие таможенные режимы: выпуск для внутреннего потребления, реимпорт, таможенный склад, беспошлинная торговля, переработка на таможенной территории и под таможенным контролем, временный ввоз, свободная таможенная зона, свободный склад, отказ в  пользу государства, уничтожение, реэкспорт.

По каждому заключенному внешнеторговому контракту импортер составляет паспорт импортной сделки. Он содержит сведения из договора, предусматривающего оплату в валюте или валютных ценностях (например, в векселях) ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров. Банк импортера осуществляет  платежи  по контракту только после подписания им паспорта импортной сделки. Уполномоченный банк может отказать в таком подписании в случаях, если:

- данные, содержащиеся в  контракте, не соответствуют сведениям,  указанным в паспорте импортной  сделки;

- паспорт сделки оформлен  с нарушением условий, установленных  действующим законодательством  (например, в контракте предусмотрена  оплата товара наличными денежными  средствами);

- импортером представлен  не весь пакет необходимых документов (необходимы два экземпляра паспорта сделки, внешнеторговый контракт, разрешение  на осуществление валютных операций, если такие разрешения требуются).

С подписанием паспорта сделки импортер принимает на себя ответственность  перед агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных  в этом документе, условиям внешнеторгового контракта, в том числе за поставку в Россию импортных товаров в установленные сроки или возврат суммы, перечисленной в качестве предоплаты или аванса по договору. Достаточность и надежность обеспечения соблюдения таких условий оцениваются уполномоченным банком самостоятельно на свой страх и риск.

Информация о работе Валютный контроль и валютное регулирование РФ