Эксплуатация дорожного покрытия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 12:29, реферат

Краткое описание

Значительные перемены произошли и в технологии строительства дорог с асфальтобетонными покрытиями. Новые асфальтоукладчики позволяют обеспечивать более высокую степень предварительного уплотнения асфальтобетонных смесей, что не только снижает затраты на их дальнейшее уплотнение, но и улучшения качества покрытия. Асфальтоукладчики оснащены автоматическими системами обеспечения продольного и поперечного профиля и блокировки привода хода и рабочих органов.

Содержание

Введение.
1.Общее положение.
2.Устройство дорожного покрытия.
3. Эксплуатация дорожного покрытия.
4. Классификация дорожного покрытия.
4.1.Покрытия, построенные с применением органических вяжущих материалов.
4.2. Асфальтобетонные и дегтебетонные покрытия.
4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные и гравийные покрытия.
4.4.Цементобетонные покрытия.
4.5. Мостовые.
4.6.Гравийные покрытия.
4.7.Щебеночные покрытия.
5.Конструктивные слои дорожной одежды.
Заключение.
Список использованных информационных источников.

Вложенные файлы: 1 файл

дороги.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)

Содержание. 

 

Введение.

1.Общее положение.

2.Устройство дорожного  покрытия.

3. Эксплуатация дорожного  покрытия.

4. Классификация дорожного  покрытия.

4.1.Покрытия, построенные  с применением органических вяжущих  материалов.

4.2. Асфальтобетонные  и дегтебетонные покрытия.

4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные  и гравийные покрытия.

4.4.Цементобетонные покрытия.

4.5. Мостовые.

4.6.Гравийные покрытия.

4.7.Щебеночные покрытия.

5.Конструктивные слои  дорожной одежды.

Заключение.

Список использованных информационных источников.

 

  

 

Введение. 

 

Автомобильные дороги имеют  важное экономическое, социальное и  оборонное значение для страны. Состояние  дорожного хозяйства – один из важнейших показателей, характеризующих  уровень развития производительных сил общества.

Густая сеть автомобильных дорог, соответствующая требованиям транспортных потоков, дает возможность рационально перевозить грузы и пассажиров, вовлекает в хозяйственный оборот ресурсы отдельных районов, создает условия для экономии общественного времени.

Рост грузоподъемности и скоростей движения автомобилей требует непрерывного развития дорожной сети, совершенствования конструкций дорожных одежд. Несоответствие состояния дороги требованиям транспортного потока снижает скорость движения, увеличивает изнашивание автомобилей и затраты на их ремонт, повышает расход топлива и изнашивание шин, способствует росту количества дорожно-транспортных происшествий.

 

  

 

1.   Общее положение. 

 

Строительство автомобильной  дороги состоит из технологических  процессов, выполняемых в определенной последовательности и требующих больших затрат материальных и трудовых ресурсов. Снижение этих затрат может быть достигнуто широким внедрением комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

В области комплексной  механизации и автоматизации произошли значительные перемены. Так, на строительстве дорог с цементобетонным покрытием была внедрена новая технология устройства покрытия в скользящей опалубке, которая почти полностью заменила технологию устройства покрытия в стационарной опалубке, что позволило в несколько раз увеличить темпы строительства, снизить трудозатраты и значительно повысить эксплуатационные качества дорог. Внедрение этой технологии стало возможным благодаря созданию нового комплекта машин  со скользящей опалубкой. Все машины этого комплекта оснащены системами автоматики. Для обеспечения комплекта машин дорожно-строительными  материалами созданы новые высокопроизводительные цементобетонные заводы и грунтомесительные установки.

Значительные перемены произошли и в технологии строительства дорог с асфальтобетонными покрытиями. Новые асфальтоукладчики позволяют обеспечивать более высокую степень предварительного уплотнения асфальтобетонных смесей, что не только снижает затраты на их дальнейшее уплотнение, но и улучшения качества покрытия. Асфальтоукладчики оснащены автоматическими системами обеспечения продольного и поперечного профиля и блокировки привода хода и рабочих органов.

 

 

 

2.Устройство дорожного покрытия  

 

Автомобильные дороги состоят  из земляного полотна с искусственными сооружениями, проезжей части и обочин. Устойчивость земляного полотна достигается укладкой его из прочных грунтов и устройствами для отвода поверхностных и грунтовых вод.

Ширина земляного полотна  складывается из ширины проезжей части  и ее двух обочин.

Проезжая часть дороги покрывается дорожной одеждой. Дорожная одежда выполняется в один или  несколько конструктивных слоев. Многослойная дорожная одежда устраивается, как  правило, на постоянных дорогах и  имеет следующие основные конструктивные слои:

Покрытие – верхний  слой дорожной одежды, который в  свою очередь состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.

Основание – несущая  часть дорожной одежды, обеспечивающая совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.

Дополнительный слой основания – нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняющий  наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозо-защитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.

Материалами для основания  служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими веществами, а  для дополнительного слоя – крупнозернистый  песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.

 

 

 

3. Эксплуатация дорожного покрытия.  

 

 

      Прочность дорожной одежды  достигается восстановлением слоя  износа, ровность – ликвидацией  неровностей, сцепление колес  с покрытием – удалением снега  и грязи, посыпка песком, мелким щебнем и т.д. Обеспыливание производится обработкой покрытий черными вяжущими веществами (битум, дорожный деготь) и пылесвязывающими материалами. Ровность покрытия определяет скорость движения автомобилей.

В весеннее-осенний период важным является поддержание поперечного профиля земляного полотна, обеспечивающего сток воды по водоотливным сооружения Переменные нагрузки от колес с различной интенсивностью движения вызывают волны и сдвиги на покрытии. В летний период важное значение имеет предотвращение пыли на дорогах, т.к. пыль ухудшает условия работы водителей и повышает износ автомобилей.

В целях обеспыливания  рекомендуется обработка разливом пылесвязывающего вещества, на предварительно выровненную сухую поверхность  покрытия поливочными машинами. Расход пылесвязывающих веществ составляет 0,5-1,5 л на 1 м2 покрытия, а продолжительность обеспыливания 15-100 суток в зависимости от типа материала.

В зимний период особое значение имеют работы по очистке дорог  от снега и борьба с гололедицей. Причем необходимо обеспечить коэффициент сцепления колес с дорогой не менее 0,3. Уборка выпавшего снега осуществляется бульдозерами, грейдерами, снегоочистителями, из которых роторные и фрезерно-роторные наиболее эффективны, т.к. способны разрабатывать слежавшиеся массы снега. Борьба с оледенением осуществляется рассыпкой сыпучих материалов (песка, золы, котельного шлака, гравия и т.д.) с примерным расходом материалов – 0,1-0,4 м3 на 1000 м2 покрытия или обработкой химическими веществами, разрушающими кристаллическую структуру льда (поваренная соль, хлористый кальций и т.д. в составе 50 г/л) с расходом раствора – 120-200 л/м2 (для предупреждения коррозии машин и механизмов в растворы вводятся до 7% антикоррозийных добавок).

К текущему ремонту относятся работы по предупреждению и устранению мелких повреждений дороги и дорожных сооружений: заделка трещин и выбоин, исправления просадок, засыпка выбоин, профилирование дороги, исправление повреждений земляного полотна, 

очистка дорог от грязи  и т.д.

Средний ремонт проводится 1-2 раза в год и включает в себя работы по ликвидации износа дороги: поверхностная обработка асфальтобетонных, черных, щебеночных и гравийных покрытий, замена отдельных плит, выравнивание покрытий с добавлением щебня или гравия, поверхностная обработка дороги. 

 

4. Классификация дорожного покрытия

4.1.Покрытия, построенные с применением органических вяжущих материалов       

 С применением органических вяжущих материалов устраивают усовершенствованные покрытия как облегченного, так и капитального типов. Усовершенствованные покрытия облегченного типа устраивают на дорогах, имеющих интенсивность движения от 500 до 3000 авт./сут. Наибольшее распространение получили усовершенствованные покрытия облегченного типа, устроенные по способу поверхностной обработки, пропитки или смешения. Они имеют ровную   нескользкую   и   беспыльную поверхность, допускающую движение автомобилей с повышенными скоростями. Конструкция их обеспечивает движение автомобилей большой грузоподъемности в течение всего года.       

 Поверхностная обработка. Поверхностную  обработку устраивают для создания  на покрытии коврика из мелкодробленного  каменного материала, обработанного  битумом. Такой коврик предохраняет  покрытие от износа, повышает  шероховатость, ровность и водоустойчивость дорожной одежды. Шероховатую поверхностную обработку устраивают как при строительстве новых одежд, так и при восстановлении шероховатости на изношенной скользкой поверхности существующих покрытий. Устройство поверхностной обработки в первую очередь необходимо предусматривать на следующих участках: на спусках, на горизонтальных кривых малого радиуса, на пересечениях в одном уровне, а также на подходах к этим участкам на расстоянии не менее 50—100 м и на других трудных участках дороги.        

 В зависимости от назначения поверхностная обработка может быть одиночной или двойной. 

 

 

  

4.2. Асфальтобетонные и дегтебетонные покрытия. 

 

 

        Асфальтобетонные  и дегтебетонные покрытия относят  к усовершенствованным покрытиям  капитального типа, их устраивают на дорогах I, II, III категорий при интенсивности движения более 3000 автомобилей в сутки. Эти покрытия устраивают из горячих, теплых и холодных асфальтобетонных или дегтебетонных смесей, приготавливаемых в установках. Асфальтобетоны в зависимости от вида каменного материала подразделяются на щебеночные, состоящие из щебня, песка, минерального порошка и битума; гравийные, состоящие из гравия, песка или гравийно-песчаного материала, минерального порошка и битума; песчаные, состоящие из песка, минерального порошка и битума.     

 Асфальтобетонные покрытия  устраивают однослойными и двухслойными  на каменных и бетонных основаниях. Для лучшего сцелления с асфальтобетоном  каменные основания обрабатывают  битумными или дегтевыми материалами.  Количество и толщину слоев устанавливают обычно по конструктивным и экономическим соображениям и проверяют расчетом на прочность.     

 К недостаткам асфальтобетонных  покрытий следует отнести их  темный цвет, создающий высокое  светопоглощение, что может явиться  причиной аварий в вечерние часы. При строительстве асфальтобетонных покрытий возможно применение осветителя, в результате чего достигается увеличение яркости покрытия в ночное время и повышение его рефлектирующей способности. С этой целью для приготовления асфальтобетонной смеси используют светлый естественный или искусственный щебень.     

 Осветление асфальтобетонного  покрытия возможно путем поверхностной'  обработки с устройством слоя  износа из светлых материалов.      

 Устройство слоя  с использованием светлых материалов  может производиться путем втапливания светлого материала а недоуплотненный асфальтобетон с последующим доуплотнением или приклеиванием светлого материала к поверхности асфальтобетонного покрытия с помощью мастик     

 Изменение цвета  дорожного покрытия с чередованием раскраски уменьшает утомляемость водителя на участках с однообразным ландшафтом, повышает внимание водителя и помогает лучше ориентироваться. Для устройства таких покрытий используют цветные пластбетоны, которые представляют собой уплотненную смесь щебня, песка, минерального порошка, красителя пигмента и вяжущего, взятых в определенных соотношениях. 

 

4.3.Грунтовые дороги. Щебеночные и гравийные покрытия 

 

 

    Грунтовые дороги. Грунтовыми  называют дороги, устроенные из  естественного грунта и грунта, укрепленного добавками других материалов. Поверхности дороги придают выпуклый профиль, для создания которого используют привозной грунт или грунт, полученный при устройстве водоотводных канав.    

 В зависимости от свойств  грунта дорога обладает большей  или меньшей устойчивостью, а следовательно, и проезжаемостью. Хорошо содержащаяся грунтовая дорога в сухое время года обеспечивает проезд автомобилей с достаточными скоростями. Большим недостатком грунтовых дорог является их пылимость. В период осенней и весенней распутицы в связи с переувлажнением грунта и потерей несущей способности грунтовые дороги становятся непроезжаемыми, так как под воздействием колес автомобилей образуются  глубокие колеи,  выбоины и ухабы.

Для улучшения проезжаемости грунтовые  дороги укрепляют добавками. Наблюдения показывают, что грунты, обладающие крупнозернистым скелетом с содержанием крупнопесчаных и гравийных частиц 45—75% и глинистых — 6—12%, не размокают и не теряют своей несущей способности даже при значительном увлажнении. Такой состав грунта называется оптимальным.       

 Если естественный грунт  проезжей части дороги по своему  составу  отличается  от оптимальной  смеси,  к  нему добавляют недостающие частицы и доводят до оптимального состава. При введении добавок в естественный грунт должно быть обеспечено хорошее перемешивание, тщательное профилирование и уплотнение.        

 Улучшенные грунтовые  дороги хорошо сохраняют профиль  и обеспечивают проезд при  интенсивности движения до 100 автомобилей  в сутки. При более интенсивном движении поверхность дороги деформируется и требует усиленных работ по профилированию. Движение автомобилей большой грузоподъемности улучшенные грунтовые дороги не выдерживают. Профилирование (утюжку) грунтовых дорог необходимо выполнять систематически, в особенности после дождей.        

 Более надежно повысить  водоустойчивость грунтов и их  связность можно введением добавок  минеральных (цемента, извести)  и органических (битумов, дегтей) вяжущих материалов. Наиболее пригодны для обработки добавками вяжущих материалов супесчаные грунты и грунты оптимального гранулометрического состава. Обработанные добавками грунты становятся устойчивыми и их применяют для устройства покрытий при интенсивности движения до 500 авт /сут. 

 

 

         

4.4.Цементобетонные покрытия. 

Информация о работе Эксплуатация дорожного покрытия