Формирование общественного центра

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 10:51, реферат

Краткое описание

Территория городов подразделяется на селитебные (жилые) и внеселитебные районы. В селитебных районах помимо жилых домов располагаются учреждения культурно-бытового и коммунального обслуживания, территории для отдыха и инженерной инфраструктуры. Во внеселитебных районах сконцентрированы промышленные предприятия, объекты административно-хозяйственных и коммунальных служб, дорожного хозяйства и т.п.

Содержание

Введение 3
Формирование общественного центра 4
Планировочная структура городского центра 9
Складская зона 10
Оценка территории 11
Заключение 14
Список использованной литературы 16

Вложенные файлы: 1 файл

градостроительствоf.docx

— 37.11 Кб (Скачать файл)

С ростом города структура общественного центра усложняется. В ряде случаев возникает необходимость вынесения элементов городского центра (торговых, спортивных, медицинских учреждений и комплексов) за границу города для межселенного обслуживания. Особенно это характерно для городов – центров агломераций и для больших и средних городов – центров местных систем расселения.

 

Складская зона

 

Склаская зона занимает около 1,5-2 % территории города. К размещению складской зоны предъявляются требования минимизации внутригородских грузопотоков и рационального использования территории. Складское хозяйства состоит из складов нескольких отраслевых групп (промышленных, торговых, строительных, топливных и т.д.). Основной планировки является зонирование территории, выделяют зону складов (хранения грузов), транспортную зону (для приема, отправки грузов, а также перегрузки с одного вида транспорта на другой), зоны производственного, бытового обслуживания и санитарно-защитную.

Складскую зону приближают к пересечению основных транспортных магистралей городского и межселенного значения. Рационально размещение в системе внешних транспортно-коммуникационных узлов и на примыкающей к промышленным районам территории для уменьшения грузопотоков в городе, вредного воздействия на окружающую среду и снижению затрат на строительство и эксплуатацию.

 

Оценка территории

 

Функциональная оценка территории выражается через стоимость существующих объектов социальной инфраструктуры. Получается, что функциональное понятие приравнено к социальному. Это не совсем правомерно, так как социальное есть одно из многих функций города как места пребывания человеческой общности.

К числу главных составляющих комплексной оценки относится и композиционная, в свою очередь включающая затратную и рентную. Интересно, что рентная оценка учитывает дифференцированный доход предприятий города, возникающий за счет лучшего и благоприятного территориального расположения. В этом случае, отметим, что данное положение относится только к предприятиям сферы обслуживания и торговли городского подчинения. Хотя строго говоря, такая рента возникает не всегда, особенно в рыночной экономике (в данном случае рента называется дополнительным доходом предприятия или «гудвилл»). Это объясняется совершенно другими условиями: лучшим обслуживанием, рекламой, качеством товаров, низкими ценами и другими факторами. Лучшее территориальное расположение в этом случае играет далеко не ведущую роль.

Рассмотрим предлагаемые основные принципы оценки городских территорий.

Городская территория - это ресурс, обусловленный особыми свойствами городского пространства, обеспечивающий ускорение прогрессивных тенденций развития производственных сил воспроизводства населения. Поэтому плата за территорию, должна способствовать этому процессу и служить мерой оценки достигнутого.

Оценка земельного участка зависит от вида функционального использования территории, так как один и тот же участок может оказаться благоприятной для размещения промышленных предприятий и неблагоприятной для размещения других функций. Это является основным различием между ценой земельного участка для размещения производственного или жилого объекта.

Что касается формирования величины (стартовой) ставки платы, то  предлагается следующее. Стартовая величина платы за землю, назначаемая административным способом, определяется по уже существующим арендаторам, т.е. определяемым по ним финансовой емкости территории и занимаемой ими территории с учетом их качественных различий. При этом, на первом этапе формирования ставок земельной платы, помимо дифференцированного подхода с самим земельным участком, который является концентрированным выражением экономических факторов, необходимо учитывать уровень платежеспособности землепользователей. Хотя последнее, справедливо только до формирования рыночных механизмов цен.

Напрашивается вывод, что предлагаемый способ формирования ставки платежа страдает существенным недостатком: плановым волюнтаризмом при расчете величины ставки. Это обуславливается тем, что ранее эти решения диктовались плановым развитием (генеральные схемы и т.д.). Никакие отступления от плана не приветствовались (административно-командная система планового социализма), стало быть, гибкость в развитии была невозможна. В рыночной экономике директивное управление нереально, хотя есть удачные примеры индикативного (прогнозного) управления: Франция, Япония. Раньше планы долгосрочного развития составлялись на 10-15 лет вперед, сегодня они отстают от современного положения на этот же срок (если не больше).

Надо сказать, что часто апробируются различные оценки результатов такого планирования, например эффективности использования территории или насыщенности застройки. В качестве комплексного показателя эффективности застройки предлагается коэффициент использования совместного потенциала территории - Коп = (В/П)/(С/Г). Он состоит из:

В - валовый продукт предприятия в сопоставимых ценах;

П - полезная (технологическая) площадь предприятия;

С - стоимость застройки предприятия, промузла, района;

Г - территория (зона влияния) предприятия в границах генерального плана;

В/П - эффективность концентрации валового продукта на технологических площадях (отраслевой срез);

С/Г - эффективность застройки городских районов объектами производственного назначения (территориальный срез).

Для подтверждения приведенной формулы приводится пример, что «в условиях интенсивного развития (В/П) изменяется более быстрыми темпами, чем (С/Г). При сравнении трех смежных районов города Хабаровска: Краснофлотский, Кировский, Железнодорожный, наилучшее соотношение (В/П) наблюдается у Кировского района. Это самая компактная в городе производственная система». Предполагается, что «самые лучшие показатели будут у тех систем, которые наиболее эффективно используют имеющиеся территории, технологические площади и связи между ними на основе кооперирования функций».

 

Заключение

 

Общественная жизнь города связана с формированием системы учреждений и центров культурно-бытового обслуживания. По функциональному содержанию общественные центры могут быть многофункциональными и специализированными (медицинские, учебные, спортивные и др.). Многофункциональность характерна для всех центров, обеспечивающих комплексное обслуживание различных территориальных единиц города - жилых районов, зон труда и отдыха. Наиболее многофункционален общественный центр города.

Территория городского центра разделяется на функциональные зоны, соответствующие однородным группам учреждений. Как правило, выделяются зоны учреждений административного, культурно-просветительного и торгового назначения. Кроме участков общественных зданий, в состав городского центра входят озелененные территории, площади, пешеходные пути, проезды и стоянки. Размеры территории центра значительно различаются в зависимости от состава объектов, характера планировки и застройки. Площадь городского центра определяется из расчета 3-5 м2на 1 жителя.

Общие требования к плакировке центра: удобная связь с селитебной зоной, размещение основных объектов в доступности не более 200 м от остановок общественного транспорта, изоляция от транзитного движения, организация пешеходных путей, связывающих все функциональные зоны и элементы центра.

В планировочной структуре общегородских центров различают компактные, линейные и расчлененные схемы. Компактность характерна для центров малых и средних городов, а также для центров жилых районов и микрорайонов. Компактная и линейная схемы осуществляются следующими приемами:

- площадь или система площадей  простой или сложной формы, плоские  или с несколькими уровнями, пересеченные  пандусами, ступенями, подпорными стенками;

- главная улица города с магазинами, культурно-зрелищными и административными учреждениями.

В городах имеет смысл создание непрерывности общественных центров, разветвленного охвата ими всей жилой застройки. Такой композиционный прием позволяет сконцентрировать вдоль пешеходных путей все виды обслуживания населения. Для обеспечения удобства посетителей и транспортного обслуживания общественные центры городского значения должны размещаться вблизи магистралей городского и районного значения.

Медицинский центр целесообразно размещать у внешних границ селитебной территории в благоприятных ландшафтных условиях.

Размещение учебного центра допустимо как в комплексе с общегородским центром, научно-исследовательскими институтами, так и в роли самостоятельного структурного элемента города.

                      

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Аникин В.И. Архитектурное проектирование жилых районов. – М.: «Высшая школа», 1987.
  2. Бирюков Л.Е. Основы планировки и благоустройства населенных мест и промышленных территорий. - М.: «Высшая школа», 1987.
  3. Лавров В.А. Город и его общественный центр. – М.: 1964.
  4. Лазарев А.А. Основы градостроительства. - М.: 2005.
  5. Линч К. Современная форма в градостроительстве. – М.: «Стройиздат», 1986.
  6. Петерс Е.В. Градостроительство и планирование населенных мест. – Кемерово, 2005.
  7. Сосновский В.А. Планировка городов. - М.: «Высшая школа», 1988.

 

 

 


Информация о работе Формирование общественного центра