Управление муниципальной недвижимостью

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2013 в 13:20, реферат

Краткое описание

Недвижимость составляет значительную часть государственной и муниципальной собственности, а управление недвижимостью является относительно новым для России видом деятельности.
Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1.Понятие муниципальной собственности………………………………4
Глава 2. Система управления муниципальной собственностью…………….12
Заключение……………………………………………………………………….21
Список используемой литературы……………………………………………..23

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат Правовые основы упр недв.docx

— 39.02 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

Казанский государственный  архитектурно-строительный университет

 

 

 

Кафедра экономики 

и предпринимательства 

в строительстве

 

 

 

 

 

 

Реферат  на тему:

«Управление муниципальной  недвижимостью»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент гр.8ЭН502

Курманаева Л.Э.

Проверил Матвеева Е.С.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1.Понятие муниципальной собственности………………………………4

Глава 2. Система управления муниципальной собственностью…………….12

Заключение……………………………………………………………………….21

Список используемой литературы……………………………………………..23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В последнее время одной из самых  актуальных считается проблема повышения  эффективности системы управления экономикой, в том числе и сферы  управления недвижимым имуществом. Эту  сферу муниципальные органы имеют  возможность регулировать непосредственно.

         Недвижимость составляет значительную часть государственной и муниципальной собственности, а управление недвижимостью является относительно новым для России видом деятельности.

Управление муниципальной собственностью представляет собой деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления по владению, пользованию и распоряжению объектами муниципальной собственности в целях максимального обеспечения социально значимыми услугами населения муниципального образования и осуществляемая в форме принятия нормативно-правовых актов, организации их осуществления и контроля за их исполнением.

Исследование мирового опыта муниципального управления показывает, что многообразие муниципальных систем обусловлено  особенностями исторического, регионального  и политического характера различных  стран. Изучение этих особенностей является важным при анализе различных  моделей управления собственностью на уровне местных образований с  целью выбора наиболее приемлемых вариантов  для создания разнообразных муниципальных  систем в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Понятие муниципальной собственности

Муниципальная собственность - самостоятельная форма собственности, особый вид публичной (общественной) собственности, представляет собой  совокупность экономических отношений, возникающих между органами местного самоуправления (их представителями) в  процессе реализации ими социально-экономических  функций и иными субъектами экономической  деятельности и обеспечивающих условия  сохранения и воспроизводства объектов жизнеобеспечения муниципального образования  в целях удовлетворения приоритетных потребностей местного сообщества.

Муниципальная собственность - экономическая категория, ее статус и правосубъектность определяются установленными правилами, соответственно разграничивая экономический и юридический аспекты понятия "муниципальная собственность", необходимо подчеркнуть приоритет экономической природы данного феномена.

В настоящее время муниципальная  собственность занимает достойное  место в структуре форм собственности  Российской Федерации. Характерными особенностями  муниципальной собственности являются:

- непосредственная связь  данной собственности с интересами  местного сообщества;

- воплощение в ней особой  совокупности экономических отношений  между человеком и властью;

- отнесение ее к разновидности  публичной (общественной) собственности;

- муниципальная собственность  является основным инструментом  социальной защиты и поддержки  населения территории муниципального  образования.

Сущность и назначение муниципальной собственности предполагает, что целью управления является решение  вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения  жизнедеятельности населения муниципального образования. Субъекты, реализующие право владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, действуют в публичном интересе, установленном их предметами ведения, компетенцией и полномочиями.

Состояние объектов муниципальной  собственности и муниципальных  хозяйствующих субъектов целиком  на совести местных органов власти и управления.

Муниципальная собственность  является одним из важнейших элементов  современной экономической системы. Эта собственность включает в  себя широкую сеть объектов как хозяйственного, так и социально-бытового назначения, локализованную в рамках муниципального образования и являющуюся основой  территориальной воспроизводственной  системы. От уровня развития муниципальной  собственности, а также эффективности  использования её составляющих и  всей системы в целом во многом зависит качество жизни местного населения. При этом следует подчеркнуть, что процесс формирования муниципальной  собственности в муниципальных  образованиях России ещё не завершён. Территориальные, отраслевые особенности  муниципальной собственности, формы  использования её производственной, финансовой и социальной составляющей ещё не имеют устоявшихся проявлений, требуют изучения и оптимизации.

Муниципальная собственность  служит основой независимости и  самостоятельности местного самоуправления, инструментом социальной защиты и поддержки  населения территории. В России выполнение этих функций муниципальной собственности  приобретает особую значимость.

Несмотря на ту важную роль, которую играет муниципальная собственность как на федеральном уровне, так и на территориальном - эта форма собственности ещё недостаточно изучена.

Муниципальная собственность  представляет собой особую форму  собственности со специфической  структурой субъектов и объектов, присущими только ей характеристиками и противоречиями. Она имеет плюралистические проявления в силу ее двойственной природы, но вместе с тем вполне самостоятельна. Эта самостоятельность обусловлена ее особыми, только ей присущими, родовыми признаками, собственным положением в системе экономических отношений и закреплена юридически как особый сектор экономики. Социально-политическое предназначение муниципальной собственности в демократическом обществе диктует необходимость формирования, развития и использования ее в экономических отношениях современной России.

Важнейшей характеристикой  муниципальной собственности, как  экономического явления, следует считать  ее функциональное предназначение и  функциональные возможности. Содержание муниципальной собственности проявляется  в ее разнообразных, многочисленных функциях.

В системе отношений муниципальной  собственности следует различать  три группы функций: экономические  функции муниципальной собственности; функции социальные; управленческие функции.

Важнейшей экономической  функцией муниципальной собственности  является воспроизводственная. Воспроизводственная функция муниципальной собственности охватывает три взаимосвязанных процесса: воспроизводство материальных и нематериальных благ; воспроизводство человека и воспроизводство отношений собственности. Данная функция позволяет возобновлять производство многообразных материальных и нематериальных благ для удовлетворения потребностей индивидов, которые невозможно удовлетворить в одиночку. Она удерживает общественный сектор экономики на уровне муниципального образования в определённых экономических параметрах на базе обособившейся части национального богатства. Удовлетворение ряда потребностей отдельного индивидуума и исторически сложившегося сообщества, в том числе экономически, обеспечивается на базе муниципальной собственности.

Муниципальная собственность  участвует также в процессе воспроизводства  человека, как совокупного работника  данного территориального образования, создавая рекреационную среду: жилищный фонд, коммунально-бытовое обслуживание, образование, здравоохранение и  т.п. Муниципальная собственность  обеспечивает самовоспроизводство территории, как природной, так и среды обитания человека. Муниципальная собственность своими инструментами обеспечивает формирование оптимальной структуры экономики территориальных образований и, что крайне важно для современного этапа развития России, создания инфраструктуры как промышленного, так и социального назначения.

Кроме того, в рамках воспроизводственной  функции муниципальная собственность  способствует либерализации и координации  экономической жизни, развитию конкуренции  и рыночных отношений, оптимизирует поведение участников рынка.

Муниципальная собственность  способствует развитию микросреды бизнеса, особенного мелкого; появлению новых  организационно-правовых форм функционирования предприятий; организационно-правовой интеграции и диверсификации предприятий. Пограничное значение имеет функция  демократизации отношений муниципальной  собственности, ибо развитие содержания, границ, структуры муниципальной  собственности характеризует переход  от гипермонопольной государственной формы собственности к полифункциональным ее формам и производственным отношениям. Это позволяет говорить, что муниципальная собственность как экономический феномен является основой независимости и самостоятельности местной экономики, гарантом наиболее эффективного использования местных ресурсов.

К социальным функциям муниципальной  собственности следует отнести: удовлетворение социальных потребностей; социальную защиту населения, так как  муниципальная собственность - это  условие защищённости отдельных  членов местного сообщества при получении  ими необходимых благ; социальную адаптацию населения; объекты муниципальной собственности способствуют выполнению экологической функции - переработки отходов, а субъекты муниципальной собственности следят за состоянием окружающей среды. Муниципальные власти выступают защитниками «права собственности» граждан на экологически чистую среду проживания, исходя из конкретной ситуации, сложившейся в экологическом комплексе региона, финансовых ресурсов, а также масштабов потребности в продукции предприятий - загрязнителей.

Границы реализации экономических  и социальных функций муниципальной  собственности достаточно условны. Можно сказать, они прозрачны, так  как эти функции взаимодополняют друг друга. Формирование муниципальной собственности и её эффективное использование во многом зависит, во-первых, от соотношения между её экономической и социальной составляющей; во-вторых, от выбора её формы реализации по различным группам (имущества, предприятия, ценные бумаги); в-третьих, от развития инфраструктуры муниципальных образований, обеспечивающей её воспроизводство.

Управленческая функция  муниципальной собственности дискуссионна. Существуют две основные точки зрения на логику развития этого процесса. Первая точка зрения исходит из самоуправляемой природы муниципальной собственности, а вторая - из государственного воздействия на управление муниципальной собственностью.

В российской действительности выделяются факторы формирования и  развития муниципальной собственности: масштабное разгосударствление объектов муниципальной собственности, приватизация; муниципальное участие в экономике  своей территории и контроль за экономическими процессами со стороны органов местного самоуправления; привлечение дополнительных источников средств для местного бюджета; расширение финансовых и материальных возможностей для обеспечения социальной защиты населения.

В реальной жизни существует множество различных экономических, социальных, экологических причин формирования и развития муниципальной собственности. Можно сказать, что совокупность всех дополнительных причин, переплетение экономических, социальных и экологических  причин составляет первопричину указанных  процессов муниципальной собственности. Наличие взаимосвязи между различными причинами указывает на взаимосвязь  интересов населения и органов  местной власти. В конечном счёте, отношения муниципальной собственности  должны обеспечить условия равновесного состояния воспроизводственной  системы территории. Одним из главных  вопросов при решении данной проблемы является создание и обеспечение  функционирования соответствующей  инфраструктуры, которая с одной  стороны, создаёт непосредственные материальные условия реализации эколого-социальных интересов населения. С другой стороны, обеспечивает реализацию экономических  интересов своих субъектов, что  выражается в функционировании институциональной  и рыночной инфраструктуры местных  органов самоуправления.

Условия формирования муниципальной  собственности несут в себе не только возможности создания ее объектов и субъектов, но и определенные ограничения, обусловленные ресурсной ограниченностью  территории, институциональной организацией общества и др. Важнейшим условием формирования муниципальной собственности  является приватизация (как первичная, так и вторичная). Причинами развития муниципальной собственности являются: необходимость создания общественных благ, с чем может справиться в  основном муниципальная собственность; контроль за естественными монополиями; поиск дополнительных источников пополнения местного бюджета; обеспечение социальной защиты населения.

Основная проблема муниципальных  образований - это постоянная нехватка средств не только на развитие, но и  на текущие нужды, причем это не является особенностью России, а присуще всем странам. Основными источниками  доходов, которыми располагают органы местного самоуправления, являются: налоги; неналоговые поступления; доходы от собственной хозяйственной деятельности; муниципальный кредит.

Информация о работе Управление муниципальной недвижимостью