Строительные и отделочные материалы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2014 в 09:58, реферат

Краткое описание

Современный этап экономического развития страны характеризуется значительным замедлением платежного оборота, вызывающим рост дебиторской задолженности на предприятиях. Поэтому важной задачей финансового менеджмента является эффективное управление дебиторской задолженностью, направленное на оптимизацию общего ее размера и обеспечение своевременной инкассации долга.
Все это обуславливает актуальность поиска эффективных форм и методов пополнения оборотных средств для снижения потерь, связанных с неплатежами предприятий, и показывает, что проблема оптимизации управления дебиторской задолженностью является одной из первоочередных.

Содержание

Введение……………………………………………………………...2
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью………………………………………………………………...4
1.1. Понятие, сущность и виды дебиторской задолженности и материальных запасов
1.2 Экономическая сущность и роль дебиторской задолженности в управлении финансами…………………………………………………………………….….10
1.3 Принципы формирования кредитной политики предприятия……………………………………………………………….….….15
1.4 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью……………………………………………………………….18

2. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью…………………………………………………….23

2.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации…………………………………………………………..23

2.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью……………………………………………………...24
Заключение……………………….……………………………..…28
Список используемых источников……………………………………………………….…30

Вложенные файлы: 1 файл

новый доклад.docx

— 56.34 Кб (Скачать файл)
  • современная коммерческая и финансовая практика осуществления торговых операций;
  • потенциальная способность предприятия наращивать объем производства продукции при расширении возможностей ее реализации за счет предоставления кредита;
  • правовые условия обеспечения взыскания дебиторской задолженности;
  • финансовые возможности предприятия в части отвлечения средств в дебиторскую задолженность;
  • финансовый менталитет собственников и менеджеров предприятия, их отношение к уровню допустимого риска в процессе осуществления хозяйственной деятельности.

 
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческий связей, в то время как мягкий ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых средств, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных средств и используемого капитала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
1.4 Роль и задачи анализа в процессе управления дебиторской задолженностью 
Как показывает практика, значительный удельный вес дебиторской задолженности в составе оборотных активов связан не только с общим состоянием экономики (дефицит денежных средств, массовые неплатежи, несовершенство нормативной и законодательной базы в части востребования задолженности), на ее величину существенное влияние также оказывают специфические условия деятельности предприятия, анализ которых позволяет воздействовать на состояние расчетов с дебиторами. 
 
На величину дебиторской задолженности предприятия влияют: 
 
- общий объем продаж и доля в нем реализации на условиях последующей оплаты. С ростом объема продаж, как правило, растут и остатки дебиторской задолженности; 
 
- условия расчетов с покупателями и заказчиками. Чем более льготные условия расчетов предоставляются покупателям (увеличение сроков, снижение требований к оценке надежности дебиторов и др.), тем выше остатки дебиторской задолженности; 
 
- политика взыскания дебиторской задолженности. Чем большую активность проявляет предприятие во взыскании дебиторской задолженности, тем меньше ее остатки и тем выше качество дебиторской задолженности; 
 
- платежная дисциплина покупателей. Объективной причиной снижения платежной дисциплины покупателей и заказчиков следует назвать общее экономическое состояние. Кризисное состояние экономики, массовые неплатежи значительно затрудняют своевременность расчетов, приводят к росту остатков неоплаченной продукции, вместо денежных в качестве платежных средств используются суррогаты. К субъективным причинам можно отнести неэффективность мер, которые предпринимает предприятие по взысканию дебиторской задолженности, и льготные условия предоставления кредитов: чем более льготные условия предоставляются, тем ниже платежная дисциплина дебиторов; 
 
- состояние бухгалтерского учета, обоснованность проведения инвентаризации, наличие эффективной системы внутреннего контроля; 
 
- качество анализа дебиторской задолженности и последовательность в использовании его результатов. Качественная аналитическая работа на предприятии предусматривает формирование информации о величине и возрастной структуре дебиторской задолженности, наличии и объемах просроченной задолженности, а также конкретных дебиторах, задержка расчетов с которыми создает проблемы с текущей платежеспособностью предприятия. 
 
Тем самым создаются предпосылки для перехода от пассивного управления дебиторской задолженностью, сводимого в основном к регистрации информации о составе и структуре задолженности, к политике активного управления, предполагающей целенаправленное воздействие на условия предоставления кредита покупателям. 
 
Для того чтобы грамотно и качественно организовать этапы работ в ходе проведения анализа дебиторской задолженности, необходимо четко представлять цель и задачи анализа, выделить исполнителей и координаторов работ и распределить между ними обязанности по проведению анализа, определить сроки, периодичность и последовательность организационных этапов проведения анализа. 
 
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации. 
 
Объект анализа - краткосрочная и долгосрочная дебиторская задолженность покупателей и заказчиков, в том числе в виде отсрочки (рассрочки) платежа за реализованную продукцию (работы, услуги), по векселям к получению, задолженность дочерних и зависимых обществ, задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал, выданные авансы, прочие дебиторы. 
 
При проведении анализа дебиторской задолженности можно выделить следующие задачи: 
 
- оценить состав, величину, динамику и структуру дебиторской задолженности; 
 
- проанализировать изменение соотношения дебиторской и кредиторской задолженности; 
 
- исследовать их возрастную структуру дебиторской задолженности; 
 
- охарактеризовать качество и оборачиваемость дебиторской задолженности; 
 
- спрогнозировать оптимальную и вероятностную величину дебиторской задолженности; 
 
- разработать базовые положения политики расчетов и обосновать условия предоставления коммерческого кредита отдельным покупателям; 
 
- оценить изменение финансового состояния должников; 
 
- выявить степень и характер влияния дебиторской задолженности на величину чистого оборотного капитала, объем продаж и показатели финансовой устойчивости; 
 
- оценить эффективность использования дебиторской задолженности; 
 
- составить факторные модели зависимости дебиторской задолженности и разработать методику их анализа. 
 
Решение поставленных задач возможно при использовании системного подхода к анализу дебиторской задолженности, который включает предварительный анализ потребности в дебиторской задолженности на основе информации, полученной в ходе предварительного анализа факторов внешней и внутренней среды; анализ финансового состояния должников и расчетов с кредиторам; анализ финансового и бизнес - рисков; прогнозный анализ доходов организации; анализ эффективности использования дебиторской задолженности и т.д. 
 
На основании информации, полученной в результате проведения системного анализа дебиторской задолженности проводится анализ влияния изменений дебиторской задолженности на финансовое состояние коммерческой организации. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
2. Основные направления совершенствования управления дебиторской задолженностью 
2.1 Влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации 
Дебиторская задолженность напрямую оказывает влияние на финансовое состояние предприятия. Это проявляется в следующих моментах: 
 
- высокая величина дебиторской задолженности свидетельствует о расширении кредита, предоставляемого организацией своим клиентам; 
 
- значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и ведет к необходимости привлечения дополнительных источников финансирования; 
 
- невысокие темпы роста дебиторской задолженности в сравнении с ростом кредиторской задолженности нарушает ликвидность баланса за счет возможной неспособности покрытия краткосрочных пассивов быстро реализуемыми активами, возникает ситуация дефицита платежеспособных средств, что ведет к неплатежеспособности; 
 
- наличие просроченной дебиторской задолженности ведет к возможной ситуации списания задолженности на уменьшение финансовых результатов организации и, как следствие, может привести к убыткам; 
 
- наличие сомнительной дебиторской задолженности и, особенно, тенденция к ее росту, ухудшают «качество» дебиторской задолженности и ведут к снижению ликвидности предприятия в связи с возможным ее списанием на уменьшение финансовых результатов организации, а следовательно, к возможному возникновению убытков. 
 
 
 
За последние три года на крупных и средних предприятиях в РФ произошло увеличение просроченной дебиторской задолженности в среднем на 1-2 % (по данным Федеральной службы государственной статистики). Это связано с тем, что в период мирового финансового кризиса 2008 - 2009 гг. показатели финансово-экономической деятельности ухудшились, включая коэффициенты текущей ликвидности, финансовой независимости, обеспеченности собственными оборотными средствами и финансовой устойчивости, которые снизились по причине роста привлечения в оборот заемных средств. 
 
Таким образом, можно сделать окончательный вывод о том, что за анализируемый период в целом по стране наблюдаются негативные тенденции, связанные большей частью с экономическим кризисом в стране, тормозящие экономический рост и развитие.

 

 

 
 
2.2 Пути повышения эффективности управления дебиторской задолженностью 
 
Управление дебиторской задолженностью охватывает весь процесс получения своевременной оплаты от покупателей. Некоторые думают, что для этого нужно всего лишь высылать счета-фактуры и писать письма-напоминания тем покупателям, которые не платят в срок. Если бы все было так просто, но, увы, в реальности дела обстоят совсем по-другому.  
 
В условиях, когда кризис экономики в России привел многие предприятия в состояние, близкое к банкротству, необходимо научиться своевременно распознавать ненадежных партнеров, объективно оценивать ситуацию, отличая временные проблемы с ликвидностью от полной неплатежеспособности. Только с помощью комплексного, системного анализа можно объективно оценить положение дел у существующего или потенциального контрагента и принять правильное решение о путях дальнейшего взаимодействия с ним. 
 
Для более рационального управления дебиторской задолженностью можно предложить следующие меры: 
 
- оформление дебиторской задолженности векселем. Вексель, являясь одним из видов безналичных расчетов, по данным Госкомстата, в последние годы в Ярославской области приобретает все большую популярность среди предприятий при расчетах за поставленную продукцию или оказанные услуги (за последние три года произошло увеличение объема оплаченных товаров векселем почти в 7 раз) и благодаря своим свойствам выступает одним из наиболее привлекательных способов инкассации дебиторской задолженности [22]. Особенность векселя в качестве долгового обязательства состоит в том, что он является безусловным, бесспорным, не зависящим от причин, вызвавшим его выдачу, обязательством. Разумеется, получение векселя не уменьшает объем дебиторской задолженности в составе оборотных активов предприятия. Однако обеспечение дебиторской задолженности векселем предоставляет векселедержателю больше вариантов для управления и оптимизации дебиторской задолженности, обеспеченной векселем. Наличие векселя гарантирует векселедержателю получение указанной в векселе суммы по истечении определенного срока и позволяет самому рассчитываться данным векселем со своими контрагентами за полученные товары или услуги;  
 
- факторинг - это комплекс услуг, который банк (или факторинговая компания), выступающий в роли финансового агента, оказывает компаниям, работающим со своими покупателями на условиях отсрочки платежа. Схема факторинговой операции состоит в том, что предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом. Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ) [21]. Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и в этот же день получает от банка 60-90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик. Продавец должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора). Когда задолженность погашена, банк выплачивает поставщику оставшуюся часть стоимости контракта за вычетом своих комиссионных (0,5-3%), которые являются платой за оказание факторинговых услуг [19]; 
 
- депозит вместе с заказом. При поставках товаров или услуг, производимых по специальному заказу клиентов, уместно вспомнить о требовании внесения задатка. Если нет веских оснований считать, что это повредит бизнесу, подобную политику, несомненно, следует проводить. То, что никто из конкурентов не делает этого, отнюдь не служит веским аргументом. Многие компании и профессиональные партнерства обнаружили удивительную готовность покупателей вносить задаток, особенно когда им объяснят объем предстоящей работы; 
 
- кредитные лимиты. Многим компаниям имеет смысл установить кредитные лимиты на каждого корпоративного клиента, определяющие максимальный размер разрешенного кредита. Если в результате выполнения очередного заказа этот лимит будет превышен, следует предупредить соответствующего менеджера. Возможно, простого телефонного звонка с просьбой оплатить часть накопившегося долга, прежде чем будет выполнен следующий заказ, будет достаточно, чтобы тут же получить чек; 
 
- Система скидок и штрафов. Одним из наиболее действенных инструментов, позволяющих максимизировать поток денежных средств и снизить риск возникновения просроченной дебиторской задолженности, является система скидок и штрафов. Система начисления пеней и штрафов за нарушение сроков оплаты, установленных графиком погашения задолженности, должна быть предусмотрена в договоре. Скидки предоставляются в зависимости от срока оплаты товара. К примеру, при полной предоплате предоставляется скидка в размере 3% от стоимости товара, при частичной предоплате (более 50% от стоимости отгруженной партии) — скидка 2%, при оплате по факту отгрузки — скидка 1%. При предоставлении рассрочки платежа на 7 дней скидки не предусмотрены [20]; 
 
- создание резерва по сомнительным долгам. Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Резерв по сомнительным долгам создается на основе проведенной инвентаризации дебиторской задолженности организации. Величина резерва определяется отдельно по каждому сомнительному долгу в зависимости от финансового состояния должника и оценки вероятности погашения долга полностью или частично; 
 
- напоминание об оплате. На следующий день после истечения срока платежа необходимо сделать напоминание. Стандартное письмо, распечатанное дешевым принтером на плохой бумаге и адресованное просто в бухгалтерию, наверняка не возымеет результата. Скорее всего, его примут за почтовую макулатуру и сразу оприходуют в корзину для мусора. При приеме заказа следует выяснить фамилию, должность и адрес лица, ответственного за оплату. Если это международная компания, то, возможно, потребуется направлять счета в региональный или головной офис, расположенный в другой стране. Напоминание об оплате должно быть адресовано соответствующему лицу. В нем следует осведомиться о наличии какой-либо причины неплатежа и попросить немедленно сообщить о ней. При этом лучше воспользоваться не международной авиапочтой, а факсом; 
 
- последующие телефонные звонки. Если платеж не поступил в семидневный срок после напоминания об оплате, следует позвонить лицу, ответственному за платежи. При неудовлетворительном ответе нужно позвонить менеджеру, делавшему заказ, и попросить произвести оплату без дальнейших задержек. Если появляются какие-либо отговорки, причины или оправдания, с ними нужно разбираться немедленно. Иногда требуется две-три недели, чтобы развеять какое-то сомнение, что равносильно продлению кредита покупателю просто из-за некомпетентности менеджера; 
 
- дальнейшие действия. Если платеж не приходит, надо в течение нескольких дней предпринять дальнейшие действия. Промедление, а точнее, откладывание, скорее всего, значительно уменьшит шансы на получение какой-либо оплаты вообще. В зависимости от суммы и страны следует обратиться либо в агентство по взысканию долга, либо к юристу. 
 
Таким образом, на мой взгляд, проблему неплатежей и сокращения объема дебиторской задолженности, можно решить, если организовать в составе структуры предприятия подразделение по управлению дебиторской задолженностью, состоящий из специалистов из департаментов финансового анализа, бухгалтерского учета и т.д. В этом случае повысится уровень согласованности действий между сотрудниками подразделения и, как следствие, скорость в принятии решений по управлению дебиторской задолженностью. Также имеет смысл изменить отношение работников указанных выше отделов к работе с дебиторами, применив, как вариант, систему стимулирования. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
 
                                                    Заключение 
Рациональная организация и контроль за состоянием дебиторской задолженности в современных условиях рыночной экономики играет важнейшую роль в эффективности хозяйственной деятельности организации. От состояния этих расчетов во многом зависит платежеспособность организации, ее финансовое положение и инвестиционная привлекательность. В настоящее время в условиях снижения уровня расчетной дисциплины система «неплатежей» ведет к росту дебиторской задолженности, в том числе просроченной. Такое положение обусловливает необходимость контроля суммы дебиторской задолженности и ее движения. 
 
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления использованием оборотного капитала и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объема реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечении своевременной ее инкассации. 
 
Цель анализа дебиторской задолженности - выявление путей оптимизации величины дебиторской задолженности, снижение риска неплатежей или недопустимого увеличения или непогашения задолженности и обязательств, направленное на улучшение платежеспособности и финансовой устойчивости организации. Рост дебиторской задолженности создает финансовые затруднения, так как компания может чувствовать недостаток финансовых ресурсов для выплаты заработной платы, расчетов с кредиторами и другие. Кроме того, дебиторская задолженность приводит к замедлению оборачиваемости капитала. Просроченная дебиторская задолженность означает также рост риска непогашенных долгов и уменьшение прибыли, поэтому предприятие должно быть заинтересовано в сокращении сроков погашения причитающихся ему платежей. 
 
Таким образом, для уменьшения дебиторской задолженности компании необходимо ускорить платежи путем совершенствования расчетов, предварительной оплаты, предоставление скидки при досрочной оплате.

 

 

 

 
Список используемых источников

    1.  
      Нормативно – правовые документы

 
1. Методические положения по оценке  финансового состояния предприятий  и установлению неудовлетворительной  структуры баланса, утвержденные  распоряжением ФУДН № 31-р от 12.08.94г.  
 
2. Методические указания по проведению анализа финансового состояния организаций, утвержденные приказом ФСФО от 23.01.2001, №16. 
II. Книги, монографии, учебники 
3. Бланк И.А. Основы финансового менеджмента том 2.- Киев: Ника-Центр, 2005. – 512 с. 
 
4. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2005.- 560 с. 
 
5. Колчина Н.В. Финансы организаций. – М.: ЮНИТИ, 2007.- 383 с. 
 
6. Кондраков Н.П. Бухгалтерский (финансовый, управленческий) учет.- М.: Проспект, 2006.- 448с. 
 
7. Поляк Г.Б. Финансовый менеджмент. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008.- 527 с. 
 
8. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия.- М.: Новое издание, 2005. – 426 с. 
 
9. Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М, 2005. – 361 с. 
 
10. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. - М.: Юристъ, 2005. - 584 с. 
 
11. Титов В.И. Экономика предприятия . – М.: Эксмо, 2008. – 416 с. 
 
12. Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности – М.: Финансы и статистика, 2005. – 503 с. 
 
13. Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. - М.: ФБК-ПРЕСС, 2005.– 408 с. 
 
14. Шуляк П.Н. Финансы предприятия. - М.: Дашков и К, 2006. — 712 с. 
 
15. Щербина А.В.Финансы организаций. – М.: Феникс, 2005. – 437 с.  
III. Периодические издания 
 
 
16. Петров А.М. Организационный механизм контроля за движением дебиторской и кредиторской задолженности //Экономический анализ: теория и практика, 2006, №18 
 
17. Тарасова Е.Ю. Механизм образования и ликвидации дебиторской задолженности //Аудиторские ведомости, 2006, № 7 
IV. Электронные информационные ресурсы 
 
 
18.http://gaap.ru/articles/77257/?sphrase_id=26578 
 
19.http://www.debitoroff.net/article/faktoringfinprod/?theme=2 
 
20. http://www.fd.ru/reader.htm?id=6753  
 
21.http://www.gk-rf.ru/statia827 
 
22. http://www.gks.ru/dbscripts/Cbsd/DBInet.cgi

 


Информация о работе Строительные и отделочные материалы