Неорусский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Гости города Пушкина, впервые въезжающие в его историческую часть через Египетские ворота, и ожидающие увидеть памятники барокко и классицизма ХVIII века, с удивлением справа от этих ворот замечают живописный ансамбль в национальном стиле. Он известен под названием Федоровского городка. Ценность его тем больше, что это единственный завершенный ансамбль начала ХХ века. В 1918 году председатель художественно-исторической комиссии Г. К. Лукомский характеризовал его как «цикл сооружений художественно-музейного значения», требовавший «участия в творчестве большой дозы творческого таланта и проникновенных знаний русского стиля, всей его особой острой прелести, всего уюта и красочной живописности»

Вложенные файлы: 1 файл

3735.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.19 Ворота между домом священников

и Северной угловой Башней.

 

все помещения этого здания. Приток свежего воздуха в сушилку, а равно и удаление пара от прачечной, даются электрическими вентиляторами. Баня расположена в двух этажах, а имеющийся третий (мансардный) предполагается впоследствии занять водолечебницей. В первом этаже находятся раздевальня, мыльная и парильная для нижних чинов, а во втором – две отдельные бани, состоящая каждая из раздевальни, мыльной и парильной. Как при бане первого этажа, так и при обеих банях второго этажа имеются уборные. Во всех банях имеются души, а во втором этаже и две ванны. Полы везде асфальтовые, стены в раздевальне и проходах окрашены мастичной краской, а в остальных помещениях облицованы наливными гончарными плитками. Такими же плитками облицованы и каменки. В парильных бетонные своды оставлены открытыми и лишь окрашены, как и балки, мастичной краской, а раздевальных и мыльных устроены цилиндрические цементные своды по системе Рабитца.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.20 Трапезная палата и ворота в

«Ктиторский сад». 1999 г.

 

 

Такие же своды сделаны и на лестницах. Вентиляция обыкновенная вытяжная с подогревателями. Снаружи фасады оштукатурены и выбелены, покрыто же это здание железом. Цоколь из рваных камней, вынутых на месте построек при отрывке рвов под фундаменты. (14).

 

Далее вдоль офицерской дорожки идут службы, гаражи, конюшня и сараи. Это все одноэтажные здания, крытые железом, оштукатуренные, и на таком же цоколе, как и здание бани и прачечной (14). Как отмечалось выше к службам примыкает здание для низших служащих лазаретов.

 

С западной стороны, обращенной к собору, к югу от Трапезной палаты, расположены ворота, выделяются они своим декоративным резным в камне завершением, ведущие в «Ктиторский» сад.

Главные ворота для въезда во двор, монументальные по размерам и лаконичные по формам, находятся между Трапезной и Белокаменными палатами, соединяя их внутренним переходом. Наибольший художественный интерес представляют ворота, стоящие между Белокаменной палатой и Северной угловой Башней вблизи пруда, и привлекающие внимание своей богатой декоративной резьбой по камню, выполненной по мотивам, заимствованным из декора архитектуры города Юрьева-Польского. Наконец, ведущие во двор с восточной стороны, между «солдатским лазаретом» и «баней» имели чисто служебное назначение и никаких элементов убранства не несли. Ворота домов можно увидеть на фот.17,18,19,20.

 

Большую роль в силуэте Федоровского городка играли 6 башен на углах «крепостной» стены, окружающей «кремль». Первые две круглые, низкие, увенчаны зубцами и были покрыты шатрами из теса. Особенно живописна южная башня, напоминающая башни Ново-Девичьего монастыря в Москве. Угловые башни – двухэтажные, крытые и граненые, завершены шатрами и использовались как сторожки (21).

 

Из построек, сооруженных по проекту С.С.Кричинского, не сохранилась так называемая избушка сторожа. Вот как сам С.С.Кричинский описывает ее:

«Невдалеке от описанных зданий, ближе к собору, как раз напротив него, поставлена избушка сторожа. Срублена она в духе северных построек из толстых пятивершковых бревен, рубленых с остатком, и покрыта тесовою крышею; в ней помещался один из служащих собора. Как и прочие дома освещается электричеством, снабжена водопроводом и присоединена к канализации» (14).

 

Рядом с Федоровским городком был построен фонарь (фот.21). В статье Крашенинникова находим, что архитектору Максимову был заказан фонарь «в виде звонницы» для установки у Федоровского собора, ссылка дана на фонды ЦГИА. К сожалению не удалось посмотреть этот фонд, поэтому нет точных данных, подтверждающих, что речь идет именно об этом сооружении (13,с.54).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.21 Фонарь «в виде звонницы» рядом с Федоровским

городком и Федоровским собором. 1999 г.

Городок строился для того, чтобы в зрительном образе восстановить православную монархическую идею. Здесь Царская семья готовилась возвратиться к государственному идеалу Святой Руси, где царь не отделен от народа, не возвышен сословной лестницей, а является его единокровным отцом, Царем-батюшкой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Городок в  годы Первой Мировой войны.

 

 

Начало Первой Мировой войны вызвало в России взрыв патриотических чувств. Состоятельные благотворители открывали на свои личные средства целые госпитали, снаряжали военно-санитарные поезда.

Особенно много лазаретов было сосредоточено в Петрограде и его окрестностях. Среди последних особое место занимало Царское Село, в котором находилась резиденция последней царской семьи, и ряд лазаретов непосредственно подчинялся ее членам, в них все важные вопросы решала сама Императрица Александра Федоровна. Она не только следила за содержанием и лечением больных, но и ассистировала в качестве хирургической сестры (и это не было саморекламой, это была повседневная работа и истинно христианская забота об облегчении страданий ближнего). Вместе с ней трудились и ее старшие дочери (33,с.666).

Императрица и ее старшие дочери Великие княжны Ольга Николаевна и Татьяна Николаевна закончили «краткосрочные курсы по уходу за больными и ранеными воинами», им были вручены «свидетельства об окончании курсов сестер милосердия военного времени» (27). Свидетельство, выданное Великой Княжне Ольге Николаевне, о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября 1914 г. на фот.22, в правом верхнем углу. Анна Вырубова в своих воспоминаниях пишет, что после получения свидетельств «Императрица была очень довольна; возвращаясь обратно в моторе, она радовалась и весело разговаривала»(36). Обучались и работали Императрица и старшие дочери под руководством женщины-врача В.И.Гедройц.

Уже в апреле 1915 года под покровительством Императрицы и ее детей состояло 39 лазаретов, в которых находились на излечении около 250 офицеров и 1670 нижних чинов (33).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.22 Открытка, билет и вывеска лазарета Великих

княжон Марии Николаевны и Анастасии Николаевны (слева).

Свидетельство, выданное Великой княжне Ольге Николаевне,

о присвоении ей звания сестры милосердия 6 ноября 1914 г.

(в верхнем правом углу). Лазарет  Великих княжон Марии Ни-

колаевны и Анастасии Николаевны. Федоровский городок

(в нижнем правом углу).

 

Анна Вырубова пишет: «Переехали в Царское Село, где государыня организовала особый эвакуационный пункт, в который входило около 85 лазаретов в Царском, Павловске, Петергофе, Луге, Саблине и др. местах. Обслуживали эти лазареты около 20 санитарных поездов ее имени и имени детей» (36,с.248).

Из дневника В.И.Гедройц, которая в 1914 году стала лейб-медиком царскосельского госпиталя (Царица и Великие княжны там работали сестрами милосердия):

«Так, с первых же дней (войны – И.Р.) началась подготовка санитарных поездов имени Императрицы и Великих княжон, которые должны были приводить раненых прямым маршрутом в Царское с позиций. Поезда эти обставлены просто, но снабжены всем необходимым; благодаря быстрой и целесообразной доставке раненых для операций спасли жизнь не одному из этих страдальцев.

Все придворные автомобили и экипажи были отданы для перевозки раненых <…> цветы из оранжерей, сладкое придворных кондитеров – все это направлялось в лазареты для раненых. Казалось, чугунная решетка Александровского дворца раскрылась и народное дыхание обожгло душу ее обитателей.

И ежедневно черное ландо


Информация о работе Неорусский стиль