Неорусский стиль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 16:58, дипломная работа

Краткое описание

Гости города Пушкина, впервые въезжающие в его историческую часть через Египетские ворота, и ожидающие увидеть памятники барокко и классицизма ХVIII века, с удивлением справа от этих ворот замечают живописный ансамбль в национальном стиле. Он известен под названием Федоровского городка. Ценность его тем больше, что это единственный завершенный ансамбль начала ХХ века. В 1918 году председатель художественно-исторической комиссии Г. К. Лукомский характеризовал его как «цикл сооружений художественно-музейного значения», требовавший «участия в творчестве большой дозы творческого таланта и проникновенных знаний русского стиля, всей его особой острой прелести, всего уюта и красочной живописности»

Вложенные файлы: 1 файл

3735.doc

— 198.50 Кб (Скачать файл)

Помню всенощную в Великом Посту во время говения Их Величеств, на которую мы приехали очень некстати, так как Их Величества изъявили желание, чтобы во время говения , кроме солдат, никого не было.

Я никогда не забуду этого впечатления, которое меня охватило под сводами церкви: молчаливые стройные ряды солдат, темные лики святых на почерневших иконах, слабое мерцание немногих лампад и чистые, нежные профили Великих Княжон в белых косынках наполняли душу умилением,  и жаркие молитвы без слов на эту семью из семьи самых скромных и самых великих людей, тихо молившихся среди любимого ими народа, вырывались из сердца.

Верхний храм производил большое впечатление красивою живописью царских врат и массивных колонн, поддерживавших свод. Блеск золотых иконных риз, великолепие облачения духовенства, величественные напевы хора как нельзя лучше гармонировали с ярким настроением больших праздников, когда хочется побольше торжественности и необычайности…

Царская Семья приезжала очень рано и проходила на свои места на соме, минуя публику, через маленькую боковую дверь. Государь и Наследник стояли всегда на виду у публики, большая колонна скрывала места Государыни и Великих Княжон. Около Алтаря была маленькая молельня для Ее Величества, в которой горели неугасимые лампады и приносились к образам живые цветы» (22,с.35)».

Перед важными делами Император и члены его семьи бывали в Федоровском Соборе.

По воспоминаниям Камердинера Волкова:

«Перед объездом лазаретов Государыня и Великие Княжны заезжали помолиться в церкви Федоровской и Знаменской Божьей Матери»(36,с.60).

Анна Вырубова, фрейлина и подруга Императрицы, вспоминает, что перед отъездом в ставку впервые в качестве главнокомандующего «государь с семьей причастился Святых Тайн в Федоровском Соборе» (36,с.256).

Последний отъезд Государя в ставку (перед его отречением) вспоминают многие, например, Анна Вырубова:

«Он промчался на станцию при обычном трезвоне Федоровского Собора» (36,с.287).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.14 Император Николай II с Августейшей

Семьей на посадке дубков рядом с

Федоровским Государевым Собором. До 1917 г.

 

Этот день запомнился и В.Н.Войкову:

«В среду 22-го февраля, Государь, выехав утром из Александровского Дворца на Императорский Павильон, проехал мимо Федоровского собора, в котором, по обыкновению, за час до отъезда Его Величества служился молебен. Звон колоколов Федоровского Государева Собора в последний раз проводил Белого Царя…» (2,с.121).

С отречением Государя начались годы разорения не только для Федоровского Государева Собора, но и для всей страны.

 

 

 

4.Православный  городок.

(дома для  притча и служащих

Федоровского Государева Собора)

 

4.1. Строительство.

 

 

Претворявшаяся новая художественная концепция требовала дальнейшего развития, у Д.Н.Ломана возникла идея возведения целостного архитектурного комплекса в «национальном» стиле. «Мысль создать русский дом, дающий и внешним видом, и внутренним убранством образ подлинной древнерусской красоты и снабженный утварью, которая отвечая требованиям современной жизни, являла бы формы старинного русского художественного мастерства, так заманчива и дорога сердцу, что на осуществление ее можно положить все силы». Поводом послужила потребность в жилых помещениях для священников и служащих Федоровского собора (26,с,5-6).

Было решено простроить дома для притча и служащих Федоровского Государева Собора в Царском Селе.

11 июня 1913 года дворцовый комендант  в присутствии царскосельского градоначальника указал место, отведенное под дома на противоположном от собора берегу пруда.

Составление эскизов было поручено архитектору С.С.Кричинскому (20).

Эскизный проект С.С.Кричинского, после значительной переработки в июле 1913 г. был одобрен Николаем II, при условии: «что бы эти дома созданы были в стиле Ростовского Кремля и построек ХVII века и не нарушали общего художественного впечатления, при сочетании с Александровским дворцом» (21). В справке Б.М.Матвеева встречаем другую дату высочайшего одобрения проекта: 3 августа 1913 г.(20). Разница в датах вызвана тем, что не указано ни в справке Медерского, ни в справке Матвеева по какому стилю указана дата. Очевидно первая дата указана по старому стилю, а вторая  - по новому стилю.

Разработка проекта и непосредственное руководство строительством было возложено также на С.С.Кричинского(20).

В пояснительной записке к своему проекту, разработанному в 1913 году, С.С.Кричинский отмечал, что выбор им основного приема композиции городка определился следующими обстоятельствами: «…во-первых,…задачей составить проект в стиле указанного периода русского зодчества, во-вторых, необходимостью распланироваться на отведенном участке земли формы неправильного многоугольника, и, наконец, в-третьих, характером самих помещений, обслуживающих проектирование отдельных домов – особняков, отделенных друг от друга полисадами и дворами. Совокупность сих условий привела меня к мысли проектировать как бы посад и подворье на манер наших старинных монастырских или боярских усадеб, состоящих обычно из ряда палат, теремов, изб, обнесенных тыном или оградой с бойницами, башнями на углах и проездными воротами в стенах. Такая стена или ограда … спроектирована мною … и кроме декоративного характера она имеет и служебное назначение, так как служит переходом, соединяющим трапезную с домом священников».

Использованная Кричинским «палатная» система композиции в сочетании с развитым силуэтом и разнообразным решением фасадов, позволила сделать комплекс весьма живописным, что, в частности, дает возможность почувствовать картина Г.Н.Горелова, написанная с натуры вскоре после завершения основного строительства (15,с.35), (Фот.15 сделана с картины Г.Н.Горелова).

В сентябре 1913 г. прошло первое заседание «Комитета по постройке домов при Федоровском соборе», в состав которого вошли: ктитор собора, полковник Д.Н.Ломан, священник собора Алексей Кибардин, капитан Сводного пехотного полка Н.Н.Андреев и архитектор С.С.Кричинский (20). В справке Медерского указывается, что «Комитет по строительству домов при Федоровком соборе» был организован в конце 1913 г. (ссылка на фонды ЦГИА) (21). Вероятно, первое заседание Комитета прошло в сентябре 1913 г., а официальный состав комитета сложился к концу 1913 г. Состав строительного  комитета был высочайше утвержден в таком же составе 27 января 1914 г. Одновременно с ним был утвержден и состав так называемых совещательных заседаний «Комитета по вопросам художественно-историческим». Председательствовал на совещательных заседаниях князь А.А.Ширинский-Шихматов, постоянными членами были: академик В.М.Васнецов, академики архитектуры В.В.Суслов и П.П.Покрышкин (20). Участие в обсуждении методических вопросов принимали также архитектор императорского двора С.В.Свиньин и художник Н.И.Кравченко. Все указанные лица – приверженцы идеи возрождения «национального стиля».

Отсутствие архитектора Покровского в строительном и художественном комитетах можно объяснить плохим отношением к нему со стороны влиятельного полковника Д.Н.Ломан, о чем говорилось выше.

5 и 10 марта 1914 года на заседании Комитета С.С.Кричевский представил окончательно разработанный им проект (21),(20). Были внесены уточнения. Чертежи первоначального проекта не найдены. Существуют только чертежи с внесенными уточнениями (20).

За образцами предметов внутренней обстановки Федоровского городка – мебели и утвари, совещательный Комитет предложил обратиться в Московский Исторический музей, Строгановское училище, музей Археологической Комиссии. Часть мебели изготовлялась в собственной столярной мастерской, которая находилась в доме для низших служащих у северной ограды (2).

Схема расположения зданий Федоровского городка изображена на рис.1.

В группу домов для притча и служащих Федоровского Государева Собора входили (указаны первоначальные названия; названия, появившиеся во время Первой Мировой войны, связанные с функциональным использованием; названия присвоенные позднее, связанные с цветом зданий, их назначений) :

 

 

 

 

 

 

Фот.15  Федоровский городок.

Фотография с картины Г.Н.Горелова, 1916 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Фот.16 Дома для притча и служащих Федоровского

Собора и Александровский дворец (справа дальний план).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Схема расположения зданий Федоровского городка.

 

  1. «Трапезная палата» – для собраний духовенства, состояла из залы на 60-80 человек, гостиных и биллиарда, квартиры ктитора и имела  четыре входа. Трапезный зал располагался во втором этаже и вмещал до 200 человек. Приемная палата и гостиная соединялись особым ходом с внутренними лестницами. Квартира ктитора из 8-9 комнат размещалась в двух этажах крыла здания, обращенного во двор, а в подвальном помещении – кухни и кладовые.
  2. Дом священников (офицерский госпиталь, белокаменная палата). В котором размещались: 4 квартиры по 5 комнат, кухни, людские, ванны, кладовые, веранды и два входа.
  3. Дом дьяконов (здание канцелярий; розовая палата), вмещавший 4 квартиры по 4 комнаты, кухни и два входа.
  4. Дом причетчиков (солдатский госпиталь; желтая палата) и одна квартира для чиновника. Каждая квартира имеет 3 комнаты, переднюю, кухню, ванную и клозет. При каждой квартире имеется кладовая.
  5. Дом-квартира для низших чинов, состоящих при церкви и квартира старшему (здание для низших служащих лазарета, башня Есенина; розовая башня, метеостанция).
  6. Отдельный дом для низших и высших служащих, как то: вахтера или смотрителя зданий, дворников, сторожей и пр.
  7. Бани и прачечная (белая палата).
  8. Службы (конюшни, сараи, ледник и пр.).
  9. Ворота.
  10. Башни и стены.

На фот.16 дома для притча и служащих Федоровского собора (съемка с вертолета).

К моменту закладки будущих зданий есть возможность строить их не в очередном порядке, а сразу все, что дает при хозяйственном подходе значительные сбережения (14,с.29).

Первая очередь строительства была пущена в конце лета 1913 года, задолго до завершения комплексного рабочего проекта. Работы начались 26 августа, а закладка первого дома – для низших служащих состоялась 25 сентября 1913 года. Это стало возможным после внесения благотворительного взноса на постройку домов А.Н.Заусайловым, обеспечившим кредит на постройку первого дома в размере составленной сметы ( 100 тыс. руб.). В дальнейшем весь комплекс домов был выстроен исключительно на добровольные пожертвования разных лиц. Так, например, купец Елисеев пожертвовал 280 тысяч рублей, купец Воронин – 100 тысяч, названный уже Заусайлов также 100 тысяч и т.д. Всего на строительство было потрачено 1 миллион 400 тысяч рублей. К строительству всего комплекса приступили лишь с весны 1914 года, когда была собрана необходимая минимальная сумма для реализации проекта.

Уже в ходе работ отдельные части проекта значительно корректировались, причем вносимые изменения порой были весьма существенными. Так, например, уже после начала строительных работ возникла идея устроить в трапезной домовую церковь, освященную впоследствии во имя Св.Сергия Радонежского.

Из докладов архитектора Кричинского о ходе работ по постройке домов при Федоровском соборе становится известно, что земляные работы на всей территории были начаты 16 апреля 1914 года. В первую очередь были вырыты рвы под фундаменты и произведена их забутовка для дома священников. Тогда же, то есть в апреле 1914 года, начались отделочные работы в доме служителей, возведенной вчерне в 1913 году. Дома для священников, причетчиков и некоторые другие постройки вчерне были закончены уже летом 1914 года. В приказе по Управлению дворцового коменданта Царского Села от 13 сентября 1914 года было сказано о том, что с высочайшего их Императорских Величеств соизволения на время войны при Федоровском Государевом Соборе открыт лазарет для раненых. Комендантом лазарета был назначен Н.Н.Ломан. Но еще в июле 1914 года, то есть до официального учреждения лазарета, Комитет по постройке домов обратился с проводкой водопровода и электрического освещения «во вновь построенное здание при соборе в виду представления его для использования раненых воинов». Вероятно, к середине сентября эти работы были уже выполнены. Впоследствии над лазаретом, разместившемся в домах при Федоровском Соборе, взяли шефство великие княжны Мария Николаевна и Анастасия Николаевна. Почти все служебные постройки, в том числе бани и прачечная, использовались совместно служителями Федоровского собора и персоналом госпиталя. К сентябрю 1915 года закончено строительство Трапезной палаты, отделка интерьеров которой продолжалась до 1917 года. Все росписи в Трапезной палате исполнил художник Г.П.Пашков. Здание бани и прачечной, также выстроенное в 1915 году, тогда же было надстроено третьим этажом под водолечебницу. Работы в домах для притча и служителей при Федоровском соборе продолжались и после Февральской революции. Временно исполнявшим должность смотрителя тогда был назначен сюда А.Г.Курбатов. О том, что часть домов была передана лазарету только временно, свидетельствует, например, тот факт, что в доме священников, занятом под офицерский лазарет, в 1915-1917 годах продолжались живописные работы. Росписи имели исключительно церковный характер. Согласно письма С.С.Кричинского от 22 июля 1918 года в Комиссариат имуществ республики с подтверждением Д.Н.Ломана, отделочные работы в домах велись до июля 1918 года. После Октябрьской революции о возвращении домов церкви уже и не помышляли (20).

Подробно о домах при Федоровском соборе написано в статье С.С.Кричинского (14).

Информация о работе Неорусский стиль