Магистрально-трубопроводные системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2013 в 19:47, курсовая работа

Краткое описание

В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации. Таким образом, региональная транспортировка нефти и газа и связанные с ней проблемы транзита становятся все более масштабными. Развитие магистральных и распределительных трубопроводных сетей, которое обретает в регионе все больший размах, помимо роста потребности в углеводородном топливе, означает формирование крупного рынка сбыта для машиностроительных, подрядных, сервисных, инжиниринговых и других компаний, прямо или косвенно связанных с трубопроводным транспортом.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………..1

Магистрально-трубопроводные системы…………………………………………………….2
Классификация нефтепродуктопроводов и нефтепроводов……………………………14
Подготовка нефти и газа к транспорту……………………………………………………… 15
Используемая литература……………………………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

referat магистральные трубопроводные системы.doc

— 162.50 Кб (Скачать файл)

  - Тенгиз - Узень - Китай - Тихоокеанское  побережье (Шанхай).

Реализация проекта Балтийской трубопроводной системы даст России новое экспортное направление. Для этого создаются терминалы - в районе г. Приморска, первоначальная мощность - 11. 7 млн. т. с возможным увеличением до 45 млн. т/год, и в бухте Батарейной- 15 млн. т/год. Для сравнения: мощности Вентспилса составляют 17 млн. т по нефти, поставка по трубопроводу, по светлым нефтепродуктам- 16 млн. т-30% по трубопроводу из Новополоцка, остальное по железной дороге; и по мазуту 2. 2 млн. т - поставка по железной дороге. Первый этап предусматривает сооружение нефтепровода Кириши - Финский залив (диаметр 500-700 мм) и реконструкцию/создание новых терминалов с последующим подключением существующих нефтепроводов Харьяга - Уса (АО "Коминефть") и Уса - Ухта - Ярославль - Кириши (АК "Транснефть"). Ее минимальная загрузка оценивается в 6-7 млн. т/год. На втором этапе намечено наращивать пропускную способность всей трассы. Изучается возможность создания трубопроводного терминала и на Баренцевом море (в районе пос. Варандей или Индигской губы). С учетом этих новых мощностей пропускная способность экспортных терминалов России может достигнуть 120 млн. т/год.

      Учреждение РАО  "Газпром" определено указом  президента РФ от 5 ноября 1992 г. "О  преобразовании Государственного  газового концерна "Газпром" в РАО "Газпром" и

 

 

-4-

постановлением Совета Министров  РФ "Об утверждении РАО "Газпром" от 17 февраля 1993 г. (право на транспортировку - распоряжением Совета Министров  РФ "О праве РАО "Газпром" определять порядок управления потоками газа, планировать его добычу и поставки" от 1 апреля 1993 г.). Сейчас РАо "Газпром" поддерживает в рабочем состоянии примерно 145 тыс. км магистральных газопроводов (это почти 4 длины экватора, или больше, чем имеют Германия, Франция, Великобритания и Италия, вместе взятые), где работают 672 компрессорных цеха, в составе которых действуют 4 тыс. газоперекачиваемых агрегатов суммарной мощностью 40.3 млн. кВт.

      На предприятиях "Газпрома" непосредственно работает  около 175 тыс. человек, а с  учетом других отраслей, которые связаны  с ним контрактами и подрядами, - свыше 6 млн. Несмотря на то, что газ добывается и транспортируется в экстремальных природных и горно-геологических условиях, предполагается наращивать его добычу, интенсифицировать снабжение газом города с высокой степенью загрязнения среды, ускорить газификацию сельской местности. Важной частью этих планов становится развитие газовой распределительной сети, по длине которой Россия более чем в 8 раз отстает от США и в 1.5 раза от Великобритании.

За 19996 г. объемы поставок  газа в страны СНГ вышли на уровень 1995 г. (73 млрд. куб. м). Экспорт российского газа в дальнее зарубежье с учетом стран Прибалтики составил 128 млрд. куб. м, что на 5% больше, чем в 1995 г. В 1996 г. было экспортировано природного газа в Германию- 32.9 млрд. куб. м, Италию - 14, Францию - 12.4, Чехию - 9.4, Венгрию - 7.7, Польшу и Румынию - по 7.1, Словакию - 7, Австрию и Болгарию - по 6, Турцию - 5.6, Финляндию- 3.7, Югославию - 2.1, Словению и Хорватию - 1.5, в Боснию и Швейцарию - по 0.4 млрд. куб. м.

     В Западной Европе  повышение спроса на газ и,  следовательно, рост капитала  вложений в его транспортировку  связаны с:

  - переходом на газ в коммунальном  и коммерческих секторах;

  -  строительством новых магистральных  и распределительных газопроводов в районах,                      Традиционно связанных с потреблением жидкого топлива:

  - ростом потребления газа  на установках когенерации;

  - ростом спроса на газ  на ТЭС.

       Энергетический  рынок Западной Европы развивается  в направлении роста использования газа, прежде всего в электроэнергическом секторе. В энергетической политике ряда  западноевропейских стран предусматривается долгосрочное крупномасштабное использование комбинированных установок, производящих одновременно тепловую и электрическую энергию. В этой связи потребность в природном газе в Европе постоянно возрастает. Ее обеспечение связано со строительством новых и реконструкцией действующих газотранспортных систем поставляющих газ из России, Алжира, Норвегии и Нидерландов. Общая протяженность строящихся газопроводов в Европе составляет около 3 тыс. км (в СССР ежегодно вводилось до 10 тыс. газопроводов), проектируемых и планируемых - более 20 тыс. км. Современная технология позволяет сооружать морские и сухопутные газопроводы в сжатые сроки  - за 2-3 года с момента выдачи заказа на строительство. Масштабное трубопроводное  строительство - крупный рынок для промышленной продукции, который на 1995 - 2010 гг. только в Европе оценивается в 150 млрд. долл. Ежегодные мировые продажи сварных труб для газопроводов оцениваются в 6-10 млн. т при их общей стоимости в 8-10 млрд. долл. При строительстве и эксплуатации газопроводов используется широкая гамма контрольно-измерительной и регулирующей аппаратуры, а также электронных систем контроля и управления(при этом доля в продажах оборудования данной группы - 30- 40 % - приходится  на программное обеспечение).

Мировые продажи приборов для газопроводов составляют приблизительно 100 млн. долл./год. Рынок арматуры для газопроводов (вентили, запорные и поворотные краны, задвижки, клапаны оценивается примерно в 30 млн. долл. ежегодно.

Несмотря на то, что число поставщиков  газа в Европу извне за последние 15 лет не увеличилось, возросли число  европейских границ, которые пересекает импортируемый газ, а это означает, что его транзит имеет большее значение, чем раньше. Значительное влияние на рынок природного газа

 

 

-5-

в регионе оказал новый этап его  объединения. Наиболее важными международными инициативами в региональной торговле газом стали директивные предложения Комиссии ЕС по созданию внутреннего энергетического рынка. Ключевым вопросом является формирование конкурентной среды посредством организации доступа к транспортным системам третьей стороны. Поскольку многие страны не располагают газохранилищами (или их объемы незначительны по сравнению с объемами потребления; все они очень чувствительны к прерыванию поставок и, следовательно, заинтересованы к повышении их надежности.

      Эти основные изменения  в регулировании газового рынка  Западной Европы, касающиеся трубопроводного транспорта, следующие:                                                                             

  - более свободный доступ  к транспортной системе стимулирует  конкуренцию у поставщиков   и потребителей;

  - упрощенный доступ третьей стороны к газопроводной сети снижает удельные расходы на транспортировку;

  - расширяются возможности по  строительству трубопроводов; - доступность  транспортировки может стать  определяющим моментом для резкого

увеличения потребления газа в производстве электроэнергии;                                                       

  - открываются возможности вертикальной  и горизонтальной интеграции  в европейской газовой промышленности (наиболее заметным примером  вертикальной интеграции являются совместные предприятия и торговые дома "Газпрома" в ряде европейских стран);

  - в Европе имеется потенциал  для создания рыночных центров  (когда сходятся несколько газопроводов) по торговле газом. Более свободный  доступ к этим газопроводам  в сочетании с временным излишком газа ведет к формированию здесь устойчивых спотовых рынков.   

      До 1990 г. в Западной  и Восточной Европе отмечалось  параллельное развитие систем  поставок газа с ограниченным  участием с двух сторон. С 1990 г. начался новый этап интеграции и взаимопроникновения газовой промышленности, имеющей целью соединить обе части Европы на основе подходов, продиктованных изменившейся политической ситуацией. Сооружение в 90-е годы новых мощных газопроводов из Норвегии в Бельгию (1993 г.) и Германию (1995 г.), подключение Испании к трубопроводной системе Франции (1995 г.) и к магистрали из Алжира (1997 г.), а также завершающееся строительство газопровода из Норвегии во Францию (1998 г.) и подсоединение к континентальной газовой сети Великобритании (1998 г.) не только открывают возможность эффективного использования газотранспортных мощностей в регионе, но еще более тесно связывают страны ЕС.                                                             

       Определяющее  влияние на ситуацию в газообеспечении региона сохранится за Россией. Крупнейший по протяженности газопровод Ямал-Европа (4170 км) через Белоруссию и Польшу в Германию намечено ввести в эксплуатацию в 2005-2010 гг. Его пропускная способность увеличится с 6 до 14, а затем до 32 и 40 млрд. куб. м/год. Сего вводом  Россия уже не будет полностью  зависеть в поставках газа от транзита через Украину. Одним из главных потребителей газа, который поступит по этому трубопроводу, станет Италия, Это связано с достаточно устойчивым ростом внутреннего потребления газа в стране при отставании в строительстве подземных хранилищ, которые могут обеспечивать лишь сезонные колебания спроса.

После 2010 г. предполагается добывать значительные объемы газа на шельфе Баренцева  моря, откуда он поступит в центральные районы России и в Европу через Скандинавию. Намечается масштабное освоение новых перспективных регионов. В их число уже и начале XXI века войдет Иркутская область, где начнется освоение Ковыктинского газоконденсатного месторождения (извлекаемые запасы газа оцениваются в 900  млрд. куб. м) В 2000 г. Здесь предполагается добыть 3 млрд. куб. м и довести ее к 2005 г. до 15 - 20 млрд. куб. м. Добытый газ поступит в промышленные центры юга Иркутской области, в Монголию, Китай и Корею (после 2010 г. экспорт в страны АТР может составить до 50 млрд. куб. м).

Обеспечение надежности энергообеспечения  Европы является предметом постоянной заботы, как правительств стран региона, так и международных организаций. Объединительные идеи Европейского союза тесно связаны с либерализацией рынка газа и электроэнергии, а также с

 

 

-6-

усилием контроля за внешними источниками  энергосбережения.

     В 1990 г. премьер-министр  Нидерландов Р. Любберс выдвинул  идею налаживания комплексного  сотрудничества в энергетике  с участием всех стран Европы и СССР. Предполагалось, что такое сотрудничество будет способствовать повышению надежности энергоснабжения  Западной Европы и ускорению экономического роста в СССР и странах Восточной Европы. Идея привлекла внимание правительственных и деловых кругов многих государств континента, а Комиссия европейских сообществ выступила с концепцией Европейской энергетической хартии.

 В Брюсселе состоялась международная  конференция для проведения переговоров  по ее подготовке. К участию  в переговорах были приглашены и неевропейские страны,  являющиеся членами ОЭСР, а именно США. Япония, Канада. Австралия и Новая Зеландия. Европейская энергетическая хартия была принята 16-17 декабря 1991 г. в Гааге, ее подписали 52 государства (включая республики бывшего СССР) и ЕС. Международное сотрудничество в области энергетики  Хартия нацеливает на решение двух основных задач:

     - повышение эффективности  производства и транспортировки  энергоносителей, а также надежности  их поставок потребителю;

     - развитие европейского рынка энергоносителей на основе рыночных принципов.

      Страны, подписавшие Хартию, обязались выработать в дополнение к ней документы практического плана. В итоге после трехлетних переговоров в Лиссабоне были открыты для подписания (с 17 декабря 1994 г. по 16 июня 1995 г.). Заключительный акт конференции по Европейской энергетической хартии, Договор к энергетической хартии и Протокол по энергоэфективности. К концу установленного периода к Договору присоединились все страны (за исключением США и Канады), подписавшие в 1991 г. Европейскую энергетическую хартию, и ЕС. США обусловили подписание этого документа рядом требований, в частности, сохранением за ними возможности применения "поправки Джексона-Вэника". Кроме того, США не признают статус ЕС как торгового партнера.

    

 

   3)  Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.

          За последние  годы резко возросла роль трубопроводного  транспорта в российской экономике.  Это связано с рядом факторов - увеличение налоговых поступлений  в бюджеты различных уровней вследствие роста объемов транспорта нефти, создание новых рабочих мест, развитие экономики регионов и т.д. Итак, рассмотрим основные показатели работы трубопроводного транспорта в 1994 – 2002 годах. Объём транспортировки газа с 483 млн.т. в 1994 г. возрос до 514 млн. т. в 2004 г. Объёмы перевозки нефти также значительно увеличились с 300 млн. т. в 1994 г. до 360 млн. т. в 2002г. Транспортировка нефтепродуктов не протерпела значительных изменений по увеличению объёмов.

          Системы  трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.

          Трубопроводный  транспорт активно влияет на  формирование и развитие ТЭК  страны и отдельных  регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:

перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;

выполняет роль распределительной  системы комплекса;

транспортировку энергоресурсов на экспорт  в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Информация о работе Магистрально-трубопроводные системы