Канал Огинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Князь Михаил Казимир Огинский происходил из древнего рода, представители которого отыграли большую роль в государственной , общественно-политической и культурной жизни Беларуси, Литвы и Польшы. Он рано потерял отца и воспитывался под опекунством сначала деда - гетмана Вишневецкого, затем под наблюдением витебского воеводы Марцыяна Огинского и, наконец, его воспитателем стал канцлер Речи Посполитой Михаил Чартырыйский. О воспитании Михаила Казимира осталось мало сведений.. Известно, что он изучал музыку и живопись, имел способности к искусству. По наставлению Чартырыйского Михаил Казимир избрал военную карьеру и в восемнадцать лет стал депутатом сейма..

Вложенные файлы: 1 файл

канал Огинского.docx

— 334.21 Кб (Скачать файл)

Огинский  канал, построенный в 1767-1783 годах  по инициативе магната Михала Казимира Огинского, является частью бывшего  Днепровско- Неманского водного пути. Соединяет Ясельду (приток Припяти) и Щару (приток Немана). Проходит в Пинском, Ивацевичском и Ляховичском районах Брестской области и Слонимском Гродненской области. Вместе с Выгоновским озером протяженность канала составляет 54 километра.

Расцвет Слонима во второй половине XVIII столетия связан с деятельностью великого гетмана литовского Михаила Казимира Огинского (1728-1800). В Слониме он построил несколько предприятий, по его инициативе и на его средства был построен канал (1767-1783), который соединил приток Припяти Ясельду со Щарой, а в  границах города выровнял рукав Щары.

Огинский  задумывался как «мост» между  двумя великими морями — Балтийским и Черным. В 1784 году, когда канал  заработал (тогда его называли Великим  Пинским), чтобы переплыть от Ясельды  до Щары, требовалось три дня хода на лодке. Кроме путешествий, канал  использовали для сплава древесины из Припяти в Неман. Теперь местами он обмелел, кое–где слился с болотом. Совсем не тот вид знаменитого водного пути, как в старину, когда вдоль ровной линии синей глади были проложены дорожки, по которым лошади за тросы тянули путешествующие шляхетские экипажи.

За  постройку технологического чуда (таким  для своего времени был канал) его создателю Михалу Казимежу Огиньскому, дяде другого Михала Огиньского —  Клеофаса, автора полонеза «Прощание  с Родиной» (он потом получит канал  вместе со слонимским имением в наследство), в Виленском замке в 1768 году, еще  при жизни, поставили памятник. И  было за что. Ученые говорят, что Огиньский  не только помог наладить сплав древесины  и поднял экономику региона во времена Речи Посполитой, но и спас Выгонощанское озеро от обмеления.

Вокруг  крупнейшего в стране озера —  сплошное болото. Так было испокон  веков. Ни пройти ни проехать — и это не метафора. Озеро к тому же мелководное и время от времени отступает перед «дрыгвой». Вполне возможно, его постигла бы сегодня участь Аральского моря, «съеденного» пустыней, если бы канал двести лет назад не дал ему подпитку из Щары. С тех пор соседняя река наполняет живой водой знаменитый водоем и не дает ему зачахнуть.

Не меньше ученых сюда тянет туристов. Пока, правда, им приходится добираться в эти места на «перекладных» и любоваться здешними красотами в спартанских условиях.

— Запланировано создание водного  туристического кольца, — рассказывает Игорь Чернявский, заместитель начальника управления по охране историко–культурного наследия и реставрации Министерства культуры. — Кольцо пойдет от Августовского канала до Бреста, где еще нужно будет соорудить судоходный шлюз. А Огинский канал в этой цепочке — центральное звено. Звено еще слабое. Чтобы туристы смогли бывать на канале чаще и приносить денег больше, нужно наладить инфраструктуру. В первую очередь для этого от деревни Святица до Выгонощанского озера проложат дорогу. Пока же добраться до экзотики можно или по Щаре, а затем по маленькому отрезку канала, или, на худой конец, — лесными тропами. Других путей с северной стороны, от ближайшего крупного города, Барановичей, сюда нет.

Владимир Пекун, главный  инженер РУП «Полесьегипроводхоз», куратор проекта восстановления Огинского канала, говорит, что уже  в июле к нему будут проложены  подъездные пути, а в следующем году начнутся работы на воде.

  Во многих местах водная трасса  измельчала, поэтому нужно кое–где дно углубить, очистить. Построим два новых моста, чтобы под ними могли проходить суда, соорудим шлюзы для поддержания уровня воды.

Ширина  канала — 20 метров, и здесь смогут ходить лишь малотоннажные суда, от силы на 24 пассажира. Берег выровняют, срубят старые деревья и засеют на 5 — 10 метров от водной глади травой.

Когда первые прогулочные лодки начнут курсировать по Огинскому каналу, здесь уже должны появиться не только кафе, но и интересные для  туристов достопримечательности. Откуда им взяться в полесском болоте? На этот вопрос и ищут ответ археологи  нынешней весной.

. Архитектурных  памятников вдоль Огинского канала, правда, не сохранилось, а может,  никогда и не было. А из крупных  населенных пунктов здесь всего  лишь два — Телеханы и Выгонощи.

В 1915 году Огинский канал стал разделительной линией фронта.

Внимание  к еще одному каналу – творению рук наших предков – небезосновательно. После того как вступил в строй  Августовский канал, сама логика требует  продолжения реконструкции водного  пути из Балтийского моря в Черное. Из Немана в Балтику уже доплыть можно.

Из  Немана в море Черное пока попасть  нельзя из-за непроходимости водного  пути из Щары в Ясельду. Соединение между двумя последними реками и  есть канал Огинского протяженностью 54 километра по территории Слонимского, Пинского, Ивацевичского и Ляховичского районов Беларуси.       

   Это вторая водно-транспортная артерия вместе с Августовской – не только памятник гидротехники ХVIII-ХIХ веков, но и свидетельство ума и трудолюбия белорусов. Уже в те века водными путями они были связаны практически не только с Европой, но и с Ближним Востоком.

Канал использовался и был в добром здравии до 1941 года. И лишь в 1942 году недалеко от Телехан произошел известный  Огинский бой, когда партизаны прорвали блокаду гитлеровцев. Тогда-то и  была разрушена вся навигационная  система сооружения. После войны  канал не ремонтировался, и к нему пропал всякий интерес. К тому же перевозку  грузов обслуживала железная дорога. Да и зачем Беларуси, входящей в  состав СССР, живущей под железным занавесом, была связь с остальным  миром?

Восстановленный вслед за Августовским канал Огинского даст нам возможность совершить путешествия  не только в прошлое нашей родины, но и отправиться в странствия на север или на юг Европы. А оттуда – по всему миру.

 

                                                   

 

 

                                            

 

 

 

           


Информация о работе Канал Огинского