Канал Огинского

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 23:42, реферат

Краткое описание

Князь Михаил Казимир Огинский происходил из древнего рода, представители которого отыграли большую роль в государственной , общественно-политической и культурной жизни Беларуси, Литвы и Польшы. Он рано потерял отца и воспитывался под опекунством сначала деда - гетмана Вишневецкого, затем под наблюдением витебского воеводы Марцыяна Огинского и, наконец, его воспитателем стал канцлер Речи Посполитой Михаил Чартырыйский. О воспитании Михаила Казимира осталось мало сведений.. Известно, что он изучал музыку и живопись, имел способности к искусству. По наставлению Чартырыйского Михаил Казимир избрал военную карьеру и в восемнадцать лет стал депутатом сейма..

Вложенные файлы: 1 файл

канал Огинского.docx

— 334.21 Кб (Скачать файл)

   Князь Михаил Казимир Огинский  происходил из древнего рода, представители которого отыграли большую роль в государственной , общественно-политической и культурной жизни Беларуси, Литвы и Польшы. Он рано потерял отца и воспитывался под опекунством сначала деда - гетмана Вишневецкого, затем под наблюдением витебского воеводы Марцыяна Огинского и, наконец, его воспитателем стал канцлер Речи Посполитой Михаил Чартырыйский. О воспитании Михаила Казимира осталось мало сведений.. Известно, что он изучал музыку и живопись, имел способности к искусству. По наставлению Чартырыйского Михаил Казимир избрал военную карьеру и в восемнадцать лет стал депутатом сейма..

   С 1753 г. Он путешествовал по Европе.. Побывал в Дрездене, вене, Париже Талант Агинского в своих мемуарах восхвалял даже Д. Дидро.В 1761 г. Михаил Казимир возвратился на Родину.

 

           

    Характеризуя личность Михала-Казимира (1730 — 1800), кроме слов композитор, поэт, меценат обязательно нужно употребить и определение политический деятель. Определенное время прослужив в армии, Михал-Казимир добился кресла сенатора Речи Посполитой (был виленским воеводой), а позднее стал гетманом — начальником войска Великого Княжества Литовского. Как гетман ВКЛ он постоянно ездил за границу. В разные годы на его пути — Берлин и Вена, Париж и Петербург, Аахен и Брюссель, Амстердам и Гаага.

  Он завязал личные контакты как с коронованными особами, так и со всемирно известными философами, художниками, музыкантами. Сфера его гуманитарных интересов была чрезвычайно широка: он увлекался французской и английской культурами, его привлекали как идеи энциклопедистов, так и мистические (в том числе и масонские) философско-теологические учения.

  Говоря о личных контактах гетмана Огинского с коронованными особами, можно привести такой пример. Эта история связана с последним королем Речи Посполитой Станиславом-Августом Понятовским. В 1791 году гетман Огинский по делам службы находился в Голландии, откуда послал Станиславу-Августу в подарок ценную картину из своей галереи — знаменитого «Лисовчика» («Польского всадника») кисти Рембрандта. И в своем шутливом письме королю написал: «Сэр, посылаю Вашей Королевской Милости казака, которого Рембрандт посадил на коня. Съел этот конь во время пребывания у меня 420 немецких дукатов. Справедливая ласка Вашей Королевской Милости дает мне надежду, что апельсиновые деревья зацветут в той же пропорции». Из этого письма видно, что за картину гетман хотел получить для своей слонимской резиденции апельсиновые саженцы из королевской оранжереи (чего, надо сказать, и добился).

  Однако у самой этой картины есть интересная легенда. Рембрандтом она была написана около 1655 года. Польские искусствоведы исследовали картину и пришли к выводу, что писалась она с натуры, на что указывает исключительная точность в передаче элементов костюма, вооружения, упряжи, породы лошади и даже манеры держаться в седле, характерной для кавалерии Речи Посполитой того времени. И возможно, что это портрет Симона-Кароля Огинского, родного прапрадеда композитора Михала-Клеофаса. В биографии Симона-Кароля есть такой факт, указывающий на возможную правдоподобность этой истории: в 1641 году он поехал учиться в Голландию и стал студентом университета в городе Франекер. Там он женился на дочери бургомистра Т.Стакманс, которая после возвращения мужа на родину покинула его и вместе с дочерью Софьей вернулась домой (т.е. Огинский в примерное время написания картины был в Голландии).

 

  Возможно, эта история и не имеет под собой оснований, но, тем не менее, опубликована она в серьезном академическом издании («Polski Slownik Biograficzny», t.XXIII/4. Z.99. S.638).

Михаил-Казимир  О. (1729 — 1800) с 1768 по 1793 гг. был великим  гетманом литовским. В 1764 г. он предпринял поездку в Петербург и выступил претендентом на польский престол, но безуспешно. Как деятельный участник барской конфедерации, он после 1771 г. несколько лет принужден был  укрываться за границей. Получив прощение, он возвратился на родину, строил фабрики, истратил несколько миллионов на проведение канала, носящего его имя, украсил город Слоним, бывший его  любимым местопребыванием. Он недурно  рисовал, играл на нескольких инструментах, преимущественно на арфе, в которой  он число педалей увеличил с 4 на 7. Хорошо знал теорию музыки и обладал  композиторским талантом; написал несколько  песен, отличающихся колоритом национальных польских мелодий. В слонимском дворце его находили радушный прием, а иногда и приют, артисты, певцы, художники. Из его произведений некоторые напечатаны в Слониме, где он завел типографию, другие — в Варшаве ("Powieści historyczne и moralne", Варшава, 1782; "Bajki i nie bajki", ib., 1788 — сборник сказок, сатир  и разных стихотворений). Михаил-Клеофас  О. (1775 — 1833), горячий приверженец  майской конституции, в эпоху  тарговицкой конфедерации лишился  на время всех своих имений и удалился в Пруссию. В 1794 г. он сформировал  батальон егерей и сам предводительствовал  им; по усмирении восстания бежал из Польши. Парижский комитет по делам эмиграции назначил его агентом в Константинополь. В 1797 г. он переехал в Париж, где вошел в сношения с директорией и Талейраном, с целью восстановления Польши, но скоро потерял веру в успех этого дела и получил дозволение вернуться в Россию. В 1810 г. поступил на русскую службу, был назначен сенатором и вскоре стал одним из доверенных лиц императора Александра I. В 1811 г. он представил проект образования из провинций бывшей Польши великого герцогства литовского. С 1815 г. он жил во Флоренции. Известность О. получил благодаря своим полонезам, которые много раз издавались; они отличаются оригинальностью, характерностью. Кроме того, он написал много мелодичных романсов. Он оставил интересные воспоминания: "Memoires sur la Pologne et les Po lonais de 1788 à 1815" (1826-27; 2 изд., 1833). Отрывки из них приведены в ст. А. Подвысоцкого: "Граф Михаил О. и его отношения к императору Александру Павловичу" ("Русский Архив", 1874, 3). Род князей О. внесен в V часть родословной книги Виленской губернии и в VI часть родословной книги Витебской губернии.

   В ранней молодости с Михалом-Казимиром Огинским произошло одно небольшое происшествие, в котором можно увидеть символическую примету его позднейшей большой «цивилизаторской» миссии. В 1748 году на второй день Рождества он не захотел присутствовать на службе в простом деревенском костеле и продолжил свое путешествие, во время которого карета молодого и элегантного Огинского с ценным багажом ехала по плохой дороге и на совсем расшатанном мосту упала в воду, что причинило владельцу убыток в несколько тысяч дукатов. Это болезненное соприкосновение с реальностью полесских деревенских дорог в будущем дало неоценимые результаты: подтолкнуло к их обновлению.

  В 1761 году Михал-Казимир женился на Александре Сапеге, самой ценной частью приданого которой была слонимская экономия. С этого времени он начал активную хозяйственную и благотворительную деятельность на Слонимщине: с большими усилиями и значительными финансовыми затратами была осуществлена прокладка через полесские болота при помощи дамб двух дорог-трактов и знаменитого канала, связавшего бассейны Балтийского и Черного морей. Канал Огинского обошелся князю в 12 миллионов злотых и стал для всего Полесья основанием для гордости и экономического подъема.

  Первым о строительстве водного пути между Днепром и Неманом еще в XVII веке заговорил известный деятель ВКЛ князь Богуслав Радзивилл. В обращении к своим потомкам он написал: «Если б кто из наследников моих хотел бы оставить о себе память, то пусть закончит или начнет то, что я хотел попробовать, а именно, Днепр с Неманом соединить через реку Лошу. Уверяю, что он сделал бы дело, стоящее памяти».

Через некоторое время проект канала (в  качестве чертежника привлекли будущего подстаросту пинского М.Бутримовича. В Пинске остался его дворец, который тоже ждет реконструкции. — В.К.) отправили в Варшаву гетману ВКЛ Михалу Казимиру Огиньскому. В 1768 году сейм утвердил проект. Огиньский выделил на работы 12 миллионов злотых.

  К 1771 году на воде появился плавающий театр, где ставили пьесы, написанные самим Огиньским. А в 1775 году сейм в Варшаве вынес решение о сплаве леса. В 1786 году, тоже на сейме, Огиньский объявил, что дарит родине новый канал, хотя тот был еще не готов и строился почти до 1800 года. В результате длина артерии составила 55,5 километра, 5 километров из них — по озеру Выгонощанское. Протяженность всей водной системы от устья Ясельды до устья Щары — 324 километра. Ширина составила 18 метров, а глубина — до 0,8 метра. Новая водная трасса предназначалась для лесосплава из бассейна Припяти в бассейн Немана. Судоходство по Ясельде и Огиньскому каналу до озера Выгонощанское осуществлялось конной и людской тягой. А по Щаре и Неману — сплавом. Построили две пристани — Телеханы и Огиньская. С середины XIX столетия, как только появились железные дороги, канал постепенно утратил свое значение. Потом его приспособили к приему дренажных вод с обширной прилегающей территорией. Взорвали все деревянные шлюзы, кроме одного, десятого, который и теперь сохранился за Выгонощанским озером. Вкратце такова история...

При проектировании канала были допущены ошибки. Первая — он шел  через два озера. При большом  ветре суда должны были пережидать непогоду у берега. Весной озера  долго находились подо льдом. Вторая — от деревни Выгонощи до Телехан  канал шел по пескам, и нужно  было специально укреплять откосы. Вести его логичнее было бы мимо местечка по болоту, но сам гетман Огиньский  настоял на том варианте, который  в итоге и получился.

      

  Кана́л Оги́нского (Днепровско–Неманский канал) построен в 1767–1783 гг., соединяет р. Ясельда (бассейн Припяти) с р. Щара (бассейн Немана). Разрушен во время Второй мировой войны, после чего не реконструировался. Использовался для сплава леса, а также пассажирских перевозок. В настоящее время не используется.

На  конец XVIII в. приходится и расцвет Огинского канала, сооруженного в 1783 г. на средства родственника композитора М. К. Огинского. Канал, длиной 47 км, соединил реку Ясельду (приток Припяти) с рекой Щарой (приток Немана). Максимальный грузооборот был достигнут в 1847—1848 гг. В отдельные годы по грузообороту он почти достигал Днепровско-Бугский канал. Транспорт по Огинскому каналу шел в обе стороны. Вниз по течению шел лес, хлеб и другие товары; вверх по течению было «взводное» судоходство. По обе стороны канала были бичевники для буксировки судов на лямках вручную и на лошадях.

По  территории района проходит Огинский канал, который через Выгонощанское  и Вулька-Телеханское озера соединяет  реки Ясельда со Щарой, а значит Черное море с Балтийским. Это самый старый белорусский канал, построенный в конце XVIII века. Он носит имя Огинского в честь гетмана Великого княжества Литовского Михаила Казимира Огинского, поэта, мецената, который спонсировал строительство канала. Этот канал являлся судоходным на протяжении XIX и в начале XX века вплоть до начала Великой Отечественной войны.

  Так что же это за сооружение, к которому мы вернулись почти через 200 лет?

  Согласно историческим источникам, упоминание о канале начинается  с той поры, когда в 1767 году  каморник (имя его неизвестно), измеряя  владения Телехан и деревень  вокруг них, пришел к заключению, что между Щарой и Ясельдой  можно проложить водный путь. Вокруг-то одни болота с озерами.  Идея дошла до варшавского  комиссара Тадеуша Нарбута, владельца  пинских земель, и понравилась.  Тут же для разработки проекта  был приглашен пинский подстароста  Бутримович. И вскоре проект был  отослан гетману Михалу Казимиру  Огинскому. И идея, и сам проект  его так заинтриговали, что  он выделил деньги на его  строительство. А в 1768 году  варшавский сейм тоже поддержал  идею.

В итоге  Огинский положил на строительство 12 миллионов злотых, а в 1775 году сейм признал начало сплава леса по каналу. Но до конца он еще не был упорядочен, и, согласно историческим документам, строительство канала официально закончилось в 1789 году. Но опять-таки, прошло еще несколько лет, пока он был окончательно доведен до полного порядка. И только тогда по нему пошли баржи, пароходы, плоты… На канале работало 10 шлюзов. Некоторые, железные, сохранились до сих пор.

Канал имел важное транспортно-хозяйственное  значение. По нему перевозилось в Европу все, чем была богата Беларусь, –  зерно, меха, мед, лен… По нему также сплавляли лес. А вдоль канала начали образовываться центры промышленности в Пинске, Слониме, Телеханах.

Канал назван в честь Михаила Казимира Огинского, инициатора строительства. Строительство обошлось в 12 миллионов злотых, большую часть которых выделил Матей Бутримович, пинскому мечнику и городскому судье. Именно Матей Бутримович выполнял всю организационную работу: приглашал специалистов, нанимал рабочих.

Пилы, топоры, лопаты – основные инструменты  строителей. В качестве транспорта использовались подводы, запряжённые  лошадьми и волами.

В 1783 году канал был сдан в эксплуатацию. Ежедневно курсировали теплоходы: Пинск - Телеханы, Пинск - Слоним (раз  в два дня). Благодаря каналу начался  активный рост прилегающих деревень и селений.

Канал сильно пострадал в Первую мировую войну. Все гидротехнические сооружения были взорваны и сожжены. Канал использовался до 1941 года. Во время Второй мировой войны шлюзы были полностью разрушены и их больше не востанавливали. Канал превратился в туристический обьект.

По  состоянию на 2007 год канал Огинского  не эксплуатируется. Во многих местах ширина канала не превышает 10 метров, глубина - 50 сантиметров. Возведенные после Второй мировой войны коммуникации и мосты не позволяют использовать канал для судоходства.

Неоднократно  предлагались проекты по восстановлению канала, однако было принято решение  о неэффективности данных мероприятий. По предварительным расчетам, реконструкция  Огинского канала потребует свыше 40 млрд. рублей.

Огинский  канал — служит для соединения Немана с Днепром. Длина его с  озерами 52 версты, без них 48 верст. Он почти весь находится в Пинском уезде Минской губернии. Канал начал устраивать в 1770 г. польский гетман М.-К. Огинский, но работы скоро прекратились .

Огинский  канал служит для соединения Немана с Днепром. Длина его с озерами 52 версты, без них 48 верст. Он почти весь находится в Пинском уезде Минской губернии. Канал начал устраивать в 1770 г. польский гетман М.-К. Огинский, но работы скоро прекратились и возобновились в 1799 г. при императоре Павле I. Открыто судоходство в 1804 г. Канал проходит через озера Вильку и Выгонецкое и он проведен между рекой Шарой (приток Немана) и рекой Яцольдой (приток Припяти). Сплав бывает по нему только весной. В 1894 г. отправлено товаров 2720 тыс. пудов, из них леса 2586 тыс. пудов и дров 101 тыс. пудов; прибыло 14 тыс. пудов. Пристани: Телеханы и Огинская.

- Днепровско - Неманский канал, в Брестской  области; соединяет р. Ясельда  (левый приток Припяти, бассейн  Днепра) с р. Щара (левый приток  Немана). Длина Огинского канала 55,5 км (в т. ч. 5 км по оз. Выгонощанское), а всей водной системы от  устья Ясельды до устья Щары 324 км. Озеро Выгонощанское соединено  с р. Щара коротким (4 км) прокопом. Огинским канал строился в  1767 - 83 по инициативе и на средства  гетмана Литовского М. К. Огиньского. В основном Огинский канал  (ширина 18м, глубина 0,8 м) предназначался  для лесосплава из бассейн Припяти в бассейн Немана. Судоходство по Ясельде и Огинскому канале до оз. Выгонощанское осуществлялось конной и людской тягой, а по Щаре и Неману - сплавом. На канале было 2 пристани - Телеханы и Огинская. При выходе из оз. Выгонощанское в Щару стоит шлюз с падением 1,18 м. Падение на Днепровском склоне 17м преодолевалось 9 шлюзами. С сер. 19 в. после строительства железных дорог Огинский канал постепенно потерял своё значение и в настоящее время не используется.

Информация о работе Канал Огинского