Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 14:24, реферат

Краткое описание

Актуальность темы заключается в том, значительное влияние на уровень развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. При этом перед государством стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией невыгодной в финансовом отношении.

Содержание

1. Теоретическая часть: «Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций»…………………………………….2
Введение………………………………………………………………………...…3
1.1 Формирование системы налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка………………………………………..5
1.2 Развитие системы налогообложения страховых организаций ………..….11
Заключение……………………………………………………………………….13
Список использованной литературы…………………………………………...14
2. Практическая часть (задачи)…………………………………...………….16

Вложенные файлы: 1 файл

Готовая Страх.doc

— 102.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

«АЛТАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

РУБЦОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

 

 

 

 

Кафедра экономики

 

Контрольная работа

 

Дисциплина: Страхование

 

Тема: Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций

 

Вариант № 2

 

 

 

                                                                                 Выполнила

студентка V курса

                                                                                 группы  1282з

                                                                                 Бахметова Д.С.

                                                                                                                 ____________________________

                                                                                                             

Проверил:

                                                                                 Ст. преподаватель

                                                                                 Герасенкова Ю.Д.

                                                                                 Оценка_____________

«_____»________ 2012г.

Подпись преподавателя:

_____________________                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

 

 

Рубцовск 2012

Содержание

                                                                                                                                   

 

1. Теоретическая  часть: «Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций»…………………………………….2

 

Введение

 

Актуальность темы заключается  в том, значительное влияние на уровень развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. При этом перед государством стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, получить по возможности больше доходов в государственный бюджет и в государственные социальные внебюджетные фонды, а с другой - в необходимых случаях стимулировать физических и юридических лиц к заключению договоров страхования или, по крайней мере, не делать для них страхование операцией невыгодной в финансовом отношении. С учетом того, что доходы государства на 80% покрываются за счет налоговых поступлений, можно говорить о прямой зависимости бюджетной системы от состояния системы налогообложения. [14, 45-49]

Мировой кризис оказывает  негативное влияние в большей  степени на инвестиционную деятельность, а не на страховую. Однако в связи  с тем, что страхование напрямую связано с другими сферами  экономики, некие отрицательные тенденции уже заметны. Например, сокращается количество договоров страхования ипотеки. На первый план выйдут фирмы, которые развивали классическое страхование, не делая при этом упор на банковские продукты, страхование залогов, ипотечное страхование и т.д. Это положительная тенденция, которую следует поддерживать. По прогнозам самих страховщиков, до конца 2012 г. можно ожидать снижение объема рынка добровольного медицинского страхования на 10%, однако при стабилизации экономической ситуации в России интерес коммерческих структур к этому виду услуг сохранится. Кроме того, предполагается снижение показателей по страхованию имущества юридических лиц. А вот по другим направления ожидается прирост. Так, страховые премии по каско и ОСАГО увеличатся на 5 - 10%, а также предполагается 15% -ное их увеличение в области страхования имущества физических лиц [14, 45-49].

Вопросы налогообложения  страховых фирм анализировали в  своих работах многие авторы: С. Анистратенко, Е. Боровикова, А. Ивлева, А. Лайков, С. Нестеров, А. Пилипенко, Г. Пласков, А. Романова, Е. Смирнов и др.

Целью контрольной работы является изучение формирования и развития системы налогообложения страховых фирм.

Объектом являются общественные отношения, складывающиеся в процессе налогообложения страховых фирм.

Предметом является механизм налогообложения страховых организаций в Российской Федерации, его формирование и развитие.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть историю формирования  налогообложения страховых организаций;

2) выявить направления развития системы налогообложения страховых организаций в России.

 

1.1 Формирование системы налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка

 

В начале 1990-х гг. рост поступлений страховых взносов отставал от темпов инфляции. Негативную роль сыграло то, что обесценивание денег оказало разрушительное действие на долгосрочное страхование жизни, приносившие основную часть поступлений в системе государственного страхования. Данный период характеризуется резкими изменениями величины долей, приходящихся на различные виды страхования. Дело в том, что в то время национальный страховой рынок находился на стадии становления, шла разработка страхового законодательства. Принятие новых законов и нормативных документов вносило существенные коррективы в развитие страхового рынка. Ведущие позиции в этот период занимает имущественное страхованием (36 % взносов в 1992 г.). На личное страхование в 1992 г. приходилось 29% взносов. В условиях нестабильности социально-экономического развития России деятельность многих страховых организаций ориентировалась на проведение конъюнктурных видов страхования. Так, высокая доля поступлений по страхованию ответственности объясняется широким распространением страхования ответственности заемщиков (страхование кредитов): на его долю в 1992 г. приходилось более 1/4 всех страховых взносов, а в 1993 г. - около 20% [15, 140-147].

Названный период характеризовался и  спецификой налогообложения. В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Доход от страховой деятельности представлял собой сумму страховых платежей, полученных по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов за вычетом затрат (кроме затрат на оплату штатных работников). Отдельно облагалась прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности (как у промышленных, так и других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога - на доход и на прибыль. Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% у предприятий, в том числе и у страховых организаций). Это в свою очередь сыграло не малую роль при развитии некоторых видов страхования[15, 150].

Впоследствии (начиная примерно с 1994 г.) имело место уменьшение амплитуды  колебаний долей, приходящихся на различные  отрасли страхования, и выявлением устойчивых тенденций в их развитии. Так, большая часть поступлений приходилась на личное страхование. Размер ее, хотя и медленно, но все же увеличивался. Это связано со значительным распространением так называемого "возвратного" страхования. Однако данный вид являлся не столько страхованием, сколько способом уменьшения налоговых выплат предприятий (страхователей). Страхование физических лиц за счет средств предприятий составляло 26% совокупного страхового портфеля отечественных страховых организаций. Привлекателен данный вид был тем, что со страховых выплат не удерживался подоходный налог и взносы во внебюджетные фонды. Бюджет терял в целом 23% от суммы получаемой заработной платы, выплаченной через возвратное страхование[15, 162].

Вплоть до конца 1990-х гг. не была четко определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков. В  целях приближения налогообложения  страховщиков к налогообложению  других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков был введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Но ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями.

Специфика деятельности страховщиков такова, что основной проблемой является правильное исчисление финансового  результата. В 1990-х гг. источником возникновения  конфликтных ситуаций между страховщиками  и налоговыми службами являлось то, что страховщики, в соответствии с принятым в то время общим порядком, вынуждены были определять финансовый результат (прибыль или убыток) ежеквартально. Главная сложность вызывалась тем, что, как правило, действие большей части договоров, заключенных страховщиком с клиентами, выходит за рамки отчетного периода (квартала) [11, 23-25].

Несовершенное законодательство и  неблагоприятная экономическая  среда привели к усилению негативных тенденций на страховом рынке. Было создано большое число псевдостраховых организаций (за 1994 - 1998 гг. было отозвано около тысячи лицензий), возникли серьезные диспропорции между обязательными и добровольными видами страхования, механизм страхования стал использоваться для ухода от налогообложения в государственные внебюджетные фонды при выплате зарплаты. На рынке укрепились тенденции к монополизации, недобросовестной конкуренции, в основном порождаемые разделом страхового рынка в интересах отдельных ведомств, финансово-промышленных групп или территорий в рамках отраслевых и региональных программ страхования. [12, 22-28]

В 1996 г. Правительством Российской Федерации  было принято Постановление "О  первоочередных мерах по развитию рынка  страхования в Российской Федерации", которым был предусмотрен ряд  мер, направленных на совершенствование налогового законодательства, связанного со страховой деятельностью. Финансовый кризис 1997-1998 гг. особенно остро поставил вопрос о создании в стране адекватной институциональной системы, способной обеспечить мобилизацию сбережений и направить их на инвестиционные цели. События 1998 г. показали ограниченные возможности и крайне опасные последствия финансирования экономики преимущественно за счет внутренних и внешних заимствований. Экономический рост в России, учитывая низкую собираемость налогов, непрекращающееся "бегство" капитала, невозможен без существенного повышения нормы сбережений. Заметную роль в этом процессе призвана сыграть страховая система.

Постепенно рост спроса на страховые  услуги и повышение интереса населения  к новым видам страхования заставили многие страховые компании переориентировать бизнес с минимизации налогового бремени на реальное выполнение существа функций института страхования. Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2000 г. N 420 размер страховых взносов, относимых на себестоимость, увеличен до 3% объема реализации продукции [9,15-21].

Следует отметить, что  серьезный удар по страхованию в  начале 2000-х гг. нанес Федеральный  закон от 02.01.2000 N 36-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", которым было введено обложение налогом на добавленную стоимость отдельных страховых операций, а именно страховых выплат по договорам страхования риска неисполнения обязательств по договорам поставки товаров (работ, услуг). Совершенно очевидно, что с принятием данного изменения страхование так называемых предпринимательских рисков, к которым, кстати, относится и страхование рисков при экспортно-импортных операциях, сводилось на нет. Это тем более странно, что в правительственных решениях предшествующих лет ставился вопрос о необходимости принятия мер по развитию этого вида страхования. Указанное решение было принято не только без учета особенностей страхования как экономической категории, но и без какого-либо глубокого осмысления тех последствий, к которым оно может привести. Обложение страховых выплат НДС означало заставить предприятия, которые и так уже понесли в результате кризиса 1998 г. убытки, заплатить дополнительные средства в виде налога. В результате теряла смысл основная функция страхования - возмещение страхователям причиненного им вреда. Перенос на страхование логики налогообложения облагаемых НДС услуг привел к абсурдному выводу, что, выплачивая страховое возмещение, страховая компания получает от клиента какую-то услугу, скажем в виде перерыва в производстве в результате пожара в цехе или невыполненного договорного обязательства. К сожалению, эти очевидные доводы не возымели действия на законодательные органы, и названный Закон вопреки всякой логике был принят. Одновременно следует констатировать, что ни одна из инициатив страхового сообщества в области налогового стимулирования развития страхования в тот период не увенчалась успехом.

В целом, вплоть до принятия 2-й части Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налогообложение страховых  фирм велось крайне бессистемно и  неэффективно. В 2000 г. был принят Федеральный закон от 5.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации". В целом, в начале 2000-х гг. "пальму первенства" уверенно удерживало страхование жизни. Не секрет, что среди договоров по страхованию жизни подчас замаскированы так называемые "зарплатные" схемы, позволяющие легально уменьшать уровень уплаты налогов предприятиями. Во многом снижение темпов роста страхования жизни на рубеже 1990-2000 гг. было связано с ужесточением контроля со стороны государства за этими "серыми" налогосберегающими схемами. Принятая в 2001 году 25 глава НК РФ и принимаемые затем поправки к ней постепенно сводили данные схемы к минимуму [9, 15-21].

Информация о работе Формирование и развитие системы налогообложения страховых организаций