Теоретические аспекты страхование и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- рассмотреть сущность, структуру и функции страхового рынка;
- изучить этапы развития страхового дела в Республике Казахстан и зарубежный опыт в данной отрасли;
- дать характеристику страховой компании АО «СК «Сентрас Иншуранс» и изучить набор страховых продуктов в Казахстане;
- провести анализ на финансовой деятельности страховой компании АО «СК «Сентрас Иншуранс»;
- проанализировать текущее состояние страхового рынка РК;
- выявить основные проблемы и определить возможные пути их решения;
- определить перспективы развития страхования в Республике Казахстан.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА 51.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

О действительно серьезном  и значимом внедрении и страхования в экономику  и  повседневному  жизнь  населения  Казахстана  можно  говорить,

начиная с послереволюционного  периода.

После  Октябрьской революции   страховое  дело в России, как и другие финансово-кредитные учреждения, постепенно национализировалось. Национализация завершилась установлением монополии в старховании согласно декрету Совнаркома РСФСР от 28 ноября 1918 года «Об организации страхового дела в Российской Республике». Частные отечественные и иностранные страховые компании, общества взаимного страхования были упразднены, а действующая форма проведения страхования ликвидироана. Однако из-зи гражданской войны, политики военного коммунизма и натурализации хозяйственных отношений декрет был реализован только спустя почти три года.

Возраждению страхования способствовали объективные факторы. В 1921 году начала осуществлятьсяновая экономическая политика, принятая на Х съезде РКП (б). В экономику и хозяйственную жизнь страны активно внедрялисб элементы рыночных отношений. Законы рыночной экономики всегда диктовали условие - где действует рынок с его объективными постоянного предпринимательского риска, там должно быть страхование.

Новая форма организации  и проведения страхования была воплощена  в жизнь декретом Совнаркома от 6 октября 1921 год «О государственном имущественном страховании».

Совнарком постановил организовать во всех местностях РСФСР, как сельских, так и городских, государственное  имущественное страхование частных  хозяйств от пожаров, падежа скота, градобития сельскохозяйственных культур, а также аварий на путях водного и сухопутного транспорта.

На первое время вводилось  страхование имущества в добровольном порядке, а затем, по мере организации  добровольного страхования и  укрепления аппарата страховых работников, предпологалось ввести государственное обязательное страхование.

Государственное обязательное имущестенное страхование распростронялось на все частные хозяйства и  предпритятия -селськохозяйственные, промышленные и промысловые, ремесленные, кустарные, как единоличные, так и коллективные, то есть принадлежащие артелям, товариществам, обществам и коммунам.

Обязательному страхованию  подлежало также государственное  имущество, переданное в аренду или иной вид пользования, за счет арендаторов или пользователей.

Государственные имущественные  страхование не распространялось на имущество, принадлежащее на правах личной собственности иностранным гражданам.   Такое   имущество  могло  быть   застраховано  в   добровольном

 порядке.

Государством предпринимались  и определенные протекционистские  меры по защите отчечественного страхового рынка от проникновения зарубежных страховых компаний. Страхование и перестрахование имущества, находящегося на территории РСФР, независимо от формы собственности, у иностранных страховщиков допускалось в каждом отдельном случае только с разрешения Совнаркома.

Для руководство всей работой по практическому осуществлению  государственного имущественного страхования  учреждался особый Центральный орган  в составе Наркомфина - Главное управление государственного страхования, в ведение которого передавался аппарат бывших страховых отделов ВСНХ в центре и на местах со всем имуществом, кредитами и служащими. При финотделах местных исполкомов создавались низовые органы - страховые подотделы, непосредственное осуществляющие операции по страхованию.

В течении более двух лет месяцев центром решались организационные вопросы и 16 декабря 1921 года. Накомфин утвердил Временную инструкцию по организации государственного страхования в губерниях РСФСР, в автономных и союзных республиках.

При губфинотделах создавались губернские управления государственного страхования. Основным ядром губернских управлений стали бывшие страховые отделы ВСНХ (переобразованные по декрету от 18 декабря 1920 году. В управления комиссий по ликвидации имущественного страхования) со всеми принадлежащими им делами, кредитами, имуществам и служащим.

Порядок организации  страхового дела на территории Киргизской (Казахской) ССР устанавливался Положением о государственном имущественном  страховании, утвержденным Совнаркомом КССР 14 декабря 1921 году. Условия страхования имущества порядок организации ифункционирования центральных и местных органов в основном дублировались из Декрета от 6 октября 1921 года и соответствовали Временной инструкции от 16 декабря 1921 года.

Следовавшие одна за другой реорганизации страховой системы помочь делу не могли. В середине 1922 года в республике введено прямое управление Главного управления Госстраха РСФР, то есть начальник Главгосстраха республики одновременно являлся уполномоченным Главстраха РСФР.

После образования Казахской  АССР 1926 году было создано Управление уполномоченного Росгоссстраха в Казахской АССР. Губернские конторы ликвидировались, вместо них учреждались губернские агенства, а в уездах  -уездные.

В марте 1928 года Управление уполномоченного и Объединения контора реорганизованы в Краевскую контору Госстраха.

К этому времени сложились  виды страхования, которые проводились  в КССР. Это - обязательное окладное и добровольное страхование строений, животных и посевов сельхозкультур, добровольное страхование средств тарнспорта, жизни от несчастных случаев, гарантийное страхование. Последнее представляло собой вид имущественного страхования, по которому предприятиям, учреждениям и организациям возмещались убытки от преступных действий, небрежности или упущений материально ответственных работников.

          Неудовлетворительные результаты  развития страхования привели  к упразднению Госсстраха. Постановлением  ЦИК и СНК СССР от 3 февраля  1931 года «Об изменениях в государственном страховании» вся работа по имущественному страхованию передавалась наркомфину и его местным органам, а по личному страхованию - Гострудсберкассам.

          В Алма-Ате было организовано  Казахское управление Госстраха,  в областях - управления, в районах - инспекции Госстраха.

          В помощь страховым органам  создавались районные (городские)  страховые комиссии в составе:  зампреди рай(гор)-исполкома, заврайземотделом, начальника отдела милиции и  представителя ОГПУ, в обязанности  которых входили участие совместно  с работниками Госстраха в ликвидации убытков и политический анализ их возникновения.

          Следует отметить, что в деятельности  органов госстраха, особенно в  30-е годы, четко прослеживалась  классовое линия. Тарифные ставки  для единаличников, кустаревой, тем более для кулаков, установливались в 2-4 раза выше, чем для госпредприятий, колхозов и колхозников. С классовых позиций комплектовался и страховой аппарат, квалифицированные специалисты на малограмотных, но «классово выдержанных товарищей». Сильно пострадал аппарат Госстраха в 1937-1939 годах, когда сотни специалистов были уволены и репрессированы.

          Очередные реорганизованы система  государственного страхования претерпела  в 1948 году, 1958 году, и 1968. В конечном итоге сложилось союзно-республиканская хозрасчетная система Госстраха, возглавляемая Главным управлением Госстраха СССР, в союзных республиках созданы Главные управления, в областях - управления, в районах - инпекции Госстраха. Такая система сохранилась вплоть до распада СССР и ликвидации Госстраха в Республики Казахстан.

       Мощный импульс развитию всех видов страхования был придан введением в апреле 1968 году безналичной уплаты страховых платежей рабочими, служащими и колхозниками. Так лишь за один 1969 год сумма платежей по страхованию жизни в Казахстане удвоилась. В 1991 году, последнем году переде началом обвальной инфляции, по всем видам страхования в Республике Казахстан было собрано 1447 миллион рублей Платежей, в том числе 658,2 миллион по добровольному срахованию среди населения.

          В мае 1991 года постановленим Кабинета Министров Казахской ССр впервые в своей истории органы Госстраха республики были выведены из подчинения   Министерства  финансов и   преобразованы   в   государственную

коммерческую страховую  компанию.

          Последняя     и  окончательная       реорганизация      «старой»   системы

Государственного   страхования    завершилась   17   апреля   1995 года   когда

постановлением Кабинета Министров Республики казахстан  Государственная коммерческая страховая компания была преобразована в Открытое акционерное общество «Страховая компания «Сенім». [8, с. 56]

Первые страховые компании появились в 1990 году и их организационные  структуры развивались от кооперативов и товариществ до акционерных  обществ, что соответствует западным стандартам.

К 1993 году, когда с принятием Закона «О страховании» были заложены основы страхового законодательства государства, количество страховых организаций достигало 900. Правда, многие из них связывало со страхованием только название. Требования, предъявленные законом, смогли выполнить только 13 страховщиков. В том же году по инициативе 38 компаний был создан Союз Страховщиков Казахстана.

Указ президента Республики Казахстан от 19 апреля 1994 года «Об  организационно-правовых мерах по формированию и развитию страхового рынка» дал право ввести систему государственного регулирования страховой деятельности. В составе Министерства финансов был создан Департамент страхового надзора.

В 1994-1998 годах был принят новый Закон «О страховании» и введено обязательное страхование гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств. Увидела свет первая Концепция развития страхового рынка Республики. Уставный капитал страховых компаний должен был составлять 40 тысяч МРП, или порядка 20 миллионов тенге. Количество страховых компаний в этот период колебалось от 70 до 150.

Новым этапом в становлении  отечественной страховой индустрии  стал Указа Главы государства  «О дальнейших мерах по оптимизации  органов государственного управления» от 30 июня 1998 года, согласно которому функции и полномочия органа страхового надзора были переданы Национальному банку. На этот момент в Казахстане работали 72 страховые компании.

В ноябре 2000 года Указом Президента Республики Казахстан № 491 была принята Государственная программа развития страхования на 2000-2002 годы. В многообразной череде нормативных документов, принятых с целью регулирования страхового рынка за период государственной независимости, это первая программа, конкретно определяющая перспективы развития данного сектора экономики и государственную политику в этом направлении.

Закон Республики Казахстан  «О страховой деятельности» был  принят 18 декабря 2000 года за № 126-2. Закон  определяет основные положения по осуществлению  страхования как вида предпринимательской деятельности, особенности создания, лицензирования, регулирования, прекращения деятельности страховых (перестраховочных) организаций, страховых брокеров, условия деятельности на страховом рынке иных физических и юридических лиц, задачи государственного регулирования страхового рынка и принципы обеспечения надзора за страховой деятельностью.

Принятый Закон «О страховой деятельности»  на основе международных

стандартов создает  широкие возможности для притока  в экономику инвестиций. Данный закон направлен на динамичное развитие финансового рынка Казахстана.

Таким образом, с 1998 по 2004 год были введены «Пруденциальные  нормативы и иные обязательные к  исполнению нормы и лимиты», Закон  «О страховой деятельности», а так  же новая государственная Концепция развития страхового рынка Казахстана до 2002 года. Количество нормативных актов, разработанных Департаментом финансового и страхового надзора Национального банка, достигло цифры 46, число страховых компаний за этот период сократилось до 34. Но при этом финансовые показатели страхового рынка заметно увеличились.

6 января 2004 года, в соответствии  с Указом Президента «О дальнейшем  совершенствовании системы государственного  управления Республики Казахстан», было создано Агентство Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций. В ведение Агентства переданы функции контроля и регулирования деятельности страхового рынка.

Страховой рынок за последние 3-4 года окреп и улучшил свои позиции  по сравнению с периодом становления - 1995-2000 годах. Это указывает на равномерное развитие его инфраструктуры и подотраслей страхования. Но увеличение доли добровольного страхования произошло за счет крупных корпоративных клиентов, участие населения в страховании осталось на прежнем уровне, да же после введения обязательных видов страхования.

Негативно   сказывается на развитие страхования малая капитализация

страховых фондов по сравнению с другими сегментами финансовой системы. Это приводит к тому, что до 90 процента процентов крупных рисков страховые организации вынуждены перестраховывать у нерезидентов.

При таких достаточно тяжелых условиях ведения дела страховые организации имеют позитивный рост в динамики своего развития. Увеличение показателей    происходит   за  счет  крупных   страховых   сделок  и  за  счет

 сострахования этих  же рисков.

Желательно, чтобы при  таких темпах развития страховые  организации более эффективно размещали свои страховые фонды на внутренних рынках, при этом отдавали предпочтение не только сверх ликвидным ценным бумагам и инвестировали часть капитала в долгосрочные проекты.

Тем не менее, в настоящее  время казахстанские страховики внедряют самые передовые методы и технологии, поскольку страхование затрагивает практически все сферы жизни. К примеру, для Казахстана всегда была актуальной страховая услуга по защите от природных катаклизмов. Но такой услуги в Казахстане раньше не было. Однако с этого года сразу три казахстанские страховые компании - «Premier Страхование», «KBS Garant» и БТА - заключили договор перестрахования рисков catXL, связанных с природными катастрофами. Теперь страхование в Казахстане можно считать не только частью финансового сектора экономики, но также стабилизирующим фактором при катастрофических рисках. [8, с.48]

Информация о работе Теоретические аспекты страхование и его роль в рыночной экономике