Теоретические аспекты страхование и его роль в рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 01:10, дипломная работа

Краткое описание

Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной страховой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития.
Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- рассмотреть сущность, структуру и функции страхового рынка;
- изучить этапы развития страхового дела в Республике Казахстан и зарубежный опыт в данной отрасли;
- дать характеристику страховой компании АО «СК «Сентрас Иншуранс» и изучить набор страховых продуктов в Казахстане;
- провести анализ на финансовой деятельности страховой компании АО «СК «Сентрас Иншуранс»;
- проанализировать текущее состояние страхового рынка РК;
- выявить основные проблемы и определить возможные пути их решения;
- определить перспективы развития страхования в Республике Казахстан.

Вложенные файлы: 1 файл

ДИПЛОМКА 51.doc

— 1.54 Мб (Скачать файл)

- определяет принипы  и методы регулирования страхового  рынка, порядок организации надзора  за страховой деятельностью.

- выдает разрешения на создание страховых организаций, приобретение права контроля над ними, их добровольную реорганизацию и ликвидацию, согласие на открытие филиалов и представительств страховых (перестраховочных) организаций ка на территории, так и за пределами территории Республики Казахстан;

- выдает лицензии на  права осуществления страховой (перестраховочной) деятельности, деятельности страховочного брокера, актуарнй деятельности на страховом рынке, аудита страховых организаций;

- осуществляет контроль  за деятельностью ликвидационных  комиссий ликвидируемых страховых  (перестраховочных) организаций;

- осуществляет анализ, оценку и контроль финансовой  устойчивости и платежеспособности  страховой (перестраховочной) оргназиации;

- устанавливает порядок  учета страховой организацией  договоров страхования (страховых  полисов);

- определеяет перечень, формф,сроки предоставления финансовой и иной отчетночти страховыми (перестраховочными) организациями, страховыми брокерами для обеспчения своих контрольных и надзорных функций;

- ведет реестр страховых  (перестраховочных) оргназиаций, страховых  брокеров, актуариев и уполномомченых аудиторов;

- осуществляет иные  функции, полномочия и права  в соответствии с законодательными  актами Республики Казахстан.[8, с.60]

Повышение эффективности  государственного регулирования страховой  деятельности, совершенствование нормативной базы страховой деятельности рассматриваются в качестве средств для создания эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Республике Казахстан.

Регулированием, а также  лицензированием страховой деятельности страховых компаний, как и всего финансового сектора, занимается Комитет по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан и финансовых организаций. Регламент отношений между этим надзорным органом и участниками рынка устанавливается Законом «О страховании». В свою очередь, отношения между клиентами (страхователями) и страховщиками регулирует Гражданский кодекс Республики Казахстан.

Законодательство о  страховании складывается не только из норм Гражданского кодекса (глава 40 статья 803 - 845), но и из ряда законов, посвященных страхованию или его отдельным видам, указов Президента РК, приказов и инструкций, издаваемых органами по надзору за страховой деятельностью.

Правда,   ныне действующий   Гражданский   кодекс  не   предоставляет

органам по надзору за страховой деятельностью прав по изданию приказов и инструкций, регламентирующих страхование. Однако такие правила  содержатся в статья 41 «Закона о страховой деятельности» и, в сущности, Гражданскому кодексу не противоречат.

Договор страхование  является важной составляющей второй части гражданского права Казахстана. В настоящее время страхование  приобретает все большее значение. Устраняя или ослабляя момент риска  в бытовой или хозяйственной  деятельности человека или юридического лица, страхование дает ему возможность действовать с большей уверенностью и стимулирует его активность, а это способствует развитию производительных сил.

Страхование способствует как технологическому и экономическому развитию, так и одновременно стабилизации социальной обстановки, поскольку, уменьшая зависимость имущественного положения участников хозяйственной и иной общественной жизни от всякого рода случайностей, делает их социально-экономическое положение более устойчивым.

С другой стороны, собираемые страховыми организациями крупные  капиталы инвестируются ими в  банковское дело и иные отрасли хозяйства, что способствует развитию экономики  в целом. Страховое дело является важнейшей сферой предпринимательства  и в процессе развития рыночной экономики должно получить все более широкое и разнообразное применение. Следует поощрять появление на страховом рынке новых видов страхования, ограничивать которые за пределами, установленных в законе прямых запрещений и ограничений могут лишь общие принципы ГК.

Важнейшее значение имеет  форма договора страхования. Несоблюдение формы влечет недействительность договора страхования, а, следовательно, потерю страховой суммы при наступлении страхового случая. Некоторые страховые компании пользуются незнанием граждан правил заключения договора страхования и не выполняют своих обязательств ссылаясь на нарушения договора со стороны страховщика, не имея для этого оснований. Для того чтобы не попасть в такую ситуацию следует не доверять свои средства ненадежным страховым компаниям и знать свои права, а в случае их нарушения смело пользоваться услугами квалифицированных юристов и отстаивать свой интерес в суде [9, c.81].

Работниками Комитетом по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан ведется постоянный контроль за своевременностью и качеством представления ликвидационными комиссиями отчетов о проделанной работе, проводится их проверка и анализ на предмет достоверности отраженных в них данных и соответствия требованиям, установленными нормативными правовыми актами. При выявлении недостатков в отчетности в ликвидационные комиссии банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов направляются письма с рекомендациями по их устранению.

Также, Комитет наделено полномочиями по утверждению промежуточного ликвидационного баланса и реестра требований кредиторов принудительно ликвидируемой финансовой организации, согласованию отчетов о ликвидации и ликвидационного баланса финансовой организации. Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества ликвидируемой финансовой организации, перечне заявленных кредиторами претензий и заявлений, результатах их рассмотрения и задолженности, невостребованной кредиторами финансовой организации, реестре требований кредиторов и представляется ликвидационной комиссией после истечения срока для предъявления претензий кредиторами. Возложение на Комитет полномочий по утверждению указанных документов связано с тем, что промежуточный ликвидационный баланс и реестр требований кредиторов являются основными документами, в соответствии с которыми удовлетворяются требования кредиторов ликвидируемой финансовой организации, которые являются основной целью Комитета при защите интересов потребителей финансовых услуг (кредиторов).

В связи с изложенным, Комитетом ведется контроль за составлением ликвидационными комиссиями банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных фондов промежуточных ликвидационных балансов и реестров требований кредиторов, проверяются и утверждаются списки состава комитета кредиторов банка, страховой (перестраховочной) организации и накопительного пенсионного фонда. Ликвидационным комиссиям оказывается необходимая консультативная и практическая помощь по составлению вышеуказанных документов, в том числе с осуществлением выходов на места с целью изучения состояния дел, связанных с проведением ликвидационного производства.

Также, Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан обладает полномочиями по:

- установлению особенностей  и порядка формирования и утверждения  сметы ликвидационных расходов. Смета ликвидационных расходов  представляет собой документ, отражающий  прогнозируемые затраты ликвидационной комиссии на определенный период времени;

- определению требований  по выполнению ликвидационными  комиссиями правил хранения наличных  денег в кассе, совершения приходных  и расходных операций с наличными  деньгами, ведения кассовых документов, обеспечению расходования наличных денег, лимитов остатков кассы, а также сроков сдачи наличных денег на текущий счет ликвидационной комиссии.

Ликвидационное производство представляет собой процедуру прекращения  деятельности финансовой организации, как юридического лица, осуществляемую в целях завершения дел финансовой организации и обеспечения расчетов с кредиторами. Учитывая, что осуществление всех расходов, связанных с ликвидацией финансовой организации производится только за счет средств этой финансовой организации, указанные полномочия Комитет позволяют ему, как уполномоченному органу, обеспечить надлежащий контроль за целесообразным расходованием ликвидационной массы и направлены на исключение вероятности неоправданных затрат и нарушений прав и интересов кредиторов со стороны ликвидационной комиссии.

Таким образом, уполномоченный орган имеет возможность контролировать исполнение ликвидационными комиссиями утвержденной сметы ликвидационных расходов, своевременное представление  сметы, что в свою очередь, направлено на обеспечение упорядоченности в работе ликвидационных комиссий при формировании и представлении на утверждение (согласование) сметы ликвидационных расходов.

Контрольные полномочия Комитета в части установления требований по совершению кассовых операций направлены на повышение эффективности соблюдения кассовой дисциплины руководителями ликвидационных комиссий, а также на надлежащее ведение и учет кассовых операций в целях исключения неправомерного использования денег ликвидируемой финансовой организации.

Также, Комитет ведет учет и формирует сведения по основным направлениям, вытекающим из деятельности ликвидационных комиссий банков, страховых (перестраховочных) организаций, накопительных пенсионных фондов, в том числе по взысканию дебиторской задолженности, по работе ликвидационных комиссий с залоговым имуществом, по комитетам кредиторов, а также осуществляет свод и анализ состояния ликвидационного процесса ликвидируемых финансовых организаций.

Так с целью активизации  ликвидационными комиссиями работы по завершению ликвидационного процесса, Комитетом проводятся встречи с председателями ликвидационных комиссий, оказывается содействие в решении отдельных вопросов, возникающих в процессе ликвидации финансовой организации. Так, например, при возникновении у ликвидационных комиссий проблем, связанных с взысканием дебиторской задолженности, Комитет осуществляет взаимодействие с судебными органами, органами исполнительного производства, органами финансовой полиции и иными ведомствами.

Выполнение Комитетом, возложенных на него полномочий, проявляется и в осуществлении его работниками функций временных администраторов банков, страховых (перестраховочных) организаций и накопительных пенсионных фондов, у которых отозваны лицензии на проведение банковских операций, лицензии на осуществление страховой (перестраховочной) деятельности, лицензии на право осуществления деятельности по привлечению пенсионных взносов и осуществлению пенсионных выплат, до принятия решения об их принудительной ликвидации.

В целях осуществления регулирования и надзора за деятельностью банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, в том числе на консолидированной основе, за страховой деятельностью, за деятельностью субъектов рынка ценных бумаг, деятельностью накопительных пенсионных фондов Комитет издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по вопросам банковской деятельности и ликвидации банков, страховой деятельности и надзора за ней, ликвидации страховых (перестраховочных) организаций, государственного регулирования рынка ценных бумаг. Кроме того, Комитет осуществляет разработку новых и совершенствование действующих форм отчетности о проделанной работе ликвидационных комиссий.

Так,   Комитета по контролю и надзору финансового рынка и финансовых организаций Национального Банка Республики Казахстан   в рамках   своих   полномочий осуществляет контроль за ликвидационным процессом финансовых организаций, направленный на завершение дел финансовой организации, удовлетворение расчетов с кредиторами, а также предупреждение нарушений требований действующего законодательства со стороны ликвидационных комиссий, а при выявлении нарушений - на их устранение.

Необходимо отметить, что государственное регулирование  продолжает оставаться одним из важнейших факторов развития страхования в Казахстане, стимулируя приобретение услуг по страхованию жизни, предоставляя право уменьшения налогооблагаемого дохода и величину страховых расходов. Такое поощрение преследует две основные цели: создать максимальную социальную защищённость граждан и привлечь в экономику средства в виде долгосрочных инвестиций, операторами которых становятся страховые компании. Так как главным источником существования и развития страхового бизнеса являются страхователи, бизнес и государство должны быть заинтересованы в реализации интересов потребителей страховых услуг, как основы жизнеспособности будущего страхования Республики Казахстан. [9, с. 14]

Таким образом, развитая рыночная экономика - гибко регулируемая система. Одним из элементов этого регулирования выступает страхование. В свою очередь, само страхование является объектом регулирования. Функционирующим в рамках общих в специфичных для него правил.

Посредством осуществления контрольных функций в области ликвидации Комитет в лице государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и надзор финансового рынка и финансовых организаций, наилучшим образом исполняет роль судьи на матче, основной целью которого является сведение к минимуму вероятности случайностей и непредвиденных ситуаций, возникающих из-за неправильной организации игры.

 

 

1.3 Основные этапы развития страхового дела в РК

 

 

Об уровне развития и  популярности страхования на территории дореволюционного Казахстана, входящей в состав Российской империи, достоверных сведений не имеется. Надо полагать, что образ жизни и хозяйствования коренного населения - казахов, составлявших в т время абсолютное большинство, низкий уровень развития экономики и производительных сил не способствовали широкому распространению страхования. Если и заключались некоторые договоры страхования, то скорее всего только в приграничных с Россией крупных городах (Оренбурге, Уральске, Гурьеве и другие) и немногих земледельческих зонах.

Информация о работе Теоретические аспекты страхование и его роль в рыночной экономике