Страховой рынок России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 12:08, курс лекций

Краткое описание

В настоящее время в России активно развивается такой сектор экономики, как страхование, выступающий неотъемлемым элементом рыночных отношений. Страховой рынок представляет собой сферу особых экономических отношений, складывающихся между страхователями (застрахованными лицами, выгодоприобретателями), которые нуждаются в силу возможного случайного наступления неблагоприятных для их материальных, нематериальных ценностей событий в страховой защите имущественных интересов, и страховщиками, которые обеспечивают ее за счет использования ими в этих целях страховых фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями денежных взносов (страховых премий).

Вложенные файлы: 1 файл

Страховой рынок РОССИИ.doc

— 186.00 Кб (Скачать файл)

Страховой рынок РОССИИ

 
В  настоящее  время  в  России  активно  развивается  такой  сектор  экономики,  как  страхование,  выступающий  неотъемлемым  элементом  рыночных  отношений.  Страховой  рынок  представляет  собой  сферу  особых  экономических  отношений,  складывающихся  между  страхователями  (застрахованными  лицами,  выгодоприобретателями),  которые  нуждаются  в  силу  возможного  случайного  наступления  неблагоприятных  для  их  материальных,  нематериальных  ценностей  событий  в  страховой  защите  имущественных  интересов,  и  страховщиками,  которые  обеспечивают  ее  за  счет  использования  ими  в  этих  целях  страховых  фондов,  формируемых  из  уплачиваемых  страхователями  денежных  взносов  (страховых  премий). 

Следует  отметить,  что  наметившаяся  с  начала  2000-х  годов  тенденция  сокращения  числа  действующих  страховых  компаний  (главным  образом  за  счет  ухода  с  рынка  мелких  страховщиков)  продолжилась  в  2012  году.  В  2011  году  было  зарегистрировано  572  компании,  что  на  114  компании  или  19,9  %  больше,  чем  в  2012  году.

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Основной целью  стратегии правительство провозглашает  комплексное содействие развитию страховой  отрасли и ее превращение в  стратегически значимый сектор экономики РФ.

Развитие страхования  должно повысить экономическую стабильность общества и уровень социальной защищенности граждан, привлечь инвестиционные ресурсы  в экономику.

Эти цели можно  достичь через решение ряда задач, в том числе создав условия  для развития добровольных видов страхования, внедрив новые подходы, направленные на удовлетворение массовой потребности в страховых продуктах, сформировав добросовестную конкуренцию, обеспечив баланс интересов всех участников рынка и потребителей.

В документе  отмечается необходимость создания эффективных механизмов досудебного урегулирования споров, сокращения предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями.

НА ЧТО СТАВКА

В стратегии  делается ставка на добровольные виды страхования, и именно их развитие правительство намерено стимулировать.

При этом страховщики  должны повысить свою ориентированность  на клиента и переключиться на удовлетворение потребностей в страховой  защите всех категорий потенциальных  страхователей и реализацию основной функции страхования - возмещение убытков.

Страховые компании должны расширить свои продуктовые  линейки, и расширить возможности  для приобретения страховых услуг, в том числе малообеспеченными  гражданами, а также проживающими на отдаленных территориях.

Для упрощения понимания страховых услуг для потребителей рекомендуется расширить практику применения стандартных условий добровольного страхования.

Правительство считает, что реализация мер стратегии, приведет к большему охвату страхованием, обеспечит доступность страховых услуг и в итоге позволит освободить государство от избыточных расходов, ограничив его роль по возмещению вреда в результате чрезвычайных ситуаций случаями реализации особо крупных рисков.

 

 

 

Участники страхового рынка

По данным Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) , в едином государственном реестре субъектов страхового дела на 31 декабря 2012 года зарегистрированы 469 страховщиков, из них 458 страховые организации и 11 обществ взаимного страхования. Обобщены оперативные данные, полученные в электронном виде от 450 страховщиков, 7 не проводили страховые операции, 12 не представили статистическую отчетность по форме № 1-С "Сведения об основных показателях деятельности страховой организации за январь-декабрь 2012 года" по электронной почте.

В 2012 году продолжилось сокращение числа  действующих страховых организаций  – годом ранее на рынке работало 572 компании. Соответственно, общее  количество страховщиков за 2012 год  сократилось на 19,9% или на 114 компаний.

Кроме того, количество страховых  брокеров за прошедший год снизилось на 5% - до 172.

 

Сокращение количества участников не повлияло на общие показатели страховщиков. Согласно данным ФСФР, общая сумма  страховых премий и выплат по всем видам страхования за 2012 год составила  соответственно 809,06 и 369,44 млрд. руб. (121,0% и 121,0% по сравнению с 2011 годом). Темп роста страховых премий и выплат по обязательным видам страхования за 2012 год по сравнению с предыдущим годом рассчитан без учета обязательного медицинского страхования за 2011 год.

В первой десятке лидеров рейтинга крупнейших страховщиков за 2012 год  произошли небольшие перестановки:

Крупнейшие  страховые компании России по объему страховых премий в 2012 году

Наименование страховой организации

Объем страховых премий в 2012 году, млн. руб.

Объем страховых премий в 2011 году, млн. руб.

Изменения, ( %)

1

"РОСГОССТРАХ"

97 431,79

84 304,69

15,57

2

"СОГАЗ"

75 994,36

54 921,39

38,37

3

"ИНГОССТРАХ"

67 806,25

52 769,33

28,50

4

ОСАО "РЕСО-ГАРАНТИЯ"

51 828,07

44 935,38

15,34

5

"АЛЬФАСТРАХОВАНИЕ"

34 159,51

28 233,28

21,00

6

СОАО "ВСК"

33 579,26

29 676,82

13,15

7

"СОГЛАСИЕ"

33 303,72

25 709,44

29,54

8

"АЛЬЯНС"

25 028,08

21 522,54

16,29

9

ООО СК "ВТБ  Страхование"

22 786,63

8 530,85

167,11

10

ОАО "Страховая группа МСК"

19 953,43

19 424,71

2,72


Рост объемов страховых премий отмечается у всех компаний из десятки  лидеров, но у отдельных страховщиков он был не значительным, что негативно  отразилось на месте участника в  рейтинге. Так, объем страховых премий в 2012 году компании "ВСК" вырос только на 13,15% (до 33,6 млрд. руб.), что определило ее позицию на шестом месте, тогда как по итогам 2011 года этот участник занимал пятую строчку. Одну позицию потеряла и компания "Страховая группа МСК", занявшая в обновленном рейтинге 10 место, а не 9, как это было по итогам 2011 года – объем премий в 2012 году вырос у этой компании только на 2,72% (до 19,95 млрд. руб.). Одновременно, значительный прирост объема страховых премий СК "ВТБ Страхование" (+167,11%) привел эту компанию в десятку лидеров 2012 года, где она заняла 9 место, отодвинув на 10 позицию "Страховую группу МСК" и вытеснив из списка Top10 компанию "Ренессанс Страхование", которая по итогам рейтинга 2011 года занимала 10 строчку.

В рейтинге 100 крупнейших страховщиков за 2012 год наибольший рост страховых премий произошел у компании ООО СК "БАСТИОН-ЛАЙН" - с 4,3 млн. руб. в 2011 году до 732,2 млн. руб. в 2012 году, что составляет 17 130,49%. А наибольшее снижение объема премий из Топ 100 (- 43,89%) зафиксировано у компании ООО "СТРАХОВОЕ ОБЩЕСТВО "МАЯК".

В 2012 году объем страхового рынка, который пришелся на долю 50-ти крупнейших страховщиков, составил 86,84% страховых  премий (или 702,59 млрд. рублей) от общей  суммы собранных премий по всем видам  страхования в целом по РФ, и 88,95% выплат (или 328,62 млрд. рублей). На 10 крупнейших страховых компаний в 2012 году приходилось 57,09% (или 461,87 млрд. рублей) собранных страховых премий и 62,83% выплат (или 232,14 млрд. рублей). На долю компаний вне топ-50 в 2011 году пришлось 13,16% страховых премий (106,47 млрд. рублей) и 11,05% выплат (40,81 млрд. рублей).

Уровень концентрации рынка  по итогам 2012 года по собранным премиям (без ОМС), %

 

В 2012 году продолжился дальнейший рост уровня концентрации рынка. Рыночная доля компаний из топ-50 увеличились по сравнению с 2011 годом на 2,37%.

Динамика уровня концентрации российского страхового рынка. Рыночная доля компаний из топ-50, %

 

Лишь немногие средние и небольшие  страховщики смогли достойно конкурировать  с лидерами рынка. Основная причина  – перераспределение спроса страхователей в пользу надежных компаний.

По данным ФСФР в 2012 году на отечественном  рынке перестрахования работало 107 компаний. Их число сократилось  на 24% по сравнению с данными за 2011 год (140 компаний).

В 2012 году лидером российского перестраховочного рынка стала компания СОГАЗ (15,2% от общего объема собранных премий в данном сегменте страхования), которая вытеснила на второе место Ингосстрах (11,3%). Последнее место в тройке лидеров по итогам 2012 года заняла компания Москва Ре (6,5%).

В 2012 году продолжился рост уровня концентрации российского перестраховочного  рынка – рыночная доля компаний топ-10 выросла с 35% в 2007 году до 57% в 2012 году:

 

Уровень концентрации перестраховочного  рынка в 2012 году достиг уровня соответствующего показателя рынка прямого страхования (57,09%).

Структура страхового рынка

В целом в структуре собранных  премий в 2012 году у всех компаний первой десятки лидеров наибольшую долю по-прежнему составляет добровольное страхование имущества (46,1% от общего объема рынка).

Лидерами на рынке добровольного  личного страхования (22,5% от общего объема рынка) в 2012 году стали СОГАЗ  и "Дженерали ППФ Страхование  жизни". Этими двумя участниками  было собрано 20,79% от всего объема премий в данном сегменте страхования.

Лидерами в добровольном страховании  ответственности (3,7%) по итогам 2012 года выступают "Ингосстрах" и "Росгосстрах" - ими собрано почти 23% от всего  объема премий данного вида страхования.

На рынке обязательного страхования  гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) (15,0% от всего объема страхового рынка) по итогам 2012 года с сохраняющимся большим отрывом по объему собранных премий лидирует "Росгосстрах" (40.7 млрд. собранных премий), за ним следуют "Ингосстрах" (12.9 млрд. руб.) и РЕСО-Гарантия (10.7 млрд. руб.). Первые 10 компаний этого сегмента собрали 78% всех премий. В десятку крупнейших компаний по ОСАГО вошли также ВСК, "Страховая группа МСК", "АльфаСтрахование", СК "Согласие", "Альянс" (РОСНО), Страховая группа "УРАЛСИБ" и СОГАЗ.

В структуре рынка медицинского страхования в 2012 году доля ОМС составила 86,6%, доля ДМС по-прежнему значительно  ниже – 13,4% (14,0% за 2011 год).

В структуре страховых премий в 2012 году 18,5% пришлось на обязательные виды страхования (в том числе 15% составили премии по ОСАГО и 3,5% пришлось на остальные виды обязательного страхования) и 81,5% - на добровольные (в том числе 46.1% пришлось на страхование имущества, 22,5% - на личное страхование, 6,7% - на страхование жизни, 3,7% - на страхование ответственности, 2,5% - на страхование предпринимательских и финансовых рисков):

 

По  данным ФСФР в 2012 году крупнейшими каналами продаж на российском страховом рынке  были прямой канал (35,26%) и агентский (28,87%). При этом, самым динамично  развивающимся и самым дорогим каналом продаж является банковский. Его доля составляет 13,12% от всех продаж, а по объему собранного комиссионного вознаграждения этот канал лидирует на рынке – 38,3% от общей суммы вознаграждений посредникам в 2012 году. Несмотря на то, что комиссия банкам значительно превышает средний размер комиссии страховым посредникам, доля этого канала продаж будет только увеличиваться. Рост продаж страховых продуктов активно планируют и сами банки за счет страхования жизни, страхования заемщиков по потребительским и ипотечным кредитам, автокаско. Как показал опрос "Эксперта РА", почти половина банков ожидают, что не позднее 2015 года более 10% прибыли они будут получать за счет страховщиков.

Спецификой  российского страхового рынка является крайне низкая доля брокерского канала продаж (3,87% во взносах). Объем страхового вознаграждения, полученного брокерами за 2012 год составил лишь 4,8 млрд рублей. Основные причины слабости брокерского канала продаж заключаются в отсутствии регулирования, проблеме использования чужих баз данных и высокой доли мошенничества. Его будущее развитие зависит от изменения нормативной базы и законодательного закрепления ответственности.

Новой тенденцией для российского рынка  розничного страхования стало расширение круга не страховых посредников. Если еще несколько лет назад круг не страховых посредников ограничивался банками, автодилерами и турфирмами, то сейчас страховые компании практически везде пытаются найти себе партнера . Купить страховые полисы предлагают авиакомпании и телекоммуникационные компании, агентства недвижимости и т.д. Ранее в автосалонах продавались только полисы ОСАГО и каско, сегодня – полисы страхования от несчастных случаев, ДМС, страхования имущества.

До  недавнего времени страхование  через Интернет ассоциировалось лишь с прямым страхованием (direct-insurance). Однако, в 2011–2012 годах резко выросло число так называемых интернет-агентов – посредников, помогающих выбрать страховую компанию и купить полис через Интернет. Среди интернет-агентов можно выделить несколько типов компаний:

интернет-агенты – физические лица;

специализированные  интернет-брокеры, собирающие на своем  сайте предложения от нескольких страховых компаний;

не  страховые интернет-агенты, продающие  страхование как сопутствующую  услугу .

 

Динамика страхового рынка

В целом 2012 год характеризовался ростом страхового рынка, причем нарастающими темпами. По данным ФСФР за 2012 год по сравнению с 2011 годом темп прироста взносов на российском страховом  рынке составил 21% (без учета ОМС).

При этом, квартальные темпы прироста взносов демонстрировали некоторое  снижение (26,2% за I квартал, 22,9% за II квартал, 22,6% за III квартал и 21,7% за IV квартал 2012 года):

 

Соотношение выплат к собранным премиям, характеризующее  убыточность портфеля страховой компании, как и в 2011 году, остается в пользу лидеров рынка – для первых десяти компаний оно составляет 50,3%, для ТОП-50 – 46,8%, а по рынку в целом – 45,7%. С показателем выплаты/премии более 100% 2012 год закончили 30 компании из 458 вошедших в рейтинг, с показателем менее 20% - 114 компаний. Таким образом, 25% компаний рынка выплачивало по страховым случаям менее 20% от суммы всех собранных премий. Среди ТОП-50 компаний отношение выплат к премиям менее 20% наблюдалось у 12 компаний, среди ТОП-10 ни у одной.

Наиболее  динамичными видами страхования  в 2012 году оставались страхование жизни (+19 млрд. руб.) и страхование от несчастных случаев и болезней (+ 25 млрд. руб.), темпы прироста по сравнению с 2011 годом составили 54,6 и 51,2% соответственно. Занимая 9% рынка, страхование от несчастных случаев обеспечило 17% общего прироста страховой премии. Доля страхования жизни в общей рыночной премии увеличилась до 7% с 5% в 2011 году. Занимая 7% рынка, страхование жизни обеспечило 13% общего прироста страховой премии.

Информация о работе Страховой рынок России