Страхование автотранспорта в Германии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 05:51, реферат

Краткое описание

Обязательное автомобильное страхование в Германии называется Kfz-Haftpflicht. Оно предназначено для возмещения всего ущерба от аварии третьим лицам, включая пассажиров, которые находились в машине виновного. Это может быть стоимость опоздания на работу, оплата морального ущерба или даже пожизненная рента пострадавшим. Кроме того, будут оплачены ремонт машины пострадавшего, его испорченная одежда и тому подобные убытки. Если, например, из-за аварии кому-то (само собой, не виновнику) пришлось взять автомобиль в аренду, то и эти расходы могут быть выплачены из обязательной страховки виновного в дорожном происшествии.

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 92.19 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ      

Страхование автотранспорта - наиболее разумное решение  для каждого, кто дорожит своим  автомобилем и стремится минимизировать возможные финансовые потери.     

В настоящее время рынок обязательного  автострахования переживает не лучшие времена, а добровольное страхование автотранспортных средств, напротив, находится на подъеме. 

Обязательное  и добровольное страхование ответственности

С 1871 года в Германии действует  закон, по которому любое лицо обязано  возместить ущерб, причиненный другим лицам, даже если ущерб был причинен без соответствующего намерения. Данный риск может быть застрахован, и определенные группы лиц обязаны сделать это. Им предоставляется свобода выбора страховой компании.

Например, без страховки  ответственности владельца ни один автомобиль не допускается к участию  в дорожно-уличном движении. В  Германии сейчас около 120 страховых  компаний, предлагающих этот вид услуг. Владелец автомобиля в силу закона должен быть застрахован на сумму  не менее 1 миллиона немецких марок  на случай нанесения ущерба здоровью человека и на сумму не менее 400000 немецких марок на случай нанесения  ущерба имуществу.

60 процентов семей в  Германии имеют страховку ответственности.  Страховая компания берет на  себя возмещение ущерба, нанесенного  третьим лицам членами застрахованной  семьи: например, в том случае, если член семьи явился причиной  дорожного происшествия. Существуют  и виды страховки, учитывающие  конкретные виды ущерба, например  ущерб, причиненный собакой (страховка  домашних животных).

Закон предписывает страховку  ответственности для определенных профессий: нотариус, консультант по вопросам налогообложения, ревизор-экономист. Страховка ответственности для  адвокатов предписана их профессиональной ассоциацией. Типичный риск: несоблюдение сроков подачи в суд документов, необходимых для ведения дел, порученных клиентами.

Страхование собственности

Владелец автомобиля может  застраховать риск кражи автомобиля, повреждения автомобиля вследствие пожара, природной катастрофы и т. п. Возможна страховка повреждений  автомобиля вследствие собственной  ошибки.

Существует также страховка  риска необходимости транспортировки  автомобиля и его пассажиров с  того места, где он отказал по той  или иной причине. Такую страховку  продают, например, автомобильные клубы. В услуги по этой страховке включается и перевозка заболевших пассажиров автомобиля из места, где они проводили  отпуск.

"Страховка здания" страхует  ущерб, причиненный дому пожаром,  грозой, дождем, ветром или нарушением  целостности водопровода. Она  может также распространяться  на ущерб, причиненный наводнениями, землетрясениями и т. п. "Страховка  восстановления дома по ценам  дня" обеспечивает восстановление  дома с учетом растущих цен  на материалы, рабочую силу  и т. д. "Страховка предметов  домашнего хозяйства" возмещает  стоимость поврежденных или украденных  предметов в квартире. Этот вид  страховки имеют 80 процентов всех  квартир в Германии.

Существует вид страховки  под названием "Страховка стоимости  защиты юридических прав", т. е. стоимости  судебных пошлин и гонораров. Она  удобна для тех, кто хочет застраховать риск, связанный с уплатой судебных пошлин и гонораров адвокатам (как  своему, так и адвокату противоположной  стороны). Уплата этих сумм неизбежна  в случае проигрыша гражданского судебного дела. Страховка, однако, не распространяется на определенные виды судебных дел. Исключены, например, бракоразводные процессы и процессы по вопросам наследования.

Типы автомобильных страховок в Германии

Решил взяться за большую  тему: страхование автомобилей в  Германии. Думаю, что придётся написать 3-4 статьи. Начну с рассказа о видах  немецких страховок. 
 
Все оснащённые мотором транспортные средства, зарегистрированные в Германии, обязательно должны быть застрахованы. Поэтому без наличия страховки нельзя даже получить номера. Сначала нужно связаться со страховой компанией, которую можно найти по интернету, и попросить их прислать специальную бумагу: гарантию на заключение контракта (Versicherungsbestatigung). Эту бумажку обычно присылают по емэйлу. Её нужно просто распечатать и принести с собой в Zulassungsstelle. 
 
После регистрации транспортного средства страховая компания автоматически получит сообщение об этом и пришлёт контракт со счётом за определённый период. Счёт нужно оплатить в течение двух недель, иначе договор будет считаться недействительным и в случае аварии выплат по нему производиться не будет. Кроме того, страховка оповестит Zulassungsstelle, и машина будет разрегистрирована. 
 
Обязательное автомобильное страхование в Германии называется Kfz-Haftpflicht. Оно предназначено для возмещения всего ущерба от аварии третьим лицам, включая пассажиров, которые находились в машине виновного. Это может быть стоимость опоздания на работу, оплата морального ущерба или даже пожизненная рента пострадавшим. Кроме того, будут оплачены ремонт машины пострадавшего, его испорченная одежда и тому подобные убытки. Если, например, из-за аварии кому-то (само собой, не виновнику) пришлось взять автомобиль в аренду, то и эти расходы могут быть выплачены из обязательной страховки виновного в дорожном происшествии. 
 
Страховая компания сама разбирается со всеми пострадавшими от аварии и возмещает им убытки. Возможно, что какие-то чересчур большие запросы будут отклонены. В таком случае дело может дойти даже до суда. Но для застрахованного это не играет никакой роли. Всё, чем он рискует - это повышение взносов из-за наступления страхового случая. Чем больше таких случаев, тем выше взносы. 
 
Закон устанавливает для страховок гарантированные суммы покрытия ущерба. За ущерб здоровью пострадавших страховки обязаны платить суммы до 7,5 миллионов евро. Сюда же входят компенсации прямым родственникам погибших. На ремонт или восстановление транспортного средства пострадавшего они должны покрывать суммы до 1 миллиона евро. До 50-ти тысяч евро покрываются нанесения вреда делам пострадавших. Например, если из-за аварии человек не успел на важную встречу и не смог заключить сделку, то это как раз такой случай. Обычно страховки, конкурируя между собой, гарантируют гораздо большие покрытия всех убытков, например, до 100 миллионов евро. 
 
Помимо обязательного страхования в Германии также существует два вида автомобильных страховок - полная и частичная каско. Частичная каско (Teilkasko) покрывает убытки от угона или попытки взлома машины, а также от кражи каких-либо серийных деталей машины, например, колёс. Что конкретно входит в частичную каско нужно смотреть при заключении контракта. Обычно в неё же включено покрытие от убытков стихии: шторма, града, наводнения, лесного пожара и тому подобное. Страхование от столкновений с животными довольно специфично. Например, могут гарантировать возмещение убытков от наезда на дикого кабана, но отказаться платить за ущерб от выскочившего на дорогу лося. В контракте указаны конкретные животные, которых "можно сбивать". Нередко в частичную каско входит возмещение ущерба от ласок, которые забираются под капот и грызут проводку. Как правило, такой вид страховки предполагает, что какую-то часть ущерба владелец машины платит сам. Например, 150€ при каждом наступлении страхового случая. Чем больше сумма самостоятельного покрытия ущерба, тем меньше взносы. 
 
Примерно также обстоит дело с полной каско. Эта страховка покрывает весь ущерб, который не покрывается двумя первыми страховками, то есть, включает в себя ремонт машины виновника аварии. Также возмещаются убытки от актов вандализма или от парковочных царапин. Я однажды на парковке наехал передком своей новой машины на большой камень. Поломал пластмассовые детали бампера и погнул снизу радиатор. Я позвонил в страховую компанию, они указали мне адрес мастерской, которой они доверяют ремонт застрахованных ими машин. Насчитали убытков на 1300€, 300€ были "моими", а остальное оплатила страховка. Правда, на следующий год счёт за полную каско был таким, что мне пришлось от неё отказаться. Но в первые пару лет на новую машину брать Vollkasko надо.

 

Цена на автомобильную страховку в Германии

Не раз и не два задавали мне в комментариях этот вопрос: а сколько стоит автомобильная  страховка в Германии? Настала  пора рассказать, почему правильным ответом  является только "не знаю". 
 
Условий, по которым высчитывается конкретная сумма страхового взноса (в Германии почему-то говорят "премии") зависит от более чем 20-ти различных параметров, начиная от возраста и пола водителя и заканчивая статистикой угонов автомобилей в конкретной земле. О нескольких я расскажу, чтобы можно было хоть примерно составить представление. 
 
Для начала стоит определиться с основными и дополнительными видами страхования, о которых я не так давно рассказывал. Конечная сумма напрямую зависит от того, какие именно виды страховок должны быть включены в контракт. 
 
Следующий параметр - автомобиль. Каждой модели машины в Германии присваивается один из 16-ти уровней для обязательного страхования. Уровни начинаются с номера 10 и заканчиваются 25-ым. Для каско страховок уровней примерно в два раза больше: от 10-ого до 40-ого. Чем выше уровень, присвоенный данной модели, тем больший страховой взнос приходится платить её владельцу. Уровни назначаются раз в год, 1-ого октября. Зависят они от статистики по страховым случаям конкретной модели за последние 3 года. От года к году для одной и той же модели уровень может меняться, но обычно остаётся примерно тем же самым. Всего на данный момент в Германии таким образом распределено около 20-ти тысяч разных моделей. База данных уровней является открытой и доступна в интернете. 
 
Чтобы рассуждать менее абстрактно, допустим, что два сферических водителя в вакууме получили от одной и той же страховой фирмы предложения на страхование одинаковых автомобилей. Допустим, что взнос будет в этом случае равен 200€ в год. Это, скажем так, 100% от страховой премии. 
 
Первый водитель - новичок. Он только что получил права и ещё ни разу не платил взносы за автомобильную страховку. В этом случае, как правило, страховка назначит ему премию в 200%. То есть, он будет платить не 200€, а в два раза больше - 400€. Второй водитель уже 5 лет платил страховые взносы и ни разу не попадал в аварию. За эти пять безаварийных лет он "списал" себе 50% от премии, и теперь он имеет премию в 150%. То есть, ему страховка присылает счёт в 300€. 
 
Такая система в Германии называется "скидкой на безаварийность" (Schadenfreiheitsrabatt). Все новички начинают с класса SF1/2, который подразумевает, как правило, 200% премии. Затем, с каждым безаварийным годом выплат в страховку, класс растёт и соответственно ему меняется процент выплат. После 25-ти лет езды без страховых случаев можно платить лишь 30% от страховой премии. 
 
В случае аварии SF класс понижается в зависимости от того, какие траты понесла страховая компания, от степени виновности водителя и тому подобное. В общем, чем больше страховых случаев в карьере автолюбителя, тем выше процент от премии ему приходится платить. Некоторые страховки позволяют "договориться". Например, в случае аварии они предлагают застрахованному самостоятельно оплатить какую-то часть ущерба, и не снижают ему за это SF класс. 
 
В каждой страховой компании могут быть свои правила назначения SF классов, их понижения или повышения, а также присвоения им различных процентов от премии. У меня с самого начала была премия в 100%, то есть, я начал платить не как обычный водитель-новичок, а как уже достаточно опытный автолюбитель. Дело было в том, что страховая фирма, в которой я застраховал машину, присваивала классы в том числе и в зависимости от... профессии! Программисты в этой фирме сразу начинали со 100%, что, конечно, было для меня очень выгодно. 
 
Только беда в том, что я в то время ничего не знал о различиях в правилах присвоения SF классов и думал, что условия у всех страховок одинаковы. Однажды я решил сэкономить денег и поменять страховщика. Я нашёл по интернету страховку в два раза дешевле и был очень горд собой. Было это в октябре. А в январе вдруг я получил счёт на сумму в два раза больше, чем у меня была раньше! Оказалось, что новая страховая фирма присваивает классы только в зависимости от стажа вождения, так что моя скидка на профессию в ней не сработала, поэтому они не смогли "перенять" мой SF класс со старой страховки. Закончилось для меня всё благополучно. Я написал письмо с объяснением ситуации и с просьбой либо разорвать контракт, либо понизить премию до уровня моей предыдущей страховки и страховая фирма пошла мне навстречу, присвоив более высокий класс. Не знаю почему, может их удивил сам факт подобной просьбы. Так что имейте в виду, что переход из страховки в страховку может быть чреват подобными неожиданностями. 
 
Следующим параметром, влияющим на ценообразование страховой премии, является место жительства. Это так называемый "класс региона" (Regionalklasse). Он рассчитывается из статистики возмещения ущерба по автомобильным страховкам в каждом конкретном регионе за последние 5 лет. Чем выше класс региона, тем больше премия. Обязательная страховка и каско имеют различную структуру классов. Посмотреть их можно на сайтеwww.gdv.de/regionaldatenbank. Пересчитывают статистику также 1-ого октября каждого года. Нетрудно убедиться, что класс региона ниже в сельской местности и в южных землях. В больших городах и к северу классы выше. 
 
Говорить о параметрах цен на автостраховки можно ещё очень долго. Чтобы не утомлять читателя и не переутомиться самому об остальных расскажу списком и кратко. 

 

  • Возраст застрахованного влияет на конечную цену довольно сильно. Чем моложе водитель, тем выше риск, что он попадёт в аварию, поэтому платит он больше
  • Семейное положение тоже влияет. Холостые и бездетные платят больше.
  • Место ночной парковки: в гараже, на своей открытой парковке у дома или просто на улице. Чем надёжнее место ночёвки, тем меньше стоимость страховки.
  • Количество проезжаемых километров за год. Обычно оценивается примерно по уровням: до 6 тысяч км в год, до 15-ти, до 25-ти и выше.
  • Количество водителей и их возраст. Если одну машину водят все члены семьи, то платить придётся, к примеру, за риски как младшего сына, так и старшего дедушки.

Так обстоят дела с ценами на автомобильные страховки в  Германии. Думаю, теперь всем читателям  стало ясно, что односложного ответа на вопрос: "А сколько стоит  застраховать машину в Германии?" просто не существует. В одной из следующих статей я собираюсь  подробно рассказать о том, как именно нужно оформлять страховку в  интернете.

 

Дополнительные автомобильные страховые услуги в Германии

Хорошо, когда есть сноровка и время, чтобы заменить проколотое по дороге колесо! А вот что делать, если вдруг километрах в 500-ах от дома на автобане двигатель заглохнет и откажется вновь запускаться? Съехать на правую "запасную" полосу, выставить аварийный треугольник на расстоянии 200 метров позади, надеть жилетку и уйти подальше от обочины - это всё правильно, но что дальше? Обычные немецкие автомобильные страховки на такие случаи не рассчитаны. Их дело - разбираться с авариями, а не с поломками. 
 
В такой ситуации однажды оказался один мой коллега. Ему пришлось вызвать эвакуатор, который отбуксировал его машину в ближайшую авто-мастерскую, где ему сообщили, что мотор "ист капутт". Счёт составил 300€. На подобные случаи в Германии можно и нужно иметь дополнительную страховую услугу:Kfz-Schutzbrief. Стоят они обычно недорого, от 40€ до 100€ в год, которые с лихвой окупаются одним подобным происшествием в 10 лет. Кстати, написал, а потом вспомнил, что как раз в этом мае было 10 лет, как я в Германии, и за это время мне один раз довелось воспользовался этим видом дополнительной авто-страховки. 
 
Договор на Schutzbrief можно заключить как с обычной страховой компанией, так и с автоклубом, например,  ADAC. Услуги страховых компаний стоят дороже, а качество услуг, как правило, хуже, чем у "жёлтых ангелов". На данный момент ADAC безоговорочный лидер в предоставлении этого сервиса. Клубное сообщество насчитывает более 18 миллионов участников. Надо сказать, что обычная страховка также может покрывать эвакуацию и диагностику машины в автомастерской, например, только на расстоянии до 50 километров от места жительства. То есть, перед заключением контракта  на эту услугу желательно смотреть, что уже включено в обязательную страховку или в каско, чтобы не заплатить дважды за один и тот же сервис. В ADAC семейная страховка такого типа стоит 60€ в год. 
 
В случае поломки обладатель Kfz-Schutzbrief звонит на сервисный номер и к нему выезжает эвакуатор или мастер. Преимущество ADAC состоит в том, что они посылают к месту поломки профессиональных техников, которые чинят машину прямо на месте в более чем 80% случаев. Они ездят на комби-фургонах, где имеют всё необходимое оборудование и серийные запчасти для "полевого" ремонта. Поменять свечи, заизолировать кабель или долить машинного масла для техника не проблема. Это экономит массу времени. Если же поломка серьёзная, то транспортное средство буксируют до ближайшей автомастерской. Все эти услуги полностью  покрываются этим видом страхования. За дополнительные взносы можно также получить возмещение расходов на случай неожиданной ночёвки в отеле, срочной эвакуации, съёма автомобиля в аренду, транспортировку детей до дома и тому подобное. Поломки за границей Германии также страхуются отдельно. 
 
Иногда бывает, что банальная неисправность влечёт за собой тяжёлые последствия. Нередко причиной тяжёлых травм или даже гибели становится лопнувшая на большой скорости покрышка. На этот случай есть ещё одна дополнительная страховка от несчастного случая Kfz-Unfallversicherung. Она оплачивает долгое лежание в больнице, возмещение ущерба в случае инвалидности или смерти. Такая страховка, наверное, имеет смысл только для водителей, которые ездят очень часто и на далёкие расстояния. Стоит она обычно 70-80€ в год. 
 
Выезжая за границу на своём или арендованном автомобиле стоит задуматься о такой услуге, как Mallorca-Police. Защищает он от следующей ситуации. Допустим, водитель приехал куда-нибудь в Швейцарию, взял в аренду машину и сбил пешехода. В этом случае возмещение ущерба будет оплачивать та страховка, которая прилагалась к арендному договору. А так как она там обычно самая дешёвая, то максимальная сумма покрытия скорее всего будет недостаточной. Причём, сумма возмещения и сумма, которую придётся выплатить пострадавшему могут различаться на порядок. Мальорка-Полис защищает водителя в такой ситуации и покрывает сумму ущеба третьим лицам также, как будто страховой случай наступил в Германии. В некоторых случаях эта дополнительная страховка уже включена в Kfz-Hauptpflicht. Так что вопрос здесь скорее в том, надо ли вообще платить за эту услугу лишние 20€ в год, если кататься на машине за границей нет нужды. 
 
Напоследок расскажу ещё об одной страховой услуге. Очень часто бывает так, что для того, чтобы определить виновного в дорожном происшествии требуется судебное разбирательство. Например, кто-то не успел уехать с перекрёстка, другой поехал на "зелёный", не дождавшись, пока он освободится, и не рассчитал манёвр. Кто виноват в столкновении? С одной стороны, по правилам перед тем, как поехать на "зелёный", нужно всегда ждать, пока путь полностью освободится. С другой стороны, можно ведь сказать, что там сначала никого не было, а потом вдруг это негодяй поехал на "красный". Начинается опрос свидетелей, у которых, само собой, совершенно разные версии события и в конце концов дело доходит до суда. А суды в Германии дорогие! Если случиться проиграть суд и уплатить расходы на адвоката, возмещение ущерба, плюс судебные издержки - счёт пойдёт на тысячи евро. Для оплаты подобных юридических разборок существует адвокатская страховка на случай дорожных происшествийVerkehrsrechtschutzversicherung.  
 
На этом обзор основных и дополнительных видов автомобильного страхования закончен. В следующей статье расскажу о том, как в Германии высчитываются страховые взносы в обязательную страховку и в каско.

 

Статистика краж автомобилей в Германии

Жители Германии, обладающие Porsche Cayenne, VW Caravelle Multivan 2.5 TDI или BMW X5/X6 3.0 D должны повнимательнее присматривать за своими машинами. Именно эти три модели чаще всего меняли владельца против его воли в 2008-ом году. Такими данными поделилась Организация Немецких Страховых Компаний, опубликовав отчёт о страховых случаях по угонам автомобилей за прошлый год. 
 
Всего же за прошлый год страховые компании выплатили компенсации за 16 134 украденных машины. Хуже всего приходится жителям Берлина, там показатель краж автомобилей самый высокий. В среднем 2,6 из 1000 зарегистрированных в столице легковушек попадают в сводки об угонах. Безопаснее всего иметь машину в Саарланде, Баварии, Райнланд-Пфальце и Баден-Вюртемберге. Здесь в среднем на 1000 машин приходится 0,2 кражи. 
 
Если брать в расчёт общую статистику краж автомобилей в зависимости от марки их производителя, то картину будет следующей. Больше всего в прошлом году угнали VW - 5 921 автомобиль, что на 4,9% больше, чем в прошлом году. На втором месте Audi с показателем 1 992 угнанных машины. Третье по количеству краж место заняла BMW - 1 803 автомобиля. Если же рассматривать средний показатель угонов на 1000 машин, то первое место займёт элитный Porsche - 1,5 автомобиля этой марки из 1000 числились в угоне в 2008-ом году. Реже крадут Audi и VW - 0,9 машин на 1000 зарегистрированных. Безопаснее всего в Германии владеть KIA, Fiat или Rover - угоняют всего 3 машины из 10 000. 
 
Ещё 12 лет назад в Германии угоняли в 5 раз больше. С тех пор, как в 1993-ем году у немцев угнали 105 543 легковых автомобилей, число краж только уменьшалось. В прошлом году страховые компании возместили ущерб от угона автомобилей на сумму 175 миллионов евро. Это самый низкий показатель с 1990-ого года. 10 лет назад ущерб был примерно в два раза большим. 
 
Что касается краж других транспортных средств, то после легковых автомобилей чаще всего крадут мопеды и маленькие мотороллеры - 10 258 угонов за 2008-ой год или 32 штуки из 1000 зарегистрированных! Большие машины красть куда сложнее, но тем не менее и здесь статистика имеется. В прошлом году было угнано 1833 грузовика, 380 автотрейлеров и даже 273 автопоезда. 
 

Как получить водительские права в Германии

В Германии, как известно, водители очень вежливые и дисциплинированные. Почём зря не сигналят, правила  соблюдают, нетрезвыми за рулём не ездят. Не последнюю роль в этом порядке играет немецкая система получения водительских прав. Я сам прошёл её совсем недавно, получив удостоверение категории "Б" в январе этого года. 
 
Чтобы получить немецкие права необходимо обратиться в любую автошколу. Автошколы в Германии - это частные лавочки. Как и в каждом деле, есть здесь спецы, а есть и дилетанты. Так что выбирая школу следует, прежде всего, ориентироваться на отзывы тех, кто эту школу посещал. Лучше всего пройтись по нескольким школам поблизости, благо водятся они обычно в большом изобилии, и составить своё собственное мнение о каждой. 
 
Если выбор сделан, то следует подписать контракт на обучение и затем владелец школы или преподаватель расскажут, что делать дальше, чтобы начать занятия. Занятия в школе делятся на две категории: теоретические и практические. К первым можно приступать сразу же, ещё до того, как собраны все документы. Если преподаватель настаивает на том, чтобы сначала были сданы все справки, то значит он буквоед. Лучше выяснить это до заключения контракта. Я начал обучение сразу же, подписав контракт, а документы собирал уже в процессе. 
 
Документы же нужны следующие. Для начала надо сделать тест зрения в любом магазине оптики или у врача. Стоит он около 7€ и делается за три минуты. По результатам теста выдаются справка, в которой указывается, нужны ли будущему водителю очки или он может обойтись без них. Если очки оказались необходимы, то надо их немедленно заказать, без них к вождению не допустят. 
 
Следующий шаг - сделать фотографии в специальном формате. Это можно сделать относительно дорого, но качественно, в любом фотоателье или дёшево, но как получится в фотоавтомате. Можно сделать фото нужного формата и самостоятельно, если есть соответствующие умения и фотоаппарат. Всего фотографий понадобиться четыре. Одна для личного дела в автошколе, вторая для анкеты в местных органах власти, третья останется в картотеке водителей полиции, а четвёртая - про запас. Если оказалось, что для вождения требуются очки, то фото можно делать уже с ними, чтобы при предъявлении прав впоследствии никто не задавал лишних вопросов. 
 
Затем надо подать в местный орган власти заявление о желании получить водительское удостоверение. К заявлению следует приложить две фотографии и около 25€. Так факт получения прав становится неотвратимым, потому что их изготовят вскорости после подачи заявления. Когда именно водитель их получит - другой вопрос. 
 
Последний документ в комплекте - это справка об окончании курсов первой помощи. Ближайшее место, где их проводят, можно узнать в автошколе или при подаче заявления. Курсы обычно занимают весь день и поэтому проводятся по субботам. На них следует зарегистрироваться по телефону и явиться в назначенное время. Дальше надо слушать и выполнять указания тренера. Сами по себе занятия довольно увлекательные и несложные. Там учат перевязке и искусственному дыханию, рассказывают много интересного, полезного по жизни вообще, а не только для вождения. 
 
По получении всех документов их надо просто отдавать в автошколу. Между делом следует посещать теоретические занятия. Для получения водительского удостоверения категории "Б" (вождение легковых автомобилей с максимально допустимой общей массой 3,5 тонны) мне пришлось пройти 14 занятий. Хотя в другой автошколе занятий может быть может быть меньше или больше - это уж как преподаватель пожелает. На занятиях готовят будущих водителей к теоретическому экзамену. Происходит это по-разному. Чаще всего преподаватель читает лекции на определённые темы, составляя как бы конспект правил дорожного движения. Иные преподаватели ленятся что-то рассказывать и просто помогают заполнять тренировочные задания. Лучше узнать о том, как именно будут учить теории, до подписания контракта и выбрать наиболее подходящий. 
 
Тренировочные билеты можно купить самостоятельно или заказать в автошколе. Билеты с заданиями меняют каждый год, но сами вопросы остаются практически неизменными. Сдавать экзамен можно на любом языке, об этом предупреждают сразу при подписании контракта. Если выбранный язык не немецкий, то нужно явиться в заведение, ведающее выдачей водительских удостоверений, где следует пройти небольшое собеседование, чтобы объяснить, почему выбран другой язык. Зачем это сделано - не понятно. Говорят в этом заведении обычно только на немецком. Если потенциальному водителю удастся объясниться на немецком, то скорее всего и сдавать он будет тоже на немецком. А если он выбрал другой язык, то объясниться он скорее всего не сможет. Возможно, дело в том, что за то, чтобы экзамен приняли на другом языке, следует дополнительно уплатить 20€ в кассу этого заведения. Но зачем тогда собеседование? Впрочем, в комментариях говорят, что получать разрешение надо не везде. Возможно, это специфика земли Баден-Вюртемберг. 
 
Покончив с бюрократией можно наконец готовиться собственно к экзаменам. Теоретический экзамен представляет собой заполнение теста на знания правил дорожного движения путём выбора правильных ответов. Кроме проверки знания правил есть и каверзные вопросы, которые позволяют оценить, насколько адекватным будет поведение водителя за рулём. Если реально прорешать все 60 билетов по 30 вопросов в каждом хотя бы дважды, то не сдать будет очень сложно. Хотя примерно 10% сдающих ждёт такая участь. Если теоретический экзамен провален, то сдать его можно уже через неделю, только следует посетить ещё два теоретических занятия в школе. Экзамен, вне зависимости от результата, стоит около 80€. 
 
Сдавать теорию можно трижды. Если на третий раз результат снова отрицательный, то чтобы продолжить попытки, ученику придётся пройти специальный тест на адекватность, прозванный в народе "тест на идиота". Бывает так, что домохозяйки, десятилетия сидевшие дома и смотревшие телевизор, просто теряют способность к обучению. Тест отсеивает тех, для кого попытки узнать что-то новое в этой жизни окажутся бесплодными. Преподаватель заверил меня, что такие люди бывают, хотя и очень редко. 
 
Если "тест на идиота" пройден, то даётся ещё две попытки сдать тест на знание теории. Но тут есть ещё одно ограничение. Если с момента получения первого урока по теории прошёл год, а тест всё ещё не сдан по причине непосещаемости или из-за проваленных экзаменов, то надо начинать всё сначала. 
 
После того, как ученик автошколы прослушает половину занятий, преподаватель может предложить начать занятия практические. Но слушатель сам волен решать, как ему быть. Многие предпочитают сначала сконцентрироваться на теории, а потом приступать к практике. 
 
Уроки вождения для тех, кто получает права впервые, должны в сумме составлять минимум 20 часов. Из них 4 часа должны быть наезжены ночью, 4 часа по автобанам, остальные - как угодно. Учащийся сам договаривается с преподавателем о графике занятий. Максимальная продолжительность урока - 2 часа. Так что минимум 10 дней придётся поездить. Преподаватель "водит" ученика по тем маршрутам, на которых ему предстоит сдавать экзамен. Главные элементы вождения отрабатываются особо, многократными повторениями. К ним относится пропускание пешеходов на пешеходном переходе. Не пропустить пешехода здесь - самое тяжкое преступление. На экзамене такой проступок карается немедленным его прекращением с отрицательным результатом. Такое же наказание следует за проезд на красный цвет светофора, неполную остановку у знака "Стоп" или у "стоп-линии", создание любой опасности для участников движения или поздняя реакция на опасность. Последнее контролируется очень просто. Экзамен проходит на той машине, на которой ученик проходил практические занятия. Его преподаватель сидит на переднем пассажирском сидении. Если в ходе занятий преподаватель тронет педаль тормоза раньше, чем ученик, то экзамен считается проваленным. Кроме того, для успешной сдачи практики необходимо уметь парковаться задом на парковках между машинами или вдоль тротуаров. Ну и, собственно, ездить, полностью соблюдая правила дорожного движения. 
 
Есть ещё некоторые нюансы, на которых часто "валятся" недостаточно сконцентрированные водители. Например, в начале экзамена, до того, как заводить двигатель, надо обязательно пристегнуться и отрегулировать кресло и зеркала "под себя". При начале движения обязательно включить левый сигнал поворота и оглянуться назад, показав, что водитель полностью контролирует ситуацию. Во время движения на нерегулируемых перекрёстках обязательно надо поворачивать голову направо, чтобы показать, что ученик понимает правило "правый перед левым". Вообще, вертеть головой следует изо всех сил. Экзаменатор не принимает отговорки, что водитель следит за ситуацией по зеркалам. 
 
Практический экзамен длится максимум 45 минут. В конце экзамена обычно следует ещё один теоретический вопрос на понимание устройства управления автомобилем. Например, как включить дальний свет или как проверить, исправен ли стояночный тормоз. Если экзамен сдан, то экзаменатор тут же выдаёт водителю его новое водительское удостоверение и принимает плату за экзамен. Стоит он около 180€. После получения прав остаётся лишь рассчитаться с автошколой и процесс обучения можно считать законченным. 
 
Водительское удостоверение представляет собой цветную пластиковую карточку с данными о водителе и фотографией. Её очень удобно носить в бумажнике и терять вместе с ним. В случае потери, права можно восстановить, обратившись в орган местной власти и уплатив пошлину. Если вдруг понадобится ехать за границу, то в пределах Евросоюза права также действительны. А для того, чтобы ездить по водительскому удостоверению, например, в России, надо получить ещё дополнительные международные права - бумажное приложение с переводом на разные языки. Стоит оно 16€, заказать можно в местной ратуше. 
 
Я брал минимальное количество уроков вождения и сдал оба экзамена с первого раза. Поэтому общие затраты на получения водительского удостоверения категории "Б" составили у меня 1080€. Это и есть минимальная цена затрат на приобретение водительских прав. В среднем же немцы тратят на это дело 1500€. 
 
Экзамены принимают специальные независимые экзаменаторы. Их обычно два-три на регион. Они принимают экзамены во всех автошколах региона. Их невозможно подкупить или разжалобить. Экзаменатор сидит на заднем сидении автомобиля и зорко следит за действиями экзаменуемого. Если экзамен не сдан, то ученик должен немедленно покинуть водительское место и дальше машину ведёт преподаватель. После получения 10 часов вождения можно вновь пытаться сдать практический экзамен. Ограничений на количество проваленных экзаменов по вождению нет. 
 
Если водитель уже имеет права какого-либо государства, то ему разрешается получить немецкие права на льготных условиях. Для каждой страны свои льготы. Например, американские или любые права стран Евросоюза можно просто обменять на немецкие. А вот российские права дают лишь право на сдачу теоретического экзамена экстерном, и минимум практических занятий снижается до 10-ти часов вождения. В комментариях подсказали, что при получении той категории, которая уже имеется российские права забирают. А вот если, например, сдаёте только на В, а в России имели ещё и С, то можно после получения немецкого водительского удостоверения забрать в Zulasungsstelle российские, чтобы в дальнейшем подтверждать при желании и категорию С. 
 
Получить права на вождение автомобиля может любой совершеннолетний житель Германии. Немцы получают права довольно рано. Обычно, водительское удостоверение приобретается в год совершеннолетия на деньги родителей.

Информация о работе Страхование автотранспорта в Германии