Возможность и потребности развития
Страховании в России;
Роль государства в содействии и поддержки
Страхового сектора.
Вопрос №1
Страхование — особый вид деятельности, призванный
обеспечить надёжную страховую защиту
физических и юридических лиц, оно должно
быть организовано так, чтобы страховые компании не разорялись, не прекращали своей деятельности
и неукоснительно выполняли свои обязательства
перед страхователями. Это достигается
введением государственного регулирования
страховой деятельности, разработкой
юридических и экономических основ страхования.
Второй принцип — необходимость государственного
регулирования страховой деятельности,
основанного на прочном юридическом и
экономическом фундаменте.
Страхование (страховое дело)
в широком смысле — включает различные виды страховой
деятельности (собственно страхование,
или первичное страхование,перестрахование, сострахование), которые в комплексе обеспечивают страховую
защиту.
Отношения между страховщиком и страхователем,
определяющие, каким именно образом будет
формироваться страховой фонд и каким
образом он будет расходоваться, представляют
собой метод создания страховых продуктов. В процессе исторического развития
было выработано три метода создания страховых
продуктов — самострахование, взаимное страхование, коммерческое страхование.
Главной принципиальной чертой организации
страхового дела в современный период
является развитие конкуренции страховых организаций. Конкуренция действует не только в сфере добровольного страхования, но и в сфере обязательного страхования. Конкуренция побуждает страховые организации
разрабатывать и внедрять новые виды страхования,
постоянно их совершенствовать, расширять
ассортимент и охватывать дополнительные
сегменты рынка страховых услуг. При проведении
одинаковых видов страхования конкуренция
между страховыми организациями выражается
в создании более удобных форм заключения
договора и уплаты страховых взносов, снижении тарифных ставок, повышении
оперативности выплаты страхового возмещения
и качества страхового покрытия. Кроме
того, это стимулирует совершенствование
самих моделей страхования — в последние
годы начала развиваться модель прямого страхования, суть которой состоит в отказе от посредников.
Конкуренцию в страховании нельзя рассматривать
как абсолютную категорию. Во многих случаях,
особенно при принятии на страхование
крупных рисков, необходимо сотрудничество страховщиков. Это сотрудничество осуществляется
в форме со страхования и перестрахования. Важным принципом организации страхования
как части международных экономических отношений является международное сотрудничество в области страхования и, особенно, перестрахования.
Таким образом, сотрудничество страховых
организаций как внутри страны, так и за
рубежом является также важным принципом
организации страхового дела.
Вопрос №2
Государственное регулирование является
необходимым элементом и принципом организации
страхового дела в любой стране. Целью
государственного регулирования является
обеспечение формирования и развития
эффективно функционирующего рынка страховых услуг, создания необходимых условий для деятельности страховщиков различных организационно-правовых форм,
защита интересов страхователей.
В систему мер государственного регулирования
входят следующие:
Лицензирование — регистрация страховых организаций
и выдача им лицензий на страховую деятельность и на проведение
определенных видов страхования.Лицензия на проведение страховой деятельности
выдается в соответствии с условиями лицензирования
страховой деятельности на территории
Российской Федерации. Эти условия определяют:
форму лицензии и её реквизиты;
требования к владельцу лицензии (факт
регистрации в качестве юридического
лица, факт оплаты уставного капитала
и требования к его размеру в зависимости
от вида страхования);
перечень документов, прикладываемых
к заявлению на получение лицензии;
порядок рассмотрения документов и выдачи
лицензии;
порядок публикации сведений о страховщиках,
получивших лицензии.
За выдачу лицензии взимается плата в
установленном порядке, которая поступает
в федеральный бюджет. При выявлении нарушений в деятельности
страховых организаций государственный
орган по надзору за страховой деятельностью
вправе приостановить или ограничить
действие лицензии либо принять решение
о ее отзыве. Отказ в выдаче лицензии, ее
отзыв, приостановка и ограничения действия
могут быть обжалованы в суде.
Контроль за обеспечением финансовой устойчивости страховщиков. Основные факторы, влияющие на финансовую устойчивость страховой компании:
достаточный собственный капитал;
размер обязательств (включая технические
резервы);
размещение активов;
портфель рисков, переданных в перестрахование;
тарифная политика.
Разработка форм и порядка статистической
отчетности и контроль за своевременным представлением финансовой отчетности страховых организаций.
Налогообложение страховщиков и страхователей.
Другие меры государственного регулирования
страховой деятельности, включая контроль за соблюдением порядка выплаты страховых возмещений.
Самостоятельная работа №2
(4/8 ч.)
Тема: Борьба с правонарушением в Страховой
сфере.
В настоящее время для участников страхового
рынка борьба с мошенничеством выходит
на первый план.
Первоочередная роль в борьбе со страховой
преступностью отводится правоохранительным
органам. Вместе с тем, роль соответствующих
служб, подразделений и сотрудников страховых
организаций оказывается не менее важной
для предотвращения и выявления страховых
преступлений. Именно они первыми вступают
в соприкосновение с преступниками и различными
криминальными схемами их деятельности.
По внешнему страховому мошенничеству,
совершаемому страхователями, проводится
предварительная страховая проверка объектов
страхования и проверка выплатных материалов
по заявленным страховым событиям.
По внутреннему страховому мошенничеству,
совершаемому сотрудниками самих страховых
компаний, агентами и другими их партнерами,
проводятся проверки отчетных документов,
а также совместные с ОВД контрольные
мероприятия по выявлению и документированию
фактов преступной деятельности.
Борьба с мошенничеством в сфере страхования
ведется как отдельными страховыми компаниями,
так и объединениями страховщиков.
Основными элементами складывающейся
системы коллективной безопасности в
международной практике являются:
объединение усилий всех страховых компаний
в борьбе с мошенничеством;
защита корпоративных капиталов;
изыскание средств для создания коалиции и центрального банка
данных;
создание эффекта «вагона» (все следуют
выработанным и принятым нормам поведения).
За рубежом страховщики тратят огромные
суммы на борьбу с преступлениями в сфере
страхования. Около 15 % их бюджета идет
на предотвращение махинаций. И эти затраты
себя оправдывают. Американскими страховщиками
подсчитано, что каждый доллар, вложенный
в антимошеннические мероприятия, окупается
десяти, а то и двадцатикратно.
По подсчетам российских страховщиков,
только обнародование фактов мошенничества
и осуждение их общественностью привело
к снижению таких случаев на 20 %.
В России каждая страховая организация
придумывает свои способы противодействия
мошенничеству. Большинство страховщиков
создали собственные службы безопасности.
В рамках закона об ОСАГО существует единая
база данных «Спектр», в которую поступают
данные о страховых случаях от 72 страховых
компаний. Эта база позволяет оперативно
в режиме реального времени проверять
сомнительные случаи и не допускать повторного
получения возмещения по одному и тому
же страховому событию у разных страховых
компаний.
Министерством финансов Российской Федерации
разработан проект, по которому предлагается
ввести в Уголовный кодекс РФ нормы ответственности
за страховое мошенничество. Этот проект
предусматривает наказание в виде лишения
свободы от двух до семи лет как для клиентов,
пытающихся обмануть страховщиков, так
и наоборот. В свою очередь, Всероссийский
союз страховщиков (ВСС) ратует за увеличение
сроков до десяти лет.
Председатель комитета ВСС по противодействию
страховому мошенничеству, генеральный
директор СГ «Межрегионгарант» Евгений
Потапов отмечает: «Данный проект позволит
квалифицировать страховое мошенничество,
которого ранее попросту не было в УК РФ.
Если он будет принят, то ответственность
всех участников страхового процесса
существенно возрастет».
Проект Министерства финансов Российской
Федерации «О внесении изменений и дополнений
в УК РФ в части введения уголовной ответственности
за преступления в сфере страховой деятельности»
предлагает дополнить ст. 171 УК РФ «Незаконное
предпринимательство» частью первой «Незаконная
страховая деятельность». Согласно ей
работа без страховой лицензии повлечет
штраф от 100 тыс. до 300 тыс. руб. либо лишение
свободы до четырех лет, это же деяние,
совершенное в рамках организованной
группы, потянет уже на срок от трех до
семи лет.
Также Министерство финансов Российской
Федерации предлагает ввести в УК РФ ст.
182 «Злоупотребление при прекращении страховой
деятельности». Она будет предусматривать
штраф до 200 тыс. руб. для компании, а для
ее руководства - лишение свободы на срок
до двух лет за неисполнение компанией
после отзыва лицензии обязательств перед
клиентами. То же деяние, совершенное организованной
группой, предусматривает наказание в
виде лишения свободы на срок от двух до
пяти лет и штраф до 1 млн. руб. При этом
Министерство финансов Российской Федерации
предлагает ввести в ст. 182 УК РФ и понятие
«введение в заблуждение в процессе страхования»:
на страховщика, не предоставившего или
давшего неполную, а также заведомо ложную
информацию об условиях договора, суд
может как наложить штраф до 200 тыс. руб.,
так и лишить свободы руководителя компании
на срок до двух лет.
Самостоятельная работа №3
(4/12 ч.)
Тема: Основные особенности форм Страхования.
Страхование может осуществляться в
двух формах: добровольное; обязательное.
Добровольное страхование проводится на основе договора,
заключенного между страховщиком и страхователем.
Обязательное страхование осуществляется в силу закона,
на основе договора, заключенного между
страховщиком и страхователем.
В связи с различиями в объектах страхования
всю совокупность страховых отношений
можно разделить на пять отраслей:
имущественное;
социальное;
личное;
страхование ответственности;
страхование предпринимательских рисков.
Социальное страхование - это система отношений, с помощью которой
формируются и расходуются фонды денежных
средств для материального обеспечения
лиц, не обладающих физической трудоспособностью
или располагающих таковой, но не имеющих
возможности реализовать ее по различным
причинам.
К важнейшим функциям социального страхования
относятся:
защитная;
компенсирующая;
воспроизводственная;
перераспределительная;
стабилизирующая.
К основным видам социального страхования
следует отнести:
страхование по болезни;
страхование пенсионного обеспечения;
страхование от несчастных случаев на
производстве;
страхование по безработице.
Имущественное страхование - это отрасль страхования, где объектами
страховых правоотношений выступает имущество
в различных видах.
Экономическое содержание имущественного
страхования заключается в организации
особого страхового фонда, предназначенного
для возмещения ущерба его участникам,
который возник в результате причинения
вреда.
Имущественное страхование обеспечивает
возмещение в первую очередь прямого фактического
ущерба, восстановление погибших объектов,
однако при определенных условиях в ответственность
может включаться и косвенный ущерб.
Личное страхование - это форма защиты от рисков, которые
угрожают жизни человека, его трудоспособности
и здоровью.
В личном страховании страховые суммы
определяются в соответствии с пожеланиями
страхователя, исходя из его материальных
возможностей.
Страхование ответственности представляет собой самостоятельную
сферу страховой деятельности. Объектом
страхования здесь выступает ответственность
страхователя по закону или в силу договорного
обязательства перед третьими лицами
за причинение им вреда. Возмещается имущественный
вред, причиненный третьим лицам.Принято
различать страхование гражданской и профессиональной
ответственности.К блоку страхования
ответственности относятся следующие
виды страхования:
гражданской ответственности владельцев
автотранспортных средств;
гражданской ответственности перевозчика;
гражданской ответственности предприятий
- источников повышенной опасности;