Понятие социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "риск" неразрывно связано с хозяйственной деятельностью человека и насчитывает столько же лет, сколько существует цивилизация.
Его существование связано с невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

Данный подход наиболее полно отражает категорию «социальная защита»  применительно к современным  российским реалиям. Именно существование  социальных рисков, представляющих собой негативное воздействие окружающей среды, обуславливает необходимость разработки, осуществления и совершенствования мер социальной защиты населения.

В федеральных нормативных правовых актах Российской Федерации определение  понятия «социальная защита» закреплено по отношению к конкретным категориям граждан – ее получателям или выражено путем перечисления конкретных адресных мер, однако обобщенного толкования данной категории не существует. Так, например, согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества».

Обобщая все вышесказанное, представляется возможным сделать вывод, что  смысл социальной защиты заключается  в уменьшении отрицательного влияния факторов, снижающих качество жизни населения, смягчении негативных последствий, обусловленных наступлением социальных рисков, а система социальной защиты представляет собой совокупность институтов и мероприятий, направленных на реализацию данных направлений.

Социальная защита населения выполняет  определенные функции. Глобально их можно объединить в следующие  четыре основных функциональных категории: превентивная, экономическая, реабилитационная и институциональная. Превентивная функция социальной защиты заключается в проведении организационно-технических и медицинских мероприятий, которые позволяют защитить здоровье и трудоспособность человека. Экономическая функция связана с возмещением человеку утраченного дохода, что обусловлено наступлением таких социальных рисков, как временная или постоянная потеря трудоспособности и здоровья, а также компенсацией дополнительных расходов, связанных с лечением и инвалидностью. Реабилитационная функция предусматривает медицинскую, профессиональную и социальную реабилитацию человека, осуществляемую с целью восстановления утраченного здоровья и трудоспособности, а также содействие адаптации социально уязвимых групп населения к условиям рыночной экономики. Институциональная функция означает поддержание институтов и обеспечение функционирования механизмов социальной защиты населения.

Наряду с основными функциональными  направлениями, институциональную  базу социальной защиты населения составляют определенные принципы, основными из которых являются:

 

принцип мультисубъектности – в качестве субъектов социальной защиты выступают общество, органы государственной власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные объединения и организации, профессиональные ассоциации, организации, предприятия, учреждения, работодатели;

принцип солидарности субъектов социальной защиты, обусловленный распределением ресурсов между субъектами для ее осуществления;

принцип всеобщности мероприятий  в системе социальной защиты, так  как они распространяются на всех членов общества и граждан государства и предполагают обеспечение условий для доступа человека к трудовой деятельности, образованию, здравоохранению, культуре, физической культуре, спорту, туризму, санаторно-курортной сфере, жилищно-коммунальным и иным объектам социальной инфраструктуры и видам социальных услуг;

принцип непрерывности – социальная защита должна осуществляться на протяжении всей жизни человека;

принцип дифференцированности (адресности), означающий специфическую направленность мер социальной защиты в зависимости от уровня экономической самостоятельности человека, степени его трудоспособности, уровня дохода и других факторов.

Следует отметить, что реализация именно всех четырех обозначенных функций  и соблюдение вышеперечисленных  принципов обеспечивает комплексность мер, являющуюся основой построения эффективной системы социальной защиты населения в государстве. Причем, не смотря на то, что разработка и усиление экономических и реабилитационных мер имеет огромное значение в текущих условиях, необходимо уделять не меньшее внимание мерам предотвращения возможностей появления социальных рисков, так как именно результативность последних является гарантией благосостояния населения, роста уровня и качества жизни граждан, а также, в последствии, снижения затрат государства в данной сфере.

 

Библиографический список

 

Социальная защита в странах  Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с. 9.

ILO Convention No. 102. Social Security (Minimum Standards) Convention, 1952 [Электронныйресурс] // International LabourOrganisation, 1952. URL: http://www.ilocarib.org.tt/projects/cariblex/conventions_14.shtml (дата обращения: 25.11.2011).

Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы: Учеб.-метод. Пособие. – Казань: Казан.гос. технол. ун-т, 1995. – с. 19.

Бабич А.М., Егоров Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования: Курс лекций. – М.: ТЕИС, 1998. – с. 7.

Сулейманова Г.В. Социальное обеспечение  и социальное страхование. – М.: Экспертное Бюро, 1997. – с. 6.

Заяц О.В. Экономические основы социальной работы: Учеб.пособие. –  Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2003.

Социальная защита в странах  Европейского союза. История, организация, финансирование, проблемы / В.В. Антропов. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – с . 11.

Аверин А.Н. Государственная система  социальной защиты населения: Учебное  пособие. – М.: Изд-во РАГС, 2007. – с. 3.

Миронова Т.К. К вопросу об определении  понятия «социальная защита» // Трудовое право. – 2008. – № 3.

Сегодня можно говорить о множестве  социальных рисков, которые отражают многозначность этого термина. Социальные риски в несколько более широком  смысле имеющиеся в большинстве  общественных отношений, они используются в разных сферах и направлениях научных исследований (политика, экономика, национальная или информационная безопасность, юриспруденция и т. д.). Однако, несмотря на интенсивное развитие рискологии, до сих пор учеными не предложено единого общепринятого определения понятия социального риска. На сегодня известно около 1500 определений термина «риск». Наконец, само понятие социальный также понимают в широком (как таковой, осуществляемой в обществе) и узком (связан с основными условиями жизнедеятельности человека) его значении.

 

Понятие социального риска по праву  социального обеспечения базируется на узком понимании этой группы рисков как собственно социальных, т. е. таких, которые объективно нарушающие жизнедеятельность  человека и связанные с социально-экономическими факторами в государстве. Правовым основанием определения объективных обстоятельств, с наступлением которых лицо имеет право на социальное обеспечение именно как социальных рисков, по моему мнению, можно считать положение Основных направлений социальной политики на 1997-2000 годы. В частности, этого акта закрепляет, что государство гарантирует социальную защиту граждан от социальных и профессиональных рисков, связанных с потерей заработка, места работы, здоровье.

 

Система социальных рисков не является постоянной, она динамически изменяется в зависимости от развития государства и провозглашенных ею ценностей. Современный перечень социальных рисков, обусловливающие право лица на социальное обеспечение, признанный международным сообществом (Общая декларация прав человека (1948), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966), Европейская социальная хартия (1961), Конвенции Международной организации труда) и закреплен в национальном законодательстве (ст. 46 Конституции Украины).

 

В отечественной правовой литературе термин социальный риск как основание  возникновения права на социальное обеспечение, а, следовательно, как  объективный фактор возникновения  социально-обеспечительных правоотношений, впервые предложила использовать Н. Болотина.

 

Теория социального риска не является новой в отраслевой литературе. В свое время еще в 20-х годах  ее обосновывали Н. Вигдорчик, Н. Семашко, В. Догадов. За ней лицо получает право  на социальное обеспечение в случае наступления обстоятельств, которое общество трактует как правомерно основание участия неработающего в распределении коллективного продукта.

 

Категория социального риска стала  предметом исследований и современных  ученых. Так, В. Роик под понятием социальный риск понимает вероятность наступления материальной необеспеченности работников вследствие потери заработка и потери трудоспособности (профессиональные и общие заболевания, несчастные случаи как на производстве, так и вне его). Такое определение социального риска заслуживает внимания, однако не совсем верным при характеристике социального риска как института права социального обеспечения. Обосновывая понятие социального риска именно так, автор ограничивает круг потенциальных субъектов социально-обеспечительных правоотношений («только работники»), а также сужает перечень оснований, порождающих право на материальное социальное обеспечение («потеря зарплаты вследствие потери трудоспособности»). Очевиден тот факт, что на сегодня наряду с социально-экономическими причинами хранятся не менее важные основания осуществления государством функции социального обеспечения: физиологические (например, потребность социального обеспечения ребенка-инвалида) и демографические (социальное обеспечение семей с детьми). Уместно заметить, что такой социальный риск как безработица также не охватывается предложенной ученым дефиницией.

 

Т. Гарасимов одной из характеристик  социального риска по праву социального  обеспечения называет потерю трудоспособности лица. Такая позиция представляется не бесспорным, хотя бы потому, что потеря трудоспособности является лишь одной из объективных причин (наряду с такими, как невозможность найти подходящую работу, потеря кормильца) утраты лицом (не возможности обрести) средств к существованию.

 

Социальный риск - это вероятность  наступления материальной необеспеченности лица вследствие отсутствия заработка по объективным социально-значимых причинам, и в связи с дополнительными расходами по содержанию детей или других членов, а также по удовлетворению потребностей в медицинских или социальных услугах.

 

Социальные риски по праву социального  обеспечения характеризуются следующими признаками: 1) имеют исключительно  объективный характер: они наступают  независимо от воли лица и не могут  быть устранены ею самостоятельно через  внешние факторы, а не из любых субъективных причин, 2) ограничивают (или нарушают) жизнедеятельность человека и предопределяют ее социальную необеспеченность, 3) закреплены национальным законодательством как обстоятельства, вследствие наступления которых лицо может потребовать помощи государства или общества; 4) потенциально закономерными для каждого человека: обязательно или, как правило, случаются или могут произойти при определенных обстоятельствах.

 

Правовая природа социального  риска обусловливает особую природу  права социального обеспечения и определяет функции: предупреждение возможных материальных неурядиц лица или помощь лицу или членам его семьи, которые находятся в особом материальном или социальном положении.

 

Таким образом, социальный риск - это  закрепленная законодательством и признана обществом социально-значимой обстоятельство объективного характера, с наступлением которого граждане (члены их семей) могут потерять временно или навсегда средства к существованию или требуют дополнительного материального обеспечения и не могут самостоятельно ее избежать.

 

По критерию организационно-правовой формы социального обеспечения  социальные риски можно классифицировать на страховые, т. е. те, которые обеспечиваются в рамках системы социального (государственного и негосударственного) страхования и не страхования - обеспечиваются по программе социальной государственной поддержки.

 

По характеру можно выделить такие основные социальные риски: нетрудоспособность, безработица (частичная безработица, потеря кормильца и малообеспеченность.

 

Срок нетрудоспособности часто  встречается в национальном законодательстве при определении субъектов права  на тот или иной вид социального  обеспечения. Вместе с тем, законодательного закрепления этого понятия нет, что неоднократно приводило к  нерешенным проблемам в правоприменительной практике.

 

Нетрудоспособность - социально-физиологическое  состояние человека, который определяется ее объективной потерей или уменьшением  естественных функций организма  или снижением квалификации, значительным уменьшением объема или прекращением трудовой деятельности.

 

Содержание и вид нетрудоспособности определяется законодательно закрепленными  обстоятельствами, которые предопределяют ее наступления. Нетрудоспособность может  быть следствием различных по природе  юридических фактов: 1) общесоциальных: присущи каждому человеку, поскольку обусловлены ее физиологической и социальной природе (например, старость, беременность и роды, травма, не связанная с производством и т. д.) 2) профессиональных: является следствием или связанные с трудовой деятельностью, которую исполняла лицо (несчастный случай на производстве, профессиональное заболевание), 3) публичных: является следствием экономических, технических, социальных событий в конкретном государстве (техногенные катастрофы, военные конфликты и т. п.).

 

По моему мнению, нужно различать  объективно-физиологическую нетрудоспособность, то есть по состоянию здоровья или  при несовершеннолетию и объективно-юридической, т. е., когда закон позволяет уже  не работать независимо от того, может или не может человек выполнять определенную трудовую деятельность. Нетрудоспособность можно классифицировать также на реальную и презюмированную. Реальная отображается в процентах потери трудоспособности и определяется МСЭК. Презюмированная нетрудоспособность наступает при достижении законодательно установленного возраста. Презумпция возрастной нетрудоспособности лежит в основе пенсии по возрасту; презумпция потери профессиональной трудоспособности лежит в основе назначения пенсии за выслугу лет, а также пенсии по возрасту, который назначается на льготных условиях.

Информация о работе Понятие социального риска