Понятие социального риска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 08:52, контрольная работа

Краткое описание

Понятие "риск" неразрывно связано с хозяйственной деятельностью человека и насчитывает столько же лет, сколько существует цивилизация.
Его существование связано с невозможностью во многих случаях со 100% уверенностью предвидеть наступление тех или иных событий, которые могут не зависеть от наших желаний, действий, поступков. Несмотря на то, что риск присутствует практически во всех сферах человеческой деятельности, точно сформулировать его определение достаточно сложно.

Вложенные файлы: 1 файл

страхование.doc

— 275.00 Кб (Скачать файл)

 

СТРАХОВЫЕ СЛУЧАИ

 

СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Достижение пенсионного возраста

 

Пенсия по старости

 

Наступление инвалидности

 

Пенсия по инвалидности

 

Потеря кормильца

 

Пенсия по случаю потери кормильца

 

Смерть гражданина

 

Пособие на погребение

 

Беременность и роды

 

Пособие по беременности и родам

 

Рождение ребенка

 

Пособие при рождении ребенка

 

Уход за ребенком до 1,5 лет

 

Пособие по уходу за ребенком

 

Безработица

 

Пособие по безработице

 

3. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О государственном  пенсионном обеспечении» каК  ИСТОЧНИК ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации":

 

- устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации;

 

- регулирует правоотношения в  системе обязательного пенсионного  страхования;

 

- определяет правовое положение  субъектов обязательного пенсионного  страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

 

Согласно Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" , мы можем определить меру государственного обеспечения различных категорий населения.

 

Пенсия по государственному пенсионному  обеспечению - ежемесячная выплата  от государства в денежном выражении, которая выдается в соответствии с условиями и нормами, установленными законом, по определению права на данную выплату и которая предоставляется лицам с целью возмещения утраченного ими заработка или другого дохода после прекращения государственной службы по достижении выслуги, установленной законом, а также при уходе на трудовую пенсию по возрасту или инвалидности; либо с целью возмещения нанесенного вреда здоровью при прохождении военной службы, или в результате радиационных или техногенных катастроф, или в результате смерти кормильца для членов его семьи; или гражданам, утратившим трудоспособность в качестве компенсации их средств к существованию.

 

 

Граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, и члены их семей, - одна из категорий, на которую распространяется действие Федерального закона о государственном пенсионном обеспечении.

 

По государственному пенсионному  обеспечению существует несколько  видов выплат:

 

- пенсия за выслугу лет - федеральным  государственным служащим и военнослужащим;

 

- пенсия по старости - гражданам,  пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

 

- пенсия по инвалидности - военнослужащим, участникам ВОВ, гражданам, пострадавшим  в результате радиационных или  техногенных катастроф;

 

- социальная пенсия - нетрудоспособным  гражданам.

 

Если у гражданина есть право на получение нескольких видов пенсий, то в соответствии с законодательством РФ, устанавливается одна пенсия по их выбору, кроме следующих случаев.

 

Этот случай закрепляет право на одновременное получение двух пенсий для нетрудоспособных членов семей граждан, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. Тогда они могут получать и пенсию по случаю потери кормильца и трудовую пенсия по старости (инвалидности), если у них таковая имеется, лиюо пенсию по случаю потери кормильца и какую-то социальную пенсию. исключая, конечно же, социальную пенсию, назначаемую в связи со смертью кормильца.

 

Вне зависимости от получения от граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф, накопительной части трудовой пенсии, такие пенсии все равно устанавливаются, а затем им выплачиваются.

 

На финансирование пенсий по государственному пенсионному обеспечению средства расходуются из федерального бюджета.

 

После того, как возникло право  на пенсию, гражданин вправе обратиться за получением пенсии и, начиная со следующего месяца, с 1-го числа, ему обязаны ее установить и выплачивать.

 

Различают следующие сроки, на которые  устанавливается пенсия, по видам  пенсий:

 

- пенсия по старости назначается  до конца жизни;

 

- пенсия по инвалидности зависит от срока, на который ставится инвалидность;

 

- пенсия по случаю потери  кормильца выплачивается до того, как член семьи, получающий  ее, не станет трудоспособным.

 

4. УСЛОВИЯ НАЗНАЧЕНИЯ ПЕНСИЙ  ГРАЖДАНАМ, ПОСТРАДАВШИМ В РЕЗУЛЬТАТЕ  РАДИАЦИОННЫХ ИЛИ ТЕХНОГЕННЫХ КАТАСТРОФ, И ЧЛЕНАМ ИХ СЕМЕЙ

 

Право на пенсию имеют:

 

- граждане, получившие или перенесшие  лучевую болезнь и другие заболевания,  связанные с радиационным воздействием  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы;

 

- граждане, ставшие инвалидами  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС;

 

- граждане, принимавшие участие  в ликвидации последствий катастрофы  на Чернобыльской АЭС в зоне  отчуждения;

 

- граждане, занятые на эксплуатации Чернобыльской АЭС и работах в зоне отчуждения;

 

- граждане, эвакуированные из зоны  отчуждения и переселенные из  зоны отселения;

 

- граждане, постоянно проживающие  в зоне проживания с правом  на отселение;

 

- граждане, постоянно проживающие  в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом;

 

- граждане, постоянно проживающие  в зоне отселения до их переселения  в другие районы;

 

- граждане, занятые на работах  в зоне отселения;

 

- граждане, выехавшие в добровольном  порядке на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение;

 

- нетрудоспособные члены семей  граждан, получивших или перенесших  лучевую болезнь и другие заболевания,  связанные с радиационным воздействием  вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС или работами по ликвидации последствий указанной катастрофы; ставших инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения;

 

- граждане, пострадавшие в результате  других радиационных или техногенных катастроф, а также нетрудоспособные члены их семей.

 

5. Общий порядок применения законодательства; назначение пенсий гражданам,  пострадавшим в результате катастрофы  на Чернобыльской АЭС; порядок  включения разных периодов в  страховой стаж; установление различных видов пенсий

 

С 1 января 2002 г. вступил в силу Федеральный  закон от 15.12.01 № 166-ФЗ “О государственном  пенсионном обеспечении в Российской Федерации” (далее - Закон о государственном  пенсионном обеспечении), который регулирует вопрос предоставления пенсий различным категориям граждан за счет средств федерального бюджета.

 

Одной из категорий, на которую распространяется действие Закона о государственном  пенсионном обеспечении, являются граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф, и члены их семей.

 

Необходимо обратить внимание, что  в Законе речь идет о государственном  пенсионном обеспечении в отношении  всех радиационных или техногенных  катастроф, т. е. к тем, которые уже  произошли, и к тем, которые могут произойти в будущем. В то же время в части регулирования вопросов пенсионного обеспечения рассматриваемой категории граждан он имеет некоторые особенности. Одной из главных особенностей Закона о государственном пенсионном обеспечении является детальное рассмотрение пенсионного обеспечения лиц, его условия назначения и порядок выплаты для лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС. Для тех граждан, которые пострадали в результате иных радиационных или техногенных катастроф (в частности, это касается тех катастроф, которые могут произойти после вступления в силу данного Закона), Закон о государственном пенсионном обеспечении регулирует лишь общие, но при этом основные вопросы пенсионного обеспечения.

 

Поэтому, даже со вступлением в  силу Закона о государственном пенсионном обеспечении действие других законодательных актов о пенсионном обеспечении граждан, пострадавших в результате техногенных или радиационных катастроф, которые были приняты до 1 января 2002 г., не прекращается.

 

Таким образом, и после 1 января 2002 г. продолжают действовать Закон РФ от 15.05.91 № 1244-1 “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” (далее - Закон от 15.05.91), Федеральный закон от 26.11.98 № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» (далее - Закон от 26.11.98), Федеральный закон от 19.08.95 № 149-ФЗ “О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне” (действовал до 12 января 2002 г., а с 12 января 2002 г. действует Федеральный закон от 10.01.02 № 2-ФЗ “О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне”, далее - Закон от 10.01.02), постановление Верховного Совета РФ от 27.12.91 № 2123-1 «О распространении действия Закона РСФСР “О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС” на граждан из подразделений особого риска».

 

Все законодательные акты (кроме  Закона от 10.01.02), принятые после Закона от 15.05.91, построены по принципу распространения его отдельных норм на соответствующие категории граждан, предусмотренные этими законодательными актами. Значит, назначение пенсий по государственному пенсионному обеспечению лицам, пострадавшим в других техногенных и радиационным катастрофах, производится в том же порядке и в таких же размерах, как это установлено в данном Законе для лиц, подвергшихся воздействию радиации Чернобыльской АЭС, к которым они приравнены.

 

То есть все законодательные  акты, принятые до 1 января 2002 г., в т. ч. и Закон от 15.05.91, должны применяться в части, не противоречащей Закону о государственном пенсионном обеспечении.

 

Законом о государственном пенсионном обеспечении предусмотрено, например, в качестве условия назначения пенсии по старости, наличие необходимых 5 лет трудового стажа, что не соответствует Закону от 15.05.91. И такое условие является определяющим.

 

Однако Законом от 15.05.91 даны определения  категориям граждан, пострадавших в  результате катастрофы на Чернобыльской  АЭС, а также зонам радиоактивного загрязнения, на что указывается в Законе о государственном пенсионном обеспечении. Поэтому, для военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лицам, которые стали инвалидами из-за последствий чернобыльской катастрофы, условия для назначения пенсии могут осуществляться как для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы (п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона от 15.05.91).

 

Гражданам, пострадавшим в результате других радиационных или техногенных  катастроф, аналогично могут быть назначены  те же виды пенсий: пенсии по старости и пенсии по инвалидности, а членам их семей - по случаю потери кормильца.

 

Единственное, но существенное отличием в Законе о государственном пенсионном обеспечении в том, что для  граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, являются более широкие возможности назначения пенсий, чем для вышеназванных граждан.

 

6. Пенсия по старости

 

Для граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости может быть назначена  всем их категориям, просто она может быть назначена им по достижению разного возраста. Для тех, кто получил или перенес лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или с работами по ликвидации последствий указанной катастрофы пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет: мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет (т. е. на момент обращения за пенсией эти граждане могут не являться инвалидами), тот же предел установлен для лиц, которые были заняты на эксплуатации Чернобыльской АЭС и на работах в зоне отчуждения, пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет: мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - 50 лет.

 

Если вышеперечисленные граждане являются инвалидами, то вместо пенсии по инвалидности может быть назначена пенсия по старости при наличии трудового стажа не менее 5 лет: мужчинам - по достижении возраста 50 лет, женщинам - 45 лет.

 

Для других гражданам из числа пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы предусмотрен порядок, определенный Федеральным законом от 17.12.01 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации”, т. е. возраст уменьшается от 60 лет для мужчин и от 55 лет для женщин и пенсия по старости назначается при наличии трудового стажа не менее 5 лет, при этом с уменьшением возраста выхода на пенсию по старости, в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения, в порядке, предусмотренном Законом от 15.05.91.

 

Как уже отмечалось, необходимым  условием для назначения пенсии по старости, является наличие трудового  стажа продолжительностью не менее 5 лет. Порядок исчисления трудового  стажа можно найти в ст. 10 в  Законе о трудовых пенсиях. К трудовому стажу относят все периоды работ и (или) иной деятельности, несущую общественно-полезную нагрузку, если они:

 

- были выполнены на территории  Российского государства. Еще  необходимым условием является  уплата в Пенсионный Фонд Российской  Федерации работником страховых взносов в течение этих периодов

Информация о работе Понятие социального риска