Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа
В новой пенсионной системе важную роль стали играть негосударственные пенсионные фонды. А точнее добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах.
Что же такое негосударственные пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую реальную помощь могут оказать будущим пенсионерам?
Введение
Глава 1. Современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации.............................................................................................................4
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования.........................................................................8
2.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов....................................................................................................................8
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации..........13
Глава 3. Перспективное развитие НПФ........................................................15
Заключение.........................................................................................................20
Список использованной литературы............................................................21
• ведет бухгалтерский учет и осуществляет актуарные расчеты;
• производит выплаты негосударственных пенсий;
• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;
• предоставляет информацию о своей деятельности.
Вкладчики НПФ имеют право:
1) требовать от фонда исполнения обязательств фонда по пенсионному договору в полном объеме;
2) представлять перед фондом
свои интересы и интересы
3) требовать от фонда
перевода выкупных сумм в
Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке и размерах, которые предусмотрены правилами фонда и пенсионным договором.
НПФ обязан:
1) осуществлять учет своих
обязательств перед
2) выплачивать участникам
негосударственные пенсии в
3) переводить по поручению
вкладчика или участника
4) не принимать в одностороннем
порядке решения, нарушающие
НПФ осуществляет размещение
пенсионных резервов через
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации
Пенсионный фонд России (ПФР) и 129 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) распределяют между собой заботу о будущих пенсионерах примерно в соотношении 9:1. Несмотря на то что в 2009 году число клиентов НПФ в рамках обязательного пенсионного страхования увеличилось в 1,5 раза, сумма пенсионных накоплений в НПФ выросла на 35,8% (составила 67,3 млрд рублей). Сумма пенсионных резервов НПФ возросла на 7% (составила 495,1 млрд рублей), по-прежнему более 90% пенсионных накоплений сосредоточено в ПФР.
В системе НПФ распределение средств неравномерно: на 20 крупнейших фондов приходится 93% всех пенсионных резервов. (см. Приложение Б).
В настоящее время видно, что объем пенсионных резервов у активных НПФ с каждым годом растёт. Очень ярким примером среди НПФ является негосударственный пенсионный фонд «ГАЗФОНД». Образованный в октябре 1994 года НПФ «Газфонд» за прошедшие годы доказал свою социальную значимость и востребованность.
НПФ «ГАЗФОНД» — это крупнейший негосударственный фонд страны по объёму пенсионных резервов и один из наиболее активных участников системы негосударственного пенсионного обеспечения в стране.(см. Приложение В, таблицу 2.)
На втором месте по объёму пенсионных резервов, негосударственный пенсионнный фонд «Благосостояние», его показатели, также как и НПФ «ГАЗФОНД» с каждым годом только увеличиваются. ( см. Приложение В.)
В соответствии с законом
инвестируют эти средства на праве
доверительного управления пенсионными
накоплениями 58 управляющих компаний,
крупнейшей из которых является ВЭБ,
управляющий пенсионными
По данным Федеральной
службы по финансовым рынкам (ФСФР) России,
по состоянию на 01.11.2009 г. в систему
негосударственного пенсионного обеспечения
входят 173 фонда, 133 из которых зарегистрировали
заявления о намерении
Глава 3 Перспективное развитие НПФ
Дореформенная система пенсионного обеспечения в Российской Федерации обладала целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивала исполнение обязательств государства перед пенсионерами. Тому было много причин, и публикации на эту тему неоднократно появлялись и появляются в средствах массовой информации. Одной из них является большое число льготных пенсий (право выхода на пенсию раньше общеустановленного срока, льготные условия или размеры пенсий - их доля доходит до 20% от числа всех выплачиваемых пенсий). Так, до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» взносы, уплачиваемые за работающих в тяжелых условиях труда и относящихся к льготной категории граждан, по объему тождественны взносам, уплачиваемым за нельготные категории граждан. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Численность получающих эти пенсии составляет более 6 млн. человек. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходятся на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест вполне могут иметь относительно нормальные условия труда, и льготные пенсии, в большинстве случаев (по некоторым оценкам – до 70%), используются как существенная прибавка к заработной плате продолжающих трудовую деятельность работников. Кроме того, подчеркнем, что эти льготы не носят страхового характера. Проблему неоправданно раздутого перечня работников, имеющих право на получение льготных нестраховых пенсий, необходимо решать путем отмены неоправданных льгот, которые не ведут к потере трудоспособности к моменту достижения льготного возраста. Поэтому перевод части льготных категорий граждан на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение обусловлен объективной реальностью.
В соответствии с нормами указанного закона лицам, занятым на работах с особыми условиями труда и отдельными видами профессиональной деятельности, предусматривается сохранить право на назначение пенсии ранее общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, проработавшим на соответствующих видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются профессиональные пенсии, сформированные в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем. Обязательное профессиональное пенсионное страхование и обеспечение планируется осуществлять на накопительной основе за счет дополнительных страховых взносов, уплачиваемых работодателем. Важным институтом, уже обладающим реальным опытом накопительного финансирования пенсий в современной России, являются именно негосударственные формы коллективных инвестиций. Кроме того, напомним, что политическая функция государства обеспечение защиты того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Наряду с этим необходима реализация негосударственных способов и форм социальной защиты одно из важных и перспективных направлений становления новой эффективной системы социальной защиты, соответствующей природе демократического гражданского общества. Данные формы должны быть дополняющими по отношению к государственным, и составлять единую органичную систему. Поэтому логично, что профессиональные пенсионные системы могут создаваться работодателем с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственного пенсионного фонда, а в дальнейшем и иных финансовых структур (вероятнее всего страховые компании и ПИФы), таким образом передавая существенный объем прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников.
Данные тенденции, направленные
на усиление внимания к негосударственным
накопительным схемам вызывают у
многих определенные опасения. Действительно,
рынок пенсионных услуг в Российской
Федерации в силу ряда объективных
причин развит недостаточно, участниками
пенсионных фондов является около 6% населения
Российской Федерации, и большинство
из них работает на предприятиях, обеспечивающих
дополнительные пенсии своим работникам.
О потенциальных возможностях рынка
негосударственных пенсионных услуг
говорит тот факт, что в развитых
западных странах вкладчиками в
негосударственные пенсионные планы
являются около 70 % работающего населения.
Таким образом, постепенное внедрение
негосударственных институтов в
комплексную систему
Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К формам его реализации относятся как пенсионные системы отдельных организаций, отраслей экономики и территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение граждан, производящих в негосударственных пенсионных фондах накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение.
Деятельность
Заключение
До 2002 года в нашей стране действовала распределительная пенсионная система. В рамках этой системы все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем в Пенсионный фонд России и шли в «общий котел». Они не участвовали в процессе инвестирования, а сразу распределялись на всех граждан, ныне получающих пенсию. Размер пенсии не зависел от трудового вклада конкретного человека.
Сейчас государство предлагает
разделить потоки, направляемые на
пенсионное обеспечение. Часть пенсионных
отчислений, так называемая накопительная
составляющая трудовой пенсии, поступает
уже не в общий фонд, а на индивидуальный
лицевой пенсионный накопительный
счет. Таким образом, Вы, работая, начинаете
накапливать себе на пенсию. В этом
и заключается суть накопительной
системы пенсионного
С 01 января 2002 года отчисления работодателей в Пенсионный фонд России делятся на две части: одна половина идет на выплаты пенсионерам, вторая половина накапливается на именном счете каждого работающего. В конце года каждый работающий гражданин сможет по своему выбору либо оставить свою накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде России, либо вкладывать ее в любой Негосударственный пенсионный фонд с целью получать в будущем негосударственную пенсию.
Негосударственные пенсионные
фонды включаются в общую систему
пенсионного обеспечения
Список использованной литературы
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ред. от 30.06.2009)
Федеральный закон
от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О
Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 года № 73 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.09.2007 № 583, от 16.04.2008 № 270, от 28.08.2009 № 702)
Негосударственные пенсионные фонды: реальность и перспективы // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ – 2006. - № 11 (299).
Негосударственные пенсионные фонды: перспективы развития // журнал «Финансы». – 2004 .- №3.
Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов – М.: ЭКСМО, 2006.
Приложение А.
Схема 1. Формирования трудовой пенсии.
Индексируется
Приложение Б.
Таблица 1. Основные данные о деятельности НПФ на 01.07.2009 год. (по 5 крупнейшим НПФ)[3]
Краткое название НПФ | Название региона | Кол-во застрахов. лиц по ОПС | Кол-во участников по НПО | Пенс. резервы (тыс.руб.) |
НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" | Москва | 82972 | 278970 | 10775317 |
Ханты-мансийский НПФ | Ханты-Мансийский ао | 88639 | 257628 | 23070420 |
НОНПФ "Благосостояние" | Москва | 924586 | 1264191 | 90108047 |
НПФ "ГАЗФОНД" | Москва | 173692 | 191721 | 236804564 |
НПФ Электроэнергетики | Москва | 234325 | 524325 | 17428060 |
Приложение В.
График 1. Объем пенсионных резервов НПФ «Благосостояние»[4] (млрд.рублей)