Негосударственные пенсионные фонды в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 09:14, курсовая работа

Краткое описание

В новой пенсионной системе важную роль стали играть негосударственные пенсионные фонды. А точнее добровольные пенсионные взносы работодателя в пользу своих работников и личные накопления граждан в негосударственных пенсионных фондах.
Что же такое негосударственные пенсионные фонды, которые с 2004 года принимают участие в реализации пенсионной реформы, как они работают и какую реальную помощь могут оказать будущим пенсионерам?

Содержание

Введение
Глава 1. Современное состояние пенсионного страхования в Российской Федерации.............................................................................................................4
Глава 2. Негосударственные пенсионные фонды в России: особенности создания и функционирования.........................................................................8
2.1 Сущность и функции состояния негосударственных пенсионных фондов....................................................................................................................8
2.2 Негосударственные пенсионные фонды в Российской Федерации..........13
Глава 3. Перспективное развитие НПФ........................................................15
Заключение.........................................................................................................20
Список использованной литературы............................................................21

Вложенные файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (5).docx

— 42.00 Кб (Скачать файл)

• ведет бухгалтерский  учет и осуществляет актуарные расчеты;

• производит выплаты негосударственных  пенсий;

• осуществляет контроль за своевременным и полным поступлением средств в фонд и исполнением своих обязательств перед участниками;

• предоставляет информацию о своей деятельности.

 Вкладчики НПФ имеют  право: 

1) требовать от фонда  исполнения обязательств фонда  по пенсионному договору в  полном объеме;

2) представлять перед фондом  свои интересы и интересы своих  участников, обжаловать действия  фонда; 

3) требовать от фонда  перевода выкупных сумм в другой  фонд в соответствии с правилами  фонда и пенсионным договором. 

Вкладчики НПФ вносят взносы только денежными средствами в порядке  и размерах, которые предусмотрены  правилами фонда и пенсионным договором.

НПФ обязан:

1) осуществлять учет своих  обязательств перед вкладчиками  и участниками в форме ведения  пенсионных счетов и учет пенсионных  резервов, предоставлять вкладчикам  и участникам информацию о  состоянии солидарных или именных  пенсионных счетов;

2) выплачивать участникам  негосударственные пенсии в соответствии  с условиями пенсионных договоров; 

3) переводить по поручению  вкладчика или участника выкупную  сумму в другой фонд в соответствии  с условиями пенсионного договора;

4) не принимать в одностороннем  порядке решения, нарушающие права  вкладчиков или участников.

 НПФ осуществляет размещение  пенсионных резервов через управляющего, который обеспечивает возврат  переданных ему фондом пенсионных  резервов по договорам доверительного  управления и другим договорам  в соответствии с законодательством,  кроме случаев размещения пенсионных  резервов в государственные ценные  бумаги, ценные бумаги субъектов  РФ, банковские депозиты и др.

 

2.2 Негосударственные пенсионные  фонды в Российской Федерации

 

Пенсионный фонд России (ПФР) и 129 негосударственных пенсионных фондов (НПФ) распределяют между собой  заботу о будущих пенсионерах  примерно в соотношении 9:1. Несмотря на то что в 2009 году число клиентов НПФ в рамках обязательного пенсионного  страхования увеличилось в 1,5 раза, сумма пенсионных накоплений в НПФ  выросла на 35,8% (составила 67,3 млрд рублей). Сумма пенсионных резервов НПФ возросла на 7% (составила 495,1 млрд рублей), по-прежнему более 90% пенсионных накоплений сосредоточено в ПФР.

В системе НПФ распределение  средств неравномерно: на 20 крупнейших фондов приходится 93% всех пенсионных резервов. (см. Приложение Б).

В настоящее время видно, что объем пенсионных резервов у активных НПФ с каждым годом растёт. Очень ярким примером среди НПФ является негосударственный пенсионный фонд  «ГАЗФОНД». Образованный в октябре 1994 года НПФ «Газфонд» за прошедшие годы доказал свою социальную значимость и востребованность.

НПФ «ГАЗФОНД» — это  крупнейший негосударственный фонд страны по объёму пенсионных резервов и один из наиболее активных участников системы негосударственного пенсионного  обеспечения в стране.(см. Приложение В, таблицу 2.)

На втором месте по объёму пенсионных резервов,  негосударственный  пенсионнный фонд «Благосостояние», его показатели, также как и НПФ «ГАЗФОНД» с каждым годом только увеличиваются. ( см. Приложение В.)

В соответствии с законом  инвестируют эти средства на праве  доверительного управления пенсионными  накоплениями 58 управляющих компаний, крупнейшей из которых является ВЭБ, управляющий пенсионными средствами ПФР.

По данным Федеральной  службы по финансовым рынкам (ФСФР) России, по состоянию на 01.11.2009 г. в систему  негосударственного пенсионного обеспечения  входят 173 фонда, 133 из которых зарегистрировали заявления о намерении осуществлять деятельность по обязательному пенсионному  страхованию в качестве страховщика. Собственное имущество фондов составляет 651,7 млн. рублей, пенсионные накопления — 67,3 млн. рублей.

 

Глава 3 Перспективное развитие НПФ

 

Дореформенная система пенсионного  обеспечения в Российской Федерации  обладала целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивала исполнение обязательств государства  перед пенсионерами. Тому было много  причин, и публикации на эту тему неоднократно появлялись и появляются в средствах массовой информации. Одной из них является большое  число льготных пенсий (право выхода на пенсию раньше общеустановленного срока, льготные условия или размеры  пенсий - их доля доходит до 20% от числа  всех выплачиваемых пенсий). Так, до вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.01 г. «О трудовых пенсиях  в Российской Федерации» взносы, уплачиваемые за работающих в тяжелых условиях труда и относящихся к льготной категории граждан, по объему тождественны взносам, уплачиваемым за нельготные категории граждан. В настоящее время насчитывается около 1700 наименований профессий и должностей, дающих право на получение льготных пенсий. Численность получающих эти пенсии составляет более 6 млн. человек. Почти 60% рабочих мест, дающих право на льготную пенсию, приходятся на металлургию, машиностроение, химическую и нефтехимическую промышленность. При этом по оценкам экспертов, до 30% включенных в списки рабочих мест вполне могут иметь относительно нормальные условия труда, и льготные пенсии, в большинстве случаев (по некоторым оценкам – до 70%), используются как существенная прибавка к заработной плате продолжающих трудовую деятельность работников. Кроме того, подчеркнем, что эти льготы не носят страхового характера. Проблему неоправданно раздутого перечня работников, имеющих право на получение льготных нестраховых пенсий, необходимо решать путем отмены неоправданных льгот, которые не ведут к потере трудоспособности к моменту достижения льготного возраста. Поэтому перевод части льготных категорий граждан на дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение обусловлен объективной реальностью.

В соответствии с нормами  указанного закона лицам, занятым на работах с особыми условиями  труда и отдельными видами профессиональной деятельности, предусматривается сохранить  право на назначение пенсии ранее  общеустановленного пенсионного возраста. Лицам, проработавшим на соответствующих  видах работ менее половины требуемого срока, а также принятым для выполнения этих работ после 1 января 2003 года, устанавливаются  профессиональные пенсии, сформированные в рамках обязательных профессиональных пенсионных систем. Обязательное профессиональное пенсионное страхование и обеспечение  планируется осуществлять на накопительной  основе за счет дополнительных страховых  взносов, уплачиваемых работодателем. Важным институтом, уже обладающим реальным опытом накопительного финансирования пенсий в современной России, являются именно негосударственные формы коллективных инвестиций. Кроме того, напомним, что политическая функция государства обеспечение защиты того предела в социальном положении, нарушение которого обрушивает социальную устойчивость общества. Наряду с этим необходима реализация негосударственных способов и форм социальной защиты одно из важных и перспективных направлений становления новой эффективной системы социальной защиты, соответствующей природе демократического гражданского общества. Данные формы должны быть дополняющими по отношению к государственным, и составлять единую органичную систему. Поэтому логично, что профессиональные пенсионные системы могут создаваться работодателем с участием Пенсионного фонда Российской Федерации, негосударственного пенсионного фонда, а в дальнейшем и иных финансовых структур (вероятнее всего страховые компании и ПИФы), таким образом передавая существенный объем прав и ответственности в этой сфере в компетенцию работодателей и работников.

Данные тенденции, направленные на усиление внимания к негосударственным  накопительным схемам вызывают у  многих определенные опасения. Действительно, рынок пенсионных услуг в Российской Федерации в силу ряда объективных  причин развит недостаточно, участниками  пенсионных фондов является около 6% населения  Российской Федерации, и большинство  из них работает на предприятиях, обеспечивающих дополнительные пенсии своим работникам. О потенциальных возможностях рынка  негосударственных пенсионных услуг  говорит тот факт, что в развитых западных странах вкладчиками в  негосударственные пенсионные планы  являются около 70 % работающего населения. Таким образом, постепенное внедрение  негосударственных институтов в  комплексную систему пенсионного  обеспечения, является общей тенденцией для всех развитых государств. Во всех экономически развитых странах пенсионное обеспечение не является исключительно  государственной монополией. Сегодня  регулируемый государством и финансируемый  работодателями и частными лицами корпоративные  и личные пенсионные планы начинают играть все более важную роль и  в России. Эти планы становятся составной частью коллективных договоров  регулирующих отношения между работодателем  и работником. Вне зависимости  от того, какую степень ответственности  в негосударственных пенсионных схемах берет на себя государство, главная  его задача - создание институциональных  основ и регулирование всей совокупности этих схем. Важно усиление гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, в том числе государственных. Первостепенное значение должно быть уделено проблеме создания такой  инвестиционной инфраструктуры и правил, при которых будут обеспечены надежность, сохранность, ликвидность  и доходность инвестированного пенсионного  резерва.

Добровольное пенсионное обеспечение уже сейчас осуществляется в весьма разнообразных формах. К  формам его реализации относятся  как пенсионные системы отдельных  организаций, отраслей экономики и  территорий, созданные на базе существующих негосударственных пенсионных фондов, так и личное пенсионное обеспечение  граждан, производящих в негосударственных  пенсионных фондах накопление средств  на свое дополнительное пенсионное обеспечение.

Деятельность негосударственных  пенсионных фондов, которые являются социальными некоммерческими институтами, регулируется Федеральным законом  от 07.05.98 г. «О негосударственных пенсионных фондах». Исключительный вид деятельности НПФ определен, как негосударственное  пенсионное обеспечение населения. Благодаря детально разработанной  нормативной правовой базе сегодня  ни один финансовый институт в Российской Федерации не подвергается настолько пристальному надзору со стороны государства. Кроме того, такого количества обширных и разнообразных гарантий, как у НПФ, нет ни у одного финансового института, включая страховые компании, коммерческие банки, инвестиционные компании и т.д. Так размещение пенсионных резервов осуществляется через управляющие компании, а контроль за деятельностью по размещению пенсионных резервов осуществляет специализированный депозитарий. Кроме того, на основании «Правил размещения пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (Постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 года № 73) жестко регламентированы условия инвестирования по размеру и классам активов, а также предусмотрено создание обязательного страхового резерва, обеспечивающего дополнительные гарантии при «ошибочной инвестиционной политике фонда». Вместе с тем, разумное инвестирование средств пенсионных накоплений направленное на увеличение валового внутреннего продукта в значительной степени позволит решить проблему нехватки инвестиционных ресурсов и даст стимул развитию реального сектора экономики страны. И, наконец, НПФ не может быть ликвидирован до момента всех выплат по своим обязательствам, т. е. выплат всех пенсий и выкупных сумм.

 

Заключение

 

До 2002 года в нашей стране действовала распределительная  пенсионная система. В рамках этой системы  все средства, направляемые на пенсионное обеспечение, перечислялись работодателем  в Пенсионный фонд России и шли  в «общий котел». Они не участвовали  в процессе инвестирования, а сразу  распределялись на всех граждан, ныне получающих пенсию. Размер пенсии не зависел  от трудового вклада конкретного  человека.

Сейчас государство предлагает разделить потоки, направляемые на пенсионное обеспечение. Часть пенсионных отчислений, так называемая накопительная  составляющая трудовой пенсии, поступает  уже не в общий фонд, а на индивидуальный лицевой пенсионный накопительный  счет. Таким образом, Вы, работая, начинаете  накапливать себе на пенсию. В этом и заключается суть накопительной  системы пенсионного обеспечения.

С 01 января 2002 года отчисления работодателей в Пенсионный фонд России делятся на две части: одна половина идет на выплаты пенсионерам, вторая половина накапливается на именном  счете каждого работающего. В  конце года каждый работающий гражданин  сможет по своему выбору либо оставить свою накопительную часть пенсии в Пенсионном фонде России, либо вкладывать ее в любой Негосударственный  пенсионный фонд с целью получать в будущем негосударственную  пенсию.

Негосударственные пенсионные фонды включаются в общую систему  пенсионного обеспечения России. Их задачей является помочь каждому  работающему гражданину накапливать  деньги на негосударственную пенсию, которая выплачивается вне зависимости  от государственной пенсии.

 

Список использованной литературы

 

   Федеральный закон  от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О  трудовых пенсиях в Российской  Федерации» (ред. от 30.06.2009)

  

   Федеральный закон  от 7 мая 1998г. № 75-ФЗ «О негосударственных  пенсионных фондах» (в ред.  Федеральных законов от 12.02.2001 №  18-ФЗ,от 21.03.2002 № 31-ФЗ, от 10.01.2003 № 14-ФЗ,от 02.12.2004 № 155-ФЗ, от 09.05.2005 № 48-ФЗ, от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 06.12.2007 № 334-ФЗ, от 30.04.2008 №  55-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 18.07.2009 № 182-ФЗ)

  

   Постановление Правительства  Российской Федерации от 1 февраля  2007 года № 73 (в ред. Постановлений  Правительства РФ от 11.09.2007 № 583, от 16.04.2008 № 270, от 28.08.2009 № 702)

  

   Негосударственные  пенсионные фонды: реальность  и перспективы // Аналитический  вестник Совета Федерации ФС  РФ – 2006. - № 11 (299).

  

   Негосударственные  пенсионные фонды: перспективы  развития // журнал «Финансы». –  2004 .- №3.

  

   Аранжереев М. М. Как обеспечить достойную старость или возможности негосударственных пенсионных фондов – М.: ЭКСМО, 2006.

  

 

Приложение А.

Схема 1. Формирования трудовой пенсии.

 

 

 

 

 

  Индексируется

 

Приложение Б.

 

Таблица 1. Основные данные о  деятельности НПФ на 01.07.2009 год. (по 5 крупнейшим НПФ)[3]

 

 Краткое название НПФ      | Название региона      | Кол-во застрахов. лиц по ОПС      | Кол-во участников  по НПО       | Пенс. резервы (тыс.руб.)     |

 НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"      | Москва      | 82972      | 278970      | 10775317      |

 Ханты-мансийский НПФ      | Ханты-Мансийский ао      | 88639     | 257628     | 23070420     |

 НОНПФ "Благосостояние"      | Москва     | 924586     | 1264191      | 90108047      |

 НПФ "ГАЗФОНД"      | Москва     | 173692     | 191721     | 236804564      |

 НПФ Электроэнергетики      | Москва      | 234325     | 524325     | 17428060     |

 

Приложение В.

 

График 1.  Объем пенсионных резервов НПФ «Благосостояние»[4] (млрд.рублей)

Информация о работе Негосударственные пенсионные фонды в РФ