Государственное страхование и его место на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка и рынков США, Великобритании и Германии, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.
Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение теоретических основ государственного страхования;
современного состояния страхового рынка;
проблем и перспектив развития страхового рынка России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы государственного страхования на страховом рынке...7
Понятие, место и структура страхового рынка..........................................7
Функции и роль страхования как экономической категории..................13
Государственное регулирование страховой деятельности......................16
Современное состояние страхового рынка........................................................22
2.1 Становление и современное состояние рынка страховых услуг в России.......................................................................................................................22
2.2 Оценка развития современного страхового рынка РФ............................38
2.3 Страхование в США, Великобритании и Германии................................41
Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.......................49
3.1 Трудности и перспективы развития страхового дела в РФ.....................49
3.2 Мероприятия по совершенствованию страхования в РФ........................51
Заключение..............................................................................................................56
Список используемой литературы........................................................................59

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное страхование и его место на страховом рынке.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Большим источником привлечения клиентуры страховых компаний служит работа независимых страховых брокеров, обслуживающих различные страховые компании. Широко представлена прямая продажа страховых полисов, осуществляемая непосредственно из офисов страховых компаний.

Все действующие в  Германии национальные и иностранные  страховые компании подлежат обязательному государственному страховому надзору со стороны Федерального ведомства надзора за деятельностью страховых компаний (BAV), расположенного в Берлине. Страховые компании, учрежденные в отдельных федеральных землях, подлежат страховому надзору со стороны уполномоченных на то земельными властями органов

Обязательное страхование  в Германии носит относительно ограниченный характер. Федеральное законодательство Германии устанавливает обязательное страхование работодателя за ущерб наемным работникам, причиненный производственной травмой или вредными условиями труда и обязательное страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств за ущерб перед третьими лицами в результате дорожно-транспортного происшествия. Обязательное страхование профессиональной ответственности авиационных перевозчиков и диспетчеров по управлению движением гражданских воздушных судов, бухгалтеров, охотников, операторов атомных энергетических установок, потребителей атомной энергии и радиоактивных изотопов, товаропроизводителей (продуцентов) фармацевтической продукции. Кроме того, в некоторых федеральных землях Германии установлено обязательное страхование строений от огня независимо от формы их собственности.

Страховым предприятием считаются предприятия, имеющие предметом своей деятельности страхование рисков, т.е. гарантирование страхователям права на возмещение ущерба. Исходя из этого некоторые формы страховых союзов, например, кассы взаимопомощи, не предусматривающие для своих членов возмещения ущерба, в основном никогда при таких условиях надзору не подлежат.  
Перестраховочные акционерные общества подлежат только ограниченному финансовому надзору (§ 1 абз. 2 Закона о страховом надзоре). Иностранные перестраховщики в Германии вообще не поднадзорны, т.е. могут действовать трансгранично, без каких-либо форм коммерческого присутствия на территории Германии, к ним не применяется никаких ограничений.

Регламентация деятельности страховых посредников в Германии минимальна. Регистрации в органах страхового надзора подлежат только страховые брокеры (маклеры). В Германии три разновидности страховых агентов:

  • агенты, состоящие в трудовых отношениях со страховой компанией;
  • страховые представители: исключительный, т.е. работающий на одну компанию, и комбинированный, работающий на несколько страховщиков;
  • агенты-совместители. 
                По законодательству их деятельность никак не регулируется органами страхового надзора, но полностью регулируется договорными отношениями между страховщиком и агентом.

Германская система  регулирования страхового рынка  является одной из старейших в  Европе, развивается в рамках континентального права и по праву считается  самой жесткой. Несмотря на федеративное государственное устройство, система  регулирования строго централизована, регулирование практически полностью осуществляется на федеральном уровне.

Особое значение для  страхового рынка имело объединение  Германии. Оно создало определенные трудности в системе социального  страхования и вместе с тем  оказало большое положительное влияние на рынок коммерческого страхования. Страховщики Западной Германии получили большое неосвоенное страховое поле и начали активную работу на нем, открывая на присоединенных федеральных землях свои филиалы и представительства.

Страхование в зарубежных странах представляет собой часть международного страхового рынка. Вместе с тем оно является важным сектором национальных экономик, обеспечивая перераспределение 8—12% валового национального продукта. Аккумулируемые через страхование денежные средства служит источником крупных инвестиций. Финансовые потоки страховых компаний в значительной мере ориентированы на обслуживание государственного внутреннего долга. Государственное регулирование страховой деятельности за рубежом в основном направлено на контроль за финансовой стороной работы страховых компаний.

 

 

 

    1. Проблемы и перспективы развития страхового рынка России

3.1 Трудности  и перспективы развития страхового  дела в РФ

 

Российский страховой  рынок стремительно растет — реальные взносы (без учета налогосберегающих схем, страхованием фактически не являющихся) ежегодно увеличиваются темпами, превышающими 30%. Бурный рост объемов страховых премий может ввести в благостную иллюзию, что и дальше будет так же. Между тем значительное число страховщиков не видят долгосрочных перспектив своего развития, решают исключительно краткосрочные задачи, объявляя своей целью экстенсивный рост премий и доли рынка за счет демпинга и продажу в среднесрочной перспективе зарубежному инвестору. Низкий уровень капитализации российских страховщиков и слабость национального перестраховочного рынка способствуют формированию зависимости экономики страны от мировых финансовых рынков и постепенному превращению российских страховых компаний в посредников.

Подобное развитие событий неминуемо приведет к тому, что страховая отрасль нашей страны не только потеряет свой суверенитет, но и не сможет удовлетворить увеличивающиеся потребности российской экономики в страховой защите. Такой рост не является благоприятным для экономики России.

Экономике Российской Федерации нужен мощный национальный страховой рынок, который бы развивался за счет добровольных видов страхования и неценовой конкуренции, фундаментом стабильности и успешной динамики которого явилась бы значительная, в разы превышающая нынешнее состояние, капитализация отечественных страховщиков. Необходимые для достижения этой модели шаги сформулированы в концепции развития страхового рынка как части финансовой системы РФ, разработанной рейтинговым агентством «Эксперт РА» совместно с Ассоциацией региональных банков «Россия».

Развитие страхового рынка, способного удовлетворить все  потребности растущей и усложняющейся  экономики России, возможно только при выполнении двух ключевых принципов, заложенных в концепции: страхование  активов по их реальной стоимости и установление единой экономической стоимости жизни для возмещения вреда жизни и здоровью по всем видам страхования.

Страховой рынок РФ должен быть открытым, но при этом сохранить  свой суверенитет. Рынок страхования  гораздо важнее, чем, например, сегмент производства автомобилей. Не будет отечественных автопроизводителей — это отрицательным образом будет влиять на экономику страны. Если лишиться национального страхового рынка, то Россия потеряет конкурентные преимущества в других областях, увеличит системные риски в экономике. Мощный страховой рынок возможен при появлении в России по-настоящему крупных национальных игроков — страховых компаний, способных эффективно конкурировать с зарубежными страховщиками. Без значительного повышения капитализации, причем уже в ближайшее время, суверенитет страхового рынка будет потерян. По данным Банка России, собственные средства российских страховщиков в 2009 году составляли 208,3 млрд рублей (8,5 млрд долларов), сократившись по сравнению с 2008 годом на 6,4%.

Чтобы принять возрастающий объем рисков и выстоять в ужесточающейся конкурентной борьбе, страховые компании должны значительно увеличить размер собственного удержания за счет роста  собственных средств. Совокупный уставный капитал российских страховых компаний к 2020 году должен достигнуть как минимум 750 млрд рублей в ценах 2009 года (30,6 млрд долларов), то есть вырасти в 4,4 раза, а величина совокупных активов отрасли в 2020 году — не менее 3,3 трлн рублей в ценах 2009 года (134,4 млрд долларов) против 675 млрд рублей (25,6 млрд долларов) на начало 2009 года.

Российскому перестраховочному  рынку надлежит стать крупным  региональным перестраховочным центром, ориентируясь в своем развитии на значительное повышение роли специализированных перестраховщиков. На рынке должны появиться крупные национальные игроки (частично поддерживаемые за счет государства), способные брать на себя очень значительные риски. В числе важнейших задач государства — устранение институциональных ограничений на прием взносов по входящему перестрахованию из-за рубежа. В таких условиях взносы по входящему перестрахованию будут расти опережающими темпами, вплоть до 750 млрд рублей (30,6 млрд долларов) в 2020 году.

 

3.2 Мероприятия по совершенствованию страхования в РФ

 

В будущем основой российского страхового рынка должно стать добровольное страхование. Необходимо пересмотреть принципы действия существующих видов обязательного страхования в пользу рыночных механизмов, а роль обязательных видов страхования в развитии российского страхового рынка должна постепенно снижаться. Доля обязательных видов страхования в совокупных страховых взносах к 2020 году не должна превышать 25%. Однако это не значит, что сейчас нам следует вовсе отказаться от новых обязательных видов. Например, страхование ответственности эксплуатантов особо опасных объектов или некоторые другие виды страхования ответственности — это как раз те случаи, где обязательное страхование уместно. На первом этапе эти виды станут локомотивом развития, а затем будут необходимы изменения и реформы для повышения эффективности. Вмененное страхование, в более эффективный способ обеспечения защиты интересов третьих лиц силу большей гибкости, по сравнению с законодательно регламентируемыми обязательными видами страхования. Замена лицензирования и сертификации продукции вмененными видами страхования позволит решить и задачу повышения качества работ и услуг. Здесь важнейшим вопросом является проработка расчета тарификации и условий, чтобы не повторить ошибки системы ОСАГО.

Реформирование ОСАГО должно идти по пути либерализации тарифов: через передачу функций по установлению тарифов по ОСАГО саморегулируемой организации участников рынка, который ежегодно пересматривает тарифы к полному переходу на рыночный механизм формирования тарифов. Лимиты ответственности по ОСАГО необходимо рассчитывать с учетом экономической стоимости жизни.

Для обеспечения непрерывности  производства и поддержания социальной стабильности в обществе необходимо минимизировать уровень недострахования  рисков в экономике. К 2020 году уровень страховой защиты рисков, традиционно подлежащих страхованию в развитых странах, должен приблизиться к 100%, а совокупный объем рынка — достигнуть в ценах 2007 года 3 трлн рублей (122,2 млрд долларов), или 4% от ВВП. Страхование вместо создания внебюджетных фондов или прямого финансирования устранения последствий техногенных или природных катастроф, аварий и прочих событий — это единственный путь снизить нагрузку на государственные финансы при повышении эффективности управления рисками.

Рост роли страхования  как необходимого условия нормального  функционирования всей российской экономики  должен сопровождаться повышением требований, предъявляемых к надежности и  транспарентности российских страховых  компаний. Оценку уровня достаточности  собственных средств страховщиков следует осуществлять на основе принципов Solvency II, разработанных Международной ассоциацией органов страхового надзора. Кроме того, необходимо подготовить и внедрить в практику работы страховщиков стандарты риск-менеджмента, включающие актуарный аудит и проведение инвестиционных комитетов при размещении средств страховых резервов (управление рыночными, кредитными рисками, рисками ликвидности). Также в течение двух-трех лет необходимо введение требований предоставления отчетности по МСФО и расширение требований по финансовой устойчивости и рейтингам надежности в требованиях тендеров и аккредитаций.

Конкуренция между игроками страхового рынка должна происходить  прежде всего неценовыми методами, рынку необходимо избавиться от демпинга, завышенных агентских комиссий и «откатов». Многое зависит от самих компаний. А ФАС в свою очередь может более активно бороться именно с такими проявлениями недобросовестной конкуренции и, напротив, несколько смягчить свою позицию относительно соглашений страховщиков и банков.

Что касается последних  новостей страхования, то хотелось бы отметить следующие:

  •       Госдума на пленарном заседании в среду приняла во втором и третьем чтениях закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам установления тарифов страховых взносов в государственные внебюджетные фонды".

 

                Законом  предусматривается снижение максимального  тарифа взносов для основной  массы плательщиков с 34% до 30%. В Пенсионный фонд России (ПФР) будет зачисляться 22%, в Фонд социального страхования (ФСС) - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) - 5,1%.               

 Предполагается введение  ставки 10% для зарплат свыше 512 тыс. рублей, исчисленных накопленным итогом с начала года. Платежи будут зачисляться только в ПФР.               

 Поправками также  предусматривается снижение в  2012-2013 годах тарифов до 20% для организаций и индивидуальных предпринимателей (ИП), применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), по утверждаемому законом перечню основных видов экономической деятельности. При этом перечень дополняется деятельностью в сфере транспорта и связи, производства гнутых стальных профилей и стальной проволоки, розничной торговли фармацевтическими и медицинскими товарами, ортопедическими изделиями. Ранее предполагалось установить этот тариф и на 2011 год, однако он повышается поправками до 26% на этот год.               

 На 2012-2013 годы тариф в 20% устанавливается также для применяющих ЕНВД аптечных организаций и ИП фармацевтической деятельности, некоммерческих организаций, занимающихся социальным обслуживанием населения, и благотворительных организаций.                

 Тариф в 30% на 2012 и 2013 годы устанавливается для компаний, оказывающих инжиниринговые услуги. Документом прописаны требования к таким компаниям.                

 В целях обеспечения  в полном объеме прав застрахованных  по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию компенсация выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов осуществляется за счет трансфертов из федерального бюджета.                

Информация о работе Государственное страхование и его место на страховом рынке