Государственное страхование и его место на страховом рынке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 23:04, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является комплексное изучение страхового рынка России. При этом будут решены следующие задачи: рассмотрены теоретические основы функционирования рынка страховых услуг, в частности его место в финансовой системе, функции и структура; разобрано современное состояние российского страхового рынка и рынков США, Великобритании и Германии, проанализированы проблемы и рассмотрены перспективы развития страхования в РФ.
Основными задачами курсовой работы являются:
рассмотрение теоретических основ государственного страхования;
современного состояния страхового рынка;
проблем и перспектив развития страхового рынка России.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Теоретические основы государственного страхования на страховом рынке...7
Понятие, место и структура страхового рынка..........................................7
Функции и роль страхования как экономической категории..................13
Государственное регулирование страховой деятельности......................16
Современное состояние страхового рынка........................................................22
2.1 Становление и современное состояние рынка страховых услуг в России.......................................................................................................................22
2.2 Оценка развития современного страхового рынка РФ............................38
2.3 Страхование в США, Великобритании и Германии................................41
Проблемы и перспективы развития страхового рынка России.......................49
3.1 Трудности и перспективы развития страхового дела в РФ.....................49
3.2 Мероприятия по совершенствованию страхования в РФ........................51
Заключение..............................................................................................................56
Список используемой литературы........................................................................59

Вложенные файлы: 1 файл

Государственное страхование и его место на страховом рынке.doc

— 360.50 Кб (Скачать файл)

Известно, что в 2010 году даже административно сдерживаемая потребительская инфляция значительно подросла, а в первой половине 2011 года происходит буквально «ценовое цунами», поэтому, скорее всего, в перспективе рост страховых сумм также будет существенным.

Такой рост не зависит от профессионализма и активности участников страховых отношений. Фактически, можно с уверенностью говорить о том, что важным фактором, определяющим изменение количественных показателей российского страхового рынка, является высокая инфляция. Поэтому, не следует увлекаться излюбленными некоторыми экспертами сравнениями темпов роста российского страхового рынка и экономики в целом – за якобы «опережающими» темпами роста страхования стоят вполне прозаические причины.

Значительное влияние  «инфляционного» фактора на динамику показателей развития страхования свидетельствует о невысоком качестве страховых отношений.

Об этом же говорит  слабо контролируемый рост расходов на ведение дела в отечественных страховых компаниях. В течение нескольких последних лет страховщики неуклонно наращивали собственные расходы на ведение дела, темпы прироста которых значительно опережали темпы роста и сборов страховых премий, и выплат.

Еще летом 2009 г. отмечалось, что «как минимум, с 2003- 2004 гг. (то есть со времени вступления в действие закона об ОСАГО) на российском страховом рынке устойчиво наблюдалось значительное опережение темпов роста РВД (прежде всего, зарплат) над темпами роста поступлений страховых премий. Этот процесс принял во многих страховых компаниях по сути неуправляемый характер».

Наибольшую тревогу  вызывает тенденция падения общественной значимости страхования. Еще за несколько лет до обострения глобального экономического кризиса ставка на принуждение страхователей привела к формированию тенденции на общее сокращение востребованности страхования в обществе, а также к развитию принудительного страхования за счет добровольного (табл.2).

Таблица 2              Доля сборов страховых премий

              

Год

Доля сборов

страховых премий

в ВВП (без учета ОМС), %

Всего

по добровольному

страхованию

2005

1,62

1,35

2006

1,51

1,25

2007

1,46

1,22

2008

1,34

1,13

2009

1,31

1,08


 

Отечественное страхование  в его нынешнем качестве не выдерживает  также международных сравнений. Доля страховых взносов в ВВП РФ (без учета ОМС) в настоящее время самая низкая среди стран БРИК (в 2,4 раза ниже, чем в Бразилии, в 2,6 раза ниже, чем в Китае и почти в 4 раза ниже, чем в Индии), а по сравнению со странами, входящими в G-7, этот показатель ниже, в среднем, в 6,7 раза (табл.3).

Не выдерживает современный  страховой рынок РФ сравнения  и с российским страховым рынком 20-летней давности: «статистические  данные за 1990 год свидетельствуют, что  в расчете на 1 000 человек действовало 834 договора добровольного страхования. Страхованием жизни было охвачено 78% численности рабочих, служащих и колхозников, 57% хозяйств страховали строения, 44% семей — домашнее имущество и столько же собственников — свои автомобили». На совещании же по вопросам развития страхования 30 августа 2010 г. Президент РФ Д.А. Медведев был вынужден констатировать, что « из домов, которые пострадали от пожаров, только 15 процентов были застрахованы» и что в целом по стране «застраховано менее десяти процентов недвижимости».

 

Таблица 3                   Международные сравнения

 

Страна /

Группа 

     стран

Доля в

сборах         премий

на мировом

страховом

рынке, %

Страховая

премия

на душу

населения,

долл. США

 Доля

сборов

страховых

премий 

в

ВВП, %

Россия

0,97

114,22

1,31

Бразилия

1,20

251,70

3,10

Индия

1,60

54,30

5,20

Китай

4,01

121,20

3,40

G7

67,50

3 670,80

8,71

EC

36,44

2 774,60

8,42


 

Приведенные выше данные об уровне развития страхования 20 лет  назад в очередной раз опровергают  мифы о «недоразвитом» «менталитете»  и «низкой страховой культуре»  русского народа в качестве причины неразвитости страховых отношений. Рассуждения на эту тему – верный признак дилетантства.

Основные причины снижения общественной значимости страхования заключаются в низкой и нестабильной платежеспособности потенциальных потребителей страховых услуг, а также в их устойчивом недоверии страховщикам, вызванном тем, что далеко не все из них готовы в реальности учитывать интересы страхователей.

Таким образом, анализ статистических данных показывает, что кризисные  явления начали нарастать на российском рынке еще за несколько лет до обострения проблем в мировой экономике: особенно четко они проявились после введения ОСАГО, то есть вскоре после того, как в развитии страхования приоритетной стала ставка на принуждение страхователей при одновременном игнорировании фундаментальных основ их рыночного поведения, прежде всего, игнорировании их ограниченной платежеспособности.

Это заставляет искать причины  обострения кризиса российского  страхования и его дальнейшего  неизбежного развития не вне страны и не «в проклятом прошлом», а «внутри» самой современной модели российского страхования, где, несмотря на планы масштабного внедрения обязательного страхования, доминирует идеология не развития, а перераспределения, где все возрастающую роль играет принуждение, а значит, нарастает опасность игнорирования интересов потребителей.

В последнее время  весьма популярными в страховой  среде стали упования на скорое введение ряда обязательных видов страхования  за счет средств потребителей как  на локомотив, который выведет отечественное страхование из кризиса.

Оценивая реалистичность этих надежд следует помнить о том, что  страховой рынок – это система  отношений, главным источником функционирования которой является страхователь. От состояния этого источника зависит  состояние всего страхового рынка, а развитие страхования в любой форме будет происходить только в меру того, что сможет этот источник обеспечить. Насколько можно судить, страховое сообщество крайне мало озабочено сегодня реальной оценкой состояния, в котором находится главный источник его существования. Это по меньшей мере недальновидно.

Опасность того, что в  дальнейшем динамика процессов на российском рынке страхования будет заключаться  в примитивном замещении добровольного  страхования принудительным при  одновременном снижении общественной востребованности страховой защиты, представляется вполне реальной. Такое качество страхового рынка едва ли можно считать удовлетворительным.

Прежде всего, при оценке перспектив посткризисного развития отечественного страхового рынка и, в частности, при проектировании масштабного внедрения у нас в стране обязательного страхования за счет средств потребителей необходимо выработать адекватное представление о том состоянии, к которому придет российская экономика в обозримом будущем.

Складывается впечатление, что многие путают развитие страхования  в нашей стране с ростом доходов  у страховщиков от введения обязательных видов страхования за счет средств  потребителей без учета реального  состояния последних. В таком  виде широкомасштабное развитие обязательного страхования будет консервировать устаревшую неэффективную модель рынка, игнорирующую интересы потребителей. Есть опасность, что на этой основе может развиться механизм неэквивалентного перераспределения общественных ресурсов, что может привести к возникновению новых противоречий на страховом рынке и к дискредитации страхования в целом.  
Думается, что без повышения качества страховых отношений масштабное введение обязательных видов страхования не приведет в посткризисной перспективе к реальному развитию рынка, к росту значения страхования для современного российского общества.

При этом следует учитывать, что  по справедливой оценке главного экономиста Сбербанка К.В.Юдаевой «наиболее  очевидная» посткризисная перспектива  России при сохранении основ проводимой у нас социально-экономической политики, - это превращение российской экономики в «ресурсную экономику среднего размера».

Сегодня еще более  жесткие, но вполне обоснованные оценки дает член правления ИНСОР, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН , проф. Е.Ш. Гонтмахер, считающий, что фактически единственный остающийся жизнеспособным в посткризисной перспективе «сырьевой сектор и близкие к нему производства: металлургия, автосборка» смогут «вместе с обслуживающими структурами … обеспечить какое-то подобие приличной жизни не более чем для 15-20% российского населения» . Вот каким может оказаться состояние главного источника развития страхования в реальной перспективе.

При этом не следует забывать, что  на самом деле мировой экономический кризис еще не вступил в свою главную фазу: пока мы живем в условиях завершения первого этапа его острой стадии, Это – этап примитивного «залива деньгами» экономических диспропорций и вытекающих из них проблем. «Симптоматическое лечение», проведенное в рамках этого этапа, привело к незначительному снижению остроты внешних проявлений кризиса, которое многочисленные пиарщики-пропагандисты, как и ожидалось, поспешили объявить завершением кризиса как такового.

Происходить это восстановление будет путем уменьшения платежеспособного спроса со стороны предприятий и домашних хозяйств, то есть путем дальнейшего сокращения потребления, падения уровня жизни и т.п. практически во всех странах, не исключая и РФ.

Таким образом, в обозримом будущем бизнес столкнется с дальнейшим обострением экономических, социальных и вытекающих из них проблем, с сокращением своей рентабельной доходной базы. Следует отметить, что пока есть основания считать, что развитие всех этих процессов не выйдет слишком далеко за среднесрочную перспективу, и 2015 год может оказаться в этом смысле поворотным.

Пока же складывается впечатление, что при выработке политики по развитию отечественного страхования  обозначенные выше фундаментальные  экономические факторы (прежде всего, динамика платежеспособного спроса) должным образом не учитываются: внедрение обязательных видов страхования, предполагающих увеличение финансовой нагрузки на потребителей, планируется проводить при одновременном сокращении их платежеспособности, которое объективно будет вызвано дальнейшим развитием кризиса.

Судя по информации, получаемой в  настоящее время, наиболее вероятный  сценарий развития событий – это  активизация процессов передела платежеспособной клиентской базы рынка  под «брэндом» его «консолидации» и соответствующее обострение противоречий как между самими страховщиками, так и между страховщиками и потребителями их услуг.

Существует вероятность того, что  это может еще более обострить  проблему общественного недоверия  к страхованию, породить новые проблемы, и привести к необходимости нарастающего вмешательства государства в их разрешение в «ручном» режиме. Но это – чрезвычайное явление. Поэтому следует предусмотреть развитие рыночных механизмов эффективного разрешения существующих, возникающих и потенциальных противоречий. В свою очередь, развитие таких механизмов следует рассматривать как модернизацию рынка, необходимую для его посткризисного функционирования.

В поисках путей выхода следует  обратить особое внимание на справедливое заявление Президента РФ о том, что «развитие страхового рынка и развитые институты страхования – это символ цивилизованного государства, и это имеет прямое значение как для деятельности наших компаний, так и для жизни обычных людей». Это заявление заставляет обратить особое внимание на опыт развитых в страховом отношении стран, то есть стран со сложившимися цивилизованными рынками.

Следует отметить, что, без  преувеличения, главным свойством цивилизованных страховых рынков является развитость посреднической деятельности. По данным исследования, проведенного недавно по заказу BIPAR (Европейской федерации страховых посредников, членом которой является российская Ассоциация профессиональных страховых брокеров) в 20 странах ЕС, страховыми посредниками было генерировано в 2008 году более 80% общего объема страховых премий. Сегодня неразвитость посреднической деятельности на страховом рынке, игнорирование посредников и их интересов – это исключение, а не правило, поэтому при формировании в России цивилизованного страхового рынка нельзя допустить его маргинализации по принципу отношения к посредникам.

Информация о работе Государственное страхование и его место на страховом рынке