Государственное регулирование в страховании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 10:19, реферат

Краткое описание

Страховая деятельность является одним из видов предпринимательской деятельности. С развитием рыночной экономики государство уходит от прямого вмешательства в дела предпринимателей, оставляя за собой лишь вопросы регулирования предпринимательской деятельности в целом.
Тем не менее, особенности страховой деятельности обуславливают необходимость повышенного внимания со стороны государства к ней. Страховая деятельность – это не только вид предпринимательской деятельности, но это и один из механизмов регулирования экономики.

Содержание

Ведение……………………………………………………………………......................3

Цели и назначение государственного регулирования страховой деятельности. Формы и методы государственного регулирования страхования……………………………………………………………………....4

Организация страхового надзора в РФ. Основные функции, права и обязанности органов страхового надзора ………………………………….......6

Лицензирование страховой деятельности………………………………….......8
Санкции страхового надзора за нарушение страхового законодательства...10
Антимонопольное регулирование страховой деятельности в РФ…………...12

Заключение………………………………………………………………………….......16

Список литературы……………………………………………………………………..18

Вложенные файлы: 1 файл

Страхование.docx

— 49.16 Кб (Скачать файл)

11) другие  предусмотренные документы.

Для получения  лицензии на осуществление взаимного  страхования соискатель лицензии (некоммерческая организация) представляет в орган  страхового надзора:

1) заявление  о предоставлении лицензии;

2) устав общества  взаимного страхования;

3) документ  о государственной регистрации  общества взаимного страхования  в качестве юридического лица;

4) сведения  о председателе правления, директоре,  главном бухгалтере, председателе  ревизионной комиссии (ревизоре) общества  взаимного страхования;

5) положение  о формировании страховых резервов;

6) правила  страхования по видам страхования,  установленным Законом и внесенным  в устав общества взаимного  страхования, за исключением видов  страхования, предусмотренных подпунктами  1 - 5 пункта 1 статьи 32.9 Закона, с приложением  образцов используемых документов (если уставом общества предусмотрено  заключение договора страхования).

Для получения  лицензии на осуществление страховой  брокерской деятельности соискатель лицензии представляет в орган страхового надзора:

1) заявление  о предоставлении лицензии;

2) документ  о государственной регистрации  соискателя лицензии в качестве  юридического лица или индивидуального  предпринимателя;

3) учредительные  документы соискателя лицензии - юридического лица;

4) образцы  договоров, необходимых для осуществления  страховой брокерской деятельности;

5) документы,  подтверждающие квалификацию работников  страхового брокера и квалификацию  страхового брокера - индивидуального  предпринимателя.

Определенные  в Законе перечни документов, представляемых соискателями лицензий для получения лицензий, являются исчерпывающими. В целях проверки полученной информации орган страхового надзора вправе направлять в организации запросы в письменной форме о предоставлении (в пределах их компетенции) информации, касающейся документов, представленных соискателем лицензии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

При представлении  в надлежащей форме всех документов орган страхового надзора выдает соискателю лицензии уведомление в  письменной форме о приеме документов. Принятие решения о выдаче лицензии или об отказе в выдаче лицензии осуществляется органом страхового надзора в срок, не превышающий 60 дней с даты получения органом страхового надзора всех предусмотренных документов. О принятии решения орган страхового надзора обязан сообщить соискателю лицензии в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения.

Документы, представляемые субъектами страхового дела в орган страхового надзора, должны быть составлены на русском  языке.

4. Санкции страхового надзора за  нарушение страхового законодательства.

При выявлении  нарушений страховыми организациями  страхового законодательства, орган  государственного надзора за страховой  деятельностью вправе применять  к ним соответствующие санкции: предписания, ограничения и приостановление  действия лицензии, отзыв лицензии, а также вправе обратиться в арбитражный  суд с иском о ликвидации страховщика  как юридического лица [6]. Данные права  установлены в Постановлении  Правительства РФ «Об утверждении  Положения о Федеральной службе страхового надзора». Так, в соответствии с п. 5.6 данного Положения, Федеральная служба страхового надзора уполномочена выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания субъектам страхового дела при выявлении нарушений ими страхового законодательства. В соответствии с п. 5.7 Положения Федеральная служба страхового надзора обращается в случаях, предусмотренных законом, в суд с исками о ликвидации субъекта страхового дела - юридического лица или о прекращении субъектом страхового дела - физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.В п. 6.6. Федеральной службе страхового надзора даётся право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

К мерам ограничительного, предупредительного и профилактического  характера можно отнести меры, предусмотренные Законом РФ «Об  организации страхового дела в Российской Федерации». Так, в статье 32.3 данного  Закона предусмотрены основания  для отказа соискателю лицензии в  выдаче лицензии. К таковым, например, относятся:

1) наличие  неисполненного предписания органа  страхового надзора;

2) наличие  у руководителей (в том числе  единоличного исполнительного органа) или главного бухгалтера соискателя  лицензии неснятой или непогашенной  судимости.

Кроме этого, в статье 32.4 Закона устанавливаются  основания для аннулирования  лицензии или для отмены решения  о выдаче лицензии. К таковым, в  частности, относится установление до момента выдачи лицензии факта  представления соискателем лицензии недостоверной информации.

В силу статьи 32.6 Закона при выявлении нарушения  страхового законодательства субъекту страхового дела органом страхового надзора дается предписание об устранении нарушения (далее - предписание). Предписание  дается в случае:

1) осуществления  субъектом страхового дела деятельности, запрещенной законодательством,  а также деятельности с нарушением  условий, установленных для выдачи  лицензии;

2) несоблюдения  страховщиком страхового законодательства  в части формирования и размещения  средств страховых резервов, иных гарантирующих осуществление страховых выплат фондов;

3) несоблюдения  страховщиком установленных требований  к обеспечению нормативного соотношения  активов и принятых обязательств, иных установленных требований  к обеспечению финансовой устойчивости  и платежеспособности;

4) нарушения  субъектом страхового дела установленных  требований о представлении в  орган страхового надзора и  (или) его территориальный орган  установленной отчетности;

5) непредставления  субъектом страхового дела в  установленный срок документов, затребованных в порядке осуществления  страхового надзора в пределах  компетенции органа страхового  надзора;

6) установления  факта представления субъектом  страхового дела в орган страхового  надзора и (или) его территориальный  орган неполной и (или) недостоверной  информации;

7) других  случаях, предусмотренных в 2. 1 ст. 32.6 закона.

Субъект страхового дела в установленный предписанием срок представляет в орган страхового надзора документы, подтверждающие устранение выявленных нарушений. В случае неисполнения предписания надлежащим образом или в установленный срок, а также в случае уклонения субъекта страхового дела от получения предписания действие лицензии ограничивается или приостанавливается в порядке, установленном Законом.

Ограничение действия лицензии страховщика означает запрет на заключение договоров страхования  по отдельным видам страхования, договоров перестрахования, а также  внесение изменений, влекущих за собой  увеличение обязательств страховщика, в соответствующие договоры. Приостановление действия лицензии субъекта страхового дела означает запрет на заключение договоров страхования, договоров перестрахования, договоров по оказанию услуг страхового брокера, а также внесение изменений, влекущих за собой увеличение обязательств субъекта страхового дела, в соответствующие договоры.

5. Антимонопольное регулирование  страховой деятельности в РФ.

 

Антимонопольное регулирование страховой деятельности осуществляется в целях защиты конкуренции  на рынке страховых услуг. В соответствии со статьёй 31 Закона РФ «Об организации  страховой деятельности в Российской Федерации, предупреждение, ограничение  и пресечение монополистической  деятельности и недобросовестной конкуренции  на страховом рынке обеспечивается федеральным антимонопольным органом  в соответствии с антимонопольным  законодательством Российской Федерации.

Основы антимонопольного законодательства определяются Федеральным  законом от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [2]. Данный Федеральный  закон (ст. 4) определяет основные понятия  в области защиты конкуренции, в  частности, на юридическом уровне закрепляются такие понятия как «конкуренция», «недобросовестная конкуренция», «монополистическая деятельность» и др.

К методам  антимонопольного регулирования страховой  деятельности можно отнести:

1) государственный  контроль за соблюдением законодательства в страховой деятельности;

2) установление  запрета на злоупотребление хозяйствующим  субъектом доминирующим положением, на ограничивающие конкуренцию  соглашения или согласованные  действия хозяйствующих субъектов,  на недобросовестную конкуренцию  и т.п.;

3) стимулирование  конкуренции.

Доминирующим  положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп  лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим  субъектам (группам лиц) возможность  оказывать решающее влияние на общие  условия обращения товара на соответствующем  товарном рынке, и (или) устранять с  этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам.

Условия и  правила признания доминирующего  положения страховой организации  определены постановлением Правительства  РФ от 9 июня 2007 г. № 359 [3].

Доминирующим  признается положение страховой  организации на товарном рынке, дающее такой организации возможность  оказывать решающее влияние на общие  условия обращения страховой  услуги на соответствующем рынке, и (или) устранять с товарного рынка  других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять им доступ на товарный рынок.

Доминирующее  положение на товарном рынке нескольких страховых организаций, входящих в  группу лиц, действующих в границах товарного рынка, устанавливается  в совокупности для группы лиц.

С учетом относительного размера долей на соответствующем  товарном рынке, принадлежащих конкурентам, доминирующим признается положение  страховой организации, в отношении  которой выполняются в совокупности следующие условия:

1) доля страховой  организации превышает 10 процентов  на единственном в Российской  Федерации товарном рынке либо 20 процентов на товарном рынке,  обращающийся на котором товар  обращается также на иных товарных  рынках в Российской Федерации;

2) доля финансовой  организации на товарном рынке  в течение длительного периода  времени (не менее одного года  или в течение срока существования  соответствующего товарного рынка,  если такой срок составляет  менее одного года) увеличивается  и (или) неизменно превышает  10 процентов на единственном в  Российской Федерации товарном  рынке либо 20 процентов на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарныхрынках в Российской Федерации.

Установление  доминирующего положения страховой  организации включает в себя следующие  этапы:

1) установление  сферы обращения страховой услуги  путем определения границ соответствующего  товарного рынка на основе  исследования спроса и предложения  страховой услуги;

2) определение  объема страховых услуг и долей  страховых организаций на соответствующем  товарном рынке;

3) установление  наличия условий признания доминирующим положения страховой организации.

Определение границ товарного рынка осуществляется путем определения вида страховой  услуги, не имеющей замены, либо совокупности взаимозаменяемых страховых услуг, сравнимых по их функциональному  назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно  заменяет или готов заменить одну страховую услугу другой при потреблении, а также определения территории, в границах которой исходя из экономической, технической или иной возможности приобретателя обращается страховая услуга (страховые услуги).

В целях расчета  объема страховых услуг на товарном рынке основным показателем (в стоимостном  выражении) является объем собранной  страховой организацией страховой  премии по каждому виду страхования  за отчетный период.

В целях расчета  объема финансовых услуг на товарном рынке кроме основного показателя могут также использоваться иные показатели деятельности страховых  организаций, рассчитываемые на основании  данных финансово-экономической, статистической и другой отчетности этих организаций.

Информация о работе Государственное регулирование в страховании